Раздел I. Что такое фэн-шуй

Глава 1. Фэн-шуй – искусство создания гармонии

В нашей современной жизни со всеми ее проблемами и суетой к гармонии стремятся многие. Идеально было бы жить в частном доме, особняке, коттедже, а не в обычной квартире. К сожалению, это может позволить себе не каждый. Но и тут отчаиваться не стоит, и в квартире с помощью фэн-шуй вы сможете достичь гармонии.

Как-то очень давно встретились два мудреца, один из которых спросил другого:

– Почему ты не входишь в дом, который устроен по правилам фэншуй? Разве ты не хочешь узнать, как это прекрасно?

На это второй мудрец ответил:

– Для меня не существует ничего, кроме фэн-шуй, поэтому мне не нужно входить в дом, чтобы познать его красоту и гармонию.

То, где и как располагается ваша квартира или дом, влияет на ваше внутреннее состояние, на вашу жизнь в общем. Большое значение имеет и то, как расположена мебель в комнатах, поэтому если нет возможности сменить местожительство, то можно с помощью фэн-шуй изменить внутренний микроклимат дома. Таким образом, вы можете из негативной, неприятной вам квартиры создать тихий и уютный уголок, в котором будете чувствовать себя превосходно.

Согласно данному учению гармония создается энергией Ци. Ци является той жизненной силой, которая есть во всем живом, что нас окружает. Это могут быть и плавные потоки воды, и легкий приятный ветерок, и даже чувство прекрасного. Все они создают Ци. Когда нам сопутствует Ци, мир вокруг становится лучше и удача чаще улыбается нам. Но когда Ци уходит от нас, вокруг появляется негативная энергия – Ша.

Если Ци создается плавными линиями, то Ша – прямыми линиями и острыми углами. Вот почему в углах квартиры или дома собирается вся негативная энергия, и надо всячески стремиться избегать этого. Для того чтобы Ша отступила, нужно просто усилить освещение в темных углах. Правильно расставленная в квартире мебель также улучшает Ци внутри жилья.

Если вы живете в большом многоквартирном доме, вы не можете контролировать фэн-шуй вокруг него, но зато для вас куда важнее контролировать его в пределах собственной квартиры.

Энергия Ци приносит спокойствие, достаток и радость, поэтому важно, чтобы как можно больше ее попадало в квартиру. Для этого необходимо хорошо освещать входную дверь, через которую и проникает Ци внутрь. В доме она должна свободно циркулировать и перетекать из комнаты в комнату. Но для того чтобы не растерять всю Ци, попавшую к вам в квартиру, напротив входной двери не должно быть окон. Если окно все-таки есть, то его можно закрыть плотными гардинами. Через окна к нам в дом попадает тоже немало Ци, но они не должны быть слишком большими. В идеале на каждую дверь должно приходиться не меньше трех окон.

По квартире Ци должна двигаться, извиваясь. Иначе она слишком быстро пролетит по всему дому, не принося пользы. Если двери в комнаты находятся напротив входной двери, то в коридоре можно повесить зеркала друг напротив друга, для того чтобы нейтрализовать возможное негативное влияние.

Материя – это сочетание пяти грубых элементов – земли, воды, огня, воздуха и эфира – и трех тонких: ума, интеллекта и ложного эго.

Лао-цзы

Старайтесь не допускать в комнатах беспорядка. Нагромождение вещей мешает передвижению Ци. Энергия Ци также застаивается в тех помещениях, которыми давно не пользовались и не проветривали.

В доме не должно быть острых внутренних углов от мебели, колонн, стен. Обратите на это внимание. Это внутреннее Ша. Чтобы избавиться от нее, можно переставить мебель, около колонны или углов поставить цветочные горшки и зеркала.

Лучше, если пол в вашей квартире будет на одном уровне, так как многоярусность жилья, с точки зрения фэн-шуй, неблагоприятна. В этом случае Ци распределяется неравномерно.

В каждой квартире, по фэн-шуй, есть четыре положительных и четыре отрицательных направления. Их определяют по космическому компасу, и они соответствуют числам магического квадрата. К положительным местам относят: основное место, место долголетия, здоровья и процветания.

Основное место называется фэн-вуй, или «счастливая жизнь». Оно располагается в отдаленной, задней части дома, где лучше всего устроить спальню. Именно там вы будете получать самый хороший отдых и восстановите силы. Но кухню или ванную комнату там лучше не устраивать. В противном случае вы не получите удовольствия от приема пищи и будете всегда голодны.

