1. Теоретические основы учетно-аналитического обеспечения финансового оздоровления коммерческой организации

1.1. Финансовое оздоровление в системе процедур банкротства организации

Банкротство является неотъемлемой составной частью рыночной экономики, главный смысл процедур которого – возрождение экономики, бизнеса, производства. С этой точки зрения процедуры банкротства являются не только неизбежной реальностью для большинства организаций, но и в какой, то мере благом, так как оно есть средство защиты от кредиторов, возможность получить отсрочку по уплате долгов, провести реструктуризацию и обновить бизнес. Основной целью банкротства является по возможности полное сохранение организации-должника. Однако банкротство отдельных субъектов, есть неизбежное следствие рыночной конкуренции, и не что иное как эффективный механизм перераспределения капитала.

Институт несостоятельности сложный и комплексный. В процессе развития человеческой цивилизации цели, принципы, процедуры банкротства развивались и менялись. К правовому урегулированию несостоятельности законодатели вернулись в период НЭПа. Это ознаменовало возрождение данного института в постреволюционный период. В 1922 г. в советском законодательстве появились статьи о несостоятельности. После чего в период с 1929 по 1991 гг. институт несостоятельности опять-таки был ликвидирован.

Первый этап возобновления развития правового регулирования несостоятельности – возрождение института несостоятельности в России связывается с появлением Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятый Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г.

Началом второго этапа развития правового регулирования несостоятельности послужило введение в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 1 марта 1998 г.

Редакция Закона о банкротстве 2002 года олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью организаций и граждан – участников имущественных отношений. Для него характерны концептуальные изменения отдельных критериев. К их числу относится и появление новой реабилитационной процедуры – финансового оздоровления должника.

Термин «финансовое оздоровление» был известен ранее действовавшему законодательству о несостоятельности (банкротстве) 1992 г., в котором указывалось, что кредиторы вправе до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Эти меры, составляя досудебную санацию, сводились к предоставлению должнику финансовой помощи.

В Законе 2002 г. этот термин обозначает совершенно новую процедуру банкротства, ранее в законодательстве о несостоятельности не применявшуюся.

Закон от 1992 г. относил к реабилитационным (по его терминологии – реорганизационным) процедурам внешнее управление имуществом должника и санацию. Предполагалось, что причина неудовлетворительного положения дел должника – неудачливый менеджмент. Закон от 1998 г. от второй процедуры отказался, сохранив лишь первую (внешнее управление), но законодатель возвратил ее в российский правопорядок в 2002 г., именуя финансовым оздоровлением. Для него характерно подробное регулирование в этом Законе порядка проведения указанной процедуры, и в первую очередь контроль за совершением руководством должника сделок со стороны административного управляющего и собрания кредиторов. Последняя мера призвана исключить использование данной процедуры с целью умышленного «вывода» ликвидных активов должника к иным лицам [133].

В отечественной литературе о финансовом оздоровлении впервые заговорили в период перестройки, когда на июньском Пленуме КЦ КПСС 1987 года была признана необходимость разработать и осуществить специальную программу финансового оздоровления народного хозяйства.

Данный термин употребляется при анализе тенденций развития экономики и денежного обращения в зарубежных странах и существовал в нашей стране уже в период НЭПа. В учебном пособии для руководящих кадров «Радикальная реформа хозяйственного управления» еще в 1988 году отмечается: «Важное направление финансового оздоровления – ликвидация убыточности. Различные авторы высказывают разнообразные точки зрения на столь частые и кардинальные изменения в Законодательстве о банкротстве.

Финансовое оздоровление представляет собой реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам. Эта процедура предусматривает на срок введения возможность для должника выплачивать долги в соответствии с утвержденным в определенном порядке графиком и получать средства из источников, предусмотренных планом финансового оздоровления [53].

В юридической литературе финансовое оздоровление характеризуется как пассивная оздоровительная процедура, в рамках которой должник имеет возможность самостоятельно, без вмешательства посторонних субъектов, удовлетворить требования кредиторов. В то же время отмечается сходство финансового оздоровления с процедурами внешнего управления и мирового соглашения, выражающееся в возможности получения должником отсрочки и рассрочки исполнения своих обязательств перед кредиторами. Очевидно, что установление процедуры банкротства – финансового оздоровления, направленной на соблюдение баланса интересов кредиторов и должника, является положительным моментом в развитии законодательства о банкротстве [65].

