В обыденной жизни финансы очень часто отождествляют с деньгами. Но это две различные экономические категории с разным экономическим содержанием. Деньги – более древняя категория, возникшая на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента и измеряющий затраты труда ассоциированных производителей. Финансы же возникли с появлением государства, для существования которого требовались определенные ресурсы – сначала в виде натуральных податей и трудовых повинностей, а затем и в денежной форме.
Как известно, основой функционирования национальной экономики является материальное производство, в процессе которого создается валовой внутренний продукт (ВВП). После вычета из него материальных затрат образуется вновь созданный продукт, или национальный доход (НД). Прежде чем он будет потреблен, необходимо пройти стадии распределения и обмена. Как показал опыт исторического развития, распределение и обмен могут осуществляться, двумя методами: прямым, или натуральным, и косвенным, т. е. в денежной форме. Денежная форма распределения и обмена вновь созданного продукта (НД) свойственна тем стадиям развития общества, где существует товарное производство, когда произведенный продукт оценивается в единицах всеобщего товара (деньгах). Особенность денег состоит в том, что они могут полностью «оторваться» от своего материального носителя и совершать самостоятельное движение, что дает возможность сначала распределять и перераспределять не сам вновь созданный натуральный продукт, а только его денежное выражение, стоимость. После этого каждый хозяйствующий субъект в соответствии с имеющейся суммой денег обменивает их на необходимые товары (вещи, услуги).
Итак, важным в понимании сущности финансов является уяснение того, что в условиях товарного хозяйства экономические отношения по поводу распределения и обмена вновь созданного продукта осуществляются в форме денежных отношений.
С целью выделения из всей совокупности отношений, которые принято называть финансами, целесообразно сгруппировать их следующим образом:
• денежные отношения, связанные с актом купли-продажи материальных товаров. В процессе таких денежных отношений партнеры обмениваются формами стоимости. После обмена продавец и покупатель остаются с той суммой средств, с которой приступили к операции;
• денежные отношения, посредством которых осуществляется акт купли-продажи различных услуг, т. е. товаров нематериального характера (оплата проезда в транспорте, лечения, обучения, различных зрелищ, большинства бытовых услуг (парикмахерская, химчистка, прачечная и т. п.));
• денежные отношения, с помощью которых происходит акт купли-продажи рабочей силы, т. е. оплата труда;
• денежные отношения, посредством которых осуществляется прямое перераспределение доходов или прямое движение стоимости. Такие денежные отношения представляют собой передачу или получение части или всего денежного дохода без обратной компенсации, как это происходит в процессе акта купли-продажи. Например, у организаций, рабочих и служащих изымается часть доходов в централизованный фонд государства; государство выделяет из централизованного фонда денежные средства населению, организациям; субъекты хозяйствования часть своего денежного дохода (прибыль) направляют на развитие производства, социальные нужды, денежное стимулирование работников и т. п.
Следовательно, к финансам относятся только те денежные отношения, с помощью которых осуществляется прямое перераспределение доходов, прямое движение стоимости.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что функционирование денежной системы (как совокупности денежных отношений) страны тесно связано с валютной, кредитной и финансовой системами. Взаимосвязь очевидна, так как деньги (валюта) как основной элемент денежной системы являются объектом кредита, а денежные отношения – необходимым условием возникновения кредитных и финансовых отношений. Поскольку финансовые отношения, так же как и кредитные, являются частью денежных отношений, то соответственно финансово-кредитная система может быть отнесена к определенной части денежной системы. Взаимосвязь различных видов систем показана на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Взаимосвязь денежной и финансово-кредитной систем
Финансово-кредитная система страны – составная часть денежной системы, представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов финансовой и кредитной систем, которые зависят от экономического развития государства и его административно-политического устройства.
Поскольку государственный бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов, образующие в совокупности бюджетную систему, являются ведущим звеном финансовой системы страны, а налоговые платежи, выступающие основным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней, составляют налоговую систему, представляется правомерным сделать вывод о том, что бюджетно-налоговая система служит элементом финансово-кредитной системы страны.
Программа дисциплины «Финансово-кредитные системы зарубежных стран» предусматривает рассмотрение вначале сущности денежной системы, а затем валютной, кредитной и финансовой систем.
Состояние экономики страны во многом определяет успешное развитие ее финансово-кредитной системы. В условиях постоянного экономического роста, увеличения валового внутреннего продукта и национального дохода финансово-кредитной системе государства присуща устойчивость и стабильность, стимулирующие дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. Экономический кризис, спад производства, рост безработицы ухудшают состояние финансово-кредитной системы. Это выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по его обслуживанию. Это влечет за собой развитие инфляции, нарушение экономических связей, возникновение сложностей с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения.
Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, хотя денежная система относительно самостоятельна.
Денежные системы сформировались в XVI–XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, но отдельные их элементы появились в более ранний период.
Вид денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие виды денежных систем:
• система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл;
• система обращения кредитных и бумажных денег, при которой полноценные деньги вытеснены из обращения (рис. 1.2).
В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм.
Рис. 1.2. Виды денежных систем
Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя металлами (обычно за золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.
Известны три разновидности биметаллизма:
• система параллельной валюты, при которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно в соответствии с рыночной ценой этих металлов;
• система двойной валюты, при которой государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению;
• система «хромающей валюты», при которой золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. Это фактически система двойной валюты, «хромающая» на серебряную ногу, т. е. золото имело более свободное обращение, чем серебряные деньги.
Биметаллизм был широко распространен в XVI–XVII вв., а в ряде стран Западной Европы и в XIX в. Однако при использовании двух металлов в качестве денег, противоречившем природе всеобщего эквивалента, возникла трудность при установлении соотношения между золотом и серебром.
В 1865 г. Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметаллизм с помощью международного соглашения – так называемого Латинского монетного союза. В заключенной монетной конвенции была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов достоинством от 5 франков и выше с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1: 15,5. Но законодательное закрепление соотношения между двумя валютами (система двойной валюты) обычно не соответствовало рыночной стоимости золота и серебра (рыночное соотношение золотых и серебряных монет составляло 1: 20, 1: 22). Двойная система цен (в золотых и серебряных деньгах) нарушала сложившиеся ценовые пропорции, что дезорганизовывало экономическую жизнь.
В результате удешевления производства серебра в конце XIX в. и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище. В этом проявилось действие закона Коперника – Грешема: плохие деньги вытесняют из обращения хорошие[1].
В 1878 г. В странах – членах Латинского монетного союза была прекращена свободная чеканка серебряных монет, хотя серебряные монеты достоинством в 5 франков продолжали некоторое время сохранять неограниченную платежную силу.
Становление и развитие института рыночной экономики требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступает место монометаллизму.
Монометаллизм – денежная система, при которой один металл (медь, серебро или золото) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на драгоценные металлы.
Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843–1852 гг., в Индии – в 1852–1893 гг., в Голландии – в 1847–1875 гг.