В месте здоровья вы сможете постоянно получать энергетическую подпитку. Не зря китайцы называют это место Тянь, или «небесный доктор». Для выбора такого места приглашали человека со сверхчувствительным восприятием. В таком месте лучше всего устраивать столовые. Там вы всегда будете с удовольствием принимать пищу и не будете испытывать голод после трапезы.

Если вы хотите прожить как можно дольше, то обязательно найдите у себя дома место долголетия. Там можно устроить спальни для старших членов семьи. Иногда они сами интуитивно чувствуют такое место и просят, чтобы именно там были их комнаты. Старикам необходима корректировка их собственной Ци, и в таких комнатах это происходит наиболее эффективно.

В месте процветания надо строить кабинет главы семьи, где он будет решать вопросы о материальном достатке. Но ни в коем случае не располагайте там гостиную или столовую, иначе вы будете раздражаться от денежных разговоров. Место процветания лучше расположить около входной двери, и здесь же располагают дверь на кухню.

Но кроме положительных мест, в доме существуют еще и отрицательные. Не забывайте о них. Четыре области негатива – это место смерти, катастроф, пяти духов и шести Ша, или шести смертей.

Отрицательная зона связана с различными неприятностями. Поэтому в ней ни в коем случае нельзя располагать спальню, а вот кухню – пожалуйста. Так как огонь, справляясь с вашими проблемами, делает вашу жизнь лучше.

Природа не допускает ошибок. Ее закон неизбежно во всякую человеческую ошибку вносит свою корректуру, которая выражается следствием в виде страдания, ибо вечный бдительный невидимый суд действует автоматически, как обратный удар, приносящий за ошибку страдание, за правильный поступок – радость.

Мо-цзы

Место смерти по-китайски называется цюань-мин, это самое плохое место в доме. В нем собирается вся разрушительная Ци, и если вы расположите входную дверь в таком месте, то счастье и удача отвернутся от вас. Зато беды и болезни будут беспрепятственно проникать в дом. Но вы можете нейтрализовать место смерти, если устроите там туалет. Вся разрушительная Ци будет уходить из дома вместе с отходами.

Хо хай – это место катастроф, оно приносит мелкие неприятности и затруднения. Чаще всего, если в месте катастроф расположена спальня, появляются финансовые затруднения, ссоры. Поэтому в таком месте лучше устроить нежилые помещения, например кладовку.

Если вы устраиваете входную дверь в месте пяти духов, то в ваш дом беспрепятственно могут попасть серьезные беды, такие как пожар, грабежи, финансовые проблемы. Если вы в таком месте расположите кухню, то вы подвергаете себя опасности пожара. Это место очень тесно связано с огнем. Если вы расположите там спальню, то хорошего сна вам не видать. Но зато в таком месте очень хорошо расположить туалет или нежилую комнату.

Очень большое значение в фэн-шуй имеет интерьер. Но правильность расположения мебели в вашей квартире зависит только от вашей интуиции. Также вы сами должны выбрать, обои какого цвета хотите наклеить и какую люстру повесить. Это решать вам и только вам.

Каждый предмет в доме излучает свою собственную энергию. Если предмет имеет выступ вверх, то он излучает положительную энергию, а если вниз, то отрицательную. Старайтесь как можно меньше находиться рядом с предметами, обладающими отрицательной энергией. А в том случае, если этого избежать нельзя, то негативную энергию вы можете нейтрализовать с помощью парафина.

Один мудрец говорил о фэн-шуй так:

«Молодой человек еще достаточно глуп, и его молодость является для него препятствием. Он обучается двойственности мира, вместо того чтобы постигать его единство. Он строит иллюзии и помещает между собой и миром гармонии ворота, чтобы выходить за них и смотреть на мир извне. На самом же деле необходимо понять, что гармония окружает нас, изливается из нас и вливается обратно».

Правильно поставленная кровать дает вам хороший и крепкий сон. Если кровать поставлена неправильно, то вы получите обратный результат. Она должна стоять так, чтобы вы могли видеть входную дверь, но ни в коем случае не ставьте головой к окну, а ногами к двери. Также нежелательно располагать кровать изголовьем в угол или прямо напротив входа.

