Идея программы «Детский сад – дом радости» начала разрабатываться и внедряться около 25 лет тому назад. Проанализировав и обобщив материалы многочисленных научных исследований, передового педагогического опыта руководства развитием дошкольников в разных видах деятельности, авторы стремились на основе интеграции, комплексного подхода преодолеть сложившуюся в практике межпредметную, междеятельностную раздробленность и построить целостный педагогический процесс в каждой возрастной группе.
Основная цель научно-методической системы «Дом радости» определяется авторами как содействие обогащению всестороннего развития неповторимой индивидуальности ребенка и его наставника. Содействие понимается авторами на основе анализа философских понятий как взаимодействие двух или более систем, которое обеспечивает сохранение друг друга. В данном контексте имеется в виду взаимодействие систем: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители. Обеспечивается такое сохранение, по мысли А. В. Запорожца, в условиях соответствующей организации всей жизни и деятельности ребенка в целом. Эта важная для понимания программы мысль была реализована в научно-методической системе с заранее заданными показателями эффективности. В конце 80-х годов научно-методическая система была переведена авторами в технологию. Она представляет собой научно разработанный проект-сценарий внедрения научно-методической системы в практику. Воспитатели работают на основе заданной хронологической структуры целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс представляет собой одну из моделей педагогической системы на основе выработки «авторской» позиции интеграции различных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.
Специфика данной программы заключается в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда: план-сценарий (разрабатывался совместно с В.Т. Ивановой) с режимом 12-часового пребывания детей. План-сценарий построен с учетом общего биологического закона ритма – колебательного характера всех физиологических функций человека. Ежедневный план-сценарий раскрывает содержание и методику работы как с группой, так и с подгруппой детей, а главное, с каждым из воспитанников группы по всем известным направлениям педагогического процесса. Обеспечив воспитателя такой разработкой, авторы программы стремятся тем самым направить физические силы, «мозговую энергию» педагога на осуществление «режиссерского» решения поставленных комплексных задач – воспитать индивидуальность, неповторимую личность.
Название программы «Дом радости» объясняется просто: «Дом» – место, где ребенок живет максимально активно, где он:
– удовлетворяет свои потребности в самоутверждении, игре, познании, общении;
– где каждого понимают, принимают его самобытность, любят, уважают его интересы. А общение со сверстниками и взрослыми, достижения в самостоятельной деятельности и игре приносят ребенку «радость» – эмоции, выражающие ощущение большого душевного удовлетворения. Дом, дарующий ребенку радость, приумножает его силы и способствует становлению личности.
Теоретическими основами программы и технологии являются положения отечественных психологов и педагогов, принятые авторами программы.
Самобытность, неповторимость личности создается самим человеком, когда он выступает как субъект самостоятельно выполняемой деятельности. В основе программы лежит стремление сохранить возможность ребенку быть самостоятельным субъектом деятельности, приобретая неповторимый индивидуальный стиль ее выполнения. Время жизни в детском саду, по замыслу авторов, должно быть насыщено разнообразными, плодотворными и результативными видами деятельности, предельно организовано и содержательно. В программе раскрываются условия и методические приемы такой организации, при которой ребенок непрерывно и разнообразно занят, но при этом ощущает себя свободным от внешнего воздействия, выполняет то, что для него значимо и интересно.
Овладение деятельностью включает в себя три взаимосвязанных признака: инициативу, независимость, ответственность. Человек создает свою индивидуальность тогда, когда он может осуществлять деятельность по своей инициативе и представлять себе ее последствия.
Воспитание как содействие развитию индивидуальности не равнозначно индивидуализации воспитания и не сводится к нему. Для развития индивидуального стиля существенным для ребенка является наличие нескольких программ деятельности и достаточно отчетливое осознание их всеми субъектами, воспитание у детей положительной направленности и мотивов деятельности, инициативы, ответственности, независимости. При этих условиях дошкольник создает свой стиль сам, а не по предписанию взрослого. На основе анализа психологической литературы индивидуальность рассматривается как самобытность, самостоятельность человека по отношению к обществу и к себе. Образование индивидуальности позволяет человеку сохранить свою целостность и устойчивость в условиях непрерывно меняющегося внешнего мира. Развитие индивидуальности личности, ее общественной направленности становится возможным через всемерное стимулирование и обогащение детских видов деятельности: игры, труда, учения.
