От автора

Что это за книга

Книга появилась благодаря желанию объединить свой опыт в сфере ритейл-консалтинга и управления сетью магазинов и знания, полученные в ходе «полевых» исследований торговли по всей Европе. Здорово помогла публицистическая и журналистская практика (моему перу принадлежит более сотни разных тематических статей и обзоров).

Я постаралась рассмотреть наиболее тонкие моменты деятельности производителей и розничных продавцов. Это вопросы, которые отрабатываются на моих семинарах и тренингах, ежедневно решаются во время аудита и при реализации консалтинговых проектов в сфере маркетинга, мерчандайзинга и продвижения торговых марок.

Самое главное, эта книга – взгляд искушенного покупателя. Кроме того, значительное внимание уделено непродовольственным товарам, так как чаще всего на семинарах по мерчандайзингу жалуются на большое количество примеров для продуктов питания и скудный запас таковых в отношении непродовольственной группы.

Для кого эта книга

Я задумывала книгу как нечто среднее между бизнес-изданием и легким для восприятия, немного саркастичным журналом. Некое собрание накопленных, подсмотренных и подслушанных идей и уловок для торгового мерчандайзинга и маркетинга. Все началось с идеи о книге про уловки. Уже и название имелось: «Фокусы мерчандайзинга». Но в итоге получилась не короткая повесть, а настоящий роман о том, как продавать, любить покупателя и добиваться его взаимности с помощью арсенала профессиональных приемов мерчандайзинга.

Я сознательно не корпела над учебником. Сама их не читаю: в моем понимании – это книги теоретиков и некоторых псевдопрактиков-консультантов. К тому же на данную тему написано много пособий с хорошо систематизированной информацией о законах, принципах и правилах мерчандайзинга. Среди них – мой «Мерчандайзинг. Практика эффективных продаж», где максимально раскрыты все теоретические и практические выкладки по теме.

«Фокусы мерчандайзинга» сосредоточены на нюансах создания атмосферы, способствующей покупкам. Здесь вы найдете много интересных фактов о психологии покупателей, применении цветовых композиций, зонировании и освещении, особенностях детского мерчандайзинга.

Предлагаемая книга – не для студентов и мерчандайзеров. Скорее, это увлекательное чтение для практиков, в первую очередь – управленцев, которые открывают магазины; разрабатывают концепцию, дизайн и планировку торговых точек; закупают оборудование; формируют службу мерчандайзинга. Конечно, вы держите в руках издание для менеджеров – людей, принимающих решения и влияющих на их принятие, для middle-и top-менеджмента.

Книга наверняка пригодится специалистам непродовольственной торговли, причем стоящим по обе стороны прилавка (ритейл и дистрибуция). Она писалась во время работы над созданием монобрендовой сети розничных магазинов бельевого трикотажа в Москве. Вы встретите некоторые примеры из этого проекта, а также интересные московские и зарубежные иллюстрации выкладок и презентаций товаров.

Мой труд поможет заглянуть глубже в суть мерчандайзинга; даст практические рекомендации по открытию магазина, его планировке и освещению, вплоть до мер борьбы с «черными» мерчандайзерами.

Это издание – лучший выбор, если вы:

♦ работаете в непродовольственной сфере;

♦ реализуете start-up-проект в ритейле более высокого уровня, нежели занимались до сих пор,

♦ либо сознательно планируете расширить границы своих знаний и ответственности;

♦ развиваете собственный торговый бизнес;

♦ являетесь поставщиком или производителем, уже работаете в сфере мерчандайзинга и хотите узнать что-то новое;

♦ выполняете для магазинов работы, связанные с дизайном, ремонтом и производством оборудования.

Структура и содержание книги

Книга состоит из семи глав. Первая глава посвящена созданию эмоционального фона покупки, оценке и мотивационной структуре человеческой психики, оформлению ценников и эмоциям ароматов. Там описаны главные элементы стимулирования покупок.

