Истина о праве верующего на материальное изобилие – это важное откровение Слова Божьего. В течение многих лет она была забыта из-за влияния религиозных традиций. Ошибочное мнение о нищете как уделе верующего, основанное вовсе не на Библии, приводит к тому, что христиане чаще всего сами мешают Богу благословить их материально. Они считают, что Бога или вовсе не интересует их благосостояние или, что еще хуже, что Ему угодна их бедность, постоянно ограничивающая их свободу и радость земной жизни. В действительности же Бога интересуют все стороны нашей жизни. Он всегда заботится о тех, кто отдал свою жизнь Иисусу Христу, верует в Него и хочет следовать за Ним. Ни одна из проблем и нужд человеческой жизни не осталась незатронутой на Голгофском кресте. Благодаря смерти Иисуса мы получили право на жизнь с избытком и полное благословение. Благодать и милость Божья покрывают нашу жизнь во всех ее аспектах, и Его благословения принадлежат нам как участникам завета с Ним.
Как только скрытые библейские истины выходят на свет, начинается борьба. Но в конце концов правда Божья все равно побеждает. Тогда она становится достоянием всего Тела Христова, и верующие получают возможность пользоваться ею. Та к было всегда.
Враг яростно сопротивляется познанию христианами истины о материальном изобилии. В это последнее время он пытается выиграть сражение, вынуждая Божье войско идти в бой без оружия и амуниции, без всего того, что необходимо для духовной борьбы, к которой оно призвано. Если враг в этом преуспеет – он выиграет войну. Но такого не случится.
Один из самых больших источников власти в этом мире – деньги. Люди полны страха перед нищетой и жажды наживы. Всегда и повсюду люди движимы и связаны денежными отношениями. Мы, христиане, не должны бояться денег. В них нет ничего плохого. Однако плохое появляется тогда, когда люди становятся зависимыми от денег, от богатства. Не деньги – корень зла, а любовь к деньгам есть корень зла (см. 1 Тим. 6:10).
Но, увы, Тело Христово выплеснуло ребенка вместе с водою крещения. Из страха, что люди начнут думать только о деньгах, мы боимся даже заикаться о них.
В результате церковь часто не имеет сильной финансовой позиции и неспособна исполнить то служение, к которому призвана. Именно это дьяволу и нужно! Он хочет уловить нас в ловушку жадности, но еще больше он стремится к тому, чтобы дети Божьи стыдились жить в материальном достатке. В итоге мы начинаем думать, что даже говорить о деньгах – это зло.
Настало время в конце концов разобраться, что в этом вопросе плотское, человеческое. Почему в угоду религиозной традиции мы позволяем дьяволу грабить детей Божьих, держать их в долговой тюрьме, делая легкой добычей врага в это последнее время.
Об этом и пойдет речь в этой книге, а не о путях легкой наживы. Ни для кого не секрет, что мы живем в последнее время, когда Бог особенно заботится о том, чтобы Его армия была вооружена, снабжена всем необходимым и занимала свою истинную позицию. Успешное распространение Евангелия по всему миру будет прямым следствием нашей победы в этой сфере.
Материальный вопрос очень чувствителен. Он как открытая рана, которую люди предпочитают не затрагивать. Но для нас важно думать и говорить именно о нем, сдвинуть его наконец с места. Только таким образом можно разбить оковы религиозных предрассудков и дать верующим свободу. Вы не призваны жить в плену бедности и недостатка. Вы свободны от всего, что содержит в себе «проклятие закона», включая нищету (см. Гал. 3:1; Втор. 28).
Мысль о неизбежности нищеты настолько въелась в сознание христиан, что его совершенно необходимо обновить, внимательно изучив, что говорит по этому поводу Слово Божье. Иногда нужно время, чтобы неправильное мышление нищеты вытеснить из ума. Господь хочет, чтобы люди, освободившись от предрассудков, могли пользоваться Его благословениями во всей полноте.
Прими это откровение о финансовой свободе. Самое главное, что оно не только для вас лично, но и для тех, кому вы можете стать проводником благословений Божьих.
«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп. 4:19).
