РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Данный раздел представлен темой «Предмет, структура, назначение философии, ее основные функции» и посвящен рассмотрению основных проблем философского знания, его месту в контексте общечеловеческого бытия и культуры. Раздел включает в свою структуру две лекции и два семинарских занятия.

1-я лекция «Философия: общественный смысл и функци ональность в мире человека» рассматривает рождение философской мысли, ее предмет, темы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Роль философии в целостном самоопределении человека. Многообразие философских взглядов. Основные исторические типы философии. Чему учит история философии. Природа философских проблем. Функции философии, ее соотношение с обыденным сознанием, наукой, религией, политикой, искусством и др. Философия в системе культуры. Связь философского опыта разных эпох. Теоретическая глубина и принципиальная ориентация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости. Современные дискуссии о важнейших философских учениях прошлого. Попытки синтеза различных философских подходов и направлений. Постмодернизм. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталитаризма и др. Открытый характер поиска ответов на философские вопросы.

2-я лекция «Предмет, структура и функции философии» освещает предмет философского знания, его трансформацию на протяжении исторического развития человеческой мысли. Также рассматривается структура и уровни философии, её функции – их смысл и содержание.

Семинар «Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения» ставит своей задачей рассмотрение проблем понятия мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость, наука в антропологическом и социальном пространстве. Мировоззрение мифологическое, религиозное, философское, научное и обыденное – его характеристика. Специфика данного семинарского занятия состоит в том, что студент должен хронологически ясно сопоставлять развитие типов мировоззрения человека с историей развития человеческого общества, культуры, цивилизации и проводить параллель с настоящим временем и уровнем развития индивида и общества.

Второе семинарское занятие «Философия: её предмет, структура и функции» освещает проблему предмета и структуры философии, рассматривает её всеобщие принципы и функции философии. Также на данном семинарском занятии изучаются методы философии и уделяется особое внимание специфике философского знания.

Занятие 1. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

План

1. Взаимосвязь религии, философии и науки.

2. Место и роль философии в жизни человека и общества.

3. Основные направления философии. Философские школы: материализм и идеализм, рационализм и иррационализм.

4. Принципы и методы философии. Диалектика и метафизика. Особенность философского мышления.

5. Понятие, структура и уровни мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное, жизненно-практическое.

6. Формы мировоззрения по месту человека в мире: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, антропокосмизм, культуроцентризм.

7. Место философии в мировоззрении. Жизнеутверждающие и жизнеотрицающие типы мировоззрения – основные способы отношения человека к миру.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит отличие философских школ от направлений?

2. Охарактеризуйте материализм и идеализм, рационализм и иррационализм. В чем состоит основной вопрос философии?

3. Охарактеризуйте диалектику и метафизику как фундаментальные методы постижения мира.

4. Какова структура и уровни мировоззрения?

5. Охарактеризуйте исторические типы мировоззрения.

6. В чем состоят положительные и отрицательные стороны антропоцентризма?

7. Какова роль философии в мировоззрении?

8. В чем тупик и опасность жизнеотрицающего мировоззрения?

9. Почему человеку необходимо жизнеутверждающее мировоззрение?

Темы рефератов

1. Философия и религия.

2. Исторические формы постановки и решения основного вопроса философии.

3. Философия и наука.

Загрузка...