Человек многое знает уже от рождения, подобно тому как оса знает, не проходя университетов, как строить свое гнездо. Информация о том, как жить, записана в нашем организме и «распаковывается» по мере надобности. Платон говорил, что, учась, мы больше вспоминаем, чем постигаем заново. Но при всем богатстве врожденного опыта есть и то, чего нам никак не вспомнить. Жизнь меняется, и в ней возникают ситуации, которых не бывало раньше.
Мне нравится итальянское слово: «аджорнаменто». Оно происходит от корня «джорно»: день. Аджорнаменто – это осовременивание уровня знаний, приближение его к требованиям дня. Усовершенствование, по-нашему. Цель такого «курса молодого бойца» – узнать, как относиться к тому, что есть в современном мире. Культура, передаваемая через семью и школу, обогащает нас стратегиями поведения в ситуациях, которые могут нам встретиться, но знание о которых не записано в наших генах. Культура дополняет натуру, и степень нашей компетентности повышается.
Но даже при хорошей предварительной подготовке каждому поколению и каждому отдельному человеку часть опыта приходится осваивать самому, без родителей и учителей рядом. И если интеллект с его культурным потенциалом не справляется с ситуацией, тогда может возникнуть перенапряжение адаптации или даже травма. Травма влечет за собой соскок на примитивные стратегии выживания, те самые, что записаны в генах «на всякий пожарный случай».
Напрягающим потенциалом обладают даже те события, которые мы не считаем экстремальными: попадание в детский сад, поступление в первый класс школы, рождение брата или сестры и тому подобные события, сами по себе естественные.
Школа преподносится ребенку как счастье, но отношения с драчливыми детьми, строгой учительницей могут обернуться тяжелыми переживаниями для чувствительного ребенка. В семье рождение братика или сестрички – счастье, но перепад внимания родителей на младшего – это тоже событие, в котором хорошее смешивается с тем, что трудно перенести.
Список таких ситуаций, который могут «напрячь», будет включать в себя также смену места жительства, смену класса, напряженные отношения в семье и др.
Затем: смена физиологии в подростковом периоде, поступление в высшее учебное заведение, неразделенная любовь, поступление на работу, вступление в брак, рождение детей, смена должности, смерть близких, общественные кризисы, информация о необходимости заниматься собственным здоровьем, увольнение с работы, выход на пенсию… Всё это – естественная часть нашей жизни, но каждое из этих событий требует приспособления. Во многих случаях это дается напряжением или даже ведет к чувству поражения.
Проблема в том, что последствия переживания сложных периодов жизни фиксируются в психосоматическом контуре.
Конструктивный рисунок человека, простой тест, подтверждает это. Нарисуйте фигурку человека из прямоугольников, элементов округлой формы и треугольников. Общее количество элементов в фигурке – 10. И обозначьте возраст персонажа.
С большой вероятностью возраст персонажа отошлет вас к одному из подобных периодов жизни. А в пропорциях тела человека на рисунке можно увидеть зоны напряжения. Они обычно расширены, увеличены относительно других частей тела. Другие же части тела, чаще всего это конечности, изображены треугольниками, что означает «запустевание» их. К этому тесту мы еще вернемся. Он подробно описан мной в книге «Геометрия переживаний» (А.Ф. Ермошин, 2008).
Перечисленные выше ситуации требуют в основном адаптационного напряжения. Но мы уже отметили, что некоторые случаи не просто напрягают, но сбивают состояние серьезнее. Они настолько не вмещаются в сознание, застигают врасплох, что травмируют человека.
Кто из нас не сталкивался с предательством друзей, не переживал разочарование в людях, казавшихся нам небожителями, или не встречался с агрессией со стороны тех, кому мы не сделали ничего плохого…
Жизнь прожить – не поле перейти, – говорит пословица.
Впрочем, травмирующими могут стать и не настолько драматические обстоятельства с точки зрения опытного, взрослого сознания. Как пример: заходя в лифт, человек ожидал, что через минуту он выйдет на нужном ему этаже. И вдруг устройство, придуманное для сбережения сил человека, останавливается, свет в нем гаснет. Это всего лишь временная остановка. Кто-то обязательно спохватится, ведь лифт нужен многим. А пока для ускорения решения проблемы нужно просто нажать кнопку экстренного вызова. В крайнем случае, громко постучать в двери, чтобы привлечь внимание. Да и мобильный телефон, как правило, в кармане есть, а значит – есть связь. В конце концов, можно просто отдыхать, думать о высоком, медитировать. Чем человек в лифте отличается от просто человека? Да, в общем, ничем. Вся его сила остается с ним, все механизмы его внутренней саморегуляции, которые формировались века и тысячелетия, работают, как и прежде!
Но так размышляет и воспринимает ситуацию взрослый, уверенный в себе. А мальчик или девочка может подумать, что больше из этого злосчастного лифта не выйдет, никогда не увидит своих близких…
Это, конечно, не так, и скоро всё будет в порядке, но потеря уверенности даже на мгновение может привести к тому, что ребенок захватит своим сознанием испуг, тот «засядет» в нем и начнет управлять его состоянием даже после выхода из лифта. (Именно это произошло с моей пациенткой Юлией, ее история исцеления будет рассказана в этой книге.)
Испуг порождает страх. Даже при одном воспоминании о пережитом.
Психологические травмы могут возникнуть, когда человек сталкивается с обстоятельствами, угрожающими его жизни, достоинству, к которым он не был готов. Крупный дог захотел поиграть с трехлетней девочкой, повалил ее, порвал ей платье. Как должна реагировать девочка? Разделить веселый задор пса, почувствовать радость жизни? Вряд ли получится, для этого у нее заведомо недостаточно уверенности в себе. Ей страшно.
Человек «с ресурсом» ведет себя по-другому. Сергея на выходе из пригородной электрички заламывает сзади за шею какой-то бугай из подвыпившей компании парней. Ситуация критическая. Парни после службы в армии, физически с ними не справиться. Чуть вывернув голову, Сергей спрашивает захватчика: «Познакомиться хочешь?» – «Да!», – вдруг говорит хулиган. Хватка его ослабевает, они знакомятся, и через минуту вся компания провожает Сергея, чтобы никто его не обидел. За шокирующим поведением хулигана стояло неуклюжее желание дружбы. Сергей помог ему это осознать и был вознагражден за это.
В организме Сергея – светлое чувство утверждения в своей способности откликаться на вызов реальности.
В душе у девочки – темное напряжение.
В задачи книги входит дать решение проблемы таких напряжений, возникших после травмы. И начнем мы именно со страхов, очень распространенной проблемы.
Все мои наблюдения основаны на обширной медицинской практике и подтверждаются работой со множеством пациентов.