Дыхательная гимнастика
• Заниматься нужно до еды в хорошо проветренном помещении.
• Необходимо строго дозировать количество и темп упражнений, не переутомлять ребенка.
• Для формирования длительного плавного выдоха занятия следует проводить в форме игровых упражнений.
• Не нужно делать слишком большой вдох.
• На длительном выдохе следует вводить голосовые упражнения, цель которых – развитие силы голоса, тембра и высоты.
• Нужно следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
• Движения нужно производить плавно, медленно, под счет.
• Важно сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.
Мимическая гимнастика и самомассаж
• Перед занятием ребенок должен вымыть руки.
• Движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объеме.
• Следует использовать на занятиях стихотворения, которые организуют работу, задают определенный ритм.
• Текст нужно читать медленно.
• Занятия следует проводить в форме игры; необходимо соблюдать определенную последовательность: от простых упражнений к сложным.
• На одном занятии следует давать два-три упражнения, а к последующим переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
• Все упражнения должны выполняться естественно, без напряжения, точно и плавно.
• Чтобы у ребенка выработалось устойчивое, четкое положение губ, языка, некоторые упражнения нужно выполнять под счет, который ведет взрослый.
• При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому материалу.
• Упражнения следует выполнять поэтапно, в последовательности, указанной логопедом.
• Инструкции нужно давать дробно.
• Упражнения сначала необходимо выполнять перед зеркалом, поскольку ребенку необходим зрительный контроль.
• Упражнения нужно выполнять сидя, чтобы ребенок видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.
• Самомассаж следует проводить вместе с мимической гимнастикой. Все упражнения сначала выполняются в медленном, а затем – в быстром темпе.
Упражнения на формирование правильного звукопроизношения
• Сначала проводится работа над гласными звуками, они более простые и не требуют сложной артикуляции, а затем – над согласными звуками.
• При работе над звуками важно формировать и зрительное восприятие. Нужно учить ребенка прослеживать взглядом за движением руки взрослого. Дошкольник с ОВЗ должен видеть артикуляцию звука (смотреть на лицо взрослого, губы, стараться по подражанию повторить артикуляционный уклад).
Упражнения на развитие общей моторики
• Овладение двигательными навыками должно осуществляться в такой последовательности: от сопряженно-отраженных (пассивно-активных) к самостоятельным (активным): сначала ребенок выполняет движение совместно со взрослым, затем по правилу очередности («сначала я, потом ты») и лишь затем самостоятельно по образцу или речевой инструкции.
• Нужно развивать движения обеих рук, в том числе имитационные.
• Необходимо учить подчиняться заданному темпу. Это формирует ритмическую координацию движения и речи.
• Выполнение движений лучше сопровождать музыкой, фонацией, речью, доступной ребенку (звукокомплексами, звукоподражаниями, словами, автоматизированными речевыми рядами – пересчетом, потешками).
Упражнения на формирование зрительного восприятия
• Нужно учить ребенка прослеживать взглядом за движениями своей руки и руки взрослого. Это формирует ориентировочно-поисковые движения взгляда (фиксировать и удерживать объект в поле зрения, находить его в пространстве комнаты, следить за движущимся предметом).
• Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, необходимо использовать цветные повязки (на голове взрослого), яркие, блестящие предметы одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).
• При выполнении упражнений важно формировать мотивационно-потребностную сферу: побуждать ребенка тянуться к воспринимаемому предмету, стимулировать манипулятивные с ним действия.