Вопросы этикета и протокола сегодня обсуждаются повсеместно. Выходит много книг, передач по радио и телевидению, а людей, желающих учиться и, что несколько более удивительно, учить этикету или протоколу тоже становится все больше.
Приятно, что даже многие вузы вводят эти предметы в свой перечень, не говоря уже об огромном количестве тренингов и курсов.
При этом те, кто берет на себя смелость преподавать, не всегда осознают разницу между смежными дисциплинами: протокол государственный и дипломатический, деловой и светский этикет, церемониал… Очевидно, что трактовки в разных источниках могут быть разными, но суть понятий все же разграничивается достаточно четко.
Обычно это понятие обозначает особенности проведения различных церемоний. В более узком смысле оно используется также как определение правил поведения при дворе, например, европейских монархов. Эти правила обычно бывают очень сложными, с множеством деталей, идущих из глубины истории, и требуют большого почтения. Но все-таки во главе всей этой пирамиды стоит один человек. И в его власти менять эти правила в определенных пределах. Стало же обычным делом, к удовольствию девушек всего мира, чтобы простолюдинки выходили замуж за принцев! Как уже было сказано выше, правила всегда идут в ногу со временем.
Инаугурации, вручение верительных грамот, вручение премий, коронации, презентации, крещения, погребения, возложение венков, церемонии открытия и закрытия крупных событий – это все церемониал. Да что там, даже балы – это тоже церемониал! Таким образом, в сферу действия этих правил попадают торжественные мероприятия или ритуалы. Например, раз в год Ее Величество королева Елизавета II, которую как действующего и старейшего монарха мира мы будем вспоминать очень часто, произносит речь перед парламентом Великобритании. Правила проведения этой церемонии практически неизменны с XVI века (правда, несколько лет назад они были нарушены, но это определенно исключение, и исключение почти единичное). По традиции королева прибывает в парламент в карете в сопровождении эскорта конной гвардии. Незадолго до этого королевские йомены, старейшие телохранители Ее Величества, обязательно производят символический обыск в погребах. Эта акция восходит к 1605 году, когда Гай Фокс попытался устроить взрыв. Только после окончания церемонии обыска начинается продвижение процессии к палате лордов.
Королева посылает своего герольда в палату общин, чтобы пригласить ее членов на церемонию. Этого герольда называют Black Rod (Черный Жезл). Он подходит к дверям, которые захлопываются прямо перед его носом, и решительно стучит в дверь своим жезлом ровно три раза. Процедура должна напомнить о праве палаты общин не впускать никого, кроме посланца действующего монарха. Ни один монарх не вступал в палату общин без официального приглашения после событий 1642 года, когда король Карл I явился, чтобы арестовать нескольких членов парламента.
Некоторые традиции остаются неизменными, но иногда время вносит в них коррективы. На бытовом уровне мы часто сталкиваемся с отголосками церемоний, которые сегодня превратились в элементы этикета. Раньше после вручения послам верительных грамот полагалось церемониальное застолье, теперь его заменяет бокал шампанского, который служит символом случившегося важного события. Ныне мужчины при приветствии снимают шляпу, это идет от рыцарского правила поднимать забрало. Многие правила застольного этикета имеют чисто церемониальное происхождение. Собственно, и сам пир – это тоже в некотором смысле церемониал.
Все европейские церемониалы и правила поведения при дворе имеют единые корни, и это очень важно понимать, чтобы представлять общую картину развития этикета. Об этом стоит рассказать поподробнее. На востоке современной Франции есть историческая область Бургундия, которая у многих ассоциируется с прекрасным вином.
Давайте сначала вспомним, что представляла собой Бургундия в лучшие свои времена. Бургундские владения включали практически все Нидерланды: Фландрию, Голландию, Зеландию, Геннегау, Брабант, Лимбург, Ретель, Пикардию, Люксембург, Гелдерн, Артуа и находящиеся в зависимости Клеве и Утрехт, а также группу владений на границе Франции и Германии до швейцарских кантонов: саму Бургундию, Франш-Конте, Невер, Макон, Осер, Шароле, Брейсгау и Зундгау, Лотарингию и Бар. Это не все, но масштаб происходящего уже понятен.