Золотой монометаллизм был впервые установлен в Великобритании фактически в конце XVIII в., законодательно – в 1816 г., Германии – в 1871–1873 гг., Франции – в 1876–1878 гг., России и Японии – в 1897 г., США – в 1900 г.
В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различались три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный (золотовалютный) стандарты.
Золотомонетный стандарт. Характеризовался следующими основными чертами: обращение золотых монет; непосредственное выполнение золотом всех функций денег; свободная чеканка золотых монет с фиксированным золотым содержание; свободный размен знаков стоимости на золотые монеты по нарицательной стоимости; неограниченное движение золота между лицами и странами. Все это обеспечивало относительную устойчивость и эластичность денежной системы. Первая мировая война, потребовавшая больших финансовых затрат на военные нужды, вызвала рост дефицита бюджетов воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта. Во всех воевавших странах (кроме США) был прекращен размен монет на золото и запрещен вывоз его за границу; золотые монеты ушли из обращения в сокровище. После Первой мировой войны фактически ни одно развитое государство не смогло вернуться к золотомонетному стандарту.
Золотослитковый стандарт. В условиях послевоенной стабилизации экономики в 20-е гг. XX в. был установлен в ряде стран. В обращении отсутствовали золотые монеты и свободная их чеканка, обмен банкнот производился на золотые слитки. В Великобритании цена стандартного слитка в 12,4 кг равнялась 1700 фунтов стерлингов, во Франции цена слитка массой 12,7 кг – 215 тыс. франков. Золото оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и международный оборот.
Золотодевизный (золотовалютный) стандарт. Был установлен в большинстве стран (Германия, Австрия, Дания, Норвегия и т. д.). Обращение золотых монет и свободная чеканка также отсутствовали, обмен банкнот производился на девизы (платежные средства в иностранной валюте), разменные на валюту стран с золотослитковым стандартом. Таким путем сохранялась косвенная связь денежных единиц стран золотодевизного стандарта с золотом.
В результате мирового экономического кризиса (1929–1933 гг.) юридически был ликвидирован золотомонетный стандарт в Великобритании – в 1931 г., в США – в 1933 г., во Франции – в 1936 г. и стала утверждаться система неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. Знаки стоимости – банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты – вытеснили золото из обращения. Оно накапливалось в центральных банках, тезаврировалось в частных руках.
К началу Второй мировой войны ни в одной стране, кроме США, банкноты не обменивались на золото. В США обмен долларов на золотые слитки производился только официальным органам иностранных государств.
Таким образом, начиная с середины 30-х гг. XX в. в мировой экономике начинают функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков.
Соглашение (январь 1976 г.) стран – членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) юридически завершило демонтаж золотого стандарта во всех его формах: отменены официальная цена золота, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото. Золото перестало служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов.
Для современных денежных систем, построенных на обороте кредитных денег, характерно следующее:
• отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото, уход золота из внутреннего и внешнего обращения;
• выпуск банкнот в обращение не только в порядке банковского кредитования экономики, но и для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением выступают в основном государственные ценные бумаги);
• преобладание в денежном обращении безналичного оборота;
• разделение эмиссии наличных и безналичных денег между разными звеньями банковской системы: эмиссия наличных денег – монополия центрального банка, эмиссию безналичных денег осуществляют коммерческие банки при возможности регулирования ее со стороны центрального банка;
• создание, развитие и усиление механизмов денежно-кредитного регулирования со стороны государства.
Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются такие элементы денежной системы, как:
• денежная единица;
• масштаб цен;
• вид денег, имеющих законную платежную силу;
• порядок эмиссии и обращения денег;
• государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.
Денежная единица – установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.
Масштаб цен – порядок деления денежной единицы на более мелкие кратные части. Согласно денежной теории различают три вида масштаба цен:
• архаический (восточный);
• классический (западно-европейский);
• десятичный.
Архаический масштаб цен исторически появился первым и использовался в денежных системах стран Древнего Востока. Он имел пропорции 1: 60: 360, которые соответствовали следующим названиям денежных единиц: 1 талант весом в 30 кг содержал в себе 60 мин и 360 шекелей. Каждая мина массой 0,5 кг состояла из 60 шекелей. Масса шекеля определялась как масса 180 зерен пшеницы и составляла 8,41 г.
Классический масштаб цен стал применяться с IX в. и имел соотношения 1: 20: 240. В Англии при Карле Великом (VIII в.) функционировала денежная система, в которой 1 фунт серебра (409,3 г) содержал 20 солидов и 240 денариев. Во Франции такой масштаб просуществовал до 1795 г. Тогда в 1 ливре насчитывалось 20 су и 240 денье. В Великобритании вплоть до 1961 г. в 1 фунте содержалось 20 шиллингов и 240 пенсов.
В настоящее время в большинстве стран установлен десятичный масштаб цен, который имеет соотношения 1: 10: 100 (1 дол. США равен 100 центам, 1 ф. ст. – 100 пенсам, 1 индонезийская рупия – 100 сенам и т. д.).
Денежная система имеет различные виды денежных знаков. Это в основном кредитные банковские билеты (банкноты), государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Данные денежные знаки являются законными платежными средствами в стране.
Банкноты (банковские билеты). Это вид денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжение центрального банка. Двойное обеспечение придавало «классическим» банкнотам высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцам к размену на золото, так как в период золотомонетного стандарта производился свободный размен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929–1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл.
Казначейские билеты. Это бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством – министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась.
Разменная монета. Представляет собой слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.
Электронные деньги. В настоящее время присутствуют в обращении параллельно с бумажно-кредитными. Они являются наиболее перспективной и динамично развивающейся формой. По существу эти деньги являются безналичными, они находятся в памяти компьютеров в банках. Преимущества их использования очевидны: издержки выпуска и обращения таких денег значительно меньше, чем при применении бумажной технологии, а степень защищенности, скорость передачи, трудоемкость обработки значительно ниже. Поэтому в современных условиях очень быстро развиваются специальные механизмы и системы, позволяющие распоряжаться электронными деньгами и осуществлять их быстрый перевод с одного счета на другой. Банки широко применяют для этого различные системы передачи электронных платежных сообщений, например систему «СВИФТ» (SWIFT), а их клиенты – юридические и физические лица – карточные платежные системы «Банк – клиент» и др.
Порядок эмиссии и обращения денег – законодательно урегулированные процессы их обеспечения, выпуска, хранения и изъятия из обращения. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии.
Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли:
• центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
• казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
Государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения, представляет собой государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.
По мере интернационализации хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется круглосуточный «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального общественного воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте обычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран.
Интеграция стран в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях.
В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения – совокупность экономических отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных экономик.
Государственно-правовая форма организации валютных отношений представляет собой валютную систему. Различают национальные, региональные (международные) и мировую валютные системы.
Исторически в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений вначале возникали национальные валютные системы, режим которых закреплялся национальным законодательством с учетом норм международного права. Под национальной валютной системой понимается совокупность способов, инструментов и национальных органов, с помощью которых реализуется определенный порядок денежных расчетов конкретного государства с другими странами.
