Начну с того, что представлюсь.
Я – математик, преподаватель университета с большим стажем. Начала преподавать еще в России, а теперь стала профессором в голландском университете.
Знаете ли вы, что огромное количество людей работают только ради того, чтобы обеспечить средства к существованию? Я – представитель того самого меньшинства счастливчиков, которые по-настоящему любят свою работу. Мне нравится работать со студентами. Нравится, когда в их голове в какой-то момент происходит щелчок, и им вдруг становится понятно то, что еще неделю назад казалось полнейшей абракадаброй. Нравится видеть, как быстро спадает с них подростковая шелуха, как они начинают по-взрослому ценить то, что по-настоящему важно: ум, талант, ответственность, хорошо сделанную работу.
Я не могу определить в нескольких словах, что такое высшее образование. Но я знаю: это именно то, что происходит с моими студентами за пять лет университета. Я считаю за честь, что мне позволено участвовать в этом процессе. И пусть студентам-машиностроителям никогда в их рабочей жизни не понадобится теория вероятностей, которую я преподаю. Я знаю, что мои лекции и экзамены не пройдут для них без следа – это тоже часть процесса. И пусть мои студенты станут умнее и успешнее меня. Нет большего счастья для учителей, чем успешные, состоявшиеся ученики! А в университет придут новые студенты, которые потом станут умнее и успешнее предыдущих.
Я – фанат высшего образования. И даже не пытайтесь доказать мне, что на свете есть дело более прекрасное!
Сегодняшних абитуриентов ждут несколько замечательных лет, которые многие потом вспоминают как лучшие годы жизни. Как извлечь из этой колоссальной возможности максимальную пользу и радость?
По роду профессии я много путешествую, общаюсь с коллегами – преподавателями университетов из разных стран и много знаю о системе высшего образования в самых разных уголках мира. Но особенно хорошо, изнутри, я знаю российскую и голландскую системы.
В Голландии школы и университеты уделяют огромное внимание тому, чтобы помочь старшеклассникам с выбором вуза. И мне очень захотелось помочь выпускникам российских школ.
Я вижу по собственной дочери-старшекласснице, насколько необходима эта помощь. На что нужно обращать внимание при выборе специальности? Какая информация, кроме проходного балла, особенно важна при выборе вуза? Чему нужно учиться в институте, а что – набирать на практике? Каковы плюсы и минусы гуманитарного, социально-экономического и технического образования? Где, кроме науки, необходимы знания по математике, физике, химии, биологии? Нормально ли это, когда девушка идет в институт за корочкой или за мужем? Как реализовать неограниченные возможности нашего времени?
Я не сомневаюсь, что смогу вам помочь если не выбрать специальность, то хотя бы успокоиться и почувствовать уверенность. Но для начала расскажу, как я сама в свое время выбирала университет. Доверие за доверие.
Я – та самая отличница, которой все предметы были одинаково интересны. Или неинтересны. Из всех предметов все-таки выделялись математика и литература. Мехмат или филфак. Хорошенький разброс! Наконец к решению подтолкнула бабушка. Она сказала, что если мне нравится математика, то нет более подходящего образования: математика – это специальность и фундаментальная, и универсальная. Да, мне повезло. Бабушка – учительница с огромным стажем, дедушка – профессор. Их советов стоило послушать, и, забегая вперед, скажу, что они попали в самую точку. Я выбрала математику и ни разу об этом не пожалела (хотя и испытала некоторые сомнения, когда моя младшая сестра поступила-таки на филфак).
Ну, хорошо, значит, математика. Где, в каком университете? Пытаться поступать в МГУ или оставаться в родном Нижнем Новгороде, где тоже хороший университет? Из двух вариантов я выбрала… третий. Решила поступать в Питере. Почему? Потому что у меня была очень оригинальная подруга, с которой я вместе была в физматлагере. Там мы подружились с заведующим компьютерным залом, к которому потом весь учебный год раз в неделю приходили посидеть за компьютером. Компьютеров дома у людей тогда не было. И Интернета тогда, кстати, тоже еще или почти не было. Мы занимались тем, что писали программы, которые рисовали трехмерные картинки. Но речь не об этом. У подруги была старшая сестра, тоже довольно большая оригиналка. Она уехала учиться в Питер на математико-механический факультет госуниверситета. Подруга с восторгом рассказывала о сестре и ее жизни в Питере. Сама подруга тоже собиралась туда поступать. Ну, и я заодно. Я тогда еще была влюблена в мальчика, который не обращал на меня никакого внимания, и я подумала – чем дальше от него, тем лучше. Вот таким образом я – серьезная девочка, золотая медалистка физматшколы – принимала одно из главных решений в моей жизни!
