Цит. по: Гречко П.К. Практика человека. – М., 1988. – С. 51.
Осмыслением природы деятельности в той или иной степени занимались Г.В. Гегель, К. Маркс, Д. Лукач, Ю. Хабермас, Г. Башляр, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, Г.П. Щедровицкий, Ю.В. Громыко, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили. Э.Г. Юдин, В.А. Лекторский, Н.Н. Трубников и др.
Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – СПб., 2007. – С. 9.
См.: Куртц П. Новый скептицизм: исследование и надежное знание. – М., 2007. – С. 64.
Библия – это не боговдохновленный факс от Всевышнего, а произведение многовекового творчества людей, в котором наряду с повествованиями о событиях жизни современных им эпох выразилась разнородная «мистика», включающая в себя разнородные наваждения. Поэтому речи от имени Бога в ней не являются «стенограммами». Как бы мы ни относились к «святым книгам» – Библии, Корану и Торе – все они были созданы смертными людьми.
См.: Егоров Б.Ф. Российские утопии. – СПб., 2007. – С. 19-20.
Гегель считал, что «все, чего я хочу, самое благородное, самое святое, есть моя цель, я должен в этом наличествовать, я должен это одобрять, я должен находить это хорошим. Со всяким самопожертвованием всегда связано чувство удовлетворения и нахождение самого себя».
Отцами и душой стоицизма были Зенон и Эпиктет, а «могильщиком» – Сенека, воспитатель императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством.
Маркс К. Сочинения. Т.З / К. Маркс, Ф. Энгельс, – 2-е изд. – М., 1955. – С. 2.
Зеланд В. Трансерфинг реальности. – СПб., 2005. – С. 25.
Точный перевод с латыни слова «пролетариат» – бедные размножающиеся. Римляне, в отличие от эллинов, признавали гражданские права не только за «демосом» – полноправными гражданами, но и за лицами, не обладавшими никаким имуществом и от которых обществу была только одна польза: будучи римлянами, они способны были рожать римлян.
Маркс К. Сочинения. Т. 40 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1975. – С. 590.
Там же. – С. 591.
Там же. – С. 592.
Goodwin R. The American Codition. – New York, 1974. – P. 18.
См.: Лобок A.M. Подсознательный Маркс. – Екатеринбург, 1993. – С. 168.
На Куликовом поле русский народ осознал свое единство. Л.Н. Гумилев отмечал: «На Куликово поле пришли москвичи, суздальцы, владимирцы, а вернулись с Куликова поля русские».
Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI в. М., 1984. – С. 441.
Цит. по: Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М.,1997. – С. 119.
В поздние свои годы «великий печальник земли русской» все же признавал: «Деньги – это отчеканенная свобода». Но деньги дают свободу только во внешнем мире; внутреннюю свободу купить невозможно.
Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М.,1979. – С. 271.
Цит. по: Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995. – С. 12.
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М., 1997. – С. 22-33.
Стихийно самоутверждающийся титанизм Италии и протестантский дух северной Европы объединяет идея индивидуальной ответственности за свою личность, осознание ее пластичности, возможности взглянуть на нее как проект. Вариацией на эту тему стала субъектноцентричная гносеология Нового времени. Начиная с Декарта и заканчивая Гуссерлем, она признавала первой очевидностью непосредственные данные сознания. Исходя из них, личность создавала себя, затем универсум, помещая себя в него. Самоконструирование как очевидная доминанта новоевропейской культуры напоминает о своем актуальном присутствии в современных практиках сетевой коммуникации.
См.: Голенпольский Т.Г. «Американская мечта» и американская действительность. – М., 1981. – С 18.
См.: Баталов Э.Я. Американская мечта и русская идея. – М., 2004. – С. 19.
Рабство в США как «цитадели свободы» появилось в 1619 году, а было отменено в 1865-м году. Оно существовало 246 лет, т.е. дольше, чем крепостное право в России (с 1649 по 1861 год). Но царская Россия – «тюрьма народов», а Соединенные Штаты – оплот свободы.
Пассионарий – тот, у кого стереотип служения идее отчетливо доминирует над стереотипом сохранения рода и инстинктом самосохранения. Пользуясь современным языком, можно сказать, что пассионарий наиболее «упертый» и поэтому имеет «социальный успех».
Именно в этом состоит отличие революционеров от преступников, хотя «водораздел» между «низкой политикой» и преступностью часто провести достаточно сложно.
К. Маркс. Сочинения. Т. 23 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1970. – С. 761.
Фромм Э. Революция надежды. – СПб., 1999. – С. 17.
См. подробнее: Стародубровская И.В., May В.А. Великие революции. От Кромвеля до Путина. – М., 2004. – С. 361-362.
См.: Почепцов Г.Г. Революция com. Основы протестной инженерии. – М., 2005. – С. 35.
См., например: Фроянов И.Я. Октябрь Семнадцатого, Плимак Е.Г. Политика переходной эпохи: опыт Ленина, Фельштинский Ю.Г. Вожди в законе, Ландовский И. Красная симфония (откровения троцкиста Раковского), Спиридович А.И. Большевизм: от зарождения до прихода к власти, Шиссер Г. Русская рулетка: Нем. деньги для русской революции и др.
См.: Калашников М. Третий проект: погружение. – М., 2005. – С. 426-448.