Глава 1 Формирование интереса подростков и молодёжи к занятиям олимпийскими видами спорта как педагогическая проблема

1.1. Формирование интереса подростков и молодёжи к занятиям олимпийскими видами спорта как задача государственного значения

В последнее десятилетие государство стало уделять особенно пристальное внимание поиску новых направлений и способов развития физической культуры и спорта в нашей стране. Это нашло своё отражение как в нормативных правовых документах, так и в высказываниях первых лиц государства и отрасли «Физическая культура и спорт».

С целью выявления позиции лидеров нашей страны, руководящих работников, а также признанных учёных и практиков отрасли «Физическая культура и спорт» по проблеме формирования интереса к различным видам спорта со стороны подростков и молодёжи нами были проведены подборка и качественный контент-анализ нормативных правовых документов, подписанных за последние 10 лет лидерами государства, а также речей и выступлений (на заседаниях, конференциях, круглых столах, встречах, в блогах и неформальной обстановке) вышеперечисленных лиц, определяющих политику Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

В ходе качественного контент-анализа нормативных правовых актов, подписанных за последние 10 лет лидерами государства, был установлен перечень документов, в которых поднималась интересующая нас проблема, а именно:

● Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с поправками, подписанными Президентом РФ В.В. Путиным 23 июня 2014 года1;

● Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (Пр-2248ГС от 21 октября 2008 г.), в числе основных задач которой обозначены «разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, … популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта». Одним из основных целевых ориентиров стратегии является «увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе – с 34,5 процента до 60 процентов и на втором этапе – до 80 процентов)»2;

● Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ с Комитетом национальных и неолимпийских видов спорта России, подписанное 7 июля 2011 года3;

● Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года (№ 2245-р от 17 октября 2018 года), где одной из приоритетных целей является «повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения РФ мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки»4.

Содержание вышеперечисленных документов свидетельствует о том, что государство считает важным и необходимым повышение массовости физической культуры и спорта, формирование интереса и мотивации детей, подростков и молодёжи к физкультурно-спортивной деятельности, привлечение подрастающего поколения к занятиям различными (в первую очередь, олимпийскими) видами спорта.

Нами также была произведена подборка из 11 речей (выступлений) лидеров государства и отрасли «Физическая культура и спорт», содержащих высказывания (цитаты), касающиеся проблемы формирования интереса подростков и молодёжи к участию в спортивном движении и популяризации отдельных видов спорта (табл. 1.1).


Таблица 1.1

Высказывания (цитаты) руководящих лиц и специалистов отрасли «Физическая культура и спорт» по проблеме популяризации отдельных видов спорта





Проанализировав нормативные правовые документы и высказывания специалистов и первых лиц государства, можно сделать следующие выводы:

● признано, что в нашей стране есть такие виды спорта, которые являются непопулярными среди населения и не пользуются интересом у подростков и молодёжи;

● проблема популяризации различных видов спорта и формирования интереса к ним подростков и молодёжи признана важной государственной проблемой, требующей своего безотлагательного решения;

● среди лиц, принимающих решения на государственном уровне, нет единого мнения о том, какие именно виды спорта нуждаются в «популяризации, развитии, продвижении»: олимпийские (В. Фетисов), «традиционные виды спорта, где мы потеряли свои позиции» (Г. Алёшин), неолимпийские (В. Мутко), национальные (В. Шестаков, М. Кожевникова), новые нетрадиционные (М. Кожевникова, Р. Хамитов), «виды спорта, в которые люди (молодёжь) просто не идут» (В. Мутко, А. Блеер), все без исключения («Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года»), «спорт вообще», «олимпийские виды спорта, отставание в которых наших спортсменов приобрело хронический характер», те «олимпийские виды спорта, в которых наши спортсмены на Олимпиаду вообще не отобрались» (Президент России Владимир Путин).

Таким образом, становится очевидным, что популяризация олимпийских видов спорта, а также тех видов спорта, которые не пользуются интересом у подростков, является задачей государственного значения, требующей своего безотлагательного решения.

