Тишков В. Этнос или этничность? http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnosili.html.
«Несмотря на существующие между различными направлениями мультикультурализма различия, – пишет А.Н. Соловьева, – все они разделяют ряд общих черт. Основной исконной их задачей является замена идеологии плавильного котла тем, что в перспективе становится идеологией анти-ассимиляции. Сложность не в том что культурные различия существуют, но в том, что они интерпретируются с пренебрежением (ими пренебрегают), как отклонения от нормы» (Соловьева А.Н. Этничность и культура: проблемы дискурс-анализа. Архангельск, 2009. С. 33–34).
Шапинская Е.Н. Проблема этничности в современной теории культуры // Полигнозис. 2001. № 1.С. 85.
Соловьева. Цит. соч. С. 37–39, 46; Шапинская. Цит. соч. С. 85, 89.
Соловьева. Цит. соч. С. 42.
Асмолов А.Г., Леонтьев ДА. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 400.
Асмолов А.Г., Леонтьев ДА. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 400.
Гайденко П.П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 105.
Гайденко П.П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 106.
Лекторский В.А. Объект // НФЭ. Т. 3. М., 2001. С. 136.
Лекторский В.А. Объект // НФЭ. Т. 3. М., 2001. С. 660.
Бердяев И. Новое средневековье // Вестник высшей школы. 1991. N 3. С. 95, 98, 104.
Бурсов Б. Судьба Пушкина // Звезда. N 6. 1974. С. 163.
Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991. С. 143, 148.
Понятия “диспозитива” и “дискурса” – одни из основных в системе Фуко. За ними стоит новый метод объяснения изучаемых явлений, предполагающий особую реконструкцию, когда данные явления рассматриваются как образования, обусловленные и конституированные властными отношениями и социальными практиками.
Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С. 273–274.
Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С. 149.
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 285, 312, 318.
Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М., 2001. С. 400.
Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М., 2001. С. 401.
Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М., 2001. С. 401.
Библер B.C. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1990. С. 122.
При этом Попов упоминает М. Хайдеггера с его понятием «постав». Вводя трактовку техники как "постава" (когда всякая техника рассматривается как функциональный элемент поставляющего производства – вода Рейна как средство для работы электростанции, электростанция как средство выработки тока, электрический ток как средство для освещения городов или работы электромашин и т. д.) и показывая дальше, что человек и природа сами превращаются в постав, Хайдеггер блокирует столь привычное для нас убеждение, по которому человек стоит над техникой и природой или что техника не влияет на природу, поскольку создана и действует в соответствии с ее законами. И одновременно Хайдеггер говорит, что и без сознательных усилий человека техника не сможет измениться. «Поскольку, однако, бытие осуществилось в событии постава как существо техники, а истине бытия принадлежит человеческое существо, – ибо бытие требует человека, чтобы осуществиться самим собою среди сущего и сохраняться в качестве бытия, – то существо техники не может прийти к своему историческому изменению без помощи человеческого существа… Чтобы вынести существо техники (подобно тому, говорит Хайдеггер чуть выше, как человек выносит боль, – В.Р.), требуется, конечно, человек. Однако человек требуется тут в своей отвечающей этому вынесению сути. Значит существо человека должно сперва открыться существу техники, что по смыслу события есть нечто совсем другое, чем процесс принятия и развития людьми техники и ее средств. И чтобы человек стал внимателен к существу техники, чтобы между техникой и человеком в их сущностной глубине окрепло неповерхностное отношение, для этого человек, каким он стал с Нового времени, должен сперва, опомнившись, снова ощутить широту своего сущностного пространства» (Хайдеггер М. Вопрос о технике // Мартин Хайдеггер Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. с. 254).
Постмодернизм. Энциклопедия (http://www.infoliolib.info/philos/postmod/smertsub.html).
Роджер Алан Дикон Производство субъективности // ЛОГОС # 2 (65) 2008. С. 38, 40. Сравни. “Быть и стать самим собой, – пишет Сейла Бенхабиб, – значит включить себя в сети обсуждения… Мультикультурализм слишком часто увязает в бесплодных попытках выделить один нарратив как наиболее существенный… Мультикультуралист сопротивляется восприятию культур как внутренне расщепленных и оспариваемых. Это переносится и на видение им личностей, которые рассматриваются затем как в равной мере унифицированные и гармоничные существа с особым культурным центром. Я же, напротив, считаю индивидуальность уникальным и хрупким достижением личности, полученным в результате сплетения воедино конфликтующих между собой нарративов и привязанностей в уникальной истории жизни» (Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003, С. 17, 19, 43).
Кант. Критика чистого разума. Соч. 6 т. Т.3. М., 1964. С. 191–192, 193.
Кант. Критика чистого разума. Соч. 6 т. Т.3. М., 1964. С. 581–589.
Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С. 223, 377.
Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С. 585.
Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С. 585.
Комаров СВ. Метафизика и феноменология субъективности. Санкт-Петербург, 2007. С. 14, 15.
Комаров СВ. Метафизика и феноменология субъективности. Санкт-Петербург, 2007. С. 14–15, 17.
Розин В.М. Феноменология глазами методолога // Вопросы философии. 2008. N 5.
Из книги автора «Мышление и творчество».
Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 11, 126–127, 424.
Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 11.
Мамардашвили М. Начало всегда исторично, то есть случайно // Вопросы методологии. N 1. 1991. С. 48–49
Мамардашвили М. Начало всегда исторично, то есть случайно // Вопросы методологии. N 1. 1991. С. 49
Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 308–309.
Платон. Федон // Соч. В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 35.
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 302.
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 97, 119, 189.
Так же. С. 157, 160, 336, 354.
Так же. С. 377
Розин В.М. Эзотерический мир. ОНС N 4, 1992; Эзотерическое мироощущение в контексте культуры. ОНС N 5, 1993; Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические идеи. М., 1998.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 155, 156.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 58, 59.
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 100, 101.
Там же. С. 211.
Там же. С. 218.
Там же. С. 347–348.
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 405.
Там же. С. 397
Там же. С. 219.
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 317.
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 238.
Там же. С. 387–388.
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 377.
Мамардашвили. Начало всегда исторично… С. 47.
Щедровицкий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. 1997, N 1–2. С. 9.
Бенхабиб. Цит. соч. С. 42, 43, 48
Там же. С. 162, 169.
Розин В.М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М., 2008. С. 127–135.
Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 349.