Расположите ваш рабочий стол так, чтобы вы, сидя за ним, находились лицом к двери. Постарайтесь не создавать в своем доме различных сложных галерей или комнат с несколькими дверями. Также старайтесь располагать тумбочки, столики, полочки так, чтобы на вас не действовала Ша, или во всяком случае постарайтесь снизить ее воздействие. Ведь от углов, направленных на вас, исходит сильное излучение Ша. Старайтесь как можно меньше находиться напротив углов. Потоки Ша, проникая в ваше тело, создают неправильную, разрушительную Ци.

В фэн-шуй большое значение имеет цвет. Выбрать правильный цвет может только сам человек, ведь именно ему придется жить в интерьере новой цветовой гаммы. Поэтому выбор зависит прежде всего от индивидуальных особенностей человека. Вот, например, несколько цветов.

Белый – универсальный цвет, он вобрал в себя и холод, и свет. Но в Китае белый – цвет смерти, поэтому к нему относятся очень осторожно.

Черный – символ уныния и негативного восприятия жизни. С этим цветом надо быть осторожным, так как он может высасывать из человека энергию.

Серый – нейтральный цвет, его предпочитают рассудительные люди. Но серый цвет может повергнуть в уныние. Осторожно.

Красный – цвет страсти. Но он является отличным цветом для оберегов и талисманов.

Зеленый – цвет жизни и природной красоты. Его, как правило, выбирают те люди, которые боятся повседневных проблем.

Коричневый цвет подходит для полированного дерева. Но он плохо действует на психику.

Синий – небесный цвет, его предпочитают меланхолики, но он может также нравиться и людям с беспокойным характером.

Желтый символизирует спокойствие.

Итак, когда вы решили, какой цвет вам больше всего подходит, постарайтесь окружить себя им. Но только будьте осторожны, нельзя исключать другие тона. Чрезмерное увлечение только одним цветом может привести к плачевным последствиям.

В создании гармонии немаловажное значение имеют и запахи. В теории фэн-шуй очень много говорится о влиянии запахов на атмосферу в доме. С их помощью можно создать атмосферу счастья, любви, удачи и т. д. От хорошего аромата, если его правильно подобрать к помещению, зависит хорошая Ци.

В поднебесном мире есть путь к постоянным победам и путь к постоянным невзгодам и поражениям. Первый путь для постигших добродетель, блаженство гармонии духа и тела через добрые помыслы и деяния. Второй путь для порочных, не желающих уступить главным законам добра, злых и алчных, мстительных и мрачных. Настоящий человек добивается единства всей природы, чистоты своего эфира, полноты этих свойств, чтобы проникать в процесс создания вещей природы. Кто так поступает, хранит свою целостность и святость, у того в жизненной энергии нет недостатка и жизнь долга и полна счастья, блаженства любви.

Дун Чжу Шу

Самое важное в доме – это воздух. Без него невозможно существовать, поэтому в помещении он должен быть свежим, полным энергии. Следовательно, дом должен хорошо проветриваться. В каждой комнате есть свой запах, равно как и во всей квартире. Для каждого человека существует свой любимый аромат, но иногда он может не нравиться остальным жильцам. В таком случае не надо стараться делать все только для себя. Постарайтесь найти компромисс.

Если вы овладеете приемами фэн-шуй, то с помощью различны хароматов вы легко сможете изменить энергетику своего жилища.

Для избавления от негативной энергетики сначала необходимо «прохлопать» дом. Начиная от входной двери, не пропуская ни одного угла, хлопайте в ладоши, двигаясь вдоль стен. Сначала руки должны быть подняты над головой, затем постепенно их опускайте. После прохлопывания очень хорошо обойти дом с ароматической свечой или благовонием, каждый должен выбрать благовоние по своему вкусу.

В местах с плохой энергетикой поставьте курильницу или благовонную палочку. А для обретения силы используйте благовония с тонизирующим запахом.

Чтобы улучшить материальное состояние, нужно поставить в зоне богатства и достатка цветы или благовония с любимым ароматом вашего «кормильца». Но когда в семье все обеспечивают достаток, можно просто в этой зоне поставить куст роз, так как роза приносит благосостояние.

Чтобы ваши близкие не болели, встаньте рано утром, на самой заре, умойтесь холодной водой и не вытирайте лицо. Потом, взяв в левую руку колокольчик, а в правую – ароматическую сандаловую палочку, встаньте точно в месте долголетия. Позвонив 10 раз колокольчиком, нарисуйте в воздухе против часовой стрелки десять кругов и представьте, как уходят все болезни вместе с дымом.

