Frankena W. K. Philosophy of Education.
Stead W. T. Truth About Russia, 173. Большинство цитируемых источников принадлежит образованным русским или западным путешественникам, а не крестьянам, которые составляли большинство населения (но не писали о своей жизни). Признавая, что это может привести к искаженному описанию жизни в России и у современных ученых есть отличающиеся друг от друга взгляды на многие вопросы, я обращаю внимание на переживания и впечатления русской элиты, а также западных гостей, потому что пашковское движение возникло именно в этих кругах. И пашковцы, и их противники действовали на основании тех знаний и опыта, которые были доступны им в то время, даже если их стереотипы с течением времени оказывались ложными, а предположения – неточными.
Stead, 174.
Brandes G. Impressions of Russia, 6. Можно заметить явную нехватку упоминаний о школах в 1887 г. Хотя историки находят много ошибок у этого автора при описании им русских исторических событий в целом, его очень уважают за описания жизни в конце XIX века.
Stead, 171.
Baddeley J. F. Russia in the «Eighties:» Sports and Politics, 361.
Stead, 330.
Stead, 179.
Leroy-Beaulieu, 48. Эту точку зрения фактически разделяли и сам царь, и русская знать. См. также Граббе П. А. Окна на Неву: Мои юные годы в России, 61.
Leroy-Beaulieu, 48; Pinkerton, 328–329.
Brandes, 38–39.
McCaig A. Wonders of Grace in Russia, 20. См. также Brandes, 10. Датский посетитель здесь красочно описывает униформу кучера, с его «низко надвинутой шапкой, длинным и свободным тулупом, который начиная с талии все расширяется книзу, как юбка в складку, и доходит до пят, а так же с вышитым шарфом, которым он подпоясывается».
«Они провинциалы, и с ними просто не о чем говорить». Граббе, 57. Среди аристократии было принято, чтобы дети играли только с родственниками или с гувернантками и воспитателями. Там же, 24–25, 57.
Там же, 31.
Эта тенденция побуждала некоторых реформаторов мечтать, что центральное правительство вообще не нужно. В конце концов, «если Россия обходится без Петербурга с июня до октября, то почему бы не делать этого и с октября до июня». Stead, 320.
Penn-Lewis J. Reminiscences of My Visit to Russia // The Friend of Russia. 1921. № 6. 10.
Повар, двое его помощников, дворецкий, лакей, ординарец, шофер, три горничных, гувернантки и учителя. См. Граббе, 24–27.
Георг Брандес испытывал отвращение к ним в течение своего трехмесячного визита. См. Brandes, 89.
Граббе, 38.
Latimer R. S. Under Three Tsars: Liberty of Conscience in Russia 1865–1909, 72.
Leroy-Beaulieu, 47.
Например, государственный секретарь А. А. Половцов записал в своем дневнике, что княгиня Вера Гагарина в 1890 году отказалась хоронить своего мужа по-православному, и это было скандалом, хотя сам покойный не был преданным верующим, а княгиня считала похоронную церемонию лицемерной. См. Половцов А. А. Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. Т. 2, 1887–1892 гг., 331–333.
Zelnik R. E. «To the Unaccustomed Eye»: Religion and Irreligion in the Experience of St. Petersburg Workers in the 1870s // Christianity and the Slavs. Vol. 2. Russian Culture in Modern Times / Ed. Robert P. Hughes and Irina Paperno, 66; Brandes, 40.
Тургенев И. С. Чернорабочий и белоручка // Полн. собр. сочинений и писем. В 28 т. Т. 13, 164–165.
Venturi F. Roots of Revolution / Introduction by I. Berlin; translated by F. Haskell, xxvi.
Даты, если они особо не оговорены, даны по юлианскому календарю, или по старому стилю, который в России использовался до февраля 1918 г. Между 1800 и 1900 гг. разница между старым стилем и новым, которым пользовались за границей, составляла 12 дней. После 1900 года эта разница была 13 дней. Поэтому дата убийства царя – это 13 марта по новому стилю, ее часто пишут как 1/13 марта 1881 г.
Английский путешественник Генри Лансделл указывал, что вне столицы, где «было великое волнение», никто практически не обращал внимания на движение. В своем путешествии по Сибири в 1879 г. он только однажды обнаружил революционный дух. Lansdell, 237–239.
Stead, 359–360.
Baddeley, 176. Христиане тоже находили новообращенных среди студентов, предлагая им недорогую пищу. См. главу 4.
Zelnik, 66, 52; Brandes, 50.
Взять хотя бы отца Иоанна Кронштадского и многих странников из крестьян, ежегодно посещающих святые места.
См. Heier E. Religious Schism in the Russian Aristocracy 1860–1900: Radstockism and Pashkovism, 21–22.
Eckardt, 38.
Stead, 333.
Gagarin J. L’Eglise Russe et l’Immaculee Conception, 51–52. Воспитанный в православии, князь Иван Сергеевич Гагарин стал иезуитским священником. Он является близким родственником княгини Веры Гагариной.
Stead, 330, 331–332; Dalton H. Lebenserinnerungen. Vol. 2. Auf des Lebens Mittagshohe, 1858–1888, 218.
Field J., General C. B. and Arnold A. J. Religious Liberty in Russia // The [London] Times. 26 May, 1888, 7.
[Епископ Феофан]. Письмо к одному лицу в Санкт-Петербург по поводу появления там нового учителя веры, 6.
Zelnik, 62.
Stead, 335. Ольга Новикова, которая в 1889 г. критически оценила описание русской религиозной политики, данное у Стеда, рассказывает историю несколько иначе. По ее словам, разговор между Стедом и Победоносцевым происходил в ее присутствии. Когда Стед говорил, что даже апостолы могли бы быть изгнаны из России, Победоносцев ответил в согласии со своей верой: «Но ведь то, что мы сейчас имеем, это их учение; апостолы могли явиться только для подкрепления нашей веры, а не ее расшатывания». Novikoff O. A Cask of Honey with a Spoonful of Tar // Contemporary Review 60. February, 1889. 208.
Zernov N. The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century, 50; Stead, 330, 334.
Freeze G. P. A. Valuyev and the Politics of Church Reform (1861-62) // Slavonic and East European Review 56. 1978, № 1, 74; Eckardt, 38.
Wallace D. M. Russia. № 1. Vol. 1, 58.
Tikhomirov L. A. Russia, Political and Social. Vol. 1, iii, 222.
Stead, 332, 338. См. также Leroy-Beaulieu, 472.
В данной книге говорится о русском употреблении слов «секта» и «сектант» в значении религиозных групп, отделяющихся от установленных религиозных традиций или от государственной церкви. См. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. 2 изд. М., 1995. С. 698. Автор не имеет в виду негативных оценок. Пашковцев их враги иногда определяли как сектантов, но ранние пашковцы оставались в православной церкви и, строго говоря, не соответствовали этому определению.
Высочайший рескрипт Святейшему Правительствующему Синоду, 27 марта 1877 // Церковный вестник, № 14 (9 апреля 1877). С. 1.