Любая книга, напоминающая учебник, должна начинаться с основ. Не будем делать исключения. Обратимся к фундаменту, на котором будет стоять наше здание. Вы поймете, как реальные операции бизнеса находят свое отражение в отчетности, узнаете, какая отчетность существует. Все не так уж и сложно: финансовая отчетность построена главным образом на здравом смысле.
Финансовая отчетность старается отразить все события, которые произошли в компании. И практически любое бизнес-событие находит то или иное отражение в финансовой отчетности.
У многих финансовая отчетность устойчиво ассоциируется со страшными словами бухучет, дебет и кредит. Я постараюсь объяснить все на уровне здравого смысла и без использования этих слов. Надо сказать, что тем, кто не работает бухгалтером, эти термины не нужны, но важно понимать принципы, по которым в финансовой отчетности отражаются те или иные операции. Для тех же, кому интересно, в конце этой главы я дам краткую справку по счетам, дебету и кредиту.
Прежде всего давайте найдем ответ на самый главный вопрос: а зачем вообще нужна финансовая отчетность? Может, и без нее нормально сможем жить? Но тогда:
• Вы – государство. Вам нужны налоги. Как вы сможете узнать, сколько налогов должна заплатить компания?
• Вы скопили немного денег. Хотите купить акции. Как вы узнаете, в какую компанию стоит вложить свои деньги?
• Вы – менеджер компании. Как вы узнаете, хорошо или плохо вы работаете?
• Вы – владелец компании. Как вы узнаете, увольнять вам ваших менеджеров за плохую работу или, наоборот, дать им премию за хорошую?
• Вы – банк. К вам обращается компания и просит денег. Как вы сможете решить, дать ей денег или нет, а если дать, то сколько?
Ответы на все эти и многие другие вопросы и дает финансовая отчетность. В современном виде она появилась эволюционным путем, потому что нужна человечеству, нужна практически любому, кто хоть как-то связан с бизнесом. В ходе этой эволюции человечество выработало ряд требований или принципов, которым должна удовлетворять финансовая отчетность.
Основное требование к финансовой отчетности – это объективность. Чтобы принести пользу, финансовая отчетность должна правдиво показывать состояние дел в компании. Если это не так, то это не отчетность, а просто никому не нужные бумажки. Она не сможет помочь ответить на вопросы, которые мы видели чуть выше. Все остальные принципы составления финансовой отчетности исходят из принципа объективности.
Финансовая отчетность часто используется собственниками (акционерами) компаний для оценки работы компании в целом и ее менеджеров. При этом основной вопрос почти всегда: какова прибыль компании? Ответ на него не так уж и прост. Например, клиент купил у вас товар на 100 руб. Но вы дали ему отсрочку платежа. Иными словами, деньги эти он вам заплатит не сразу, а скажем, через три месяца. Вопрос: когда вы получите прибыль – сразу или в тот момент, когда клиент вам заплатит? Предположим, что сделка произошла в декабре, а деньги вы получили в марте следующего года. Сама покупка – это результат работы ваших менеджеров в этом году, а не в следующем. Получение 100 руб. в следующем году – это результат работы менеджеров не в следующем году, а в этом. Прибыль стала результатом усилий компании в этом году. Поэтому в мире принят принцип финансовой отчетности, согласно которому компания должна регистрировать доходы и расходы в тот момент, когда они возникли, а не когда реально были заплачены деньги. Этот принцип называется принцип учета по начислению (accrual principle).
По той же самой причине (необходимости получения «правдивой» прибыли) образовался и еще один важный принцип составления финансовой отчетности – принцип соответствия (matching principle). В чем он состоит? Очевидно, что прибыль – это превышение доходов над расходами. Поэтому при регистрации прибыли важно правильно указать не только доходы, но и все расходы, которые понадобились для получения этих доходов. Иными словами, расходы должны соответствовать доходам. Дело в том, что часто некоторые виды расходов не соответствуют по времени получению доходов. Например, в январе мы внести предоплату за аренду офиса на год вперед. Означает ли это, что мы все эти расходы вычтем из прибыли января? Нет. Пользу от этих расходов мы будем получать в течение всего года, а не только в январе. Аренда офиса – это нормальный вид расходов для бизнеса. По идее мы должны платить за офис каждый месяц понемногу. Предоплата – это всего лишь способ избежать будущих расходов. Чтобы такие операции не приводили к искажению прибыли, принцип соответствия заставит нас фиксировать в расходах аренду офиса равномерно каждый месяц. В этом случае 1/12 годовых расходов на офис будет вычитаться из прибыли каждого месяца.
