Исходными единицами историко-философского знания являются философские воззрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и дошедшие до нас в письменных источниках.
Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра-(пред-) философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.
Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. Считается, что работа над Ведами завершилась в первой половине I тысячелетия до н. э. В них нашла отражение социоантропоморфная позиция ариев, а также художественно-мифологический религиозный комплекс древнеиндийских племен.
Особенно много воззрений философского характера содержала книга Вед – Упанишады. В одной из частей Упанишад образованный индус перечисляет знания, которыми он овладел: «Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарваведу – четвертую Веду, Итихасу и Пураны, веду вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах». Высказывание дает возможность представить объем и содержание знаний Древней Индии. В VI–V в. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии.
Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI–I в. до н. э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам.
В «Книге перемен» описывается, например, легенда о том, что некий Фуси однажды увидел на спине лошади-дракона, появившейся из реки Хуанхэ, рисунок, изображавший мир и его состояние. Основу рисунка составляли два начала: ян, олицетворявшее мужское, сильное и светлое начало, и инь как женское, слабое и темное начало. Эта двоичная система послужила основой составления восьми основных триграмм шестидесяти четырех гектограмм, которые отражали бытие и его состояние. Состояния отражались графически, в форме трех или шести сочетаний сплошных и пунктирных линий, которые брали начало от ян– (сплошные) и инь– (пунктирные) линий.
В VII–III в. до н. э. возникают философские школы: конфуцианство, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа инь-ян (натурфилософы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индийской философии, существуют и сегодня.
Воззрения философского характера возникали в Древнем Египте, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и совершенствовались по мере передвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой. В историческом плане принято выделять пять основных типов философии:
1) философия Древнего мира (до II–V вв. н. э.);
2) философия Средневековья (II–XIV вв.);
3) философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.);
4) философия Нового времени (XVII–XIX вв.);
5) современная философия (XX в.).
Особенности развития этих древневосточных обществ наложили отпечаток и на историю философии. В Древнем Востоке сложилась очень устойчивая организация общества, которая характеризовалась, с одной стороны, наличием большого количества земледельческих общин с традиционными социальными связями между людьми, а с другой – наличием сильной государственной власти в лице восточных деспотов и централизованной бюрократической системы управления, которая осуществляла взаимодействие между этими земледельческими общинами.
Эта устойчивость социальных систем Древней Индии и Древнего Китая вместе с их относительной изоляцией от других центров мировой цивилизации порождала определенный застой в развитии материального и духовного производства. Все это не могло не отразиться и на развитии теоретической формы общественного сознания – философии. Так, возникшие в глубокой древности в Китае философские концепции Конфуция и Лао-цзы продолжали господствовать в китайском обществе до начала XIX в.
Безусловно, нельзя говорить о том, что индийская и китайская философии совсем не развивались. Возникали новые философские системы, появлялись новые религиозные реформаторы, например Сидхартха Гаутама – Будда. Но их развитие шло в основном в рамках тех традиций мышления, которые были заложены еще в древности.
В свою очередь отличия в социально-экономических характеристиках Индии и Китая обусловили особенности их истории философии. Социально-политический строй Древнего Китая характеризовался не сословно-кастовой, а административно-бюрократической иерархией, при которой оценивались главным образом не принадлежность человека к той или иной социальной группе, а в первую очередь его личные заслуги. Критерием выдвижения в обществе являлись грамотность, образование, ум, умение убеждать. Рядом с довольно высокой социальной мобильностью существовала необходимость функционирования устойчивой государственной власти с деспотическими формами руководства.
Эти две тенденции функционирования древнекитайского общества обусловили основные особенности истории китайской философии. В ее основе лежала идея этико-социокультурного порядка, санкционированного Небом. В философии Конфуция концепции всеобщего порядка, подчинения ему являются фундаментом всех рассуждений. Идея Ли (ритуал), которой должны руководствоваться высшие и низшие круги в китайском обществе, составляя и поддерживая порядок в нем, вместе с понятиями (закон), обязательными для всех подданных Поднебесной империи, стали основными категориями философии Древнего Китая.
Идея вечного и неизменного порядка сильно укоренилась в мышлении китайского общества. Отсюда главной задачей философских сочинений было учить порядку, прославлять всеми признанные нормы, осуждать любые отклонения от них. Поэтому теория рассматривалась только как ответ на практические вопросы жизни и функционирования государства и общества, но не более того. Такой практицизм древнекитайской философии, отрицание самостоятельной роли теории привели к тому, что традиционная китайская философия не вырабатывала развитой логики и онтологии, что существенно отразилось на развитии научных знаний в Древнем Китае.
Развитие научных знаний тормозилось приверженностью китайской философской мысли к традиции, каноническим текстам, которые можно было по-новому интерпретировать, расширять, но не критиковать. Этим объясняется и то обстоятельство, что хотя, в Китае значительно раньше, чем в Европе, были сделаны многочисленные технические изобретения (производство бумаги, книгопечатание, создание первого компаса), естественно-научная мысль китайского общества не вышла на уровень, сопоставимый с европейским.
