Сейчас перейдем к разбору Кембриджского документа, который, возможно, и явился тем, из-за чего возникла официальная испано-хазарская переписка, исходя из предположения, что письмо хазарского еврея – «Кембриджский документ» было послано р. Хасдаю первым, чтобы непосредственно ему поведать о положении в Хазарии и неофициально дать понять, что Хазарии требуется поддержка (хазары тогда воевали с пятью народами, возможно, что и больше, т.к. на этом обрывается «кембриджский документ Шехтера»), письмо же р. Хасдая и ответ царя Иосифа это уже официальная диппочта, предназначенная в основном для халифа Абд-аль-Рахмана.
В отличии от письма р. Хасдая и царя Иосифа, «письмо Шехтера», оно же «Кембриджский документ» и он же письмо неизвестного хазарского еврея – это не целое послание, а отрывок из письма хазарского еврея, предполагают, что получателем был р. Хасдай. Отрывок начинается со слова «…Армения (и)», далее говорится «и бежали от них наши предки, потому что не могли выносить ига идолопоклонников», отсюда большинство исследователей делает вывод, что основная масса евреев прибыла в Хазарский каганат из Армении, впрочем не будем забывать, что еще с античных времен, большая часть кавказской территории называлось Арменией и не соответствует современному геополитическому делению. Впрочем, также возможно, что речь тут идет о Византии во времена правления императора Ираклия, который был прозван Арминием, тогда в Византии было много еврейских общин (некоторые предполагают около 12—15 тыс. чел., в то время как все население Западной Европы составляло около 15 миллионов), которые периодически подвергались давлению со сторон нееврейских властей.
Автор говорит, что люди хазарские жили сперва без закона и царя. Военноначальником избирался тот, кто одерживал победу в сражении с врагами. И вот, уже после прибытия первых еврейских групп в Хазарию, в битве «один еврей выказал необычайную силу мечом и обратил в бегство врагов, напавших на казар». Потом этого еврея по традиции хазары выбирают главным военноначальником. С того момента, по словам автора, проходит много времени. Исходя из письма царя Иосифа, некоторые исследователи считают, что этого руководителя звали Булан. Он в определенный момент по совету своей жены Серах решил сделать раскаяние (тшува по-еврейски), т.к. до этого многие придерживались в основном заповеди обрезания (Брит Мила) и соблюдения субботы (Шабат).
Когда у визанийских и арабских соседей стало об этом известно, их цари прислали гневные письма Хазарам с попытками отговорить их следовать примеру этого главного князя. Видя, что некоторые из князей стали колебаться, Булан* (станем так его называть, хотя в этом нет полной уверенности) говорит, чтобы пришли представители оппонентов от византийцев и арабов, и лишь представители евреев пришли добровольно.
*Булан в тюркских языках означало «лось», сохранилось в казахском языке.
Их соседи своими посланиями стали мутить воду и сеять неуверенность в среде Хазар, чтобы от этого уйти, главный князь собирает диспут между представителями трех религий, Йегуда Ха-Леви в своем известном трактате «Кузари» добавляет философа – неоплатоника. Впоследствии, уже в Испании, где короли-католики будут проводить подобные диспуты (пример, диспут Нахманида), еврейские ученые будут всячески уклоняться от их проведения, потому что несмотря на то, что евреи будут выходить из них правыми, но как говорится «прав тот, у кого больше прав» и успех в подобном диспуте не помогал избежать погромов и нападений, скорее даже их провоцировал.
Из письма хазарского еврея, князь Булан (в Кембриджском документе он нигде не называется хазарским именем, имя Булан появляется в ответе хазарского царя) вернулся к «вере отцов», что кстати не соответствует версии, что все Хазары-иудеи были прозелитами, как можно это истолковать из письма царя Иосефа.
Интересное замечание: нарекания в выборе веры исходили от тех соседей Хазар, кто уже не считал себя язычниками, как тут не вспомнить известное путешествие Марко Поло из Западной Европы в Китай, где ему приходилось идти через земли татаро-монголов, которые были тогда язычниками и не чинили ему препятствий. Впоследствии, многие путешественники, захотевшие повторить его маршрут, уже не смогли этого сделать, «лавочка закрылась», татаро-монголы стали исповедовать веру арабов. Вплоть до открытия Америки Колумбом, записи о путешествиях Марко Поло оставались единственным документом о дороге из Европы в Китай и Индию (в данном случае нехорошо, если бы эти кочевые племена остались тем кем они были, но их «переход» не принес мира в их отношения с соседями, еврейские ученые давно вынесли постановление, что пришельцы из других народов, собравшиеся исполнять семь законов потомков Ноаха, не должны основывать новую религию).
Кстати о многоженстве, вероятно, после распада Хазарского каганата, когда часть хазар (в среде которых многоженство, наверное, не имело полного запрета) стала двигаться в сторону Испании, проходя страны Западной Европы, раби Гершом, которого называют «светочем диаспоры», в конце 10в. вынес постановление о запрете иметь более одной жены, кроме того, также в это время появляется декрет о запрете чтения чужих писем, тоже р. Гершома.
В ответе хазарского царя говорится, что письмо р. Хасдая прибыло в Хазарию из страны «Н-м-ц» (историк Плетнева по этому поводу пишет, что в лексике хазар использовались и славянские названия),т. е. Германии («Немец»). Возможно, что письмо р. Хасдая, а впоследствии и ответ царя Иосифа попали в руки недоброжелателей, незаинтересованных в отношениях Кордобы и Хазарии.
Так что, может быть, эти два знаменитых декрета десятого века р. Гершома обязаны своим появлением испано-хазарской переписке.
Далее в Кембриджском документе говорится, что евреи обосновали свои доводы в этом споре, исходя из Торы. Князья хазарские просят принести им книги Закона Моисеева из пещеры в долине «Тизул». Принесли эти книги и израильские мудрецы истолковали их согласно тому, что они говорили. После этого израильтяне и хазары совершили полное раскаяние, т.е. стали полностью исполнять заповеди.