Разве может стоять здание, где блохе приписывают свойство гиганта, где кочергу ищут больше бога, где вихрь сравнивается с комариным полетом?

Ци Цзун-гун

Для каждой зоны фэн-шуй соответствует определенный аромат: для карьерного роста и удачи в этой сфере – кедр и лавр; для более успешной учебы – ваниль, ладан, лотос, мирра; для большей уверенности в себе и для лучшего здоровья – сандал, сосна, гиацинт; для славы и творчества – жасмин и герань; для большей финансовой стабильности – роза, орхидея; чтобы улучшить отношения в браке – амбра, апельсин, розмарин; а для коммерческого роста и процветания – имбирь, гвоздика и корица.

С помощью ароматов можно улучшить отрицательные зоны. Это поможет вам, если вы неправильно расположили комнаты относительно различных зон. Окуривая эти зоны полынью, зверобоем, камфарой, ладаном и миррой, вы изгоняете из них негативную Ци, нормализуете энергетику и тем самым создаете гармоничную атмосферу в доме.

В каждой комнате тоже имеется свой запах. Первый запах, который мы ощущаем, попадая в квартиру, – это запах прихожей. Он может быть разным: это и запах еды, если в этот момент готовят, и запах лекарств, если в доме больной, и запах обуви и одежды. И когда к вам приходят гости, они в первую очередь чувствуют запах прихожей. И если он плохой и неприятный, то гости будут чувствовать себя нехорошо. Для того чтобы это ощущение исчезло, добавьте в воду, которой вы моете полы, 2–3 капли лавандового масла. В шкафы с верхней одеждой положите мешочки с сухой лавандой. И, конечно, поддерживайте в прихожей порядок.

Один мудрец говорил о фэн-шуй так:

«Молодой человек весьма неопытен, и его молодость является для него препятствием в познании. Он слушает, обоняет, чувствует вкус, ощущает и думает, исходя из того, что центром Вселенной является его собственная личность. Он рассуждает о том, что все вещи находятся в его власти, не зная истинной сущности и природы вещей.

На самом же деле необходимо понять, что личность слита с космосом, а тело – всего лишь одно из множества прочих тел, родственных по своей внутренней природе».

Спальню для лучшего сна можно окуривать запахом сосны, ели или мяты. Но это лучше делать вечером. Спальню необходимо обязательно проветривать, и как можно чаще. А еще лучше спать с открытым окном. Постельное белье надо хранить в шкафу, переложив его мешочками с приятно пахнущими травами.

Для поднятия духа можно использовать запахи лимона и жасмина. Они настраивают на рабочий лад и заряжают энергией.

В детской комнате обязательно должен быть порядок, желательно никакими ароматизаторами в ней не пользоваться.

В гостиной всегда собирается большое количество энергии, и важно, чтобы она была положительной. Поэтому в ней хорошо сделать маленький сад. Это может быть розмарин, лавр, душица, лаванда и другие приятно пахнущие растения. Но только они должны гармонично сочетаться между собой и не взаимоисключать друг друга.

Для кухни подходят ароматы приправ, которыми вы пользуетесь каждый день, готовя еду. Они как нельзя лучше подходят для этой комнаты.

Как выясняется, создать гармонию в доме совсем не сложно. Надо только умело к этому подойти.

Глава 2. Восточная философия о фэн-шуй

Основные положения о мировом процессе зафиксированы в «Книге перемен». Это произведение и по сей день является самым авторитетным для всей китайской философии и для фэн-шуй, в частности. Гадательная практика со стеблями тысячелистника, на панцире черепахи или лопаточных костях крупного рогатого скота, восходящая к II–I тысячелетию до нашей эры, постепенно преобразовалась в нумерологическую систему операций с числами и геометрическими фигурами, для того чтобы «разделить по родам свойств всю систему вещей».

Эта же система представляет собой основной текст «Книги перемен», который делится на три части. Первая из них включает в себя название гексаграмм и мантических формул. 64 гексаграммы – графические символы, составленные из шести расположенных друг над другом черточек двух видов, сплошной и прерывистой, во всевозможных комбинациях. Знаки универсальных мироустроительных сил изображены черточками яо, мужские силы ян, символизирующие свет и активность, изображены сплошной чертой, а женские силы инь (пассивные и темные) – прерывистой чертой.