Говоря о материальном изобилии, мы не просто затрагиваем тему с таким названием, но будем рассматривать сущность Божьего характера. Всё, чем ты и я обладаем в духовной жизни, восходит к сущности Самого Бога. Чем больше ты познаешь Его, тем меньше у тебя остается проблем относительно исцеления, изгнания бесов, молитвы языками и т. д. Все сомнения рассеются, когда ты полностью познаешь, каков твой Бог, каков Его характер.
Библия ясно рисует перед нами Его образ. В Послании к Филиппийцам Павел пишет о том, как они оказали ему всяческую помощь, в том числе и материальную, как верующие в Филиппах стали для него благословением. Он благодарит их за даяния и выражает уверенность в том, что Бог, в свою очередь, восполнит их нужды. «Мой Бог, – говорит он, – сказочно богат. И Он отблагодарит вас за щедрость, послав вам все необходимое».
Здесь не сказано, что Бог дает ровно столько, чтобы можно было свести концы с концами, рассчитывая свои расходы с точностью до копейки. Здесь сказано, что Он знает твои нужды, но дает затем по Своей щедрости и богатству, полной мерой, так, чтобы ты ни в чем не испытывал недостатка.
Давая, Бог измеряет не той мерой, которой меряем мы, но, как сказано в Послании к Ефесянам (3:20), «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем», то есть намного больше того, что мы рассчитываем получить от Него. Бог щедро распоряжается богатством, так как Он бесконечно богат, «полной мерою… по богатству Своему в славе» Что это значит? Обратимся к Евангелию от Луки (6:38): «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
Давать доброй мерой – не значит жульничать и обсчитывать. К тому же здесь говорится «утрясенною». Это значит быть щедрым, наполнив меру, потрясти ее, тогда содержимое уплотнится и появится возможность добавлять до верху несколько раз, пока наконец содержимое не начнет пересыпаться через край.
Бог любит давать. Точно так же, как ты даришь подарки любимым от всего сердца, так и Бог любит одаривать тебя.
Многие уверены, что у Бога нужно клянчить и вымаливать, прежде чем Он наконец скажет: «Ладно, бери, только отстань!» Люди сами привыкли воспитывать своих детей таким образом. Это губительно на них сказывается, когда они вырастают. Бог всегда расположен давать, и Он одаривает щедро и без упреков, от всего сердца. Он любит давать. Отчасти потому, что Он – как сказано в Евангелии от Иоанна (3:16) – Даятель: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…» Это очень важно помнить, когда рассуждаешь о Божьем характере, видеть, что сущность Его – раздавать и одаривать. Иначе ты всегда будешь сомневаться и стыдиться просить у Него материальных благ.
У Бога много качеств. В этой книге мы больше всего будем говорить о том, что Он богатый, щедрый и доброхотный Даятель. Он любит давать. Он отдал самое дорогое и лучшее, что имел, и сделал это с готовностью. Мы знаем слова Иисуса: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Богу свойственно давать, а дьяволу свойственно красть.
Существует религиозный предрассудок, что якобы Бог не хочет давать людям, потому что они не умеют распоряжаться Его дарами. Поэтому, мол, Он «приберегает» благословения к концу земной жизни человека, а то и вовсе для жизни небесной. Это в корне неверно. Неумение правильно распорядиться Божьим даром чаще всего зависит от неправильных отношений с Самим Богом. Если это так, Бог всегда готов помочь тебе правильно распорядиться Его благословениями. Но Он не станет отбирать назад из боязни, что ты не сумеешь правильно воспользоваться Его подарком.
Библия показывает нам, насколько богат наш Создатель. Улицы у Него на Небесах золотые, а ворота жемчужные. Там ни в чем нет недостатка. Бог обитает на Небесах, и поэтому они – прекрасное и полноценное отражение Его сущности. Прочти, как они описаны в книге Откровение. Там золото, хрусталь, бриллианты и жемчуг везде и повсюду. Если богатым быть грешно, то Бога в таком случае следует считать самым великим грешником. Мы должны в конце концов осознать и убедиться, насколько абсурдным может быть наше «логическое мышление». Бог – богат! У Него во всем изобилие без предела. И такую же преизбыточную жизнь Он даровал нам через Иисуса Христа, Сына Своего.
