Один говорил: мол, мы машинисты, —
Другой говорил: пассажиры.
Афоризм «История учит только тому, что ничему не учит» приписывают то Хаксли, то Гегелю, то Ключевскому, – так что можно предположить: это одна из тех идей, что «носятся в воздухе» по причине своей очевидности. Однако «очевидно» отнюдь не всегда означает «правильно», иначе всё в мире было бы слишком просто. Сам Александр Сергеевич Пушкин в путевых записках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», выразив сожаление о том, что некому написать биографию Грибоедова, отметил: «…замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»
Горечь классика можно понять, но, к счастью, такие категоричные выводы никогда не оказываются стопроцентно верными. Любознательность, стремление сохранить полученные знания изначально заложены в человеческой природе. И поэтому в любом поколении на протяжении веков обязательно есть собиратели и хранители сведений о значимых событиях, лицах, фактах, – обо всём, из чего в конечном счёте и складывается мировая история.
К таким хранителям относится и автор предлагаемой вашему вниманию книги – краснодарский писатель и краевед Александр Ралот, чаще всего работающий в жанре, если можно так выразиться, исторического портрета. Реально жившие люди предстают в его произведениях яркими персонажами захватывающих повествований, сюжетные повороты которых подчас вызывают желание воскликнуть: «Не может быть!» Однако же – может. Жизнь вообще частенько преподносит сюрпризы в духе «нарочно не придумаешь», – главное уметь об этом рассказать.
Основным стимулом своего творчества Александр называет стремление повысить интерес к истории – прежде всего у молодёжи, превратить её из «скучного» школьного предмета в источник увлекательных открытий: «Чем больше людей мы сможем приобщить к нашему общему прошлому, тем лучше. Без прошлого не бывает будущего». Отсюда ещё одна литературная форма – думаю, не будет преувеличением сказать: авторское изобретение писателя – жанр «исторической загадки», согласно которому интрига, заданная в начале рассказа, раскрывается лишь в самом финале – либо же не раскрывается вовсе, финал остаётся открытым для самостоятельного читательского поиска. И, поверьте, «затравка» так занимательна, что вам обязательно захочется узнать об изложенных событиях побольше!
Творчество Александра вообще пронизано духом приключений. Конечно, учитывая то, что в основе лежат реальные события, приключения эти порой опасны и далеко не всегда удачно оканчиваются, – но это лишний раз подтверждает: историю человечества творят не только сила и мудрость (или, оговоримся, в некоторых случаях отсутствие таковых), но также и азарт, готовность рисковать, самоотверженность… В споре из песни Андрея Макаревича, вынесенной в эпиграф этого предисловия, правы оба: в жизни предостаточно и тех, и других. Александр Ралот пишет о «машинистах» – о тех, кто творит собственную судьбу, а через неё – меняет и судьбу мира.
При всём разнообразии исследуемых автором тем нельзя не заметить, что особым его интересом пользуются оставившие существенный след в истории дамы – как правило, сильные характеры, зачастую с авантюрной жилкой, в которых поистине мужские воля, смелость и выдержка удивительным образом сочетаются с пылким женским сердцем, готовым на всё ради любви. В сущности, в данной книге именно этот мотив – основной: её героини – «фурии революции» (причём и с «белой», и с «красной» стороны, и даже с «зелёной» – так именовали себя в ту пору анархисты) и роковые сердечные подруги великих писателей, участницы Сопротивления времён Второй мировой войны и женщины – легенды советской разведки… а ещё – простые люди, наши с вами соотечественники – из тех, кто самим своим существованием заставляет усомниться в правомерности расхожего мнения: «Хороший человек – не профессия». Может быть, и не профессия – делать жизнь вокруг себя светлее и добрей, но призвание – точно.
И ещё об одной особенности этой книги, без упоминания о которой картина будет неполна. Вся она, точно мягким тёплым светом, пропитана присутствием «на втором плане» семьи и в первую очередь супруги Александра Ралота – музы, вдохновительницы. Недаром говорят, что под каждым достижением мужчины кроме его имени должно стоять второе – женское. С одной стороны, это художественный приём, помогающий вовлечь читателя в круг близких, доверенных слушателей. С другой – за строками о супруге, полными нежности и доброго юмора («Дамы, вам как материал излагать? С самого начала, или же сразу про любовь?»), ясно просвечивает действительный образ спутницы жизни, восхищение Женщиной как со-творцом – и в реальности, и в искусстве.
В завершение стоит упомянуть, что историям, целиком созданным фантазией автора, также нашлось место на этих страницах, – объединяет их колоритная фигура уже полюбившейся читателям руководительницы сыскного бюро Маргариты Крулевской. «Фолиант желаний» – повесть, давшая название всему сборнику, – в числе прочего позволяет сделать и такой вывод: пусть многое в жизни кажется нам порой таинственными знаками, требующими разгадки, мистическими совпадениями, – но всё, что происходит с нами, на самом деле – плод наших собственных рук, воли и разума. Вот в этом ключе и будем жить. И читать хорошие книги!
Заместитель Председателя правления Московской областной организации Союза писателей России Сергей Антипов
Все имена и события в данной книге полностью выдуманы автором, а по сему любые совпадения с реальными людьми следует рассматривать как чистую случайность.