Центральную роль в этой системе занимают восемь триграмм «Ба Гуа» – сочетания из трех черточек. В этих черточках выражены три мировые силы – Небо, Земля и Человек. Эти восемь триграмм генетически связаны с десятью небесными стволами, к которым причисляются ян, инь, вода, огонь, металл, дерево, почва и злаки.

Вторую часть текста «Книги перемен» составляют афоризмы. Этот раздел, именуемый «Десятью крыльями», предположительно был составлен самим Конфуцием и его последователями, которые данное мировоззрение утвердили в качестве основы традиционного китайского мировоззрения, что сегодня подтверждает фэн-шуй, основные положения которого базируются на тезисах этой книги.

Впоследствии все ученые пытались расшифровать текст «Книги перемен», конечно, на уровне своего времени и мышления. В гексаграммах усматривался зародыш математических знаний, некоторые видели в них связь с астрономическими и астрологическим наблюдениями. Были и такие, которые утверждали, что Ба Гуа фиксируют набор врожденных психических структур. Болышинство же придерживается мнения, что все компоненты во всех структурах образуют универсальную иерархию схем, которая в наглядных символах охватывает любые аспекты действительности – числа, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела и даже семейное положение.

Но, несмотря на всю зашифрованность книги, можно с полной определенностью утверждать, что в ней содержится трезвый взгляд человека, который внимательно вглядывается в окружающий мир и понимает, что мировой процесс не имеет ни начала, ни конца, а главная его характеристика – постоянство перемен, борьба противоположностей и в то же время – единство полярностей.

Ум и движения в совершенной гармонии должны слиться в единое целое.

Ван Фу

Китайские мыслители предлагали различные варианты развития жизни. В качестве примера можно привести следующий: в древнем мире, во времена великой пустоты, существовало без формы и признаков изначальное Ци, состоявшее из слитых воедино субстанций. Им нельзя было управлять, так же как и нельзя было обуздать. Так продолжалось довольно долго, но потом оно начало изменяться и разделилось на чистое и мутное, которые превратились в инь и ян. Инь и ян уже обладали формой, постепенно они упорядочивались в мире и сформировали небо и землю. Когда небесное и земное Ци соединились, зародилось все сущее. Гармоничное слияние этих двух начал и породило человека, для того чтобы он управлял ими.

Другие философы утверждали наличие иной силы, творящей мир и им управляющей. Согласно представлениям школы монистов, зарождает и взращивает все сущее Небо. Оно карает всех тех, кто противится его воле.

Таких взглядов, противоречащих друг другу, было множество, но основную роль сыграло конфуцианское учение, которое сложилось в эпоху Хань и продолжало оставаться господствующим на протяжении двухтысячелетнего периода истории Китайской империи.

Эта доктрина признавала существование Дао как первоначала, присущего Небу. Мир насыщен частицам Ци в их двух энергетических ипостасях – ян и инь, которые взаимодействуют между собой, и в результате этого возникает многообразие мира. Небо обладает пятью элементами: деревом, огонем, землей, металлом, водой. Земля – центр пяти элементов, порядок которых определен Небом. Небо же рождает все вещи, которые по природе могут быть злыми и добрыми. Человек наследует и продолжает замыслы Неба, и его предназначение – завершить становление природы.

Конфуцианская доктрина синтезировала положения, заимствованные из различных древнекитайских школ, таким образом примирив их между собой и обеспечив идеологическое единство, из которого и вытекло такое направление, как фэн-шуй.

Одну из важнейших ролей в древнекитайской философии играет человек. Человек – это одна из «десяти вещей», но в то же время именно он является наиболее ценной из всей мирской «тьмы вещей», и тот, кто проникнет в природу вещей, дарованную человеку Небом, тот сам более ценен, чем прочие существа.

А отличается от всех прочих существ человек тем, что обладает пятью природными задатками. К ним относятся: человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность.

Такая характеристика человека составлена из этических принципов, которые регулируют отношения между людьми. Для китайских философов человек представлял интерес как существо социальное, и их интересовали вопросы о добре и зле, предопределении и свободе воли, судьбе и удачи.

