1. Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира.
С момента возникновения философии ведет свое начало проблема структурирования философии, ее деления на части. Платон и школа стоиков разработали первую систематизацию философии, выделив три направления: физику, этику и логику. В дальнейшем к этим трем направлениям была добавлена метафизика – учение о начале всего сущего.
В ходе развития философского мышления выделение структуры философии менялось.
2. Философия может быть условно разделена на три части соответственно трем предметам изучения.
1. Объект деятельности: мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура.
2. Субъект деятельности: человек и общество (субъективная реальность).
3. Сама деятельность: взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).
Соответственно трем частям предмета можно выделить три части философии:
1) учение о мире в целом и его категориальной структуре – мировоззренческая часть;
2) учение о человеке и обществе – философская антропология и социальная философия;
3) учение о формах и методах деятельности – методологическая часть.
Структура современной философской науки:
• онтология – учение о бытии;
• гносеология (теория познания) – учение о знании как таковом, об источниках, о способах, сущности, границах, видах, методах познания;
• этика – учение о морали и нравственности, о добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастьи;
• эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях;
• философская антропология – учение о человеке;
• социальная философия – учение о сущности общества и общественных отношений, о структуре общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития;
• эпистемология (философия науки) – учение о научном знании и научном познании, о его основаниях и предпосылках, а также о принципах, методах, формах и целях научного познания.
3. Исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль. Философия, будучи коллективным мышлением, занимается не познанием мира, а мышлением. Основной задачей философии является осмысление всего человеческого опыта во всех его проявлениях в наиболее обобщенном и широком охвате.
Стремление к осмыслению целого, всеобщего, основополагающего составляет суть философии.
4. Основной вопрос философии рассматривает отношения сознания и материи. Этот вопрос включает в себя две составляющие.
1. Что первично: материя (бытие) или сознание (мышление)?
2. Способно ли сознание познать мир?
Основной вопрос философии раскрывает онтологическое и гносеологическое отношения материи и сознания. Здесь находится корень всей философской проблематики.
Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. Кроме того, время от времени возникают философские системы, осуществляющие интеграцию философских идей. Дифференциация и интеграция философии – две стороны единого процесса ее развития.
Если рассматривать развитие философии за большие промежутки времени, то мы увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой системой была философия Аристотеля. В Новое время каждый крупный философ претендовал на создание собственной системы философского знания. Систематические учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем Нового времени стал Гегель.
5. В зависимости от ответа на первую часть основного вопроса философии о первичности философы подразделяются на два больших лагеря: материалистов и идеалистов. Это деление является самым древним: еще Платон так систематизировал философские учения.
Материализм и идеализм различаются главным образом в силу различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа; следовательно, в вопросе о первичности исходным элементом признается материя, природа, а мышление, сознание, дух – вторичными, производными от материи. Как следствие, материалисты объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин.
Объектом идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Для идеализма первично сознание, мышление; материя признается производным сознания. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют все остальное. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества, то это направление называется объективным идеализмом. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это – субъективный идеализм.
Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок или продукт идеального. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека; идеалисты абсолютизируют его управляюще-преобразующую способность.
Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях. История философии во многом была историей борьбы материализма и идеализма как противоположных философских мировоззрений.