Сначала стоит признать, что славянская культура хоть и входит в семью европейских культур, но имеет разительные отличия, связанные с географическими, климатическими и историческими факторами.
К слову, под славянами в этой главе мы будем понимать только восточных славян, которые по тем или иным причинам пребывали под меньшим воздействием запада (чем, например, поляки и чехи) и востока (как это было у балканских славян).
Разговор пойдет только об украинцах, русских и белорусах. Особенно о первых, так как по необъяснимым причинам именно в украинском фольклоре была тьма тьмущая ведьм.
На восточнославянских ведьм повлияли в первую очередь особенности местного язычества и местного христианства. И то и отличалось от европейских.
К сожалению, отсутствие письменной культуры у славянских язычников не дает нам возможности полностью понять, какие образы ведьм языческие, а какие – чисто христианские.
Говорить о славянских ведьмах так же трудно, как говорить о славянской мифологии вообще. Христиане уничтожали любые проявления языческой культуры (к слову, при активной поддержке народа), но последний гвоздь в крышку гроба вбили люди, которые, пытаясь возродить славянский фольклор, придумывали все из своей головы. Хотя они часто сами при этом являются славянами и теоретически их мифотворчество тоже можно назвать славянским… Здесь можно развязать долгий методологический спор, но лучше не стоит.
Начнем наше путешествие по фольклору с Востока на Запад. Восточные земли из-за их географического положения подверглись меньшему влиянию Европы, поэтому можно предположить, что представления о ведьмах в них «чище».
Первым пунктом будет Сибирь. В Сибири, как и во многих других регионах, также разделяли ведьм на прирожденных и обученных. Также их делили по моральным качествам – то есть на злых и добрых. Последних еще часто называют знахарками.
Вера в магию, которой владеют женщины (в некоторых случаях и мужчины), особенно распространена среди украинцев, которые попали в Сибирь (как колонизаторы или каторжники). Но не меньше в них веруют и чалдоны, коренные русские жители Сибири. Однако многие местные рассказы о ведьмах можно назвать «отсылающими», так как в их начале вполне можно услышать: «Это еще в России было». Но ведьмой могут считать и старожилку чалдонку. Меньше всего в ведьм верят сибирские старообрядцы.
Сибирь – край местами дикий, встреча с животными там не такое большое событие, как в более освоенных местах. Поэтому одним из распространенных сюжетов, связанных с ведьмами, является оборотничество. К слову, превращаться они могли не только в животных, но и в неодушевленные предметы (метлу, лопату, сено, колесо), а особо «экзотичные» – и в явления природы (ветер, воду).
Одним из важнейших ведьмовских промыслов было воровство молока у коров, что являлось грехом даже более страшным, чем порча, ведь без молока могло умереть больше одного человека.
В регионе известны случаи, когда местные жители раскапывали могилы и вбивали покойнику в грудь осиновый кол, чтобы ведьма не вставала из гроба. Причем такие сведения относятся к 30–50-м годам ХХ века. Редки, но все же имеются упоминания о ведьмовских шабашах и возможности влиять на погоду и вызывать град, дождь или грозу.
Одной из особенностей сибирских ведьм является то, что они имеют у себя особую книгу «черной магии». По сибирским поверьям, в нее нельзя заглядывать, или даже вовсе видеть обычному человеку, иначе он рискует ослепнуть. Также верили, что уничтожение книги может покалечить человека, лишив возможности нормально передвигаться. Скорее всего, подобные слухи распускали сами старухи-знахарки, чтобы законсервировать свое социальное положение. Ведь если рецепт целебного зелья станет известным, то никто уже не будет приходить за ним к ведьме.
В народе ведьм представляли с самыми различными внешними дефектами, которыми их наказал Бог. Они часто бывали уродливыми и скрюченными. Их наделяли слепотой, кривизной или болезнью глаз, хромотой, кривизной ног и даже копытами или птичьими лапами.
В подтверждение этих сведений можно привести красочный отрывок одного из полевых дневников, которые часто используются в качестве источников в этнографических исследованиях:
«Мой дядя овдовел рано, с тремя ребятишками остался. А он – мужчина еще молодой был, видный. Вот и приворожила его ведьма, которая жила у нас на селе. Сама вся скрюченная, горбатенькая, лицо в оспинах, корявое. Все знали, что она колдовала по-настоящему, с нечистой силой зналась, потомственная ведьма была. И мать у нее колдовала, и бабка, но эта всех их в черной силе превзошла. Была у нее книга страшная, “Черная магия”. Дядю, конечно, отговаривали на ней жениться, но он не смог преодолеть ее присушку. А детей его невзлюбила. Все норовила испортить, сына с женой развела, дочь замуж не пускала. У ведьмы своих детей не было. Им Бог не дает. Чертово племя. Когда муж ведьмы обнаружил у нее книгу “Черная магия”, хотел сжечь. А она сказала: “Ты своими ножками ходишь, так и ходи. А если книгу мою тронешь – будешь ползать на животе, как змея”. Потом все-таки не вынес муж, что она людей портила, да и кинул эту книжку в печку. И у него сразу ноги отнялись – парализовало. Так до смерти и не ходил больше».