Все процедуры банкротства сопряжены с возникновением юридических и экономических вопросов, тесно взаимосвязанных между собой. При этом экономическая, а точнее бухгалтерская – практически не находит отражения в действующем законодательстве. Изменяется не только механизм управления и контроля хозяйствующего субъекта, но и с особой остротой проявляется проблема получения качественной информации заинтересованными пользователями [87].

Согласно данных официальной статистики сайта Высшего арбитражного суда РФ о рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2010 году поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) – 40243 из них принято к производству – 33270, что на 6,4 % меньше по сравнению с 2009 годом (табл. 1). Нужно отметить, что из всего количества дел принятых к производству, только 91 дело по которым проводилась процедура финансового оздоровления и лишь 6 прекращено в связи с погашением задолженности. Все это говорит о неэффективности реализации процедуры финансового оздоровления в настоящее время.


Таблица 1

Статистика дел о банкротстве в РФ 1


Основные отличительные признаки процедур банкротства приведены в приложении № 1. Малоприменимость и низкую эффективность процедуры финансового оздоровления отмечает и правительство РФ. В связи с чем намечено расширение ее применения в ходе дел о банкротстве посредством введения разработанного законопроекта в целях совершенствования процедуры финансового оздоровления. Существующая на данный момент практика применения дел о банкротстве, в том числе направленных на восстановление платежеспособности приведена графически в приложении № 2.

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. дается следующее определение – несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [6].

Банкротство – сложный процесс, который может быть охарактеризован с различных сторон: юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетно-аналитической и других. Собственно процедура банкротства представляет собой лишь завершающую стадию неудачного функционирования компании, которой обычно предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. Банкротство редко бывает неожиданным, по крайней мере, для опытных финансистов и менеджеров, которые по возможности стараются регулярно отслеживать складывающиеся тенденции в развитии собственных компаний и наиболее важных контрагентов и конкурентов [74].

Положения закона свидетельствуют о его направленности на финансовое оздоровление, предоставление организации возможности исправить ситуацию даже после обращения его кредиторов в арбитражный суд (рис. 1). Сфера финансового оздоровления попадает под действие государственной политики. Исходя из норм Закона, введение процедуры финансового оздоровления предполагает ряд действий и последствий, содержание которых приведено в приложении № 3.

В современной экономической ситуации организации должны иметь антикризисную корректирующую программу, внешним признаком которой является финансовое оздоровление предприятия [44].


Рис. 1. Динамика дел по финансовому оздоровлению организаций за 2005-2010 гг.


В этой связи крайне необходим механизм финансового оздоровления предприятий. В своей книге «Финансовое оздоровление фирмы» А.З. Бобылева указывает, что финансовое оздоровление может пониматься в широком смысле – как улучшение финансово-экономических показателей, увеличение стоимости компании, и в узком – одна из процедур банкротства.

К сожалению, практически все элементы механизма упреждения и защиты предприятий от полного краха не выполняются, нет элементарных сведений, доступных даже не широкой общественности [169].

Мероприятия по оздоровлению разделяются на группы:

− финансовые – по восстановлению платежеспособности,

− организационные – в целях восстановления прибыльности организаций.

Каждая часть системы процедуры банкротства состоит из элементов. Так, финансовое оздоровление включает:

− ведение реестра требований кредиторов;

− выполнение графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления;

− контроль выполнения плана финансового оздоровления, предоставление информации и составление отчетов.

С точки зрения экономического подхода к системе финансового оздоровления ее можно рассмотреть как состоящую из элементов учетно-аналитического обеспечения различных участков бухгалтерского, управленческого и статистического учета.

Законодательством четко установлено, что решение собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, к которому прилагаются, в числе прочих документов и план финансового оздоровления. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В данном определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Исходя из исторического опыта России и учитывая мировую практику, в арбитражно-процессуальный кодекс включены основные положения, касающиеся участия в арбитражном процессе арбитражных заседателей – специалистов, задача которых помочь судье-юристу разобраться в сложнейших проблемах предпринимательской деятельности, в фактической стороне коммерческих споров, требующих подчас особых знаний [134].