Национальная валютная система является составной частью кредитно-денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна, а ее деятельность выходит за национальные границы. Особенности национальной валютной системы определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей отдельно взятой страны.
Промежуточным элементом между национальной и мировой валютными системами являются региональные (международные) валютные системы, которые обслуживают региональные интеграционные группировки государств и представляют собой форму организации валютных отношений в рамках интеграционного объединения.
Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой – формой организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.
Связь и различие национальных и мировой валютных систем проявляются в их элементах.
Как всякая система, национальная и мировая валютные системы имеют основные элементы. К ним относятся нижеследующие.
1. Национальная валюта. Это установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используемые в международных экономических отношениях (МЭО), становятся валютой.
Резервные валюты. Они выполняют функции международного платежного и резервного средства, служат базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран.
Международные счетные валютные единицы. Являются условным масштабом для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса как международное платежное и резервное средство (СДР[2], евро).
2. Условия конвертируемости национальной валюты. Характеризуют степень конвертируемости валют, т. е. их размена на иностранные. Различаются следующие виды валют:
• свободно используемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты;
• свободно конвертируемые валюты тех стран, которые не имеют никаких ограничений по текущим операциям платежного баланса;
• частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;
• неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.
Условия взаимной конвертируемости валют.
3. Паритет национальной валюты – это соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме – золотом или серебряном – базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.
Унифицированный режим валютных паритетов.
4. Режим курса национальной валюты. Валютный курс – «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, евро). Различаются фиксированные валютные курсы, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, и смешанные курсы.
Регламентация режимов валютных курсов.
5. Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль. Их объектом являются текущие и капитальные операции платежного баланса.
Межгосударственное регулирование валютных ограничений.
6. Национальное регулирование международной валютной ликвидности страны. Оно сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) – способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства МВЛ означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ употребляется как показатель ее платежеспособности.
Международная валютная ликвидность включает четыре основных компонента: официальные золотые и валютные резервы страны, счета в СДР и евро, резервная позиция в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита в инвалюте в пределах 25 % ее квоты). Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта.
Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности.
7. Регламентация международных расчетов страны. Осуществляется на уровне национальной и мировой валютных систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
Унификация основных форм международных расчетов.
8. Регламентация использования международных кредитных средств обращения. Осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе Женевские конвенции (вексельная и чековая).
Унификация правил использования международных кредитных средств обращения.
9. Режим национального валютного рынка и рынка золота.
Режим мировых валютных рынков и рынков золота.
10. Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах – органы валютного контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу).
Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование. К ним относится Международный валютный фонд (МВФ), а в Европейской валютной системе – Европейский фонд валютного сотрудничества, который в 1994 г. заменен Европейским валютным институтом, преобразованным в 1998 г. в Европейский центральный банк. Они разрабатывают и поддерживают режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Появившись впервые в XIX в., мировая валютная система прошла нижеследующие этапы эволюции.
Парижская мировая валютная система – получила признание в 1867 г. на международной конференции в Париже и была оформлена специальным международным договором, который подписали и ратифицировали более 30 стран мира. Эта валютная система базировалась на основе национальных денежных систем золотомонетного стандарта, при которых золото признавалось единственной формой мировых денег. В рамках данной системы курс национальных валют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился друг с другом по твердому валютному курсу.
Отклонения от фиксированного валютного курса были крайне незначительными (не более ±1 %) и находились в пределах «золотых точек» (максимальные пределы отклонения курса валют от установленного золотого паритета, которые определялись расходами на транспортировку золота за границу). Отклонения от официального паритета в таких пределах объяснялось тем, что любая физическая передача золота вызывала расходы по фрахту и страхованию; издержки эти как раз и укладывались в ±1 % от стоимости транспортируемого золота. Если обменный курс конкретной валюты настолько превышал свой паритет, что завезти золото было дешевле, чем купить иностранную валюту, дебитор менял свои деньги на золото и гасил им свой долг. С другой стороны, если курс валюты падал, кредитор требовал погашения долга золотом. Эта система была свободна от вмешательства государства, колебания обменного курса были незначительными, валютный риск – невелик.
Парижская валютная система просуществовала до Первой мировой войны 1914 г. Гигантские финансовые потребности экономики во время войны могли быть удовлетворены только путем дополнительного выпуска денег. Для того чтобы избежать побочных явлений на своих внутренних рынках, многие страны приняли меры по аннулированию правил на основе золотомонетного стандарта, что фактически привело к отмене первой мировой валютной системы.
Генуэзская мировая валютная система – явилась результатом решений международной экономической конференции 1922 г., которая закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Появились девизы – платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Однако в межвоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой, а фунт стерлингов и доллар США оспаривали лидерство в этой сфере. Золотые паритеты сохранялись, но конверсия валют в золото могла осуществляться и косвенно – через иностранные валюты (доллар США, французский франк и фунт стерлингов).
Генуэзская валютная система просуществовала недолго, до 1929 г. Одной из основных причин ее отмены стала растущая нереальность паритетов обмена валют вследствие послевоенной инфляции. Различные темпы инфляции в разных странах вызывали еще более очевидные диспропорции в международных ценовых зависимостях.
Мировой экономический кризис 30-х гг. XX в. и Вторая мировая война привели к кризису Генуэзской валютной системы.
Бреттон-Вудсская мировая валютная система – была оформлена соглашением стран на конференции по валютно-финансовым вопросам, которая состоялась в июле 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир в США). В работе конференции участвовало 730 представителей из 44 стран. Данная мировая валютная система базировалась на ряде структурных принципов:
• установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;
• курс ведущей валюты фиксирован к золоту;
• центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей валюте (в рамках ±1 %, а в Западной Европе – ±0,75 %) с помощью валютных интервенций;
• изменения курсов валют осуществляются посредством девальвации и ревальвации;
• организационным звеном системы являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые призваны развивать взаимное валютное сотрудничество стран и помогать в снижении дефицита платежного баланса.
Ведущей валютой стал доллар США, так как только он в это время мог быть конвертируем в золото (США обладали 70 % от всего мирового запаса золота). Было установлено золотое соотношение доллара США: 35 дол. за 1 тройскую унцию (0,88571 г золота за 1 дол.).
По своему характеру Бреттон-Вудсская система была золотодевизной системой с фиксированными валютными курсами. США брали на себя обязательство по первому требованию обменивать доллары в золото без каких-либо ограничений, а остальные страны должны были зафиксировать курс своей валюты к доллару.
Противоречия Бреттон-Вудсской валютной системы, прежде всего между национальным характером доллара и использованием его как международного платежного средства, постепенно расшатали ее по мере укрепления экономики стран Западной Европы и Японии. В 1971 г. США прекратили конвертировать доллары в золото по официальному курсу. Для спасения системы фиксированных валютных курсов в декабре 1971 г. была достигнута договоренность о расширении пределов колебаний курсов до ±2,25 % паритета валют. Однако уже через год эта договоренность о фиксированных валютных курсах была отменена и Бреттон-Вудсская система перестала существовать.