Поскольку развитие индивидуальности, по мысли авторов программы, определяется самостоятельным выполнением деятельности, следовательно, ребенок должен овладеть самостоятельной деятельностью. Важно научить ребенка учиться любому заинтересовавшему его виду деятельности. Овладение деятельностью у разных детей происходит по- разному. Поэтому необходимо максимально использовать все дидактикометодические возможности и строить обучение на основе интеграции эмоциональной, волевой и познавательной сторон учебной деятельности каждого воспитанника. Сначала педагог опосредованно заинтересовывает ребенка деятельностью: ее процессом или результатом. Авторы программы называют это «Эффектом Тома Сойера, когда тот красил забор». Ребенок сам просит у взрослого разрешения включиться в деятельность и научиться ее выполнять. Взрослый откликается на просьбу ребенка и раскрывает перед ним содержание каждого компонента деятельности, а также место этого компонента в цепи действий. Под опекой взрослого ребенок воспроизводит весь процесс самостоятельно. Освоение отдельных действий и способов деятельности каждым ребенком происходит индивидуально и в том темпе, который удовлетворяет ребенка. Как только большинство воспитанников достигают желаемого уровня выполнения деятельности, становится возможной организация фронтальных занятий. Поощрение инициативы, самостоятельности, ответственности, аккуратности стимулирует развитие индивидуального стиля деятельности.
Образование дошкольника авторы программы рассматривают как овладение разнообразными знаниями и способами познавательной деятельности. Ребенку открывается картина мира со всеми его противоречиями. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают развитие самосознания дошкольника. В период дошкольного детства перечень видов деятельности, в которых ребенок может достичь уровня самостоятельности, невелик. Особое внимание должно быть направлено на обогащение и развитие игры, труда, познания и общения. Это означает, что каждая минута жизни ребенка в «Детском саду – доме радости» должна воспитывать индивидуальность.
Необходимость обеспечения совокупности формирования детских видов деятельности требует выделения в них общего, стержневого. Такой механизм единого начала любого вида деятельности многими исследователями рассматривается как взаимосвязь, пяти компонентов, обозначаемых понятиями: цель, предмет, средства, действия, результат. Совместная работа доктора педагогических наук В.И. Логиновой, кандидата педагогических наук Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой привела к открытию методики формирования у детей системы знаний о любом виде деятельности посредством применения разработанного метода – моделирования, структуры деятельности. Модель структуры деятельности представлена для ребенка образно в виде системы пальцев руки. Мизинец означает «цель» деятельности (что задумали, что хотим сделать?); безымянный – «предмет» (из чего хотим сделать, что надо преобразовать?); средний – «средства» (чем надо делать?); указательный – «действия» (как делать по порядку?); большой палец, поднятый вверх, – достигнут «результат» (что получилось, соответствует ли замыслу, удалось ли проявить заботу?).
Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые могут выполняться самостоятельно: самообслуживание, некоторые виды хозяйственно-бытового труда, игры, продуктивная деятельность, изобразительная деятельность, речевая деятельность, общение. Очень важно, чтобы удовлетворенные в деятельности потребности были окрашены эмоциями радости и интереса. Для того чтобы каждый осваиваемый ребенком вид деятельности получил максимальное развитие, в программе используются идеи о необходимости раскрытия самим ребенком окружающего мира в системе его связей и зависимостей, о всемерной поддержке тяги дошкольника к исследовательской, экспериментальной форме познания, о подведении воспитанника уже в младшем возрасте к пониманию противоречивости, изменчивости мира, а поэтому и к относительности наших знаний о нем.
В программе используются разнообразные средства, общепризнанные в дошкольной педагогике. Это ознакомление детей с видом деятельности, его содержанием, структурой, с практикой применения в жизни; обучение взрослыми ребенка; непосредственное выполнение ребенком деятельности по своей инициативе.
Методы, которые используются в работе, – это стимуляция и мотивация деятельности; организационно-практические методы и методы контроля и самоконтроля эффективности деятельности.
Научно-методическая система включает разработку целей, программы, средств, методов, форм, условий воспитания дошкольника и обеспечивает функционирование всех компонентов педагогического процесса: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, самообразование, развитие, придавая смысл каждому из них, организуя взаимодействие их друг с другом.