Необходимость сильной государственной власти привела к тому, что в социально-политических учениях китайских мыслителей не только отдельный индивид, но и целые структуры (семья, община, народ) приносились в жертву интересам государства, а сама идея мирового социального порядка, которая была фундаментом китайской философии, отождествлялась с идеей государства. Это обстоятельство многое объясняет в этических концепциях китайской философии, особенно в концепции самосовершенствования индивида. Самосовершенствование трактовалось как самообуздание личных и социальных амбиций индивида, подчинение его традиционным нормам морали, дисциплины. Характерные для отдельного индивида черты, такие как богатство, приводились в гармонию с интересами и потребностями государства.
Итак, основными учениями в Древнем Китае были: учение Лао-цзы (даосизм), учение Конфуция (конфуцианство), учение Мо-цзы (моизм). Основными учениями в Древней Индии были: Веды и учение Упанишад, джайнизм, индуизм, буддизм.
Основными школами древнегреческой философии являются:
1) ионийская (Фалес, Анаксимандр);
2) пифагорейская (Пифагор);
3) элеатская (Ксенофан, Парменид, Зенон);
4) физическая (Гераклит, Эмпедокл);
5) атомистическая (Левкипп, Демокрит);
6) софисты (Протагор, Гиппий, Горгий).
Сократ, отказавшись от космологии, перенес свои исследования в нравственную область, стремясь к самопознанию, т. е. к тому, чтобы найти всеобщее и безусловное знание, имеющее основу не в чем-либо внешнем, а в самом себе. Высшего расцвета греческая философия достигла в лице Платона и Аристотеля, положивших начало двум главнейшим направлениям философской мысли: идеалистическому и реалистическому. Ученики Платона и Аристотеля основали в Греции, Риме и Александрии несколько философских школ: стоиков (Зенон, Хрисипп), эпикурейцев (Эпикур), киников (Антисфен, Диоген Синопский), скептиков (Пиррон, Карнеад). Позже из синтеза учений различных школ возникло эклектическое направление (Цицерон, Плутарх), а из сочетания греческой философии с восточными и еврейскими элементами – неопифагорейство (Никомах) и неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).
Для философии античности характерны:
1) органическая связь натурфилософии и космологии с этико-политическими учениями, отсутствие противопоставления человека и природы;
2) понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;
3) подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам; нравственность состоит в правильном осуществлении добродетели;
4) отсутствие субъективного восприятия мира: любое философское знание проникает в разум индивида извне (в качестве частицы Логоса, единого бытия или потенции перводвигателя);
5) в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, т. к. сама Вселенная является символом единства зримого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона) в философии, выражая противостояние чувственного восприятия и умозрительного знания;
6) инерционность любого движения, которое характеризуется непременным стремлением к покою; античным философам было неизвестно понятие вечного движения, зависящего от физических законов;
7) отсюда обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла «возникновение – гибель»;
8) тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии.
Многие особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма.
Реализм – философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно заметить, что средневековый реализм близок учению Платона об идеях. Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в Божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Отсюда следовало, что познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.
В номинализме подчеркивался приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам общее понятие – только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей, и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Наиболее яркими представителями номинализма были: Росцелин, Вильям Оккам, Иоганн Буридан, Николай из Отрекура.
Характерной чертой философии Средневековья является повсеместное обращение к теоцентризму – христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первооснове сотворенного им мира. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, тесно связанных между собой: идеи творения и идеи откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии.
В средневековой философии выделяются две основные вехи – патристика и схоластика, определяющие и отражающие ее становление и развитие. Для патристики характерно стремление решить основные философские вопросы с опорой на Священное писание, и в первую очередь – на Евангелие. Среди представителей данного движения можно отметить Юстина, Матира, Эрнея, Теофана Антиохийского и др. Однако самым известным представителем патристики является Блаженный Августин. Бог, по его мнению, первичен, только он один обладает необходимым существованием, бытие же всего остального – в той или иной степени случайно. А потому первичны душа и воля, которые превосходят по своей важности тело и разум. Разум – это всего лишь проявление земной природы человека.
Хотя на ранних этапах развития христианства союз между религией и античной философией казался невозможным и неприемлемым, со временем положение изменилось на прямо противоположное. Постепенно христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуждаются в нем. Так появилась схоластика, называемая также «школьной философией». Среди ярких представителей этого направления следует назвать Эриугену, Иоанна Росцелина и Пьера Абеляра. Однако наиболее крупным представителем схоластики по праву считается Фома Аквинский. Отдавая дань авторитету Аристотеля, он предпринял грандиозную попытку соединить, органически связать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т. е. вера христианская. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью.
Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом философию эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления становится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.
Характерные черты философии эпохи Возрождения:
1) тесно связана с развитием естествознания;
2) широко использовала античное культурное и собственно философское наследие;
3) имела художественные формы изложения философских взглядов;
4) повернула характер решаемых проблем в сторону гуманизма и антропоцентризма;
5) отрицала и критиковала схоластику.
В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма Бог – это то же самое, что и мир. Одним из первых к пантеизму пришел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом.
Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, т. е. безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои предсказания о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества в небожественной предопределенности.