Китайское искусство физиогномики, или кан сян, имеет очень долгую историю. Древние мудрецы, впервые описавшие его более двух тысяч лет назад, уже давно забыты, но именно они заложили основы этого увлекательного учения, опираясь на принципы восточной философии. Хотя физиогномика зародилась в Китае, она применима не только к восточному типу лица. Этнические особенности не имеют значения, одни и те же правила физиогномики распространяются на людей всех рас и национальностей.
В основе физиогномики лежат те же знакомые многим понятия, что и в китайской астрологии, фэн-шуй и восточной медицине – инь и ян, а также пять основных элементов: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Физиогномика имеет много общего с фэн-шуй, поскольку рассматривает лицо человека как пейзаж с пятью «горами»: брови, нос, две скулы и подбородок. Каждая из этих «гор» символически связана с одним из пяти элементов. В этом пейзаже присутствуют также четыре «реки»: глаза, ноздри, уши и рот. Таким образом, каждая черта лица – это часть пейзажа, и ей соответствует определенная интерпретация.
Каждый год жизни отражается на лице. Традиции китайской физиогномики говорят о 92 точках на лице, каждая из которых соответствует какому-то возрасту. Кроме того, есть еще двенадцать «дворцов удачи», дающих информацию по конкретным аспектам: отношения, карьера, здоровье и благосостояние.
Даже не зная всего этого, мы постоянно оцениваем окружающих по их лицам. Однако мы при этом отталкиваемся не от физических черт, а от их переменчивых выражений лица. Китайская же физиогномика изучает именно сами черты, их соотношение, симметрию, а также форму лица в целом.
Существует пять основных форм лица, каждая из которых связана с одним из пяти элементов. Кроме этого, дополнительно выделяют два варианта – чашу и вулкан.
Классификация отдельных черт лица отличается высочайшей сложностью. Физиогномика насчитывает двадцать три основные формы глаз, двадцать три вида бровей, по тринадцать типов ушей и носа и девять форм рта. На страницах этой книги я подробно опишу каждую из них, а также скулы, длину и ширину бровей, носогубные складки (фа лин) и носогубный желобок (жэнь чжун).
К сожалению, древние китайские мудрецы, придумавшие физиогномику, описывали только лица мужчин. Однако правила этого старинного учения можно применять и к женским чертам лица. В этой книге мы будем использовать местоимения «он» и «его», но не потому, что автор склонен к сексизму. Это лишь способ избежать перегруженности текста постоянными уточнениями, что речь идет как о мужчинах, так и о женщинах.
Каждое лицо уникально, и искусство кан сян расскажет вам, что означают черты, линии, морщинки. Кан сян поможет раскрыть личности ваших друзей и родственников, покажет в них то, о чем вы и не догадывались. Вы убедитесь, что физиогномика в буквальном смысле делает лица окружающих открытой книгой!