Теперь для полноты картины можно вспомнить, кем были герцоги Бургундские. Они имели отношение к дому Капетингов, точнее, принадлежали к его младшей ветви – Валуа. Это обстоятельство позволяло им претендовать на королевский трон. Герцоги Бургундии были богаче, а в чем-то и влиятельнее французских королей тех времен. Формально они, конечно, были вассалами короля, но весьма вольно трактовали эту зависимость. Можно сказать, что они не вполне осознавали себя французами, поэтому в разное время весьма продуктивно и активно дружили то с английским, то с французским королем.
Именно здесь, при дворе герцогов Бургундских, церемониал двора стал настолько регламентированным и сложным, что впервые в европейской истории была создана должность церемониймейстера. Первым на эту должность был назначен Оливье Ламарш. В разное время именно при дворе герцогов Бургундии скрывались и гостили и английский король Эдуард IV Йорк, и французский король Людовик XI. Бургундский двор произвел на них огромное впечатление. Именно по просьбе Эдуарда IV Оливье Ламарш сделал подробное описание церемониала «Службы при дворе Карла Бургундского Смелого». Королю был предложен образец церемониала и придворного этикета (самого слова тогда еще не было, но явление уже существовало). И произошло все это в 1470-е годы… Для сравнения: во Франции подобная должность появилась в 1585 году (при Генрихе III), в Англии – в 1603-м (при Якове I), основоположником испанского церемониала считается Филипп II (вторая половина XVI века). В России появление подобной должности датируется 1727 годом, когда она была упомянута в Табели о рангах.
Дочь Карла Смелого Мария I Бургундская (1477–1482) вышла замуж за Максимилиана Габсбурга, будущего императора Священной Римской империи. Этому браку очень содействовал и наш Оливье Ламарш, который занимался воспитанием их сына – Филиппа I Красивого. Женившись на Хуане Безумной, Филипп получил испанский престол. Так церемониал пришел в Испанию. Их сын Карл V Габсбург стал императором Священной Римской империи. К слову, никто и никогда не имел больше титулов, чем он: их было больше двадцати, в том числе и титул герцога Бургундского. К его двору однажды и прибыл для службы знаменитый Эразм Роттердамский (1469–1536), уроженец (опять же!) бургундских Нидерландов, европейский мыслитель, много писавший среди прочего и о хороших манерах. А затем престол унаследовал Филипп II, мы уже упоминали его как основателя испанского церемониала. Одним из его воспитателей был выходец из Бургундии канцлер Гранвела. Он воспитывал наследника престола согласно принципам, изложенным в трудах Эразма Роттердамского и мемуарах Оливье Ламарша. Можно заключить, что все европейские дворы в целом имеют единый или схожий церемониал и он по своему происхождению – бургундский.
Протокол определяет взаимоотношения между государствами или, например, крупными корпорациями. Скажем, визиты глав государств регламентирует государственный протокол. Это совершенно отдельная специальность, и далее мы еще обратимся к этому предмету.
Пожалуй, самый строгий из всех. Здесь приходится учитывать огромное количество национальных и религиозных нюансов, ведь раньше следствием ошибки могла стать война или крупный конфликт на государственном уровне. Сейчас, к счастью, дело обычно ограничивается нотами и протестами, но дипломатический протокол по-прежнему очень важен. Все эти правила придуманы (и вот в этом случае часто записаны) ровно для того, чтобы никого не обидеть и соблюсти баланс. Да, в каждой стране дипломатический протокол может трактоваться с известным национальным акцентом, но в общем и целом правила едины для всех. В случае с дипломатическим протоколом надо помнить, что он регулирует отношения не между людьми, какого бы высокого статуса они ни были, а между государствами.
Очень важно правильно понимать изначальное значение слова «светский». Термином «светский этикет» определялись правила поведения не при дворе.