Ямайская мировая валютная система – была оформлена соглашением стран-членов МВФ в январе 1976 г. в г. Кингстон на Ямайке. В данном соглашении формулировались основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в апреле 1978 г. во второй поправке к статьям Соглашения МВФ. Эти принципы, которые продолжают действовать и в настоящее время, заключаются в следующем:
• система полицентрична, т. е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;
• отменен монетный паритет золота;
• основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;
• не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения;
• центральные банки не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты, однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют;
• страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его в золоте; МВФ получил полномочия осуществлять более жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении, обеспечивать либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в интересах достижения стабилизации в международных валютных отношениях;
• термин «конвертируемая валюта» заменен на термин «свободно используемая валюта».
Европейская валютная система (ЕВС) – сформирована в 1979 г. в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) с целью содействия развитию интеграционных процессов стран Западной Европы. Она являлась составной частью мировой валютной системы, но имеет ряд особенностей, отличающих ее от Ямайской системы. Прежде всего она базировалась не на СДР, а на ЭКЮ (европейская валютная единица), курс которой определялся как средневзвешенный курс из 12 западноевропейских валют. Удельный вес, приданный каждой валюте, отражал относительную долю различных государств – членов ЕВС в валовом национальном продукте ЕЭС и в торговле внутри него, а также их вклад в механизмы краткосрочной валютной поддержки. В ЭКЮ предоставлялись кредиты, получаемые странами в рамках единой сельскохозяйственной политики, осуществлялись ссудно-депозитные операции банков. Наряду с официальной сферой действия ЭКЮ широко использовалась и в частной сфере, она также была полноценной валютой для международных облигационных рынков, объектом котировок и системы межбанковского клиринга.
В отличие от МВФ, который не проводит операции с золотом, Европейский валютный институт (до 1994 г. – Европейский фонд валютного сотрудничества – ЕФВС) выпускал ЭКЮ взамен взносов стран – получателей ЭКЮ в золоте и долларах (в форме возобновляемых трехмесячных сделок «своп»).
Соглашение о ЕВС предусматривало режим «совместного плавания» валют вокруг доллара США, японской иены и валют других стран, не входящих в ЕВС (так называемая европейская валютная змея). Центральные банки стран – членов ЕВС должны были поддерживать курсы своих валют по отношению друг к другу в установленных пределах ±15 % (до августа 1993 г. – ±2,25 %) от центрального курса в ЭКЮ с помощью покупки-продажи своей валюты в обмен на иностранную (чаще всего марку ФРГ).
Дальнейшее развитие валютно-финансовой интеграции европейских стран обусловлено реализацией Маастрихтского договора о поэтапном формировании экономического и валютного союза ЕС (ЭВС – в английской аббревиатуре – EMU – Economic and Monetary Union), предусматривающего единую денежную политику, создание единого Центрального банка и введение единой валюты. Этот договор был подписан 12 европейскими странами в феврале 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды), ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.
В соответствии с Маастрихтским договором создание ЕС осуществлялось в три этапа.
Первый этап (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.) – становление экономического и валютного союза. В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о ЕС. В частности, устранены все ограничения по движению капиталов внутри ЕС, а также между ЕС и третьими странами. Особое внимание уделено обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС по снижению темпов инфляции и сокращению дефицитов бюджетов.
Второй этап (с января 1994 г.) – создание во Франкфурте-на-Майне Европейского валютного института (ЕВИ) вместо Европейского фонда валютного сотрудничества и подготовка к введению единой европейской валюты, получившей впоследствии название евро. На этом этапе сближение политики всех стран в отношении инфляции, процентных ставок, состояния платежных балансов и налоговой политики гарантировало стабильность валютных курсов в еще более узких рамках.
Третий этап – мог начаться 1 января 1997 г., если бы страны ЕС (не менее семи) сумели бы достичь необходимого уровня конвергенции в соответствии с заданными параметрами[3], или автоматически с 1 января 1999 г. (что и произошло, когда безналичные расчеты стали осуществляться на основе новой европейской валюты – евро). 1 января 2002 г. в обращение введена евро при наличных расчетах. Через полгода после этого евробанкноты и евромонеты стали единственным законным платежным средством в пределах еврозоны[4] ЕС (28 стран-членов с 1 июля 2013 г.).
Контрольные вопросы
1. Какова связь между отдельными элементами финансово-кредитной системы государства?
2. Каковы основные виды денежных отношений и какие из них относятся к финансовым?
3. Как определяется понятие денежной системы?
4. Какие известны виды денежных систем?
5. Как характеризуются отдельные разновидности золотого монометаллизма?
6. Каковы особенности золотомонетного стандарта?
7. Как характеризуются основные элементы денежной системы?
8. Каковы основные элементы национальной и мировой валютных систем?
9. Каковы основные положения Бреттон-Вудсской мировой валютной системы?
10. Каковы основные принципы Ямайской валютной системы?
Тестовые задания
1. Какая валютная единица была принята в качестве основной в Европейской валютной системе при ее образовании?
1) СДР;
2) ЭКЮ;
3) доллар США;
4) евро.
2. Что такое казначейские билеты?
1) слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму;
2) вид денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными банками;
3) бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита.
3. В рамках Парижской валютной системы:
1) курс национальных валют жестко привязывался к золоту;
2) был установлен коридор колебаний стоимости валюты относительно золота;
3) курс валюты определялся исходя из спроса и предложения на рынке.
4. В каком году были созданы Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития?
1) в 1867 г.;
2) в 1922 г.;
3) в 1944 г.;
4) в 1976 г.
5. С образованием какой валютной системы были введены специальные права заимствования (СДР)?
1) Парижской мировой валютной системы;
2) Генуэзской мировой валютной системы;
3) Бреттон-Вудсской мировой валютной системы;
4) Ямайской мировой валютной системы.
Неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы государства является кредитная система. Она тесно связана с денежной и образует денежно-кредитную систему. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.
С точки зрения функционального аспекта под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т. е. кредитная система представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом.
С точки зрения институционального аспекта кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования. Кредитная система опосредствует весь механизм национального воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.
Современная кредитная система зарубежных стран состоит из следующих основных звеньев:
• центрального банка, государственных или полугосударственных банков;
• банковской системы: коммерческих банков, сберегательных банков, инвестиционных банков, ипотечных банков, специализированных торговых банков;
• специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений: страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний, финансовых компаний, благотворительных фондов, ссудосберегательных ассоциаций, кредитных союзов.
Приведенная трехъярусная структура кредитной системы является типичной для большинства экономически развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга.
Наиболее развита кредитная система США, на которую ориентируются другие страны при формировании своих кредитных систем. Тем не менее в каждой стране имеются свои особенности их функционирования.
В кредитной системе стран Западной Европы широкое развитие получили банковский и страховой секторы. В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках, удельный вес которых на рынке ссудных капиталов весьма значительный.
