Предисловие

Рассмотрение природы сознания на страницах этой книги базируется на универсальной модели эволюции материи Вселенной, представленной в книге «Философия эволюции. Гипотеза универсальной модели» (ФЭ). Универсальная модель эволюции основана на идее единства всех проявлений реальности, подтверждением чего является существование базовых законов диалектики.

В физике существует запрос на создание теории Великого объединения, которая позволит объединить ныне несвязанные представления о физическом устройстве реальности в нечто единое. При этом оставляется без внимания неявная связность всех остальных проявлений реальности. Если мир един, то теория Великого объединения принципиально не может быть ограничена лишь физическим уровнем реальности. Физики в своей деятельности могут игнорировать идеи Гаутамы Будды об иллюзорности человеческого восприятия реальности, но это не поможет им избавиться от влияния этих самых иллюзий. История физики полна примеров множества заблуждений. И если современная физика смогла избавиться от существовавших в прошлом заблуждений, то это не означает, что она при этом не сформировала новых. Избавиться от иллюзий восприятия никому не дано. Для этого необходимо быть буддой.

Системное, то есть связное представление устройства реальности, интересовало человека задолго до того, как возникли предпосылки возникновения современной науки физики. В те давние времена вопросы Великого объединения были уделом философии. И по сей день центральным вопросом философии является выявление взаимосвязей всего сущего. Представление о том, каким образом может быть сформирована теория Великого объединения, может опираться на знания философии, ее подходы в разрешении проблем восприятия реальности. Тот же самый буддизм – это в первую очередь философия, а не религия. На страницах этой книги представлена попытка сформировать представление о едином устройстве реальности, но не на языке физики, а на языке философии.

В современном мире существует множество направлений в исследовании отдельных аспектов окружающей реальности, именуемых науками. Несмотря на то что мир един, в науках существует множество нестыковок в трактовках отдельных проявлений устройства единой реальности, воспринимаемой человеком. А потому в каком-то смысле любая наука напоминает религию. Несмотря на то что современные религии являются монотеистическими, то есть основанными на представлении о единстве Бога, это не мешает существованию множества отличий в религиях и отдельных религиозных направлениях, которые, по сути, основаны на культурных отличиях людей, исповедующих эти религии. В научном мире существование квазирелигиозных отличий основано на различиях множества эволюционных ветвей единой научной культуры.

Современные науки опираются на позитивный подход в анализе проявлений реальности. В отличие от научного подхода, религии игнорируют необходимость позитивного подхода. Иными словами, науки используют экзотерический подход для формирования представлений об устройстве реальности, а религии используют эзотерический подход для объяснения устройства той же самой реальности. Эзотерическое представление основано на субъективности человеческого восприятия окружающей реальности, которое присуще природе человека от рождения. Экзотерический подход основан на устранении недостатков эзотерического видения реальности путем объективизации знаний человека. Объективизация знаний человека происходит посредством подтверждения их на практике. Вследствие расширения возможностей человека в опоре на подтвержденные знания область существования эзотерики значительно сократилась, а экзотерики – выросла. Эзотерика сегодня устойчиво обосновалась в тех областях, где существуют естественные затруднения в объективизации знаний.

И экзотерическое, и эзотерическое восприятия реальности существуют параллельно. Экзотерика никогда не вытеснит эзотерику из ментального пространства человечества вследствие естественного устройства человека как биологического существа, полагающегося на чувственное восприятие, а не на системный анализ, который является основой научной деятельности. Системный анализ основан на исследовании причинно-следственных связей. По мере расширения кругозора человека и человечества не могут не возникать нестыковки в отдельных аспектах картины единой реальности вследствие действия как законов диалектики (перехода количества в качество, отрицания отрицания), так и принципа минимизации затрат в отношении любых ресурсов. В данном случае речь идет о том, что мозг человека имеет склонность к облегчению собственной жизни и экономии собственных усилий. Вследствие таких обстоятельств элементы эзотерического представления реальности, возможно, никогда не исчезнут из жизни человечества. Несмотря на объективистский подход в трактовке результатов собственного опыта, человек, возможно, и незаметно для себя, полагается на собственное субъективное восприятие реальности.

Важнейшим принципом устройства реальности является двойственность, которая лежит в основе базовых законов диалектики. И если не игнорировать базовые основы устройства реальности, то следует признать, что материальный мир не может обладать проявленностью без существования и собственного отрицания, то есть мира нематериального. То, что человек, будучи воплощенным в материальном теле, игнорирует существование нематериальных проявлений реальности, не является доказательством их несуществования. Ничто не может существовать само по себе, без взаимосвязи с собственным противопоставлением. Проявленность как феномен есть результат действия взаимного отрицания чего бы то ни было. Само же существование иллюзий восприятия реальности основано на проявлении «асимметрии» в восприятии реально «симметричной» двойственности.