Как вы еще не раз увидите в этой книге, ведение финансовой отчетности – это не точная наука. Время от времени при составлении отчетности приходится делать предположения. Очевидно, что иногда возникает соблазн сделать эти предположения чуть более оптимистичными, чем следует, чтобы завысить прибыль или сократить убытки. Но это может исказить объективность финансовой отчетности. Поэтому принцип консервативности (conservatism) говорит о том, что используемые предположения должны быть консервативны, т. е. не должны приводить к завышению прибыли (но иногда могут приводить к некоторому ее занижению).
В то же время при составлении финансовой отчетности не надо впадать в крайности. Не надо стараться «учесть каждую загогульку». Надо помнить, что главная цель отчетности – дать объективное представление о состоянии дел в компании. Поэтому принцип разумности (reasonableness) говорит о том, что вопросы, которые не приведут к искажению объективности финансовой отчетности, можно учитывать приближенно, что позволяет сократить издержки на ведение финансовой отчетности.
А теперь взглянем, как создается финансовая отчетность.
Давайте посмотрим, как работает компания в течение своей жизни – с момента появления и до момента ликвидации. Изначально, когда предприниматель создает бизнес, он вкладывает в него деньги, обычно собственные. На эти деньги он покупает оборудование, материалы, арендует офис, платит зарплату работникам и т. д. Заметьте, что деньги на все эти расходы не берутся из воздуха – компания может потратить не больше того, что имеет в своем распоряжении. Иными словами, у каждого расхода и приобретения, которое делает компания, есть некий источник финансирования этого приобретения. Мы можем сказать, что:
Что обычно подразумевается, когда говорят об активе (asset):
• деньги (cash) – наличные деньги в кассе компании и деньги на счетах в банках;
• дебиторская задолженность (accounts receivable, или A/R) – то, что нам должны наши покупатели, когда мы предоставляем им отсрочку по оплате товаров или услуг;
• запасы готовой продукции и материалов, которыми мы владеем (inventory);
• основные средства (fixed assets) – здания, оборудование, транспорт и т. д. (обычно под основными средствами понимают все то, что служит больше года);
• нематериальные активы (intangible assets) – например, патенты, программы, которые мы купили и т. д. (в общем, все те активы, которые не имеют материальной формы).
Покупаются все эти замечательные активы за счет пассивов (в английском слова «пассив» нет, поэтому эквивалентным понятием будет liabilities and shareholders’ equity – обязательства и собственный капитал), включающие:
• акционерный капитал (shareholders’ equity или просто equity) – те деньги, которые мы получили от выпуска акций;
• чистая прибыль компании (net profit или net income) – прибыль, накопленная за годы работы и не выданная акционерам в виде дивидендов;
• кредиторская задолженность (accounts payable, или A/P) – отсрочка платежа за товары или услуги, которые нам дают поставщики;
• кредиты, которые предоставлены нам банками, держателями наших облигаций и т. д. (debt).
Для терминологии: в бухгалтерском учете каждая строка активов или пассивов называется «счетом» (account), численное значение счета называется «балансом счета» (account balance).
Давайте расширим равенство, приведенное выше, за счет этих категорий:
Напоследок давайте раскроем понятие чистой прибыли как выручка (revenues) минус затраты (expenses):
Это равенство называется равенством бухгалтерского баланса. Что бы ни происходило в бизнесе, это равенство соблюдается. Всегда! Без исключений! Действительно, что бы ни менялось в составе наших активов, всегда у этого изменения есть свой источник финансирования. Например, если мы покупаем станок за миллион рублей, то мы это делаем за счет денежных средств или в кредит. Если у нас есть этот миллион, то у нас уменьшится количество денег на один миллион и увеличится объем основных средств на тот же миллион. Если нам не хватает собственных денег, то эти деньги мы либо займем в банке (и на миллион увеличится долг), либо нам даст отсрочку платежа поставщик (тогда на миллион увеличится наша кредиторская задолженность перед поставщиком), либо нам дадут деньги наши акционеры (тогда на миллион увеличится акционерный капитал). Цифры справа и слева в равенстве могут меняться, но активы всегда будут равны пассивам.