Для Франции характерно разделение банковского звена на депозитные коммерческие банки, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных финансовых институтов, и сберегательные банки.
Процесс трансформации в экономиках стран Центральной и Восточной Европы предусматривает создание кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночных отношений, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда. Этим странам необходима эффективная кредитно-денежная система для решения проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности национальных производителей, стабилизации уровня жизни населения.
В экономической литературе принято выделять две модели построения кредитных систем: европейскую и американскую. Принципиальных различий между ними не существует, но в Европе по удельному весу активов банковская система превосходит парабанковскую. В США специальные финансово-кредитные институты аккумулируют более 60 % всех активов кредитной системы, а на долю банков приходится около 40 %. В Европе ранее соотношение было приблизительно обратное, но с 80-х гг. XX в. и в нынешнем веке в связи с процессами дерегулирования и возрастания мощи финансовых конгломератов удельный вес банковской системы снижается, хотя еще и не приблизился к уровню США.
Современная кредитная система Японии имеет трехъярусную структуру: центральный банк, банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках.
Кредитные системы развивающихся стран слабы. В большинстве этих стран существует двухъярусная структура, представленная центральным национальным банком и системой коммерческих банков.
Ряд азиатских стран – Гонконг, Индия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Южная Корея – имеют довольно развитую трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы. Трехъярусные кредитные структуры имеют и некоторые страны Латинской Америки: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Перу.
Центральные банки являются первым уровнем кредитных систем. Специфика кредитно-финансовых отношений и то влияние, которое центральные банки оказывают на функционирование и развитие всей совокупности экономических связей, обусловливают усиление их роли в осуществлении надзора и регулирования банковской деятельности.
Мировая практика функционирования кредитно-финансовой сферы свидетельствует о том, что со стороны государства через центральные банки сфера банковской деятельности регулируется достаточно жестко. При этом государство преследует следующие цели:
• обеспечение надежного эффективного функционирования национальной кредитно-денежной системы и стабильности национальной валюты;
• поддержание стабильного функционирования банков посредством обеспечения их платежеспособности и финансовой устойчивости;
• защита интересов инвесторов, заемщиков и других субъектов финансовой системы от ущерба, возникающего в результате банкротства, халатности, мошенничества и других злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере.
Центральный банк – орган государственного регулирования экономики, так как он наделен правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Центральные банки создавались на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием кредитной системы происходила централизация банкнотной эмиссии.
Первый центральный банк, функционирующий и в настоящее время, был создан в Швеции. Его прототипом являлся Стокгольмский банк (Stockholms Banco), учрежденный голландским финансистом, выходцем из Риги Йоханом Палмстрюком в 1654 г. Формально банк считался частным учреждением, однако связывавшие его с королевским двором отношения делали банк полуправительственным финансовым институтом. Во-первых, он кредитовал государственную казну за счет собственных средств. Во-вторых, половина прибыли банка ежегодно поступала в распоряжение Короны. В-третьих, министр финансов Швеции одновременно занимал должность главного инспектора банка. В-четвертых, все налоговые платежи в стране проходили через Стокгольмский банк. Ему принадлежит право выпуска первых в Европе полноценных банкнот (а не депозитных расписок, как обычно), которые были обязательны к приему в течение определенного времени, после чего разменивались на медные деньги.
Второй центральный банк появился в Англии. Созданная в 1694 г. акционерная компания под названием Банк Англии (Governor and Company of the Bank of England) выделила правительству кредит в 1,2 млн фунтов стерлингов для финансирования военных расходов, а взамен получила право напечатать банкноты на аналогичную сумму. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право на размещение государственных займов, в результате чего сформировалась система управления госдолгом.
Следующим центральным банком, о котором редко упоминают, является Банк Шотландии (Bank of Scotland), основанный в 1695 г., спустя год после учреждения Банка Англии. Банку Шотландии запрещалось кредитовать правительство, однако сразу после открытия он мог выпускать банкноты. После принятия решения шотландского парламента в 1707 г. об унии с Англией банкноты Банка Англии начали обращаться на территории страны, значение Банка Шотландии несколько снизилось.
Очередным центральным банком чаще всего называют Банк Франции (Banque de France), который был учрежден в 1800 г. по директиве Наполеона Бонапарта. Задачей банка являлась эмиссия банкнот, обменивавшихся на дисконтные коммерческие векселя. В 1803 г. банк получил первое монопольное право на эмиссию банкнот в Париже в течение 15 лет.
По характеру собственности центральные банки можно разделить на следующие виды:
• государственные, где 100 % их капитала принадлежит государству. Среди них банки Великобритании, Франции, ФРГ, России, Дании и Нидерландов;
• акционерные – в США, где 100 % капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков – членов ФРС;
• смешанные – в Японии, где 55 % капитала находится в собственности государства и 45 % – у частных акционеров, в Швейцарии – 57 % капитала – в собственности кантонов и 43 % – у частных акционеров.
К основным функциям современных центральных банков относятся:
• денежно-кредитное регулирование экономики;
• монопольная эмиссия банкнот;
• банк банков;
• банк правительства;
• внешнеэкономическая.
Функция денежно-кредитного регулирования экономики страны. Это сравнительно новая, но важнейшая функция центрального банка. C середины 70-х гг. XX в. теоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики ведущих экономически развитых стран является монетаристская концепция американского экономиста Милтона Фридмена.
Функция монопольной эмиссии банкнот. Заключается в том, что центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось. В период золотого монометаллизма банкноты центральных банков имели двойное обеспечение – золотое и вексельное (товарное). Так, Банк Англии в соответствии с Актом Роберта Пиля (1844) обязан был обеспечивать банкноты на 100 % золотом за исключением фидуциарной (т. е. основанной на доверии) эмиссии в сумме 14 млн фунтов стерлингов. После Первой мировой войны в стране был введен золотослитковый стандарт, т. е. банкноты Банка Англии обменивались на золото не в монетах, а в слитках при условии предъявления их на сумму, эквивалентную 400 тройским унциям (12,4 кг). В 1931 г. золотослитковый стандарт в Англии был отменен.
Функция банка банков. Состоит в том, что главной его клиентурой как по пассивным, так и по активным операциям являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на корреспондентском счете. Сюда входят также обязательные резервы; т. е. устанавливается минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.
В периоды напряженности на денежном рынке центральные банки кредитуют коммерческие банки в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.
В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными институтами в развитых странах претерпели значительные изменения, что связано с либерализацией рынка капиталов.
В современных условиях функция банка банков определяется, во-первых, тем, что центральный банк является для кредитных институтов расчетным центром и кредитором последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над кредитными учреждениями; в-третьих, служит регулирующим, контролирующим и информационным центром кредитной системы страны.
Функция банка правительства. Выполняя данную функцию, центральный банк осуществляет кассовое исполнение бюджета по доходам и расходам, а также является агентом правительства по управлению государственным долгом.