Хотя процедура финансового оздоровления и была законодателями включена в отдельную собственную стадию банкрота, однако в законе не дается четкого разграничения между процедурами финансового оздоровления и внешнего управления с точки зрения экономических последствий. В этой связи многие авторы в своих научных трудах ставят знак равенства между ними, когда говорят об улучшении финансового состояния, подразумевая синонимы этих процедур. Цели их в законе практически одинаковы, и в том и в другом случае это восстановление платежеспособности должника (только в процедуре финансового оздоровления оно идет параллельно с погашением задолженности кредиторам), а основные отличия в процедурах носят юридический характер, а не экономический. С позиции кредиторов процедура финансового оздоровления более привлекательна, так как в ходе ее исполнения они имеют больше шансов вернуть свои средства.

На стадии финансового оздоровления кредиторы, арбитражный управляющий и руководство организации разрабатывают план, предусматривающий способы получения организацией-должником средств, необходимых для расчета по обязательствам. На этапе оздоровления должнику следует представить суду график погашения задолженности, в соответствии с которым организация будет вести расчеты со всеми кредиторами, включенными в реестр. График должен предусматривать погашение всех обязательств не позднее, чем за месяц до даты окончания этапа финансового оздоровления. На этой стадии банкротства прекращается начисление штрафов, пеней, процентов по неисполненным организацией обязательствам, возникшим до введения процедуры оздоровления. Уже через 6 месяцев финансового оздоровления должны быть погашены задолженности кредиторов первой и второй очереди.

Основным сводным документом финансового оздоровления является бизнес-план, в котором показывается каким образом руководство намерено преодолеть кризисную ситуацию, намечаются конкретные пути предотвращения банкротства. В общем виде структуру бизнес-плана финансового оздоровления можно представить в виде схемы (рис. 2).


Рис. 2. Структура бизнес-плана финансового оздоровления организации


Следующая задача состоит в том, что бы убедить инвестора принять участие в финансировании предполагаемого проекта выхода из кризисной ситуации.

Именно для внешнего инвестора составляется бизнес-план в случае, когда компания находится в состоянии несостоятельности.

В условиях рынка любая компания может оказаться банкротом или стать «жертвой» чужого банкротства. Необходимо прогнозировать вероятность банкротства для выявления как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности компании потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства [94].

Быстрому и эффективному выходу из состояния неплатежеспособности может способствовать квалифицировано составленный план финансового оздоровления организации.

План финансового оздоровления представляет собой своего рода бизнес-план деятельности организации-должника в условиях процедур судебной санации. Данный тип бизнес-плана имеет особый статус, поскольку разрабатывается организацией, находящейся в состоянии неплатежеспособности. Типовая структура и методические рекомендации по составлению плана финансового оздоровления организации были утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) № 98-р от 5 декабря 1994 г.

Структура плана финансового оздоровления неплатежеспособной организации содержит основные элементы традиционного бизнес-плана и состоит из восьми разделов.

Процедуру финансового оздоровления в соответствии с законодательством проводит административный управляющий, который наделен рядом специфических функций. Прежде всего, он выступает как контролер исполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. При любом результате финансового оздоровления административный управляющий обязан подготовить отчёт об итогах выполнения графика погашения задолженности. На основе этого отчета арбитражный суд принимает соответствующие определения.

Финансовое оздоровление организаций ставит своей основной целью создание необходимости приведения производственно-технологической структуры промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии достижения прибыльной работы организаций.

В условиях кризисной ситуации перед менеджерами встают следующие основные задачи:

− правильно оценить реальное состояние дел,

− выявить причину проблем,

− найти оптимальные пути преодоления кризисного положения.

План финансового оздоровления организации – это комплексный план мероприятий по внесудебному оздоровлению кризисной организации в течение определенного периода времени.

Рассматривая мировую практику законодательства о банкротстве, выяснено отсутствие аналогичной процедуры финансового оздоровления. Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности неизвестна иностранным законодательствам и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о несостоятельности.

Однако при разработке процедур использовался опыт зарубежных стран, имеющих давнюю практику реализации реабилитационных процедур. Так, например, обратившись к опыту ближайших «соседей» – стран Восточной Европы, и других, можно увидеть следующую картину.

Чешский Закон о банкротстве оставляет немного шансов реструктуризации, восстановлению платежеспособности коммерческих организаций. Как правило, возбуждение процедуры банкротства в отношении юридического лица оканчивается его ликвидацией. В рамках ныне действующего чешского Закона о банкротстве достаточно трудно реструктурировать бизнес компании, ставшей банкротом. Большинство кредиторов сходится в том, что лучше обанкротить должника, ликвидировать его бизнес, продать имущество и получить хоть что-то, нежели рисковать, пытаясь реструктурировать бизнес должника в надежде когда-нибудь в будущем получить удовлетворение своих требований.