1.2. Понятийно-категориальное поле исследования: «интересы», «мотивы», «потребности», «мотивация» к занятиям физическими упражнениями и спортом

В педагогике родоначальником научного подхода к проблеме формирования интереса можно по праву считать Яна Амоса Коменского – великого чешского педагога начала XVII века. В своей знаменитой книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно»5.

С точки зрения более детальной конкретизации сущности феномена интереса, наше внимание привлекли работы:

– описывающие характеристики интереса, его место в педагогике, условия его инициации и дальнейшего развития (Н.А. Добролюбов6, А.С. Макаренко7, Д.И. Писарев8, Ж.Ж. Руссо9, В.А. Сухомлинский10, Л.Н. Толстой11, К.Д. Ушинский12, Н.Г. Чернышевский13, С.Т. Шацкий14 и др.);

– характеризующие виды интересов, тонкости их развития у детей разного возраста, взаимосвязь с чертами характера личности (Б.Г. Ананьев15, Л.С. Выготский16, Б.И. Додонов17, В.Н. Мясищев18, С.Л. Рубинштейн19 и др.);

– анализирующие сущность и соотношение понятий «потребность», «интерес» и «мотив» (А.В. Батаршев20, М.Ф. Беляев21, С.Л. Рубинштейн22, А.Г. Ковалев23, Н.В. Елфимова24 и др.);

– устанавливающие закономерности развития познавательного интереса (А.Н. Леонтьев25, Н.Г. Морозова26, Н.Ф. Морозова27, С.Л. Рубинштейн28, Ю. Хабермас29, Г.И. Щукина30 и др.);

– рассматривающие интерес с точки зрения эмоции личности (К. Изард31 и др.);

– посвящённые проблеме мотивации (В.Г. Асеев32, В.И. Ковалёв33, А.Н. Леонтьев34, М.Ш. Магомед-Эминов и И.А. Васильев35, В.С. Мерлин36, П.В. Симонов37, Д.Н. Узнадзе38, П.М. Якобсон39, Дж. Аткинсон40, Г. Холл41, К. Мадсен42, А. Маслоу43, Х. Хекхаузен44 и др.

Что касается спортивной науки, то психологические аспекты формирования интереса к физкультурно-спортивной деятельности рассматривались в трудах Е.Н. Гогунова и Б.И. Мартьянова45, Г.Д. Горбунова46, П.А. Рудика47, Б.И. Сенсербаевой48, Н.Б. Стамбуловой49, Г.Б. Суворова50, А.В. Шаболтас51 и других учёных. Проблема формирования спортивной мотивации нашла своё отражение в исследованиях В.Б. Антипина52, Е.Г. Бабушкина53, Е.Б. Кузьмина54, А.В. Уколова55 и др. Исследованием проблемы формирования устойчивого интереса детей и подростков к физической культуре и спорту занимались П.К. Дуркин56, Н.Н. Кисапов57, Е.И. Кокова58, Н.М. Куликов59, Б.И. Сенсербаева60, С.А. Фирсин61 и др.

Отметив значительный интерес учёных и практиков к данной проблеме, обратимся к анализу сущности понятий «интерес», «мотив», «потребность» и «мотивация» (табл. 1.2, 1.3, 1.5–1.6).


Таблица 1.2

Основные подходы к понятию «интерес»




8 Выготский Л.С., Варшава Б.Е. Психологический словарь. Серия: Первые философские словари. М.: Роща Академии; Тропа Троянова, 2008. 264 с.

9 Там же.

10 Толковый словарь русского языка: В 4 т. М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ, 1935–1940. Т. 1: А – Кюрины / сост. Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков; под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ, 1935. 1562 с.

1 Толковый словарь русского языка: В 4 т. М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ, 1935–1940. Т. 1: А – Кюрины / сост. Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков; под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ, 1935. 1562 с.

2 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1985. 838 с.

3 Словарь русского языка: В 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1985–1988, Т I. А–Й, 1985. 696 с.

4 Петровский А.В. Общая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1976. 479 с.

1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

2 Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.

3 Рубинштейн А.В. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 448 с.

4 Большой толковый психологический словарь. В 2 т. / Ребер Артур (Penguin); пер. с англ. М.: Вече; АСТ, 2000. Т. I. А–О. 592 c.

5 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 272 с.

6 Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004. 248 с.

1 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006. 382 с.