Чем светский этикет отличается от делового? Если в светском этикете основной вектор уважения направлен в сторону дамы или, например, пожилого человека, то в деловом гендерные и возрастные отличия не ставятся во главу угла. Здесь правят статусы. В течение дня мы попадаем под влияние и тех и других правил. Во время рабочего дня пожилая дама-бухгалтер должна пропускать своего молодого генерального директора в дверь и вообще выражать ему всяческое почтение. Но если они вечером встретятся на вернисаже, то это будет уже встреча мужчины и женщины, и там генеральный директор как мужчина уже будет ухаживать за дамой, подавать пальто и следить за тем, чтобы даме было хорошо и уютно. Так предписывают правила.
В настоящее время в Европе сохранилось два основных вида этикета – английский и французский. Все остальные – это производные от них. Английский этикет строг и лаконичен и почти никогда не оставляет места для фантазии.
Французский этикет хоть и сохранил абсолютную самобытность, но все же, к сожалению, в глобальном масштабе становится натурой уходящей. Раньше его в значительной степени поддерживал дипломатический протокол, базировавшийся на французских правилах, но с появлением Европейского союза, где всем более привычен и комфортен английский этикет, постепенно старые правила стали меняться.
Однако во всех приличных европейских школах хороших манер французские традиции по-прежнему преподают отдельным предметом. И это справедливо. Вспомним об изначальном противопоставлении «свой – чужой». Многие люди восхищаются французской кулинарией, историей, литературой и архитектурой, но вот к самим французам относятся настороженно. Возможно, где-то в основе этой настороженности лежит именно это представление о своих и чужих. Франция – удивительная страна, которая изо всех сил старается сохранить свои собственные традиции и особенности. Французы не скрывают своего удивления, когда видят, что кто-либо доволен, что не родился французом. Но это для них еще полбеды, а вот не знать правил поведения и не стремиться хотя бы отдаленно и в общих чертах быть похожим на француза – это для них из разряда невероятного.
Видимо, из-за этого стремления к самобытности многие подсознательно воспринимают французов как «чужих».
Русский этикет – смешанный. Так исторически сложилось, что часть наших манер пришла из английского этикета (это в основном правила сервировки и поведение за столом), а часть была заимствована из французского. Просто потрясающе, какой длинный путь прошли существующие правила!
А времена меняются…
Меняется не только мода, но и правила поведения. Еще лет двадцать назад для дамы считалось совершенно неприличным курить на улице, а теперь законы многих стран запрещают курить в помещении… Не говоря уже о том, что когда-то считалось недопустимым, чтобы женщина вообще курила, и даже мужчинам курить в женском обществе не разрешалось. Этому чудесному правилу мы обязаны появлением смокинга: чтобы не смущать дам неприятным запахом, джентльмены не просто удалялись в другое помещение, они там переодевались. Именно таково было изначальное назначение смокинга.
Совсем недавно хорошие рестораны в перечень столовых предметов и сервировку включали не только пепельницу, но и сигареты. Теперь положить сигареты на стол (особенно в западных странах) – это значит вызвать негативную реакцию других людей. К тому же на пачках сигарет изображены неаппетитные картинки, что, вероятно, приведет к моде на портсигары.
Этикет ситуативен, и главное в нем все же не правила сами по себе, а умение независимо от статуса, пола и возраста держать себя адекватно ситуации.
Королева Великобритании – одна из популярнейших женщин в мире. Ее, конечно, охраняют, и протокол монаршего двора чрезвычайно строг. Однако при этом Ее Величество, как и положено аристократке, четко разграничивает официальный протокол и повседневный этикет воспитанного и чуткого человека. Однажды королева Елизавета торопилась в церковь. Когда она проезжала по дороге своей собственной резиденции, открытой для посетителей, путь ей преградила семья с детьми. То ли они не услышали шум подъезжающего автомобиля, то ли были не столь хорошо воспитаны, то ли просто отвлеклись на детей, но королева некоторое время не могла ехать дальше. Тогда она совершенно спокойно объехала их, улыбнувшись и приветливо помахав рукой на прощание.
Однажды певца Александра Вертинского спросили о разнице между воспитанием и тактом. Он дал четкий и лаконичный ответ:
– Представьте себе, что вы открываете дверь в ванную и неожиданно видите раздетую женщину. «Извините, сэр!» – говорите вы и закрываете дверь. Так вот «извините» – это воспитание, а «сэр» – это такт.