Словарь гендерных терминов определяет слово “гендер” как “совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола”. Гендерная система как таковая отражает культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола15.
Гендер – это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру.
Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества и критикой дискриминационного положения женщин в нем. В статье антрополога Гейл Рубин “Обмен женщинами: заметки по поводу “политической экономики” пола” (1975) гендер определяется как “комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности”16.
В США, где гендерные исследования получили статус официальной учебной и научной дисциплины, обязательной, например, для социальных работников и государственных служащих, в справочных изданиях дается следующее определение гендера: “Термин, введенный феминистами с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии “пола”, то имеется в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социокультурных дефиниций (определений) понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения”17.
Американский социолог Э. Гидденс по поводу этого термина отмечает: “Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливается причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным. Таким образом, существуют два пола (мужской и женский) и два рода (мужественный и женственный)”18.
Это определение акцентирует внимание на социальных различиях между мужчинами и женщинами, которые нельзя игнорировать в условиях патриархального общества, где утверждается превосходство мужчины во всех сферах жизни и осуществляется дискриминация по признаку пола. В таком обществе женщина, как правило, рассматривается прежде всего как существо биологическое с преобладанием репродуктивных начал.
В отечественной и зарубежной исследовательской литературе могут существовать и другие подходы к определению гендера. Однако следует согласиться с тем, что основными принципами этой категории являются – реализация равенства женщин и мужчин в обществе, обеспечение равного правового статуса, ликвидация и предотвращение дискриминации женщин, улучшение их положения, проведение гендерной экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти.
Однако гендерные экспертизы российского законодательства в современных условиях проводятся еще только в порядке исключения под воздействием женских общественных организаций и пока не имеют достаточной методологической основы.
Предметом гендерных исследований являются существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами, их специфических особенностях, отличительных социальных чертах. Эти представления обозначаются терминами “маскулинность” и “феминность”, являются устойчивыми для данного общества в данный исторический период.
Таким образом, гендерные исследования направлены на изучение определенных стереотипов восприятия и межличностных отношений, стереотипов формирования собственной модели поведения и оценки, конструирования идеала с точки зрения принадлежности к биологическому полу.
Гендерные исследования носят междисциплинарный характер, стереотипами на уровне отдельных индивидов занимаются, например, психология, педагогика, философия, а на уровне общества – социология, демография, экономика.
Гендерные стереотипы индивида формируются с раннего детского возраста, по мере социализации ребенка в конкретной культурной среде под влиянием множества различных факторов этнического, семейного, бытового, экономического, социально-средового, образовательного, имущественного и иного характера.
Стереотипы на уровне общества развиваются в единстве с социально-экономическими, политическими, культурными процессами.
Идеалы феминности и маскулинности под влиянием объективных обстоятельств претерпевают изменения, но не всегда прогрессивного порядка. В российской истории новейшего времени, например, в этом отношении произошел регресс общественно-значимых ценностей в сторону откровенно патриархатных, т. е. к возрождению аргументации по признаку биологического пола в определении роли индивида в социальной, политической, экономической, культурной и других сферах человеческой жизни.
Гендер лежит в основе гендерологии как системы знаний и гендерной политики, предполагающей:
– формирование правовой базы обеспечения равноправия полов;
– создание условий и возможностей для равноправного участия в жизни общества всех граждан независимо от пола;
– паритетное представительство мужчин и женщин в выборных и назначенных должностях;
– внесение новых элементов женщинами в политическую культуру;
– реализация женских инициатив в сфере законодательства, отражающего интересы женщин и детей;
– организация широкого гендерного просвещения населения в России19.
Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается прежде всего на феминологии – науке о женщине и социальном равенстве полов.
Феминология – предшественница и основа развития гендерных исследований. Это общепризнанное положение, поскольку по времени и охвату проблемы феминология сформировалась как наука о положении и роли женщин в обществе уже давно. Нельзя не согласиться с президентом Международной ассоциации “Женщины и развитие” профессором Г. Г. Силласте в том, что понятие гендер становится уже таким, который начинает очень свободно произноситься в разных структурах власти. Не следует чрезмерно увлекаться. Первым тезисом следует поставить так: “О гендере и его преемственности”20.
Феминология как наука отражает объективные закономерности взаимоотношения полов, стремясь реализовать принцип равенства женщин и мужчин, исследуя особенности взаимоотношения между ними, анализируя причины противоречий. Особое внимание она уделяет решению проблемы полного равенства и изменения социального статуса женщин в социальнополитической, экономической, духовной и семейной сферах.
Задача феминологии – дать целостную концепцию, в которой отражены: изменение стереотипа мышления о женщине как о человеке “второго сорта”; определение отношений между государством и общественными женскими организациями; усиление роли женщин в сфере политики и экономики; ликвидация двойного стандарта (например, принимаются законы о равноправии, но в действительности не реализуются).
В рамках феминологии разработана программа научного предвидения развития женского движения; раскрыты механизмы действия объективных законов, путей и форм, а также методов их эффективного использования; выработана система оценок социальных процессов и явлений применительно к объекту и предмету этой науки; использован мировой опыт феминизма как социально-политической теории.
Реализация концепции предполагает духовное возрождение личности и должно содействовать формированию в России подлинно цивилизованного общества, где безусловными ценностями и нормами жизни становятся свобода, достоинство и безопасность каждого человека.
Эти же положения входят в содержание и гендерологии, которая, как отмечалось, находится еще в стадии становления.
В основу гендерологии и гендерной политики положены такие глобальные проблемы, как особенности комплексного подхода к изучению всех процессов и явлений, связанных с деятельностью мужчин и женщин в обществе; гендерология как наука и учебная дисциплина; человек как биосоциальный феномен; критика сексизма как идеологии и практики дискриминации женщин; гендерный подход при изучении научных концепций в области философии, политологии и др.; отношение к роли и месту женщины в обществе различных видов религии; феминизм как социально-политическая теория и ее современные подходы к анализу гендерных отношений; роль женщин в экономической, политической и духовной жизни общества советского периода, а также влияние женского движения в Советском Союзе на международное женское движение; гендерные аспекты программ современных политических партий и движений в Российской Федерации; положение женщин и мужчин на рынке труда; женщина и политика; семья и ее функции и др.