Итак, я приехала в Питер. На дворе 1989 год. Назовите родителям эту дату и посмотрите, как их лица перекосит от воспоминаний о ночных очередях за курицей и сахаром по талонам, по килограмму на человека в месяц. Я приехала в Питер вместе с мамой. Подала документы и отправилась на электричке в Петергоф, где, собственно, и располагался матмех. Нашла подругу, посмотрела, как живет ее сестра. Общежитие меня не пугало, мне хотелось самостоятельной студенческой жизни. Но во всем вместе как-то ощущалось что-то неправильное. Если общежитие, то почему все-таки в Питере, а не в Москве? У подруги здесь сестра и какая-то родня, а мне податься совершенно некуда. Было не по себе. А мама, конечно, волновалась, как я буду выживать одна в Петергофе при тотальном дефиците продуктов и талонной системе. И стоит ли оно того, когда в родном городе есть хороший университет? Мы с мамой вернулись из Петергофа в растерянности. Как я была рада, что она со мной!
Мы проговорили весь вечер: оставаться или ехать домой? Наконец мама сказала: «Я не знаю. Мне будет неспокойно, если ты будешь здесь. Но решать тебе. Если ты хочешь учиться в Питере – пожалуйста. Иначе нужно завтра забирать документы и срочно ехать в Нижний». Мама легла спать, оставив меня наедине с моими сомнениями.
Прием документов в Нижегородском университете заканчивался через два дня, значит, решать нужно было сегодня, прямо сейчас. Я не могла сомкнуть глаз. Наконец встала, вытащила из сумки ручку, нашла листок бумаги. Этот листок я расчертила на четыре квадрата. В одной колонке написала: Нижний Новгород. В другой: Питер. Потом в каждой колонке в верхнем квадратике я написала все плюсы, а в нижнем – все минусы, которые только могла придумать. После этого в каждом квадратике каждый пункт я оценила по десятибалльной шкале, закрыв остальные три, чтобы оценки в разных квадратиках не влияли друг на друга. После этого я сложила все плюсы и минусы в каждой колонке. Нижний Новгород победил с отрывом в один балл! И я почувствовала, как на душе сразу полегчало. Верный признак правильного решения! Я вернулась в кровать и тут же уснула, а утром помчалась забирать документы и покупать билеты на поезд.
Я подала документы на факультет вычислительной математики и кибернетики Нижегородского государственного университета за час до закрытия приемной комиссии.
Это решение, естественно, повлекло за собой другие решения и события. Не могу сказать, что все прошло гладко. Например, на первом курсе я вышла замуж по большой любви, но в конце концов брак не сложился. Я ушла от мужа, уехала в Голландию, одна растила дочь. Потом вышла замуж снова, опять по любви, за своего коллегу-математика. И теперь преподаю высшую математику на голландском языке голландским студентам.
Я не знаю, что было бы, если бы я осталась в Питере. Но исходя из здравого смысла и жизненного опыта я практически уверена, что в чем-то я бы выиграла, а в чем-то проиграла. Наверное, у меня была бы другая жизнь. Ну и что? Возможных сценариев много, а прожить нам дано всего лишь один. И мы никогда не узнаем, был ли этот вариант самым успешным и счастливым.
Моя жизнь во многом складывается удачно. У меня любящая семья и любимая работа, за которую к тому же вполне пристойно платят. И хоть это и не миллионные доходы, мне хватает, а к большим деньгам я никогда не стремилась.
Я езжу по всему миру: побывала и в Америке, и в Австралии, хорошо знаю Париж и Нью-Йорк. У меня много интересных знакомых и друзей. Я довольна этим сценарием во всех отношениях. А значит, сомневаться, а тем более думать о том, что могло бы быть, нет никакого смысла!