Воспитание обеспечивается такими методическими средствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важнейшие человеческие потребности: самоутверждение, познание, общение, игра.
• Ведущим средством и формой воспитания определяется любой вид деятельности, который ребенок может выполнить относительно независимо от взрослого, самостоятельно:
– сам определяет замысел (цель, мотив) деятельности;
– сам выбирает предмет, то, что нуждается в преобразовании, изменении (материал);
– в соответствии с особенностями материала отбирает средства (орудия, инструменты) деятельности;
– сам совершает систему действий, достигая результата;
– сам оценивает результат (продукт деятельности) и дает самооценку себе как субъекту деятельности;
– определяет на основе самосознания (самопознания и самоотношения) задачи самовоспитания и самообразования.
Обучение строится как инновационное, интегрирующее эмоциональную, познавательную и волевую стороны учебной деятельности. Новая организация взаимодействия воспитания и обучения предполагает индивидуальное обучение каждого воспитанника в утреннее, дневное, вечернее время до тех пор, пока ребенок не освоит предложенное учебное задание и сможет выполнять его самостоятельно. И только тогда воспитатель может проводить занятие с ребенком в коллективе. Занятие понимается авторами как форма организации деятельности ребенка, которая позволяет ему чувствовать себя самостоятельным в достижении значимых для него и его товарищей результатов.
Содержание образования определяется на основе «типовой программы» и предполагает усвоение определенной системы знаний об окружающем, развитие познавательных психических процессов.
Самовоспитание и самообразование осуществляются через создание условий для самоорганизации ребенком той деятельности, которую он освоил самостоятельно и творчески. Такой уровень овладения деятельностью рассматривается как форма самовоспитания и самообразования, форма обогащения самосознания, что позволяет учиться преодолевать трудности, выбирать пути решения проблемы, экспериментировать, заранее прогнозируя последствия избираемых поступков.
Ведущей формой самовоспитания авторы считают игру, которая занимает центральное место в жизни детского сада – дома радости, так как именно в процессе игры формируется самосознание личности.
Индивидуальная работа в программе ценится значительно выше, чем занятия. Если мы хотим воспитать неповторимую индивидуальность, характеризующуюся личностным поведением, общественной направленностью, то, как считают авторы программы, должны растить, воспитывать детей, учитывая их особенности, настроения, поведение, темп развития.
Воспитатель, работая в группе, должен узнать каждого воспитанника, находить время поговорить и выслушать каждого ребенка. Детям нужны минутки общения, чтобы воспитатели были с ними собеседниками, разговаривали, выслушивали, а не поучали. Стиль общения воспитателя в группе – интерес к собеседнику-ребенку, для которого у воспитателя должна быть своя интонация, свое содержание разговора. Взрослый и ребенок – равноправные партнеры, интересные друг другу.
Как уже отмечалось, авторы программы представляют содержательный методический материал в виде своеобразного плана-сценария. Изложение системы предваряет глава, где раскрывается своеобразие организации педагогического процесса в каждой конкретной возрастной группе и режима работы воспитателей и помощника.
Авторы в доступной и аргументированной форме вводят воспитателя в существо работы. Сначала дается «портрет» ребенка с точки зрения показателей, по которым можно судить о его становлении как неповторимой индивидуальной личности. Рассматриваются важнейшие образовательные установки, связанные с определенной возрастной ступенью. Каждый режимный момент раскрывается в усложнении, показывается его значимость и поэтапная работа по совершенствованию деятельности ребенка в данном режимном процессе.
Проиллюстрируем это на примере формирования культурно- гигиенического навыка умывания.
У воспитателя, как правило, хватает терпения на двукратное напоминание и объяснение правил и порядка умывания, подчеркивают авторы программы, анализируя традиционно организованный педагогический процесс. После этого воспитатель считает, что ребенку стало понятно, зачем и как следует мыть руки, и не всегда находит нужным присутствовать в умывальной комнате. Если же воспитатель наблюдает за мытьем рук, то чаще всего дает критические оценки действиям детей. Такой подход, который все чаще отмечается в практике работы, не сможет сформировать у детей навык и потребность в чистоте, привить им правильное умение.