Во второй главе рассмотрены фокусы и сила эмоционального воздействия цвета. Вы познакомитесь с символикой цветов и узнаете, как они действуют на человека; откроете для себя правила пищевых и непищевых цветов, принципы создания гармоничных цветовых композиций в выкладке, понятия цветового круга и равновесия цветов; научитесь создавать цветовые пятна. Данная глава будет весьма полезна специалистам, работающим в fashion-индустрии; торговцам текстильными товарами, изделиями для дома и интерьера. Кроме прочего, там собраны правила развески одежды и формирования тематических декоративных композиций.

Следующая, третья глава раскрывает секреты такого мощного оружия в руках дизайнера, как освещение. Типы подсветки, определение необходимого уровня освещенности, подбор теплого или холодного света, выбор ламп и характеристик освещенности для разных товарных групп, освещение витрин, цветовое и световое зонирование пространства… Свет способен не только преподнести товар или торговую точку в целом. Расположение светильников может задавать направление движения покупателей в торговом зале, «затягивать» их в магазин или, наоборот, заставлять идти мимо.

Из четвертой главы о визуальном мерчандайзинге вы узнаете, как правильно представлять товары, распределять фокусные точки в магазине, использовать симметрию и асимметрию в выкладке, применять ритм и оформлять торговый зал в разное время года. Здесь вашему вниманию будет представлен примерный план сезонного оформления зала для магазина одежды.

Пятая глава содержит много полезной информации о сильных и слабых местах торгового зала, приемах управления покупательским потоком, размещении различных товарных групп в магазине, правилах расчета ширины проходов и высоты торгового оборудования. Также будут проанализированы наиболее распространенные ошибки в планировке.

Шестая глава описывает особенности мерчандайзинга детских товаров и магазинов. Заключительная, седьмая глава поведает о возможностях расширения полочного пространства, занимаемого продукцией, с помощью различных маркетинговых приемов. И еще о том, как научить мерчандайзеров общаться с сотрудниками магазинов, и типичных профессиональных уловках. Будет уделено внимание и «черному» мерчандайзингу – нечестным методам дискредитации товаров конкурента и методам борьбы с этим явлением.

Как читать

Свои семинары я всегда начинаю фразой: «Говорят, единственными товарами, которым практически не нужен мерчандайзинг и реклама в местах продаж, являются нефть, газ и другое сырье. Хотя, как знать…» Однажды, произнося ее, я рассмеялась: это был корпоративный семинар по мерчандайзингу для магазинов сети заправок. Вот уж не думала, что так получится! В общем, мерчандайзинг и данная книга могут быть интересны любому человеку, занимающемуся продажами товаров и даже услуг.

Первый совет: занимайтесь бенчмаркингом. Иначе говоря, выискивайте и находите идеи не только у своих прямых конкурентов, но и в иных областях. Часто новые яркие идеи – адаптация приемов, взятых в другом бизнесе. Поэтому никогда не думайте: я продаю машины, значит, продажа одежды мне не интересна. Как знать, вероятно, именно вы откроете в своем городе автосалон с зонированием по гендерному признаку, где появится два принципиально разных по дизайну зала – hi-tech для мачо и лилово-розовый с плюшевыми диванчиками для блондинок.

Второй совет: не ищите в мерчандайзинге четких догм – их там нет. Существует множество правил, которые в той или иной ситуации работают по-разному. Думайте, как это применимо к вашему товару.

Третий совет: не абсолютизируйте. Все хорошо в меру, поэтому старайтесь не применять на практике крайние формы приемов.

Четвертый совет: запаситесь цветными закладками и ручкой. Книга, вдоль и поперек исписанная заметками и с ворохом закладок, намного полезнее. Лучше тупой карандаш, чем острая память.

Пятый и самый главный совет: если вы с чем-то не согласны, у вас есть вопрос либо желание поделиться опытом, любопытным случаем, хорошим примером – пишите на guzelevich@merch.by. Буду очень признательна.

Благодарности

Спасибо Игорю Бруку, члену Совета гильдии маркетологов России, за помощь в развенчании мифов о «черном» мерчандайзинге.

Благодарю всех слушателей тренингов. Это – мои главные учителя; люди, которые не позволяют останавливаться на достигнутом. Их стремление к знаниям и получению практических рекомендаций заставляет непрерывно совершенствоваться и находить новые подходы к стимулированию продаж в торговле.

Загрузка...