Давайте рассмотрим жизнь небольшого бизнеса:
Компания АВС существовала два года. За это время она сделала следующее:
Год 1
1. Владельцы вложили в компанию 240 000 руб. наличными.
2. В начале года владельцы арендовали склад на два года, заплатив деньги вперед за весь срок – всего 120 000 руб.
3. Купили товаров на сумму 100 000 руб. Продавец дал товары в кредит.
4. Продали половину товаров за 240 000 руб., получив 200 000 руб. наличными и выдав товаров в кредит на 40 000 руб.
5. Выплатили заработную плату персоналу в размере 60 000 руб., еще 40 000 руб. должны выплатить, но не заплатили.
Год 2
1. Оплатили остаток долга за товары, купленные в первом году.
2. Выплатили всю начисленную, но не выплаченную зарплату.
3. Продали остатки купленных ранее товаров за 300 000 руб. наличными.
4. Получили все деньги за товары, проданные в кредит в первом году.
5. Начислили и выплатили персоналу зарплату в размере 120 000 руб.
6. Все оставшиеся деньги вернули владельцам и закрыли компанию.
Попробуйте самостоятельно отразить влияние каждой из этих операций на основное равенство бухгалтерского учета и заполнить отчет. А затем мы с вами рассмотрим каждую операцию отдельно.
Итак, давайте проанализируем жизнь нашей компании…
Год 1
1. Владельцы вложили в компанию 240 000 руб. наличными.
Что произошло? У компании увеличились денежные средства, источником которых стали деньги акционеров, т. е. акционерный капитал:
2. В начале года владельцы арендовали склад на два года, заплатив деньги вперед за весь срок, всего 120 000 руб.
Итак, компания заплатила за аренду 120 000 руб., т. е. объем денежных средств уменьшился на 120 000. Однако не забывайте, что часть денег компания заплатила вперед, причем за два года. При рассмотрении этой операции надо учесть два соображения:
a) услуга нам еще не оказана. Например, мы можем расторгнуть договор, и тогда часть денег за аренду нам вернут;
б) аренда склада – это расходы, которые влияют на прибыль. Очевидно, что стоимость аренды в расходах нашего бизнеса составляет 60 000 в год. Но если мы сразу запишем всю уплаченную сумму в наши расходы, то исказим нашу прибыль за первый и второй годы работы. Предположим, что в первый и второй годы компания продаст одинаковое количество товаров по одинаковой цене (при этом закупочная цена товаров тоже останется неизменной). Логически прибыль компании в обоих годах при этом должна остаться одинаковой, ведь в бизнес-смысле ничего не изменилось. Менеджеры компании во второй год не работали лучше, чем в первом. Но в этом случае получится, что в первый год прибыль компании будет меньше на 60 000, чем должна была быть. А во второй год, наоборот, на 60 000 больше, чем должна была быть. И если сторонний человек взглянет на работу (отчетность) компании, не зная этого нюанса, то покажется, что менеджеры во втором году отлично поработали и значительно увеличили прибыль. Вроде как им бонусы надо давать за отличную работу, хотя по факту они ничего не сделали. Но финансовая отчетность должна давать правдивую информацию о работе компании и ее менеджеров. Поэтому, согласно принципу соответствия, мы должны будем учитывать в прибыли первого года только ту часть затрат на аренду, которая соответствует первому году.
Учитывая эти соображения, мы можем сказать, что в тот момент, когда мы заплатили авансом за аренду, у нас, по сути, образовался новый актив – предоплаченная аренда:
В конце первого года, когда мы должны будем подсчитать прибыль компании АВС, нам придется отразить тот факт, что часть услуг по аренде мы уже «закрыли»:
Обратите внимание, что операция 2б будет осуществлена не в тот момент, когда мы заключим договор аренды и заплатим деньги, а в тот момент, когда мы будем составлять финансовую отчетность за год. Это так называемые операции конца периода. Операции конца периода – это одно из применений принципа разумности. Очевидно, что по отношению к учету проплаченной авансом арендной платы мы могли бы производить ее списание на расходы по чуть-чуть хоть каждый день. Но поскольку отчетность компании АВС мы составляем только раз в год, то бессмысленно делать перевод предоплаченной арендной платы на расходы чаще чем раз в год.
3. Купили товаров на сумму 100 000 руб. Продавец дал товары в кредит.