Сибиряки были изобретательными в именовании чародеек. Например, на западе региона их называли классически – ведьмами, в Восточной Сибири это была колдовка, также встречается редкое, но очень «народное» название еретица. На севере Западной Сибири были записаны рассказы о вещице.
По народным представлениям, вещицы могли превращаться в бесхвостых сорок. После превращения они летали по ночам. Над головой у них светились синие огоньки. Превращение происходило следующим образом: голова и руки отделялись от туловища, которое и становилось сорокой, вылетая в трубу, все остальное вещицы прятали под «поганым корытом».
Интересным образом определяли, кто летит: настоящая сорока или вещица. Сделать это могли только мужчины, которым необходимо было снять штаны, повернуться к ней задом и посмотреть на нее между ног. Если летит ведьма, то она сразу же упадет и превратится в женщину.
Вещицей могла стать любая замужняя женщина, которая связалась с нечистой силой. Кроме превращения в сороку, вещица славилась тем, что умеет вынимать из утробы коров телят и из женщин – ребенка. Кроме этого, она могла пробираться в чужие дома по трубе, из-за чего получала прозвище труболетка.
Когда вещица вынимала у матери зародыш, она подкладывала вместо него кусок хлеба. Женщина даже не чувствовала при этом боли и начинала добреть. Если же вещица злилась на мать, то клала ей в утробу кусок льда или веник из прутьев. После этого женщина всю жизнь мучилась болями в животе.
Если вещица вынимала плод у женщины или коровы, те не могли потом забеременеть. Вынимали они их для того, чтобы съесть, ведь «недоносками они только и питаются».
Несмотря на то что вещиц побаивались, сами они боялись мужчин. Так, например, все верили, что если беременная спит с мужем, то вещица к ней не прикоснется. Если муж уехал, то женщине было необходимо подпоясываться мужским поясом, чтобы защитить свой плод. Также важной защитой было перекреститься перед сном.
Когда вещица умирала, она мучилась, как и все существа, связанные с нечистой силой. Чтобы не дать погаснуть своему ремеслу, она передавала свой секрет другой женщине, взяв ее таким образом в дочери. Существуют рассказы о семьях, где все женщины были вещицами. Процесс обучения вещицы закреплен в распространенном среди русских Забайкалья сюжете о вещицах, которые летают парами.
Известная апокрифическая легенда о святом Сисинии отчасти дает ответ на вопрос, почему вещицы боялись мужчин. Византийские и славянские тексты повествуют о том, как злой демон в женском облике похищал новорожденных детей у женщины по имени Мелитина, братом которой и был Сисиний. Брат решил преследовать этого демона. Пойманный демон пообещал, что вернет всех проглоченных детей и будет избегать того человека, который имеет запись его имени или знает молитву Сисиния. Некоторые варианты апокрифа именуют женского демона Гилло. Также существуют сюжеты, где Сисиний обезглавливает ведьму. Отрубание головы может объяснить определенные моменты, связанные с вещицами. Например, то, что сорока, в которую они превращаются, обязательно бесхвостая и для превращения в нее у вещиц отпадают голова и руки. Также демон Гилло мог принимать облик различных животных.
Негатив в отношении вещиц проецировали на сорóк. Однако сибиряки не истребляли всех птиц подряд. Существовали методы определения вещицы, и были они более приличными, чем описанный выше. Чтобы отличить настоящую сороку от оборотня, используется соль. Ее нужно насыпать на хвост сороке. Если попалась ведьма, то она не сможет улететь, начнет крутиться, просить пощады у поймавшего ее человека, обещать ему исполнение желаний, только бы он ее отпустил. Также определить ведьму можно было с помощью мужских вещей. Необходимо было набросить на сороку шапку или пояс, и тогда можно поймать сороку-оборотня.