Казначейство хранит свободные средства на текущем счете в центральном банке, которые использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается с поставщиками чеками на центральный банк, т. е. центральный банк по отношению к государству выполняет роль банкира.
Вместе с тем центральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, выполняет для него бесплатно операции по кассовому исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банк принимает налоговые платежи и прочие поступления в бюджет, которые и зачисляет на его текущий счет.
Как агент государства по управлению государственным долгом центральный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигаций займов в коммерческих банках, страховых компаниях и среди других участников денежного рынка.
Однако функция центрального банка как банкира правительства этим не ограничивается, поскольку в ряде случаев центральный банк осуществляет непосредственное кредитование государства за счет собственных ресурсов.
Функция внешнеэкономическая. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях: Международном валютном фонде, Всемирном банке, Банке международных расчетов, Европейском банке реконструкции и развития, Европейском инвестиционном банке и др.
В сфере международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны центральный банк проводит валютную политику, которая направлена на решение главных задач: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.
Средством реализации валютной политики выступает валютное регулирование, представляющее собой деятельность государства, направленную на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Валютное регулирование используется государством в качестве одного из важнейших инструментов экономической политики с целью воздействия на платежный баланс, валютный курс и внутреннюю экономику страны.
Формы и методы валютной политики зависят от конкретных условий развития экономики, состояния платежных балансов, международных отношений, а также внутренней и внешней политики государства.
В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменения паритетов (ревальвации и девальвации), регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика.
Девизная политика – это метод воздействия центрального банка на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девизов) (для повышения курса национальной валюты банк продает, а для снижения – скупает иностранную валюту в обмен на национальную).
Девизная политика проводится главным образом в форме валютной интервенции, особенностью которой являются относительно крупные масштабы и сравнительно короткий период применения.
Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям СВОП. Так, в период действия Бреттон-Вудсского валютного механизма валютная интервенция проводилась центральными банками для поддержания колебания рыночных валютных курсов в установленных пределах. С переходом к Ямайской валютной системе, основанной на плавающих валютных курсах, валютная интервенция применяется центральными банками для сглаживания резких курсовых колебаний.
Все перечисленные функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по формированию ресурсов банка, отражающиеся в пассиве баланса, и активные – операции по их размещению, представленные в активе баланса банка.
Второй уровень кредитной системы представляют коммерческие банки. Они прошли долгий путь развития. Вначале банковскую деятельность осуществляли богатые менялы, которые принимали деньги на хранение и проводили обменные операции. Затем этим стали заниматься монастыри, церкви, которые не только хранили деньги, но и выдавали кредиты под соответствующие проценты.
Развитие банковского дела привело к появлению так называемых общественных банков, учреждаемых купцами совместно с городскими управлениями и находящихся под контролем города. Эти банки возникли как частные, коммерческие образования, предоставляющие элементы торгово-рыночной инфраструктуры.
Термин «коммерческий» произошел от латинского слова commercium, т. е. торговля. Первоначально банки кредитовали только торговые операции, однако с развитием промышленности стали финансировать и другие отрасли экономики. Но термин «коммерческий» сохранился, он означает деловой характер банка, обслуживающего все виды хозяйственной деятельности на коммерческих принципах.
Коммерческие банки в зависимости от сферы своей деятельности подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные коммерческие банки могут осуществлять все или почти все виды банковских операций: привлекать во вклады средства юридических и физических лиц; размещать денежные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц и др.
Специализированные коммерческие банки обслуживают определенную категорию клиентов или осуществляют одну или несколько банковских операций.
В зависимости от формы собственности коммерческие банки подразделяются:
• на государственные, капитал которых принадлежит государству. Такие банки проводят политику государства в области кредитования хозяйства, влияют на инвестиционные, посреднические и расчетные операции, а через них на экономическое состояние клиентуры. Они обслуживают важнейшие отрасли экономики, определяющие положение страны в системе международных экономических отношений, кредитование которых недостаточно выгодно частному капиталу. В настоящее время такие банки являются редкостью;
• кооперативные (паевые), капитал которых формируется за счет реализации паев. Это, как правило, небольшие по размеру банки и поэтому встречаются в банковской системе нечасто;
• акционерные – самая распространенная форма банков. Собственный капитал таких банков формируется за счет продажи акций. Акционерные банки подразделяются на открытые акционерные общества, когда происходит открытая продажа акций всем желающим, и закрытые акционерные общества, акции которых распределяются среди его учредителей или иного определенного круга лиц. Акционерная форма собственности прогрессивна, так как дает возможность расширить капитал банка за счет дополнительного привлечения денежных средств, выпуска акций и увеличения собственного капитала;
• муниципальные, которые формируются за счет муниципальной городской собственности или находящейся в управлении города. Основная задача таких банков – удовлетворение потребностей жителей города в банковских услугах;
• смешанные, когда собственный капитал банка объединяет разные формы собственности, например акционерные банки с участием государственной собственности;
• совместные или с участием иностранного капитала, т. е. уставной капитал банков принадлежит также иностранным участникам или филиалам банков других стран.
В зависимости от отраслей, которые обслуживают банки, различают промышленные (обслуживают промышленность), торговые (обслуживают торговлю), сельскохозяйственные (обслуживают сельское хозяйство) банки.
По территориальному признаку банки делятся на региональные (или местные), национальные и международные.
По размеру капитала коммерческие банки могут быть крупные, средние и мелкие. Причем критерии такого деления имеют национальные различия. Как правило, коммерческие банки имеют филиалы, что позволяет им расширять свою деятельность и охватывать все большую территорию для привлечения клиентов. Однако многие банки не имеют филиалов.
Банки, как и любое коммерческое учреждение, независимы, но подотчетны. Образование и функционирование коммерческих банков осуществляется под контролем государства, что обусловлено их ролью в экономике стран. В настоящее время для открытия и осуществления деятельности коммерческий банк должен получить разрешение-лицензию на проведение банковских операций.
Центральные банки определяют порядок создания коммерческого банка, перечень документов, представляемых в банк для получения лицензии, основные требования к такому банку, прежде всего к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в законе), финансовому положению учредителей. Особое значение уделяется квалификации и моральной характеристике руководящего состава, так как управлять банком компетентно могут только профессионально подготовленные лица, которые не привлекались к судебной ответственности и не были замешаны в банкротстве.