В тот момент, когда мы купили товары, у нас, естественно, увеличились их запасы. Однако денег поставщику мы не заплатили. Поставщик дал нам товары в кредит, что должно привести к увеличению кредиторской задолженности:
4. Продали половину товаров за 240 000 руб., получив 200 000 руб. наличными и выдав товаров в кредит на 40 000 руб.
Давайте проанализируем, что произошло в бизнесе:
• во-первых, компания продала товары, за которые получила деньги и частично обязательства заплатить через какое-то время. Компания получила выручку;
• во-вторых, у компании уменьшилось количество товаров, которые она может продать в будущем. У компании появилась себестоимость проданных товаров.
Разница между ценой продажи и себестоимостью товаров будет составлять прибыль компании. При анализе этой операции мы используем все основные принципы составления финансовой отчетности.
Во-первых, мы должны помнить про принцип учета по начислению, который гласит, что компания должна показать, как она работала, вне зависимости от того, когда она получит или заплатит деньги. Соответственно, в момент продажи, даже несмотря на то, что за часть товара денег мы еще не получили, выручку компании мы должны учесть полностью:
У вас может возникнуть вопрос: «А что будет, если нам не заплатят или вернут товар?» Ответ на него вы получите в главе «Дебиторская задолженность».
Во-вторых, мы должны помнить про принцип соответствия, который гласит, что компания должна сводить потенциальные плюсы (выручку) с минусами (издержками на получение этой выручки). Поскольку была продана половина имеющихся в запасе товаров, т. е. себестоимость товаров составила 50 000 руб. (раньше мы купили товаров на 100 000 руб., половину из которых продали), то мы должны зафиксировать следующую операцию:
5. Выплатили заработную плату персоналу в размере 60 000 руб., еще 40 000 руб. должны выплатить, но не заплатили.
Итак, мы должны нашим работникам 100 000 руб. Деньгами мы им заплатили 60 000 руб, т. е. наши денежные средства уменьшились на 60 000 руб. Остаток – это наши обязательства перед работниками. Фактически они нам предоставляют кредит на сумму нашей задолженности (такие вот хорошие люди). Деньги мы им начисляли не авансом – это деньги, которые мы уже должны людям за ту работу, которую они уже для нас сделали. Это наши издержки, которые мы уже понесли в первом году. Используя принцип учета по начислению и принцип соответствия, даже несмотря на то, что часть денег мы еще не заплатили, всю сумму (100 000 руб.) мы должны списать в наши издержки:
Обратите внимание, что основное равенство бухгалтерского баланса соблюдается во всех операциях компании АВС первого года.
Давайте сведем все операции первого года в одну таблицу:
Обратите внимание, что сумма в левой части равенства (410 000) равна сумме в правой его части. Баланс сходится, иными словами, балансируется.
Итак, финансовая отчетность – это:
• баланс (balance sheet);
• отчет о прибылях и убытках (income statement, или IS, или profit and loss statement, или P&L);
• отчет о движении денежных средств (cash flow statement);
• отчет об изменениях в собственном капитале (statement of shareholders’ equity)[2];
• пояснения ко всем этим отчетам.
Давайте попробуем составить финансовую отчетность компании АВС.
Что такое бухгалтерский баланс? Это просто представление всех активов и пассивов компании на определенную дату (в нашем случае на конец первого года).
В более стандартном виде баланс АВС на конец первого года выглядит следующим образом:
Обратите внимание на следующие моменты:
• в активной части баланса активы идут сверху вниз по мере убывания их ликвидности. (Ликвидность – это возможность быстро обратить актив в деньги.) Очевидно, что наиболее ликвидны денежные средства (это, собственно, и есть деньги). Дебиторскую задолженность тоже достаточно легко превратить в деньги (это деньги, которые нам должны). Больше проблем с распродажей запасов материалов и готовой продукции (идут следом). Далее обычно идут основные средства и прочие активы. Иногда баланс показывают наоборот – по мере роста ликвидности активов;
• в балансе есть понятие оборотных (current assets) и внеоборотных (non-current assets) активов. К оборотным относятся:
– денежные средства;
– ценные бумаги;
– дебиторская задолженность;
– запасы товаров, сырья и материалов.