Конфуций утверждал единство всех людей в их изначальном стремлении к добру. Совсем противоположной точки зрения придерживался Сюнь-цзы, который настаивал на том, что человеческая природа зла. За двухтысячелетний период развития конфуцианства в нем были выдвинуты и разработаны практически все возможные варианты решения проблемы соотношения человеческой природы, добра и зла. Это говорит о том, что внутри китайской философии шел процесс постоянного развития.

Типичными для конфуцианства были следующие установки: отрицание абсолютного фатализма; признание не только возможности, но и необходимости человеческого усилия и действия, направленного на реализацию заложенных в человеке добрых потенций, т. е. на достижение совершенства; утверждение особого статуса правителя в реализации доброй природы человека.

«Сформированные таким путем центры далее связаны друг с другом как сумма центров, которые, взаимодействуя, создают центробежный центр и стремятся распределить силы своего поля симметрично вокруг собственного центра.

Индивидуальное «Я» есть один из центров, взаимодействие которого со всеми другими «Я-центрами» определяет структуру целого. Оно же организовано вокруг того, что может быть названо сбалансированным центром. Как следствие этого, возникает коллективная модель человека».

Мо-цзы

К китайской философии был приложим механизм «центростремительной гармонии». Материя концентрируется вокруг центров, определяемых доминирующей массой, каждый раз, когда соседние массы предоставляют ей достаточную свободу. То, что характерно для астрономического пространства, наблюдается и в области микрокосмической. Созданный таким образом центр есть центр силового поля, фокус, из которого силы исходят и к которому сходятся.

Но если для конфуцианцев человек представлялся прежде всего существом социальным, то для даосов главным было природное начало в человеке.

Один мудрец так говорил о сущности фэн-шуй:

«На самом деле есть четыре мира: мир материи, мир разума, мир гармонии материи и разума и мир, состоящий из гармонических элементов. Необходимо достичь названного гармонического сочетания при помощи правильного обустройства своего дома, пребывание в котором настроит на необходимый лад».

Согласно даосскому учению человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная и порождаемая Дао-единым, потому истинная, а другая искусственная, порождаемая страстями, свойственными человеческому эго. Из этого следует, что идеальным человеком считается тот, в котором истинная натура возобладает над ложной. Такой человек полностью отдает себя воле Неба, не связывает себя людской суетой и не поддается страстям. Небо ему отец, а Земля – мать.

Даосы проявляют полное безразличие к тому, что думают о них другие, насколько их поведение соответствует принятым в обществе правилам и нормам. Они критически относились к конфуцианцам и монистам, которые употребляли свою ученость, для того что танцами, музыкой и яркой одеждой привлекать в свои ряды как можно больше сторонников и последователей.

Фэн-шуй можно считать учением, которое органично объединило принципы даосизма и конфуцианства, но основной здесь все же остается китайская модель рефлексии, в которой ассоциативному мышлению соответствует особая нумерология – символизация пространственно-числовых структур, именуемая «учение о символах и числах».

Нумерология представляет собой формализованную систему, состоящую из математических объектов, связанных между собой символически, ассоциативно и эстетически. Основа нумерологии – три вида графической символизации: географические формы – «символы» (триграммы и гексаграммы), цифры – «числа», иероглифы – инь – ян и пять элементов (У Син).

Исходными здесь являются числа 2, 3 и 5. От рождения всем вещам присущи двоичность, троичность, пятеричность.

Двоичность образов представлена инь и ян – мужским и женским началами; троичность – тремя началами: Небом, Землей и Человеком; пятеричность – пятью элементами: Водой, Огнем, Деревом, Металлом и Землей, которые по своей изначальной сущности являются предметами хозяйственно-трудовой деятельности человека.

Энергия и воля – вот истинные властители.

Отрешившийся от себя, устремленный к общему благу, преданный в битве, радостный в труде приобретает на мгновение озарение, которое делает его владыкой своей энергии.

Дун Чжу Шу

Символы и числа соотносятся китайцами с энергией Ци и вещами-объектами. Фактически вся космологическая система подвергается тотальной числовой оформленности.

Вся «тьма вещей» рассматривается как постоянно взаимодействующее разнообразие, ориентированное на поддержание гармонического единства. Идея единства символизирована принципом «хэ». Это единство достигается не через столкновение противоположностей, а посредством гармонизации и сбалансированности элементов многообразия. Отсюда и особенность установки: стремиться к гармонии, опираясь на традицию предков, которые умели не нарушать гармонии.

Загрузка...