2 Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009. 246 с.


Как видно из данных табл. 1.2, для раскрытия сущности понятия «интерес» ключевыми словами выступают: «стремление», «влечение», «установка», «направленность на (объект, деятельность)», «внимание», «занимательность», «нужда», «потребность», «мотив», «причина действий и побуждений», «эмоциональное состояние», «отношение», «эмоция», «мотивация», «любопытство», «желательность объекта», «потребностное отношение к объекту», «осознание значимости и эмоциональной привлекательности объекта».

Вышеизложенное говорит о неоднозначности и многогранности изучаемого понятия. Е.П. Ильин определяет понятие «интерес» через потребность. По словам Е.П. Ильина, многие психологи связывают между собой понятия «интерес» и «потребность», но по-разному. Одни говорят, что интерес – это что-то более широкое и сложное, чем обыкновенная потребность, другие представляют интерес как некоторую форму различных потребностей. Третьи считают, что интересы имеют свойство перерастать в первую жизненную потребность человека, а четвёртые – что утвердившийся интерес может стать потребностью62.

Выделение ключевых слов из предлагаемых различными авторами определений понятия «интерес» позволило нам вычленить три компонента интереса:

эмоциональный, связанный с переживанием положительных эмоций, которые вызывают любопытство к объекту и непроизвольно заставляют концентрировать внимание на нём;

ценностный, возникающий тогда, когда объект интереса в силу своей эмоциональной привлекательности становится осознанно значимым для субъекта, вызывающим радость от познания объекта, обладания им;

побуждающий, выражающийся через совокупность различных побуждений к действию (потребностей, стремлений, намерений, желаний, целей, направленности на их реализацию и т.п.). Можно выделить две группы факторов, способствующих возникновению интереса в данном ключе:

– внутренние психологические факторы, определяющие поведение человека и его направленность на объект как бы изнутри;

– внешние психологические стимулы, исходящие из сложившейся ситуации, которые влияют извне на человека, определяют его поведение и направленность на объект.

Нам импонирует определение понятия «интерес», предложенное А.В. Батаршевым: «Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности»63.

Признавая справедливость данной точки зрения, приведём сводную таблицу определений понятия «мотив» (табл. 1.3).


Таблица 1.3

Основные подходы к определению понятия «мотив»


2 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1985. 838 с.

3 Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. 318 с.

4 Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник статей. М.: Педагогика, 1972. 352 с.

1 Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельность. М.: Наука, 1988. 83 с.

2 Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Пер. с франц. Т.1. М.: Мир 1992. 496 с.

3 Немов Р.С. Психология: учебное издание в 3 кн. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос, 1995. Кн. 1. 576 с.

4 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 528 с.

5 Антипин В.Б. Формирование спортивной мотивации у боксёров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей: дис. … канд. пед. наук. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007. 178 с.


Как усматривается из приведённых выше сводных таблиц определений, многие дефиниции понятий «интерес» и «мотив», предложенные разными авторами, сходны между собой, а некоторые – практически тождественны. Данные табл. 1.4 подтверждают позицию А.В. Батаршева64, определяющего интерес через мотив и говорят о правомерности данной точки зрения.


Таблица 1.4

Ключевые слова, определяющие понятия «интерес» и «мотив»


В.И. Чирков65, проведя качественный-контент-анализ дефиниций различных авторов, предлагает следующую классификацию трактовок понятия «мотив»:

– мотив как цель (предмет). С этой позиции мотив отвечает на вопрос: «Зачем (для чего) осуществляется действие?» и тем самым объясняет целенаправленный, произвольный характер поведения человека. Как пишет А.Н. Леонтьев: «Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям – смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива»66;

мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л.И. Божович, А.Г. Ковалёвым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном даёт ответ на вопрос: «Почему осуществляется активность человека?», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию окружающей среды с целью удовлетворения его нужд. Таким образом объясняется источник энергии для волевой активности, но не «зачем» и «для чего)» человек проявляет эту активность;

мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «Чего он хочет достичь?» и «Что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и её достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели. В этой трактовке мотива очевидно то, что намерение обладает побудительной силой, однако данная позиция не раскрывает причины поведения человека;

– мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин;

– мотив как побуждение. Это наиболее распространенная точка зрения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, «побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение» (В.И. Ковалёв67). Из данного определения вытекает, что мотив – это осознанная потребность, а побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Из приведённых данных видно, что В.И. Чирков68 считает правомерным понимать под «мотивом» и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.