От иллюзий восприятия отстраниться или освободиться невозможно потому что для этого человеку необходимо отстраниться от собственной материальной (биологической) природы. Гаутама Будда когда-то пытался донести до людей идею о том, что все, что человек ощущает, сформировано аппаратом его чувственного восприятия, логика которого основана на игнорировании относительности проявлений бытия. Аппарат чувственного восприятия не может формировать картину реальности без опоры на какие-либо системы координат. Картина бытия формируется исходя из устоявшихся представлений о добре и зле, о верхе и низе, о положительности и отрицательности отдельных проявлений реальности.

Когда-то Будда пытался донести до людей представление, что мысль высказанная есть ложь. Но эта ложь не целенаправленная, а ложь, неизбежность существования которой связана с необходимостью формирования четкой картины восприятия, что является принципиальной основой абстрактноассоциативного мышления. Существование в материальном обличье отличается локальностью, а существование в нематериальном обличье не может иметь локализации. И если человеку в биологическом обличье свойственны иллюзии восприятия, то, теряя связь с материальным миром, дух человеческий избавляется от искажающего действия материального аппарата чувственного восприятия.

Феномен реинкарнации есть одно из множества проявлений цикличности бытия. И если цикличность бытия является реальностью, то проблема состоит не в том, что жизнь вынуждена претерпевать смерть, а в том, что в случае последующей реинкарнации душа человеческая вынуждена жить в неустроенном мире материальной реальности. Эволюция социума как раз и направлена на то, чтобы изменить жизнь на материальном уровне реальности к лучшему. Возможно, что в таком случае уже и не будет существовать необходимости в избавлении от иллюзий восприятия, смысл избавления от которых состоит в том, чтобы принимать материальную реальность таковой, каковой она есть. Это поможет обеспечить человеку состояние внутреннего равновесия, облегчит душе бремя существования в материальном воплощении и позволит испытывать радость от существования даже в трудные моменты жизни.

Мир един во всех его проявлениях. Осмысление единства всех проявлений реальности представляет собой призвание философии. Философия в глазах современного человека потеряла тот блеск, который она имела ранее, будучи основным источником знаний человека. В наше время существует множество наук и научных направлений, изучающих отдельные аспекты проявления реальности. Любая современная наука служит целям развития технологий, которые имеют прикладное значение, а потому важны для обустройства среды существования и жизни человека. В современном мире не приветствуется никакая деятельность, не направленная на извлечение практической пользы. Современное общество существует с целью получения материальных благ и выгод. Именно поэтому современная наука игнорирует множество эзотерических концепций, несмотря на то что в принципе они не могли бы возникнуть беспричинно и на пустом месте. В современной науке существуют проблемы, которые связаны с ограниченностью картины мироздания, построенной на существовании лишь материальной стороны реальности.

В соответствии с принципом двойственности и экзотерическое, и эзотерическое видение устройства реальности необходимо учитывать в равной степени. Рациональная модель устройства реальности должна быть основана на том, что Бог не только существует, но и является Творцом Вселенной, воспринимаемой сознанием человека. При этом Творец Вселенной не является ни магом, ни волшебником, и Бог не может сотворить ничего по собственной прихоти или фантазии, так как даже Творец Вселенной не может нарушать собственные же установленные правила. Это дает основание для представления о существовании «физики Бога». Это означает, что природа Бога столь же рациональна, как и устройство материальной стороны реальности.

Кажется, что в названии книги используется странное сочетание несочетаемого – физика сознания. В общепринятом представлении физика и сознание относятся к разным аспектам мироздания и природы бытия. Под физикой понимается грубое и бездушное основание материального мира Вселенной. А сознание как явление формируется или возникает на вершине эволюционной пирамиды материи Вселенной и представляет собой нечто нематериальное. Каким же образом в бесконечной череде превращений, связанных с процессами эволюции материи, может возникать феномен сознания – вопрос бессмысленный. Сознание является базовой основой реальности, наряду с такой же базовой основой реальности, каковой является физика. Представление о физике сознания может дать понимание, каким образом устроена реальность, чем является в этой реальности человек, как он воспринимает и взаимодействует с окружающей реальностью. А это и является в классическом представлении предметом интереса философии.

Загрузка...