Примечания

1

Лайнбарджер П. Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания: пер. с англ. Е.В. Ламановой. – М.: Центрполиграф, 2013. – С. 356.

2

Лайнбарджер П. Цит. сочинение. С. 178.

3

Больц Н. Азбука медиа. – М.: Европа, 2011. – 136 с. – С. 17.

4

Лениным В.И.

5

Характерна и траектория развития ресурса The Onion. Он появился в 1988 г. в качестве печатной газеты. И только в 2013 г. было прекращено ее издание. Владельцы целиком переключились на развитие своего сайта. Аудитория проекта составляет около 10,6 млн пользователей. Подобная схема сегодня характерна в целом для всей мировой медиасистемы, что и описано в книге Кена Доктора «Ньюсономика. Двенадцать трендов, которые изменят новости». Нас в подобном прогностическом подходе интересует тот факт, что исследователь новых принципов создания новостного контента практически игнорирует вопрос о его достоверности, фактически допуская возможность появления фейков в медиапространстве. Принципы оперативности и наглядности для такого псевдопрофессионального подхода оказываются важнее, нежели правдивость и объективность информации.

6

См. подробнее об этом: Ильченко С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности?: монография. – CПб.: ИВЭСЭП, 2014. – 198 c.

7

Виноградов В.В. История слов. – М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 1999. – С. 98–99.

8

Легко установить взаимосвязь этой публикации с одним из эпизодов приключений барона Мюнхгаузена.

9

Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. —М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. – С. 117.

10

Характерно, как определяется данный термин в одном из отечественных словарей русского языка: «У́тка, утки, жен. (перевод с·фр. canard). Ложный сенсационный слух. Известие оказалось уткой. Пустить утку. Газетная утка. „Он иногда выдумывал нелепые утки и распускал их“ (Лесков Н.С.)».

11

Соколов М.Е. Газетная утка // Юмористическая литература. URL: http://www. websets.ru/gazetnaya-utka

12

Дебор Г. Общество спектакля. – М.: Логос, 2000. – 184 с.

13

Закирова Т.В., Кашин В.В. Концепция виртуальной реальности Жана Бодрийяра // Вестник ОГУ. – 2012. —№ 7. – С. 28–36.

14

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция: пер. О. Печенкина. – М.: Постум, 2017. – С. 11.

15

Baudrillard J. La société de consommation. – P.: Éditions Denoël, 1970. – P. 194.

16

Бодрийяр Ж. Цит. соч..

17

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 616 с.

18

Маклюэн Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека: пер. с англ. В. Николаева. – М.: Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – С. 246.

19

Бодрийяр Ж. Цит. соч. С. 11.

20

Маклюэн Г.М. Цит. соч… С. 245.

21

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. СПб.: Алетейя, 2000. – С. 57.

22

Зельвенский С. Mocumentary: история вопроса // Сеанс. 2007. № 32. URL: http://seance.ru/n/32/mockumentary/mocumentary

23

Бодрийяр Ж. Цит. соч. С. 11.

24

Соловей В. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирование. – М.: Издательство «Эксмо», 2015. – 320 с.

25

Бодрийяр Ж. Цит, соч. С. 18.

26

Бодрийяр Ж. Цит. соч. С. 41.

27

Ильченко С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности?: монография. CПб.: ИВЭСЭП, 2014. – 198 c.

28

Маклюэн Г.М. Цит. соч. С. 263.

29

«Бильд» (нем. Bild ['b lt] – «картинка, изображение») – крупнейшая немецкая ежедневная иллюстрированная газета-таблоид. Ежедневно ее читают около 12,1 млн человек (без учета читателей электронного издания). Газета продается во всех киосках и магазинах Германии. В Германии называется бульварной и является ярким представителем немецкоязычной желтой прессы. Газета создана Акселем Шпрингером по образцу бульварной прессы Великобритании, с которой он познакомился в Гамбурге во время пребывания там Британских Вооруженных Сил после Второй мировой войны. Первый выпуск газеты вышел 24 июня 1952 г. общим тиражом 455 000 экземпляров, имел четыре страницы и распространялся бесплатно (позже цена была определена в 10 пфеннигов, в настоящий момент газета в крупных городах стоит 0,70 EUR). Характерно, что название данного таблоида отсылает к визуальному восприятию информации, что, во-первых, характерно для композиционно-графической модели печатных изданий соответствующего типа, а во-вторых, указывает на тот канал воздействия на массовую аудиторию, который к исходу ХХ в. станет доминирующим.

30

Отдельные фрагменты из этих книг включены в сборник текстов: Вальраф Г. Репортер обвиняет: пер. с нем. / сост. М.Г. Федоров; предисл. М.В. Зоркой; коммент. Н.А. Кайтмазовой. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с. Здесь и далее приведены цитаты именно из этого издания.

31

Вальраф Г. Репортер обвиняет: пер. с нем. / сост. М.Г. Федоров; предисл. М.В. Зоркой; коммент. Н.А. Кайтмазовой. – М.: Прогресс, 1988. – С. 90.

Загрузка...