Все остальное – это внеоборотные активы. Суть определения оборотных активов: у компании есть бизнес-цикл. Она покупает сырье, делает из него товары, продает эти товары, получает за проданные товары деньги. Дальше все по новой. Оборотные активы полностью обновляются в течение одного бизнес-цикла (это немного упрощенный взгляд на вещи, но это так). Оборудование же и другие внеоборотные активы потребляются в течение нескольких бизнес-циклов;
• в пассивной части баланса сначала идут обязательства, причем первыми идут так называемые текущие (краткосрочные) обязательства (current liabilities), т. е. обязательства, которые мы должны выполнить в течение следующих 12 месяцев. Иногда опять же показывают наоборот – первым собственный капитал, далее обязательства, причем сначала долгосрочные, а потом уже краткосрочные.
Зачем нужен бухгалтерский баланс? Как и любая другая форма финансовой отчетности, баланс нужен для анализа состояния компании и эффективности действий менеджеров. Вообще, анализу финансовой отчетности мы посвятим отдельную главу. Пока же скажу только об основных моментах. Баланс показывает наличие у компании денежных средств, активов, структуру капитала компании (соотношение собственных и заемных средств). Особенно полезен анализ изменений баланса в динамике, т. е. по годам.
Что представляет собой отчет о прибылях и убытках? Это свод прибылей и убытков компании за период (в нашем случае за первый год):
В более стандартном виде отчет о прибылях и убытках компании АВС за первый год будет выглядеть так:
Обратите внимание, что в P&L отдельно показывается производственная себестоимость (cost of goods sold, или COGS). На нее относятся лишь прямые затраты на производство или закупку товара, которые можно идентифицировать. Для упрощения ситуации мы опустили налоги, которые будем рассматривать отдельно.
Зачем нужен отчет о прибылях и убытках? В основном, естественно, для анализа прибыльности компании. Опять же очень полезен анализ отчетов о прибылях и убытках в динамике и в сравнении с конкурентами: какова прибыльность компании, как она меняется от года к году и т. д.
Что представляет собой отчет о движении денежных средств (cash flow statement)? Это стандартным образом построенный свод всех операций с денежными средствами компании за период:
В более стандартном виде отчет о движении денежных средств компании АВС за первый год выглядит следующим образом:
Более подробно об особенностях отчета о движении денежных средств мы будем говорить в отдельной главе.
Обратите внимание на один момент: количество денег, которые получает компания от своих операций (20 000 руб.), не равно прибыли компании (30 000 руб.). Это важный момент в реальной жизни. Хотя эти два понятия, безусловно, взаимосвязаны, они не равны друг другу. Часто менеджеры путают эти понятия – «прибыль» и «деньги от операции». В результате радуются большому количеству денег, которые получает компания, а потом сильно удивляются, когда экономисты сообщают им о значительных убытках. Или, наоборот, радуются прибыли в отчетности, но потом недоумевают, почему компании нечем оплачивать счета. Мы еще будем говорить об этой проблеме.
Зачем нужен отчет о движении денежных средств? Инвесторов при анализе стоимости акций компании, а также кредиторов при анализе финансового состояния компании и ее способности возвратить взятые кредиты часто интересует не столько прибыльность компании, сколько ее способность расплатиться по счетам, а также способность получать деньги («генерировать кэш») от операций. Подчас эти показатели более важны, чем прибыльность.
Для закрепления пройденного давайте рассмотрим операции компании АВС во втором году (можете сначала сделать это сами, а потом уже проверить себя по книге).
Год 2
1. Оплатили остаток долга за товары, купленные в первом году.
Иными словами, уменьшили остатки денежных средств, равно как и сумму задолженности:
2. Выплатили всю начисленную, но не выплаченную зарплату.
Опять же уменьшаем денежные средства и ликвидируем задолженность перед персоналом:
Обратите внимание, что эта операция не влияет на прибыли и убытки компании, так как эти платежи относились к затратам предыдущего года, которые уже были учтены в прибыли первого года.
3. Продали остатки купленных ранее товаров за 300 000 руб. наличными.
Операция аналогична продаже товаров в первом году, за исключением того, что все продается за наличные деньги (без увеличения дебиторской задолженности):
4. Получили все деньги за товары, проданные в кредит в первом году.
К счастью, клиенты вернули нам все, что были должны, так что у нас увеличились денежные средства и уменьшилась дебиторская задолженность клиентов:
5. Начислили и выплатили персоналу зарплату в размере 120 000 руб.
Сколько начислили, столько и выплатили, так что дополнительной задолженности перед персоналом у нас не возникает. Опять же поскольку зарплата была начислена за реально проделанную работу, все эти расходы влияют на нашу прибыль:
6. Все оставшиеся деньги вернули владельцам и закрыли компанию.