В дополнение к охарактеризованным В.И. Чирковым Е.П. Ильин69 выделяет такие трактовки понятия «мотив», как:

– мотив как состояние человека, заставляющее его действовать или, наоборот, бездействовать;

– мотив как формулировка цели и средств. Такое понимание мотива предложено польским психологом и психотерапевтом К. Обуховским, который намеренно сужает понятие «мотив», оставляя за ним только содержательную сторону – довод, аргумент, который может быть приведён и даже внушен другим человеком. Согласно К. Обуховскому, такая формулировка помогает человеку уяснить цель действия и даёт возможность принять решение о начале действия;

– мотив как удовлетворённость, которая выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности. Удовлетворённость может объяснить, почему человек занимается данной деятельностью столь долгое время. Однако мотивирующее воздействие удовлетворённость оказывает не всегда. Например, самоуспокоенность достигнутым результатом может снижать силу мотива.

Таким образом, как пишет Е.П. Ильин70, «… неслучайно в последние годы всё более отчетливо выкристаллизовывается мысль, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои определённые функции. Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование…».

Нам близка трактовка мотива как потребности. В.И. Чирков71 утверждает, что «… эта точка зрения на мотив, высказанная Л.И. Божович, А.Г. Ковалёвым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, даёт ответ на вопрос: «Почему осуществляется активность человека?», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию окружающей среды с целью удовлетворения его нужд. Таким образом объясняется источник энергии для волевой активности, но не «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность».

Поскольку значительное число специалистов определяет мотив как потребность, мы считаем необходимым разобраться в сущности данного понятия (табл. 1.5).


Таблица 1.5

Основные подходы к определению понятия «потребность»


2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

3 Шаров В.Т. Проблемы формирования социогенных потребностей // Материалы Республиканской научной конференции. Тбилиси: Грузинский институт физической культуры, 1974. С. 47–49.

4 Михайлов Н.Н. О потребностях человека, их возвышении и формировании. М.: Знание, 1981. 123 с.

5 Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): учебное пособие. СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. 302 с.

6 Пономарёв Н.И., Рейзин В.М. Анализ сформированности чувства «мышечной радости» после занятий физическими упражнениями // Теория и практика физической культуры. 1989. № 5. С. 5–6.

7 Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): учебное пособие. СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. 302 с.

1 Пономарёв Н.И., Рейзин В.М. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1988. № 10. С. 2–4.

2 Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.

3 Немов Р.С. Психология: учебное издание в 3 кн. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос, 1995. Кн. 1. 576 с.

4 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 528 с.

5 Антипин В.Б. Формирование спортивной мотивации у боксёров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей: дис. … канд. пед. наук. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007. 178 с.

6 Степанова О.Н. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2008. 480 с.


Отталкиваясь от данных табл. 1.5, можно выделить следующие ключевые слова, раскрывающие сущность понятия «потребность»: «нужда», «состояние неудовлетворенности», «осознанная необходимость», «источник активности».

Некоторые авторы отождествляют понятия «мотив» и «потребность». Например, Л.И. Божович, А.Г. Ковалёв, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн придерживаются такой точки зрения, что «в мотиве как в потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд»72.

Однако большинство авторов разводит эти понятия: в ряде определений потребность – это нужда, требующая своего удовлетворения, а мотив – это скорее побуждение к действию по удовлетворению этой нужды. В.Б. Антипин73, обобщая существующие точки зрения, пишет, «…что потребности – источник человеческой активности, они стимулируют активную деятельность, выступают в качестве причин поведения в условиях общественного развития и окружающей среды».

Все приведённые понятия («интерес», «мотив», «потребность») неразрывно связаны с таким понятием, как «мотивация». В табл. 1.6. приведена сводная таблица определений данного понятия.


Таблица 1.6

Основные подходы к определению понятия «мотивация»


3 Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. 318 с.

Загрузка...