Насколько чисто русскими можно считать представления сибиряков о ведьмах? С одной стороны, жили они преимущественно в деревнях, которые располагают к традиционным народным верованиями и их сохранению, а с другой стороны, колонизация Сибири – это процесс достаточно поздний, началась она во второй половине XVI века. И колонизаторами в основном были казаки и служивые люди. И те и другие были не испорчены образованием и склонны верить в мистику. Однако это сословия, не привязанные к родной земле, суть их в том, что они идут куда глаза глядят или куда пошлют. Также набирались они из разных частей тогдашнего государства, а в те времена региональная специфика играла просто огромную роль, а в народных верованиях так и вообще колоссальную. Жители даже соседних сел могли считать друг друга мракобесами.
Советский и российский этнограф Елена Евгеньевна Левкиевская, которая написала «Мифы русского народа», в своем труде в подтверждение наличия у славян представлений о ведьмах приводит отрывок присяги поданных Борису Годунову:
«Ни в платье, ни в ином чем лиха никакого не учиняти и не испортити, ни зелья лихого, ни коренья не давати… да и людей своих с ведовством не посылати и ведунов не добывати на государское лихо… и кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати… того поймати».
Ее анализ очень ценен, так как охватывает большое количество регионов России. В нем можно увидеть общие черты и специфику всех представлений славян о ведьмах, которых также могли называть колдуньями, чаровницами или босорками.
Е. Е. Левкиевская, например, углубляет разделение на «рожденных» и «ученых» ведьм. Помимо происхождения, магические способности отличаются также и силой. «Рожденная» ведьма знает больше о своем ремесле и может сама руководить «направлением» своего колдовства, то есть сама решает, на зло направить свою магию или на добро. К слову, она приводит сведения о том, что уже описанный ритуал с поеданием уголька распространялся также и на мальчиков, которые в результате этого могли стать колдунами.
Представления о том, что от рождения человек может иметь больше силы, чем от обучения, связаны с долгой практикой социального расслоения, когда дети высших слоев общества получали все лучшее и могли в дальнейшем лучше устроиться. Из этого народ выводил заключение о том, что все самые лучшие черты наследуются.
С обученными ведьмами все сложнее, но при этом довольно стройно и логично, нельзя сказать, что народ просто так назвал ученых ведьм злыми. Ведь ведьмовские способности раздает конкретная инстанция, и делает она это с конкретной целью – просто получить их и быть только знахаркой исключалось. Если Сатана дал тебе силу, то потребует и использовать ее по назначению. Для проверки верности ведьма должна отречься от Христа, совершить кощунство, поругая крест, иконы и хлеб. Что касается хлеба, это чисто народное представление, так как в официальном христианстве хлеб как символ выражен слабо, хоть его и используют во время причастия. Однако и языческим этот жест назвать трудно, скорее, он просто народный, ведь хлеб был основной пищей.
Надругательство над святыми символами происходило следующим образом. Женщина снимала свой нательный крест и клала его в башмак под пятку. Если она была замужем, то должна была растоптать ту икону, которой ее благословили родители. Хлеб же протыкали ножом. Все это совершалось на берегу реки, неподалеку от водяной мельницы или же на перекрестке дорог. Затем необходимо было трижды прочитать наоборот «Отче наш».
Были и другие варианты, когда женщина должна была на гумне (сарае для сжатого хлеба) трижды перекинуться через нож, стоящий острием вверх, проговаривая при этом тайные слова. Помимо этого, непрямого общения с дьяволом, существовали также практики чисто инициатические, которыми руководила действующая ведьма. Полагали, что ведьма омывала новенькую специальным отваром, после чего та вылетала в трубу и возвращалась уже ведьмой. Также ведовство передавалось, когда старая ведьма перед смертью «запирала» его в определенном предмете, который передавался новой ведьме.
Когда ведьма получала свой навык от старшей ведьмы, ей могли устроить проверку. Старая ведьма раздавала ученицам по куску хлеба или творога, с которым те шли в уединенное место, где каждая клала его на белую тряпку. На хлеб или творог должны были сбежаться змеи, мыши, жабы или мифическая нечисть и начать раздирать его на куски. Хлеб или творог здесь символизировали душу ведьмы после смерти. Старая ведьма таким образом предупреждала учениц о перспективах. Обучение продолжалось только в случае, если новички были на это согласны.
Окончательное посвящение в ведьму происходило только через контакт с бесом, который мог вселиться в ведьму, поступить к ней на службу или сожительствовать с ней, но обязательно заключал контракт, по которому ее душа обязательно доставалась нечистому.
В русских поверьях у ведьм есть еще одна отличительная черта – хвост, по которому можно было определить опыт и возраст ведьмы. У молодой он голый, а у старой – обросший волосами.