Мы, христиане, боимся употреблять слова «деньги» и «богатство». Однако эти слова часто встречаются в Библии, хотя при этом не всегда речь идет о материальном богатстве. Библия предупреждает нас об опасности быть жадным и много говорит о щедрости. Приучи себя не стыдиться за Слово Божье. Будь уравновешен, не впадай ни в одну из этих крайностей. Одни люди мечтают о богатстве, а другие относятся с презрением к материальным благословениям. Не стыдись того, что говорит Писание. Если будешь снижать стандарт, тогда ничего не приобретешь. Не поддавайся мнению людей. Пользуйся теми же словами и понятиями, что и Библия, без всякого смущения. Истина сама сделает тебя свободным человеком.
В свое время Бог открыл Себя Аврааму, говоря: «Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя» (Быт. 17:1, 2).
Слово «всемогущий» по-еврейски – Эль Шаддай. Можно подумать, что Бог столь же велик и всемогущ, сколь и недоступен. Слова всегда вызывают в нас ассоциации, иногда точные, а иногда и ошибочные. Но «Эль Шаддай» переводится не только как «великий» и «всемогущий», но и как «Бог изобилия». Изобилие же, в свою очередь, предполагает, что кто-то имеет больше, чем ему самому необходимо и достаточно. Есть у тебя избыток – ты готов с радостью поделиться с другими. У Бога же избыток возможностей и могущества, поэтому Он – Всемогущий, Он может сделать все, что только пожелает.
Буквально «Эль Шаддай» переводится как «Бог материнской груди», и в этом нет ничего странного. Бог дает нам жизнь точно так же, как материнская грудь питает и дает жизнь новорожденному ребенку. Эль Шаддай – это комбинация слов, дающая абсолютно точное представление о Боге: Бог дает больше, чем нам может потребоваться, Он Сам бесконечен. Он Бог изобилия и дает жизнь с избытком. Иисус сказал: «Я пришел, чтобы дать жизнь и жизнь с избытком». Это наш Бог.
Бог заключил завет с Авраамом. Из этого следовало, что Он отдал добровольно в его распоряжение все, чем Сам владел. Через Иисуса Христа ты стал участником этого завета. Поэтому, когда ты в нужде, а такое случается довольно часто, знай, что Бог имеет гораздо больше того, что тебе может понадобиться, и Сам обязал Себя восполнять все твои нужды во всех случаях жизни.
Бог связал Себя словом обетования. Это природа завета, но речь идет не о требовании и не об удовлетворении плотских похотей.
В Евангелии от Марка (11:24) написано: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам». Здесь слово «просите», в греческом оригинале «айтео», означает «требуйте». Очень сильное слово, и интересно, что употребил его Сам Иисус. Требовать же не означает кричать и вопить о своих правах, но смело приходить к Богу, помня, что по завету все, чем Он владеет, принадлежит нам. Инициатива такого завета была не нашей, а Божьей.
Он мог бы хранить Свой избыток для Себя Самого, ведь Он Бог и может поступать так, как Ему угодно. Он мог бы сказать нам: «Вы ничего не получите, но все равно должны радоваться, что это наше общее богатство». Мы могли бы довольствоваться тем, что принадлежим Его Царству.
Если бы Бог сказал: «Я не намерен помогать тебе ни в чем, Я не исцелю тебя от болезни, смиряйся с ней до конца жизни», – то и тогда я бы кричал: «Аллилуйя!» Я спасен не для того, чтобы приобретать земные благословения, а чтобы избежать ада. Я не хочу проводить там вечность. Я хочу на Небо.
Если бы Бог ничего иного мне не обещал, я все равно был бы счастлив. Однако это не так и зависит не от нас. Нам не остается ничего иного, как только благодарить Его за все обетования, за то, что Он, Всемогущий, через Кровный завет открыл нам доступ к Своему неисчерпаемому богатству. Вот в чем смысл завета.
Чтобы благословения завета стали реальностью в твоей жизни, нужно отдать себя в распоряжение Бога. Если ты этого не сделаешь, завет для тебя будет недействительным. В самом деле Бог говорит: «Мне нужны твои руки. Мне нужны твой язык, глаза, ноги, твоя жизнь, твои деньги и твоя семья. Я нуждаюсь и хочу заключить с тобой завет. Когда Мне понадобится сделать что-то на земле, ты предоставишь себя в Мое распоряжение. Если Мне понадобятся твои руки – Я смогу ими воспользоваться. Если Мне понадобятся твои уста – Я буду их использовать. Если Мне понадобится твое время – ты посвятишь его Мне». Это условия завета, и мы обязаны соблюдать их.