Словацкий Закон о банкротстве дает должнику, равно как и кредитору, право просить арбитражного управляющего провести анализ возможности реструктуризации должника. Под реструктуризацией может пониматься любое решение, включая отсрочку платежей, списание долгов должника и т.п. Решение о реструктуризации принимается, и сама процедура реструктуризации осуществляется совместными усилиями должника, его кредиторов и акционеров, арбитражного управляющего. План реструктуризации имеет форму контракта.

Венгерский Закон не предусматривает таких процедур, как реорганизация или реструктуризация. В соответствии с действующим Законом возможны лишь процедуры банкротства, приводящие к ликвидации должника [126].

В Бельгии для финансового оздоровления должников используется процедура «конкордат», при которой должник сохраняет за собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом. Назначается один или несколько администраторов, которые контролируют руководство компании при разработке плана реабилитации, но не управляют компанией, а затем и отчитываются перед судом об исполнении плана.

Во Франции вводится процедура «объявления тревоги», которая может быть начата аудитором, работниками, ассоциированными членами, или председателем торгового суда и предназначена для уведомления руководителя о существующих или возможных трудностях. Французское законодательство содержит даже четыре реабилитационные процедуры, три из которых применимы к платежеспособным предприятиям, но испытывающим трудности. Защитная процедура – позволяет платежеспособным организациям реструктурировать задолженность под надзором суда [86].

Финансовое оздоровление РФ имеет и некоторое сходство с германской моделью самоуправления. Германское законодательство о несостоятельности делает акцент на реализации прав и интересов кредиторов при активном участии арбитражных управляющих, но при этом в процессуальном единстве предоставляет возможности для реабилитации предприятия должника и учета прав наемных работников [112].

Японское законодательство о несостоятельности имеет реабилитационную процедуру, при которой назначаются один или несколько надзорных уполномоченных. В основе реализации процедур по восстановлению платежеспособности должника лежит план по оздоровлению – соглашение между должником и его кредиторами о полном или частичном изменении содержания и/или объема существующих прав кредиторов, утверждаемый судом. Отсрочка платежа может составлять до десяти лет. Имеет больше сходств с мировым соглашением.

Законодательство США о банкротстве содержит лишь одну реабилитационную процедуру – реорганизация – процедура, используемая, главным образом, компаниями, в которой должник обычно продолжает владеть своим имуществом и вести любую деятельность, но обязан представить кредиторам на рассмотрение план реорганизации, который утверждается судом. Имущество должника становится имуществом конкурсной массы, находится во владении должника, сохранившего контроль над имуществом, и под его управлением [178].

Таким образом, одной из причин введения в законодательство процедуры финансового оздоровления послужил опыт зарубежных стран.

На сегодня большинство экономистов и юристов считают действующий закон «О несостоятельности (банкротстве)» не совсем совершенным. Это послужило основанием Министерству Экономического развития и торговли, в конце 2010 года подготовить новый проект закона о банкротстве.

Окончательный вариант включает в себя три основных реформаторских новшества [51] по сравнению с законом 2002 года.

Первое – появление понятия и института «предпринимательской группы». «Предпринимательская группа – один или несколько должников – юридических лиц, подконтрольных контролирующему лицу – члену предпринимательской группы, и связанных между собой едиными управленческими, производственными и технологическими процессами…».

Второе – изменение механизма «санации» и введение измененной «реабилитационной процедуры» – «финансового оздоровления». Процедура оздоровления описывается весьма подробно и предполагается ее широкое распространение. Значительно увеличен срок процедуры – до пяти лет. Вводится и такое новое понятие как «класс требований», включаемое в план финансового оздоровления. Возможности реструктуризации бизнеса в финансовом оздоровлении уже мало чем ограничены.

Третье – введение норм и понятия «трансграничного банкротства».

Устанавливаются технологические особенности процедур в отношении групп – в том числе финансового оздоровления.

Комиссией ООН по праву международной торговли трансграничная несостоятельность в самом широком смысле определяется как случай, когда несостоятельный российский должник имеет активы в нескольких государствах или когда в числе кредиторов должника имеются кредиторы из другого государства.

Загрузка...