Это учебное пособие представляет собой улучшенный и модернизированный вариант рабочей программы по курсу «Философия», который автор вел в Московском городском педагогическом университете в 2013—2016 гг. Работа над данной версией программы продолжалась с 2013 г. по 2016г., наиболее интенсивно – в 2015 г. Однако, издать её в 2015 г. мне не удалось, т.к. в МГПУ началась нечистоплотная компания по вытеснению меня с работы в этой организации1. Причин у неё было много, в том числе аналогичная маоистской, «культурная революция» в российском образовании начавшаяся с 2012 г. и продолжающаяся, увы, до сих пор, а также гонения за высказанные публично автором идеи девестернизации России и преподаваемого курса философии2. Подобные идеи ликвидации перекоса в сторону западноевропейской философии и отказа от игнорирования эзотерической философии, реализованные в данной работе, к сожалению, не нашли понимания и поддержки ни у коллег, ни у администрации МГПУ. Введение в качестве одного из базовых учебных пособий для курса философии многотомной «Ноомахии» А. Г. Дугина, содержащей «ментальные карты» разных цивилизаций для всей мировой культуры также не вызвало интереса и поддержки, что видимо, отчасти было обусловлено спецификой ВУЗа, в котором не обучались будущие дипломаты, регионоведы или специалисты в области международной торговли, которым данные материалы могли бы быть профессионально интересны. Хотя сегодня именно цивилизационная идентичность является основной для большинства людей, на что косвенно указывает и известная работа С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (а не религий или идеологий). Более того, автор – доктор философских наук, профессор по должности, автор сотни публикаций с 18 летним научно-педагогическим стажем был переведен на «малопрестижный» факультет сурдопедагогики и поставлен вести семинары (как аспирант) за доцентом-пенсионером (чем неквалифицированней преподаватель, тем нужнее он сегодня ВУЗу) Так, скоро, наверное, и в библиотекари брать не будут, как Л. Н. Гумилева…
Подготовленный автором в 2013 г. спецкурс «Наука думать» по вине администрации МГПУ тоже так и не был там прочитан (на его основе сделана одна тема в данном учебном пособии). Соответственно, авторская инициатива по внедрению в курс философии материалов по креативному бизнес-мышлению (М. Микалко, Э. Де Боно и др.) также не нашла поддержки, хотя и заинтересовала некоторых студентов, сделавших по этим материалам интересные доклады и рефераты. В общем, как говорится, сплошные социальные ограничения и царство цензуры, полностью подтверждающее теории автора на этот счет3.
Таким образом, попытка автора улучшить качество преподавания философии в МГПУ вопреки деградационному тренду была успешно задавлена «системой» и это пособие – памятник и доказательство наличия такой попытки. Чтобы эти труды не пропали окончательно посредством устаревания, есть смысл обнародовать хотя бы для немногих их результаты, может быть кому-нибудь они и пригодятся. Поэтому было решено опубликовать это скромное произведение после редактирования в сентябре 2017 г.
Конечно, эта работа ни к чему тем, кто согласен с деградационным трендом современного российского (а возможно и мирового) системно-государственного образования. Она может быть полезна другим, тем, кто не согласен с этой деградацией, тем, кто не живет и не хочет жить по принципу «деградируй с нами, деградируй как мы, деградируй лучше нас». Перед такими людьми встает проблема: как жить в системе, если они ещё не готовы из неё выйти4 и при этом, пользуясь её возможностями и услугами, не деградировать вместе с ней и (или) по её команде? Как оставаясь вписанным в систему реализовывать свои потребности в росте и развитии, а не деградации «по свистку сверху»? Вот таким-то и может помочь авторский материал. Ведь он с одной стороны, привязан к системному курсу философии для среднего и высшего образования, а с другой – мягко выходит за границы системных привычек, обычаев и стереотипов, не нарушая при этом явно системное законодательство и правила игры. Да, не принято в системной философии слишком увлекаться незападной философией, наукой думать, внедрять в курс философии креативную ментальность от МВА, но ведь и не запрещено! Именно так и должен действовать при получении системного образования разумный студент: с одной стороны получить диплом без плохих оценок, но и получить полезные для себя знания и навыки, а не просто ту дребедень, за которую зачастую ставят в ВУЗах и школах хорошие отметки. Когда автор дал своим студентам новаторские темы рефератов по бизнес-мышлению, восточной философии, эзотерике, дугинской ноомахии – часть воспользовалась этой возможностью, а другие принесли скаченные с интернета рефераты со стандартным набором тем, так и не найдя в философии ничего интересного для себя. Полезной данная работа может быть и для преподавателей философии, которым постоянно приходится делать и модернизировать рабочие программы по своему предмету (отсюда можно что-то взять), для аспирантов и магистрантов, желающих как-то расширить свой кругозор, для тех, кто занимается репетиторством по философии, для всех кто интересуется философией и образованием, стремится к саморазвитию и расширению своего кругозора.
Итак, преимущества данного учебного пособия следующие:
– опора на нестандартные, креативные и новаторские учебники и книги С. Р. Аблеева, В. Н. Назарова, А. Г. Дугина и Ф. И. Гиренка, которые, однако, имеют все системные «сертификаты качества» и не могут отвергаться системно ориентированными преподавателями или администраторами по формальным основаниям.
– использование бизнес-философской литературы, которая, как правило, неоправданно игнорируется в большинстве учебных курсов по философии.
– отказ от евроцентризма и «западнизма» в видении и преподавании философии, глобальный, а не евроцентристкий подход к ней.
– отказ от игнорирования эзотерики и эзотерической философии, характерный для большинства современных курсов философии.
– более широкий набор тем для самостоятельного и или аудиторного изучения («Наука думать», «Философия пола и гендера», «Методология изучения философии» и др.).
– обширные списки новой и нестандартной литературы по означенным темам, в том числе отсутствующей в государственных библиотеках и подвергавшейся цензурным ограничениям (запрещенным Конституцией РФ).
– наличием литературы альтернативной официальной науке (эзотерика, религия, разведка, бизнес-менеджмент и т.д.).
– наличием ссылок на нестандартные обучающие материалы и курсы по философии: философско-музыкальные композиции, видеоматериалы по философии, книги высокого полиграфического качества с цветными иллюстрациями5, философско-художественные произведения, задачники по философии, схемы по философии С. Р. Аблеева и т. п. работы6.
– пониманием того, что философия вовсе не конечная стадия развития, а всего лишь ступень по направлению к мудрости7.
Все эти особенности и преимущества позволяют надеяться, что публикация данного труда будет не напрасной и поможет кому-то расширить свой кругозор, повысить результативность и качество своей учебы и саморазвития. В конце концов, по наблюдениям автора, даже сама комбинация и объединение неизвестной ранее читателю литературы и идей порой существенно продвигает человека в духовном и интеллектуальном плане. Ведь сегодня в результате узкой специализации многие даже не задумываются о полезных для них знаниях и идеях из смежных областей…
Более конкретно представленный в пособии учебно-познавательный материал может быть профессионально полезен и интересен для студентов обучающихся по таким направлениям подготовки как лингвистика, культурология, регионоведение и ряду других близких специальностей так как в данной работе чисто философский материал сопряжен с культурологическим и страноведческим знанием.