При закрытии компании мы должны будем сначала вернуть всю имеющуюся задолженность, а затем уже выплачивать деньги акционерам. Для этого нам надо будет:
• не забыть про необходимость учета второй части арендной платы за склад как расходы компании:
• …и подвести итоговые балансы счетов АВС:
• Мы видим, что после уплаты всех долгов у компании осталось 340 000 денежных средств, которые мы и возвратим акционерам в виде дивидендов:
А теперь давайте посмотрим на финансовую отчетность компании АВС на конец второго года работы.
Баланс на конец второго года:
Поскольку компанию мы ликвидируем, перед ликвидацией не удивительно, что баланс «нулевой».
Отчет о прибылях и убытках АВС за второй год:
Отчет о движении денежных средств за второй год:
Теперь, рассмотрев операции небольшого бизнеса, давайте еще раз закрепим основные принципы составления финансовой отчетности. Это – основы, база, поэтому не стыдно повторить их дважды.
1. Принцип объективности (objectivity principle)
Финансовая отчетность должна отражать реальное состояние дел в компании.
2. Принцип учета по начислению (accrual principle) Он означает, что для учета операций компании:
• фиксируются не только транзакции, которые связаны с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и обязательствами и т. д.;
• записываются все сделки, которые имеют потенциальное денежное выражение;
• при этом не обязательно наличие факта уплаты денег.
3. Принцип соответствия (matching principle) Он означает, что для учета операций компании:
• необходимо капитализировать расходы будущих периодов (записывать их как активы) и переводить их в издержки по мере получения экономического эффекта (например, арендная плата, заплаченная авансом);
• необходимо признавать обязательствами расходы, выгода от которых получена уже сейчас, но оплата которых произойдет в будущем (например, долги персоналу по оплате труда).
Рассмотрим еще один пример для иллюстрации принципа соответствия.
Вы владеете компанией по прокату DVD. Вы купили у компании – распространителя DVD с фильмом «Превосходство Борна» за 670 руб. Опыт показывает, что DVD вы будете давать в прокат, получая по 20 руб. за один сеанс проката:
Год 1: 50 раз;
Год 2: 17 раз.
Вопрос: Какую сумму вы должны записать себе в расходы каждый год? Принцип соответствия говорит о том, что вы должны списывать свои затраты на DVD пропорционально количеству сеансов его проката. Таким образом, всего один DVD вы ожидаете давать в прокат 67 раз. Соответственно, каждый раз при прокате вы будете списывать 1/67 его стоимости.
За первый год вы спишете в издержки 50 × 670/67 = 500 руб., за второй год – 17 × 670/67 = 170 руб.
4. Принцип консерватизма
Принцип консерватизма говорит о том, что при принятии оценок, влияющих на размеры цифр финансовой отчетности, необходимо минимизировать риск попадания в финансовую отчетность слишком оптимистической информации. Иными словами, включаемая в отчетность положительная информация (например, об увеличении размера активов компании или прибыли) должна быть очень обоснованной. Например, если у нас есть опасения, что нам вернут товар по какой-то продаже, мы не должны фиксировать у себя прибыль от этой продажи, пока эти опасения в значительной мере не будут развеяны (подробнее эту ситуацию и методы учета принципа консервативности в таких обстоятельствах мы будем разбирать дальше).
Еще один пример как продолжение приведенного выше. Мы предполагали, что DVD в прокат мы отдадим 67 раз. Очевидно, что, если менеджмент будет настроен более оптимистично и посчитает, что DVD в среднем мы будем сдавать в прокат 100 раз, это приведет к существенному увеличению прибыли в первом году (мы будем списывать за каждый прокат в издержки не 1/67, а 1/100 себестоимости DVD). Согласно принципу консерватизма у нас должна быть полная уверенность в том, что мы не завысим прибыль в первом году из-за чрезмерного оптимизма менеджеров. Для этого нам, возможно, в качестве предположения придется использовать некое усредненное количество прокатов на один DVD по нашим статистическим выкладкам (может быть, с целью «перестраховки» будет использоваться показатель даже ниже среднего). В данном случае принцип консерватизма говорит о том, что лучше занизить показатель прибыли в отчетности, чем завысить его. В то же время это предположение должно быть обоснованным, а не просто взятым с потолка.