Деятельность универсальных коммерческих банков определяют три основные функции:
• аккумулирования и мобилизации временно свободных денежных средств – одной из старейших функций банков. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов – населения, предприятий и государства и превращения их в капитал с целью получения прибыли. Выполняя функцию привлечения денежных средств, банки выступают в качестве заемщиков. Аккумулируя значительные денежные средства, банки, как уже отмечалось, не хранят у себя деньги, а превращают их в капитал путем вложения в экономику, предоставляя кредиты и покупая ценные бумаги;
• предоставления кредита – банк выступает посредником между субъектами, имеющими свободные денежные средства, и субъектами, в них нуждающимися. В экономике часто бывает ситуация, когда денежные средства находятся у одних, в то время как реальная необходимость в них возникает у других;
• посредничества в осуществлении платежей и расчетов – банки обеспечивают функционирование платежной системы путем перевода денежных средств. С целью реализации этой функции коммерческие банки открывают счета для своих клиентов, через которые осуществляют перевод денежных средств. Коммерческие банки проводят клиринговые зачеты, используя для этого клиринговые системы крупных банков, имеющих большое количество филиалов и отделений. В некоторых странах, например в Германии, для этой цели применяется жиросистема, в которую наряду с коммерческими банками – участниками расчетов входят центральные банки, так называемые жироцентрали. Развивается система электронных расчетов – электронные деньги. Коммерческие банки осуществляют также международные расчеты.
Помимо трех определяющих функций выделяют дополнительные функции коммерческого банка по выполнению отдельных операций. Среди них особое место занимает функция создания платежных средств в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, векселей, электронных переводов. Эта функция появилась с развитием кредитных денег, уходом из обращения золотых денег и превращением банкнотной эмиссии в депозитно-чековую, что позволило расширить безналичный оборот и сократить наличный.
Развитием функции кредитования выступает функция организации выпуска и размещения ценных бумаг. Она осуществляется посредством инвестиционных операций и имеет большое значение в эластичной кредитной системе, которая является необходимым условием относительно устойчивых темпов роста экономики. При недоступности банковских кредитов расширение производства становится невозможным или будет отложено до тех пор, пока необходимые денежные средства будут накоплены. Более того, промышленные предприятия были бы вынуждены держать крупные суммы денег, что было бы неэкономично, поэтому коммерческие банки организуют реализацию ценных бумаг на фондовом рынке, что дает возможность перераспределить денежные средства. Усиление этой функции привело к тому, что банки, начиная с 20-х гг. XX в., становятся прямыми конкурентами фондовых бирж, через которые реализуется основная часть розничных ценных бумаг.
Коммерческие банки, которые специализировались на размещении ценных бумаг на финансовом рынке, превратились в инвестиционные банки. Некоторые коммерческие банки первоначально создавались как инвестиционные. Их основная задача – мобилизация долгосрочного ссудного капитала и предоставление его заемщикам посредством выпуска и размещения акций, облигаций и других видов заемных обязательств.
В настоящее время существует два типа инвестиционных банков. Банки первого типа занимаются исключительно торговлей и размещением ценных бумаг, банки второго типа – долгосрочным кредитованием.
Инвестиционные банки первого типа, как правило, выступают в роли учредителей, организаторов эмиссии ценных бумаг, а также гарантов, которые действуют на комиссионных началах или выплачивают заранее установленную сумму независимо от последующего размещения акций или облигаций. Они могут действовать также в качестве агентов, приобретающих определенную часть ценных бумаг, которая не размещена компанией, а также как финансовые консультанты по ценным бумагам и другим аспектам деятельности торговых, промышленных и транспортных корпораций. Без участия этих банков практически невозможно продать ценные бумаги.
В современной практике ряда стран (США, Канада, Англия, Австрия, Япония) компании не могут образовываться и действовать, если данные банки не берутся размещать их ценные бумаги. Процесс образования новых корпораций, как и ликвидация старых, представляет собой экономическую основу, в которой действуют инвестиционные банки. Их возрастающая роль связана с увеличением новых эмиссий акций и облигаций частных корпораций в послевоенный период.
Инвестиционные банки второго типа отличаются от банков первого типа организационной структурой, функциями и операциями. Главная функция таких банков состоит в средне- и долгосрочном кредитовании различных отраслей экономики, а также специальных целевых проектов, связанных с внедрением передовых технологий и достижений научно-технической революции. Этот тип банков характерен в основном для континентальных стран Западной Европы и развивающихся государств.
Банки второго типа сыграли большую роль в послевоенном восстановлении экономики Западной Европы (Франция, Италия, Испания, Португалия и Скандинавские страны), а также в создании отраслей и инфраструктуры ряда развивающихся стран. Инвестиционные банки смешанного или государственного типа активно участвовали в реализации правительственных программ социально-экономического развития и планов стабилизации экономики.
В США, Канаде, Англии инвестиционных банков второго типа не существует, их заменяют кредитно-финансовые институты, обеспечивающие средне- и долгосрочное кредитование. В ФРГ функции инвестиционных банков выполняют в основном крупные коммерческие банки. В Японии действуют три банка долгосрочного кредита, учрежденные специальным законом от 1952 г.
Во Франции банки такого типа существуют в виде деловых банков, а также банков среднеи долгосрочного кредита.
В Италии инвестиционные банки представлены несколькими полугосударственными и государственными банками. В Испании существует система инвестиционных банков второго типа. В Швейцарии инвестиционные банки этого типа не действуют, а их функции выполняют коммерческие банки. В Турции работает пять инвестиционных банков второго типа: три государственных и два частных. В Австрии действует семь банков данного типа под названием «Банки инвестиционного кредита», обслуживающих частные секторы. В Финляндии функции инвестиционных банков выполняют коммерческие банки.
В развивающихся странах инвестиционные банки возникли в 60-х гг. XX в. после обретения независимости. Активное участие в их организации принимали банки развитых стран. Инвестиционные банки развивающихся стран занимаются долгосрочным кредитованием и операциями с ценными бумагами. Кроме того, в ряде стран в последнее время действуют инвестиционные банки, сочетающие функции и операции инвестиционного банка первого и второго типов. Наиболее развиты такие банки в странах Азии: Индии, Пакистане, Иране, Индонезии, Сингапуре, Таиланде, Южной Корее. Широкое развитие эти банки получили также в странах Латинской Америки, особенно в Мексике, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Перу. В арабских нефтедобывающих странах также действует несколько инвестиционных банков.
Специализированные кредитно-финансовые институты – третье звено кредитной системы. В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации, строительные общества, инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.
Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых странах, активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могли предоставить банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.
Основные формы деятельности небанковских учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумулированию сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.
Указанные институты остро конкурируют между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций. Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложение их в акции. Ссудосберегательные ассоциации ведут борьбу со страховыми компаниями в сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость, а также в области инвестирования в государственные ценные бумаги. Финансовые компании соперничают со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции. Кроме того, все виды этих учреждений конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения.
Характерно, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так и между ними и банками носит неценовой характер. Это объясняется спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Например, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам (депозитам) и предоставляемым кредитам, в страховом деле – страховой тариф, который определяет размер страховой премии и страхового возмещения, у инвестиционных компаний – курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется в первую очередь несопоставимостью операций и их цен. Сопоставимость возможна лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты. В данном случае можно говорить о сопоставимости вложений в государственные ценные бумаги и некоторые виды акций, а также в ипотечные и потребительские кредиты.
Небанковские кредитно-финансовые институты занимают видное место на рынке ссудных капиталов, а также его важной части – в кредитной системе развитых западных стран. Об этом свидетельствует их деятельность во второй половине XX в. Эти институты привлекают огромные долгосрочные денежные ресурсы населения, корпоративного сектора и государства и инвестируют их в экономику.