Вот что значит принять Иисуса своим Господом: жить в прощении грехов и праведности Божьей через Иисуса Христа. Тогда все, что есть у Бога, будет доступно для тебя, а все, что есть у тебя, будет доступно для Него. Понадобятся Богу твои руки – ты возложишь их на больных. А если у тебя возникнет нужда, ты смело прибегнешь к Его изобилию.
Бог всегда готов восполнить твои нужды на основании завета, который Он с тобой заключил. Бог буквально обязал Себя восполнять твои нужды. Он связал Себя заветом.
Когда начинаются дискуссии по этому вопросу и вздымается очередная теологическая волна, я обычно люблю цитировать Мартина Лютера. Он сказал так: «В ушах Божьих звучат Его обетования, вынуждая Его исполнить то, что Он обещал». Напомни Богу Его собственные слова. И поскольку Он Бог завета, Он хочет выполнить Свои обещания. Он Бог избытка и обильно дает нам все, в чем мы нуждаемся.
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3).
Бог благословил нас. Некоторые считают, что речь идет только о «духовном» благословении, но ни в коем случае не о материальном, потому что не понимают, что означает духовное благословение. Люди за прошедшие века наслушались греческой философии и перестали правильно понимать значение слова «духовное». Если мы вернемся к Ветхому Завету, то узнаем, что духовное есть то, что приходит от Бога. Духовное в Писании никогда не противопоставляется материальному. Духовное есть то, что приходит от Бога, Который есть Дух.
Греческая философия проникла в Церковь через гностицизм, начав разделять внутреннюю, «духовную», жизнь от внешней, «материальной». Стало общепринятым считать, что внешнее, материальное есть зло, и чтобы стать истинно «духовным», от него необходимо отказаться. Но Бог не отделяет духовное от материального. Он сотворил всего человека, и потому когда Он благословляет – то благословляет всего человека.
В 22-й главе книги Бытие рассказывается, как Авраам не пожалел отдать Богу своего единственного сына Исаака. По дороге на гору Мориа Исаак спросил отца, кого они будут приносить в жертву. Авраам ответил: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» (ст. 8). А в 14-м стихе сказано, что Авраам назвал это место «Господь усмотрит», по-еврейски – Иегова-ире.
По-русски и по-английски это переведено глаголом «усмотрит», но точнее будет сказать: «Господь обеспечит». В еврейском оригинале это собственное имя Бога: «Господь-Помощник», одно из семи имен завета, которыми Бог открывал Себя людям.
И что интересно, стоит оно вторым после «Эль Шаддай», «Бог изобилия». Когда затем Бог выводил израильтян из Египта, прежде всего Он позаботился о том, чтобы они взяли с собой египетское золото и серебро, и Сам помог им получить его. В этом заключается одно из первых и главнейших откровений о Боге. Затем, по дороге из Египта, Он сказал также: «Я Господь, Целитель твой» – Иегова Рафа (Исх. 15:26).
Мы видим, что речь здесь идет о заботе, помощи и исцелении как наиглавнейших чертах Божественного характера. И именно это дьявол старается всеми силами скрыть от Тела Христова. Господь – наш Помощник, Бог избытка, богатый и щедрый Даятель, Его имена напоминают нам об этом. Поскольку Он Целитель, то лечит и исцеляет нас от болезней, освобождает от власти бесовской. Поскольку Его имя Помощник, Он помогает тебе, давая от Своего изобилия полной мерою, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Таков наш Бог, вечный и неизменный.
Как это важно – иметь откровение Слова относительно Божьего характера и природы! Изучая внимательно Его характер и наш кровный завет с Ним, мы начинаем понимать образ Его мышления, что для нас очень важно.
Когда среди житейских будней вдруг задумываешься: «А какова воля Божья относительно конкретной ситуации?» – не всегда приходит на память подходящий к случаю библейский стих. Но если ты хорошо усвоил Писание и знаешь сущность Бога, ты всегда будешь уверен в Его воле. Слово придаст тебе смелости действовать и преградит дорогу чувству самоосуждения.