5. Принцип разумности
Как мы уже видели, подчас излишняя детализация учета бессмысленна. Принцип разумности помогает сократить издержки на ведение учета. Очень часто для учета мелких транзакций компании применяют не фиксацию каждой транзакции, а принцип проведения периодического учета суммарного эффекта этих транзакций. Например, в любой компании используют канцелярские принадлежности – ручки, бумагу и т. д., каждая единица которых обладает очень малым влиянием на финансовую отчетность. Абсолютно бессмысленно учитывать в расходах каждую ручку в момент, когда в ней заканчиваются чернила. Это слишком маленькая цифра для бизнеса. В связи с этим по отношению к расходам канцелярских принадлежностей компании используют периодическое списание на расходы всего объема потраченных канцелярских принадлежностей, например раз в месяц.
Принцип разумности включает также и понятие материальности (существенности). Это понятие говорит о том, что в финансовой отчетности могут быть определенные неточности, но эти неточности не должны приводить к тому, что финансовая отчетность дает необъективную картину работы компании. Обычно в качестве порога материальности используют процент от выручки. Показатель свыше 5 % считается материальной (существенной).
6. И не забывайте, что уравнение бухгалтерского баланса соблюдается. Всегда!
Вспомним, что финансовая отчетность делается для ее пользователей. А к числу пользователей относятся не только менеджеры компании, которые обладают еще и внутренней информацией, но и внешние пользователи (например, инвесторы, банки), для которых подчас это единственная доступная информация о компании. И объективная отчетность, отражающая состояние дел в компании, им просто необходима. Развитие рынка ценных бумаг невозможно без достоверной информации о работе компании: без нее в большинстве случаев невозможно принять решение об инвестировании в компанию (покупке акций) – покупать кота в мешке никто не будет. Кроме того, нередко годовые премиальные выплаты менеджерам компаний «завязаны» на финансовую отчетность компании (точнее, на финансовые результаты, которые показываются в финансовой отчетности).
Очевидно, что часто у менеджеров компаний возникает соблазн «приукрасить» финансовую отчетность, т. е. показать в ней, что дела в компании обстоят лучше, чем на самом деле. Причин тому может быть много:
• например, менеджеры хотят получить большие бонусы за хорошие финансовые результаты;
• контролирующий акционер желает подороже продать компанию другим инвесторам и для этого стремится показать «красивую» отчетность;
• менеджеры не хотят представить банку отчетность, которая показывает нарушение условий кредитного соглашения, так как это может привести к требованию досрочного возврата кредита и т. д. и т. п.
Чтобы минимизировать риски искажения финансовой отчетности, в мире существуют стандарты и правила ее составления. Эти стандарты являются обязательными к использованию и нацелены на обеспечение объективности содержащейся в финансовой отчетности информации и правильного применения принципов составления финансовой отчетности, которые мы рассматривали выше. Любая финансовая отчетность готовится в соответствии с определенными стандартами.
Вообще стандартов ведения финансовой отчетности много. У каждой страны есть национальные правила ведения финансовой отчетности. В России это стандарты РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета), в США, например, это стандарты US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles), в Великобритании – UK GAAP.
Поскольку правила учета в разных странах различаются, то, для того чтобы появилась возможность сравнивать между собой компании из разных стран, были разработаны международные стандарты финансовой отчетности – МСФО (IFRS – International Financial Reporting Standards). Эти стандарты отличаются и от РСБУ, и от US GAAP. Если интересно, эти отличия неплохо описаны в специальном исследовании компании КПМГ, результаты которого есть в Интернете: http://www.kpmg.ru/index.thtml/ru/ services/assurance/IFRS/IFRSpublications/index.html.
В этой книге мы будем рассматривать прежде всего МСФО, так как они наиболее точно отражают применение всех основных принципов формирования финансовой отчетности (РСБУ, к сожалению, еще не настолько «продвинуты»). Некоторые российские компании публикуют отчетность по US GAAP, поэтому в книге мы остановимся на основных различиях МСФО и US GAAP.
Так как РСБУ и МСФО отличаются, очевидно, что формирование отчетности по МСФО несет за собой дополнительные издержки – надо нанимать дополнительных специалистов для составления финансовой отчетности по МСФО. Это удовольствие недешевое, поэтому далеко не все компании формируют финансовую отчетность по МСФО. В основном это делают крупные публичные компании. Серьезные инвесторы не будут вкладывать в акции компании, у которой нет отчетности по МСФО. Государство, понимая, что ведение отчетности по МСФО требует от компаний дополнительных затрат, старается сблизить РСБУ и МСФО. Но это светлое будущее пока не наступило.