О возросшем значении небанковских институтов свидетельствует увеличение их доли в общих активах кредитных систем и снижение доли банковского сектора. С 30-х гг. XX в. доля небанковских институтов в активах кредитных систем выросла с 30 до почти 60 % за счет снижения доли банковских институтов (главным образом, коммерческих и сберегательных банков).
В отличие от банков небанковские учреждения выполняют и осуществляют важную социальную функцию, особенно это касается страховых компаний, пенсионных фондов, которые формируют в национальных рамках страховой фонд для физических и юридических лиц.
Ссудосберегательные ассоциации, финансовые компании и кредитные союзы также удовлетворяют социальные запросы общества, осуществляя кредитование жилищного строительства и конечного потребления населения.
Небанковские кредитно-финансовые институты по сравнению с банками обладают большей устойчивостью в условиях конъюнктурных колебаний (кризисы, депрессия, инфляция, валютные и биржевые потрясения).
В то же время такие небанковские институты, как страховые компании, очень зависимы от воздействия природных и технических катастроф. На снижение накопления и ухудшение их ликвидности оказывают большое влияние эпидемии, землетрясения, наводнения, экологические катастрофы, международный терроризм.
Капитал страховых компаний складывается из поступлений страховых премий от юридических и физических лиц, размер которых рассчитывается на основе страховых тарифов или ставок, а также доходов от инвестиций.
Создание и развитие пенсионных фондов – новое явление на рынках ссудных капиталов, ценных бумаг и в целом в кредитной системе развитых стран. Частное пенсионное обеспечение возникло в противовес неудовлетворительному государственному обеспечению. На развитие пенсионных фондов оказало влияние стремление корпораций и предприятий привлечь наиболее квалифицированную рабочую силу на свою сторону. Активно пенсионные фонды начинают развиваться на Западе после Второй мировой войны.
Как правило, пенсионные фонды создаются в частных корпорациях, которые юридически и физически являются их владельцами, однако пенсионный фонд передается на управление в траст-отделы коммерческих банков или страховых компаний. Такой пенсионный фонд называется незастрахованным.
Вместе с тем корпорация может заключить соглашение со страховой компанией, по которому последняя получает пенсионные взносы и обеспечивает в дальнейшем выплату пенсий. В этом случае пенсионный фонд является застрахованным, так как создан в рамках страховой компании. Капитал пенсионных фондов формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки – 10 лет и более. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в основном в ценные бумаги частных корпораций.
Наряду с частными пенсионными фондами, создаваемыми частными корпорациями, существуют и государственные пенсионные фонды. Они, как правило, создаются на уровне центрального правительства и местных органов власти. Основой пассивных операций таких фондов являются средства бюджетов разных правительственных уровней и взносы трудящихся. Активные операции сконцентрированы в основном во вложениях в государственные ценные бумаги (что позволяет финансировать государственный долг) и в незначительной степени – в ценные бумаги корпораций. Деятельность государственных пенсионных фондов существенно различается по странам с точки зрения организации, форм деятельности и инвестирования денежных средств.
Инвестиционные компании – новая форма кредитно-финансовых институтов, которая получила наибольшее развитие в послевоенные годы, хотя существовала и в довоенное время. Приоритет их развития принадлежит США. Инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер экономики.
Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск акций сразу в определенном количестве. Новый покупатель может приобрести их только у прежних держателей по рыночной цене.
Инвестиционные компании открытого типа выпускают акции постепенно, определенными порциями, в основном для новых покупателей. Эти акции могут передаваться и перепродаваться. Более удобной организационной формой являются компании открытого типа, поскольку постоянная эмиссия позволяет им все время увеличивать капитал и таким образом наращивать инвестиции в ценные бумаги корпораций.
В целом организационная форма инвестиционных компаний открытого и закрытого типа базируется на акционерной форме.
Развитие инвестиционных компаний тесно связано с динамикой и масштабностью рынка ценных бумаг. Чем выше уровень развития последнего, тем больше степень развития инвестиционных компаний. Наиболее успешно такие компании функционируют в США, Канаде, Англии, ФРГ и Японии.
В 70-х гг. XX в. возникли инвестиционные компании открытого типа, которые получили название взаимных фондов денежного рынка (Money Market Mutual Funds). Этот вид инвестиционных компаний развивается в основном в США и Канаде. Их название обусловлено тем, что эти компании работают на рынке ценных бумаг в основном с краткосрочными ценными бумагами.
Ссудосберегательные ассоциации представляют собой кредитные товарищества, созданные для финансирования жилищного строительства. Их ресурсы складываются в основном из взносов пайщиков, представляющих широкие слои населения. В США, например, любой член ассоциации может получить голос за каждые 100 дол. его счета при выборах руководящего органа ассоциации.
Хотя ссудосберегательные ассоциации возникли около 150 лет назад, подлинное развитие они получили после Второй мировой войны. Основа их деятельности – предоставление ипотечных кредитов под жилищное строительство в городах и сельской местности. Активные операции в основном состоят из ипотечных ссуд и кредитов, которые составляют 90 %, а также вложений в государственные ценные бумаги (центрального правительства и местных органов власти).
В последние годы ссудосберегательные ассоциации представляют серьезную конкуренцию коммерческим и сберегательным банкам в борьбе за привлечение сбережений населения. Это достигается путем установления высокого процента, а также в результате стремления населения решить жилищную проблему. В настоящее время число пайщиков ассоциаций составляет несколько десятков миллионов.
Ссудосберегательные ассоциации носят в основном кооперативный характер, так как базируются преимущественно на взносах пайщиков. Данные учреждения функционируют в США и Канаде. В Англии и ряде стран Британского содружества они называются строительными обществами. В странах Западной Европы и Японии ссудосберегательные ассоциации действуют как на кооперативной основе, так и с участием государства.
Необходимо отметить, что в целом ссудосберегательные ассоциации доминируют на рынке ипотечного кредита для жилищного строительства. Как правило, к их услугам в западных странах прибегают в основном средние слои населения.
Финансовые компании – особый тип кредитно-финансовых учреждений, которые действуют в сфере потребительского кредита. Организационными формами могут быть акционерная и кооперативная. Они представлены двумя видами: финансирование продаж в рассрочку и личное финансирование. Первые занимаются продажей товаров личного пользования в кредит (автомобили, телевизоры, холодильники и т. п.), предоставлением ссуд мелким предпринимателям, финансированием розничных торговцев. Вторые, как правило, предоставляют ссуды в основном потребителям, а иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компании. Компании обоих видов выдают ссуды на срок от года до трех лет.
Финансовые компании появились в США, получив широкое развитие после Второй мировой войны. Именно здесь активно применялась продажа товаров длительного пользования в кредит. В 60-е гг. XX в. опыт США переняли страны Западной Европы, Япония и др. Развитие финансовых компаний возможно при широкой насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, а также при активной конкуренции между ними.