Профессор Чудаков проводил урок в школе фиксиков. Нолик, Симка, Файер и Шпуля сидели за партами. Для занятия Гений Евгеньевич подготовил вазу с яблоками.
– Ну-с, друзья человека, смотрите, что я изобрёл, – похвастался учёный.
Он показал белую коробочку с дисплеем и тонкой иглой.
– И что это? – спросил Файер.
– Экотестер! – объявил Чудаков.
Нолик почесал голову и неуверенно уточнил:
– А он для чего?
– Этим прибором проверяют фрукты и овощи: хорошие они или плохие, – объяснил профессор. Он воткнул иглу экотестера в яблоко, и на дисплее загорелись зелёные цифры. – Смотрите! Экотестер показывает, что яблоко хорошее.
Чудаков взял другое, и фиксики затаили дыхание. Экран снова загорелся зелёным.
– Так. Вот, и это тоже. Норма! – обрадовался учёный.
– Ну… Так неинтересно, – зевнул Файер.
– Они же все хорошие! – кивнула Шпуля.
Тогда Чудаков подмигнул своим ученикам.
– А теперь мы это яблоко сделаем плохим, – заявил он.
Профессор дал команду роботу-манипулятору. Тот опустился и воткнул в яблоко шприц.
– Введём туда побольше нитратов, вредных веществ, – объяснил Чудаков.
– Зачем? – спросил Нолик.
– Как зачем? – удивился учёный. – Чтобы проверить, как работает прибор.
– А-а-а… – протянул малыш.
Теперь дисплей экотестера замигал красным.
– Ого! – наперебой закричали фиксики.
– Ага! Видите? – торжествовал Чудаков. – Экотестер показывает, что яблоко отравлено, и есть его нельзя!
– А он только яблоки тестирует? – уточнила Шпуля.
– Любые плоды! – заверил учёный. – Хотите, я арбуз принесу?
Все радостно закивали. Профессор положил отравленное яблоко на стол и вышел из лаборатории.
Файер, которому всегда было сложно усидеть на месте, повернулся к друзьям.
– А давайте сами яблоко проверим? – предложил он. – Ну-ка, взяли!
Фиксики с трудом подняли экотестер и нацелились на фрукт, напичканный нитратами. Но игла экотестера соскользнула, и яблоко упало на пол.
– Ой, укатилось! – расстроилась Шпуля.
– Да ладно! – махнул рукой Файер. – Оно всё равно отравленное.
Вдруг в лабораторию вошла Лизонька.
– Ой, яблочки! – обрадовалась она.
Фиксики спрятались. Девушка взяла из вазы яблоко и откусила кусочек. Тут как раз вернулся Чудаков с арбузом. Он увидел, что Лизонька ест яблоко, и взглянул на стол, где оставил отравленный фрукт. Его там не было.
– Лизонька! Стойте! – Профессор бросился к ассистентке. – Лизонька, Лиза, Лиза, Лизочек, стойте! Теперь сядьте!
– Фто? – спросила та с набитым ртом.
– Вы откусили? – ужаснулся Чудаков.
– Откуфила, – призналась ассистентка.
Профессор горестно вскричал:
– Оно отравлено!
Лизонька от неожиданности подавилась яблоком.
– Вам трудно говорить? – забеспокоился Чудаков.
– Трудно, – кивнула девушка и побледнела.
– Вам плохо? – нагнетал профессор.
– Ой, мне плохо… – согласилась она и… упала в обморок.
Чудаков положил арбуз на край стола и попытался привести ассистентку в чувство.
– Лизонька! Очнитесь! – умолял он.
Фиксики выглянули из укрытия.
– Это не то яблоко! – крикнула Симка.
Но Чудаков ничего не слышал.
– Лизонька! Я её отравил! Очнитесь! – причитал профессор. – Ужас! Что же делать?
– Это не то яблоко! – хором закричали фиксики.
Шпуля запаниковала:
– Он не слышит!
– Сейчас услышит! – заявил Нолик.
Чудаков схватил телефон и уже лепетал в трубку:
– Алло! Скорая помощь? Отравили! Да не меня отравили! Я отравил! Да, яблоком! Пожар! А, то есть…
Нолик хотел столкнуть арбуз на пол, но малышу это было не под силу. Всем фиксикам вместе это тоже не удалось. Тогда Нолик нашёл выход! Он дал с пульта команду манипулятору, и робот толкнул арбуз на пол. Тот с хрустом лопнул. Чудаков обернулся на звук и наконец заметил учеников.
– Это хорошее яблоко! – во весь голос закричал Нолик. – А плохое укатилось!
Гений Евгеньевич увидел на полу сморщенное яблоко.
– Правда? Невероятно! – обрадовался профессор.
Ассистентка со стоном прикрыла лицо ладонью.
– Лизонька! Вы меня видите? – спросил её Чудаков.
– Ничего не вижу! – призналась она.
Учёный убрал ладонь Лизоньки с глаз.
– А так?
– Вижу! Я вижу! Я снова вижу! – воскликнула ассистентка.
– Поздравляю! Это яблоко не отравлено, – успокоил её профессор.
– Правда? – радостно переспросила девушка.
Чудаков кивнул.
– Оно хорошее. – Учёный воткнул в яблоко экотестер. – Вот, смотрите.
На экране загорелись зелёные цифры.
– Экотестер показывает, что вредных веществ нет, – расшифровал Чудаков показания прибора.
– Мне уже лучше… – сказала Лизонька.
Чудаков помог ей подняться и вернул яблоко.
– Это отличное яблочко! И полезное… – заявил он.
– И прибор у вас замечательный! – улыбнулась девушка.
Фиксики со смехом наблюдали за ними из укрытия.
– И полезный, – хихикнул Файер.
– Профессор, вы гений! – восхитилась ассистентка. – Вы спасли мне жизнь!
– Ну, что вы… – покраснел Чудаков.
А Шпуля проворчала:
– Вообще-то, Нолик спас ей жизнь.
– Я? – растерялся малыш.
– Это же ты придумал уронить арбуз, – напомнила одноклассница.
Нолик тут же приосанился.
– А… Ну, да! Конечно, я! – согласился он.
Быть героем всё-таки очень приятно!
Чтобы яблоки, помидоры или дыни лучше росли, люди вносят в землю химические удобрения. Беда в том, что, когда удобрений слишком много, вредные вещества проникают в овощи и фрукты. Такие плоды становятся опасными для здоровья человека. Экотестер – это прибор, который показывает, сколько вредных веществ накопилось в яблоке или помидоре. И сразу видно, можно их есть или нельзя.