Публичные компании обычно размещают свою финансовую отчетность в свободном доступе на собственном веб-сайте в разделе «Акционерам и инвесторам». Отчетность также доступна на специализированных сайтах органов, регулирующих работу рынков ценных бумаг. Например, в США финансовую отчетность публичных компаний, акции которых торгуются на американских биржах, можно найти на сайте Комиссии по биржам и ценным бумагам (Securities and Exchange Commission или SEC) (вот ссылка: http://www.sec.gov/edgar.shtml).
Для того чтобы внешние пользователи финансовой отчетности были уверены, что эта отчетность составлена в полном соответствии со стандартами, в мире существует институт аудиторских фирм. Аудиторы – это независимые эксперты по отчетности, которые проверяют данные, подготовленные компанией, и удостоверяются в том, что отчетность подготовлена в соответствии со стандартами составления финансовой отчетности. По результатам работы аудитор дает заключение, в котором высказывает свое мнение об отчетности компании. Это мнение не обязательно должно быть положительным. Аудитор говорит то, что видит. Если, например, компания не дает аудитору достаточной информации, он может отказаться от выдачи заключения или же высказать в нем, какой именно информации ему не хватало. Ниже приведен пример аудиторского заключения по отчетности Газпрома.
Аудитор несет ответственность перед пользователями финансовой отчетности своей лицензией, а также своим именем. Понятно, что некоторые компании используют «карманных» аудиторов, которые могут выдать заключение, иногда не соответствующее действительности. Однако работа с серьезными инвесторами невозможна без аудита отчетности с привлечением серьезных международных аудиторских компаний (например, компаний «большой четверки», о которой мы говорили в предыдущей главе). Более подробную информацию о специфике работы аудиторских компаний можно получить в специализированной литературе.
Дальше в этой книге мы будем с вами разбирать финансовую отчетность, строчка за строчкой. Мы будем учиться ее читать как построчно, так и «между строк», и будем изучать, что за операции скрываются за цифрами.
Вот пример финансовой отчетности концерна «Калина», крупнейшего производителя косметики в России. Цифры указывают главы книги, в которых мы будем более подробно рассматривать те или иные строки этой финансовой отчетности:
В конце, как и обещал, расскажу немножко о терминах бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете все строчки баланса, о которых мы говорили, представлены в виде счетов. Есть счет «Основные средства», есть счет «Кредиты», есть счет «Дебиторская задолженность» и т. д.
У каждого счета есть дебет (debit) и кредит (credit). Счет условно можно представить в виде буквы «Т», поэтому их часто называют Т-счетами. Левая сторона Т-счета называется дебет, правая – кредит. Сумма дебет минус кредит называется балансом. Если сумма получается положительной, то говорят, что счет имеет дебетовый баланс, если отрицательная – кредитовый.
Любая операция затрагивает дебеты и кредиты как минимум двух счетов.
Связывая дебет и кредит с уравнением бухгалтерского баланса, можно сказать, что увеличение счетов раздела «Активы» (левая часть равенства) идет в дебет счета, уменьшение – в кредит. Для счетов раздела «Пассивы» (правая часть равенства) увеличение счетов идет в кредит счета, уменьшение – в дебет:
Чтобы сохранялось равенство бухгалтерского баланса, сумма по дебету счетов, задействованных в операции, должна быть равна сумме по кредиту счетов, задействованных в операции. Для иллюстрации давайте запишем пару первых операций компании АВС в «истинно бухгалтерской» форме.
Владельцы вложили в компанию 240 000 руб. наличными.
В «нашей» форме:
В «бухгалтерской» форме:
Или вот так:
И еще одну операцию:
В начале года владельцы арендовали склад на два года, заплатив деньги вперед за весь срок, всего 120 000 руб.
В «нашей» форме:
В «бухгалтерской» форме:
и
Или в графической форме:
При изучении отчетности у людей часто возникают затруднения по поводу определения, дебет и кредит каких счетов надо задействовать в операции. Мне кажется, что форма с уравнением бухгалтерского баланса интуитивно более проста для понимания, поэтому дальше мы слова «дéбет» и «крéдит» использовать не будем, а будем руководствоваться «нашей» формой. Эту форму при желании вы можете самостоятельно переводить в «дебеты» и «кредиты», руководствуясь представленной выше таблицей и принципом сохранения равенства бухгалтерского баланса.