Волосы ведьм – еще одна интересная особенность. Почему-то именно этой незначительной детали народ придал максимальное значение. Например, существуют поверья, что ведьму можно определить по волосам над верхней губой, сросшимся бровям и длинной волосатой полоске по хребту. А вот подмышки были безволосыми. На севере России верили в то, что если в ведовстве сильно переусердствовать, то можно и вовсе обрасти мхом. Вообще это укладывается в привычные представления о божьем наказании для ведьм. Ведь в обмен на силу колдуньи жертвуют своей красотой, приобретая горб и хромоту. В некоторых случаях считалось, что ведьмы не могут смотреть людям в глаза, а изображение человека у них в зрачках и вовсе перевернуто.
С принятием народом христианства все глубже в него (христианство) проникает и ведовство. Теперь ведьмы могут активно действовать не только на «старые» праздники (Ивана Купалы, который иной раз даже называется Иван Ведьмарский), но и на Рождество, Пасху и Троицу.
В Ильин день, например, определить ведьму-пережинщицу (ведьма, которая ворует урожай) можно было по тому, что она купалась между заутреней и обедней, чтобы смыть свои грехи. О таких ведьмах еще говорили, что зерно в их амбаре не лежит, а стоит торчком.
В купальскую ночь ведьмы особенно активно наводили порчу на скот. В это время ведьмы выходили на чужое поле, снимали с себя платок, фартук или рубашку и, волоча их по земле и собирая таким образом росу, приговаривали: «Беру пожиток, но не весь». После пропитанную вещь отжимали и этим поили или обливали корову. На следующий день корова ведьмы начинала давать очень жирное и густое молоко, а соседские коровы – редкое или вообще переставали его давать. Видимо, в таких представлениях отразилась банальная зависть. Непонимание биологии животных и мысль о несправедливости толкали людей на фантазии о ведовстве и нечистой силе.
На эту тему существует любопытное свидетельство:
«Пастух пас коней, а его кума пришла в поле и тянет за собой тряпку по траве. А пастух это видит и думает: “Для чего же ты тряпку-то тянешь? Я завтра тоже так попробую”. Взял он тряпку, поволок ее по траве и говорит: “Что куме, то и мне, что куме, то и мне”. Трижды сказал, потянул тряпку по траве и пошел домой. Приходит домой, видит – а из потолка молоко льется, кругом уже натекло. Он не знает, что делать. Побежал к куме: “Иди же сделай что-нибудь, ты знаешь!” – “А что такое?” – “А что ты делала, то и я делал – тряпку тянул, теперь из потолка молоко льется”. Она побежала, за эту тряпку подержала, и молоко перестало литься. Она ему говорит: “Смотри, никому не говори”.
Пасли три человека на Купалу коней, и тут смотрят – бежит свинья. Один встал и побежал за ней. А свинья превратилась в женщину – она бегала собирать росу. Тогда этот человек узнал в ней свою куму и говорит: “Что куме, то и мне”. И на человека полилось молоко. Это ведьма была, она крала молоко».
Также росу можно было собирать, просто перекатываясь по траве, или же воровать напрямую. Ведьма перекидывала вожжи или свой пояс, смоченный росой с полей, и начинала «доить», дергая за концы.
Существовал еще один не менее интересный способ воровства молока:
«Наша корова шла на пастбище, а там за ней старая баба шла и взяла три следа от нашей коровы. Отец видел – он шел поодаль. Видел, как она брала следочки – и сразу нет молока. А мой отец был охотник, у него было ружье. Он пошел к этой бабе и сказал: “Если завтра не будет молока, то застрелю”. А она говорит: “А, Игнат, чего ты так сердишься? Завтра будет молоко”. Действительно, наутро молоко появилось».
Под «следами» тут стоит понимать землю под копытами.
Определить ведьму, ворующую молоко, можно было и следующим образом. Хозяйка порченой коровы надаивала немного молока и клала в него девять иголок, цедилку, подкову, лягушку или рыбу. Затем кипятила молоко на медленном огне. Предполагалось, что эти операции над молоком мучают ведьму и она непременно придет просить у хозяев убрать молоко с огня. При этом нужно было внимательно следить, чтобы ведьма, придя во двор, не забрала с него никаких предметов. В иных местах страдания причинялись не ведьме, а ее корове. Причем такая месть сама приравнивалась к ведовству, так как страдало невинное животное, а не нечистая сила.
Хотя в некоторых случаях крестьяне забывали о своей зоозащитной деятельности, о чем говорят многие антиведовские ритуалы. Например, люди убивали ужей, клали им в рот горох и закапывали труп. Когда растение прорастало, то горошинку с этого дерева нужно было положить себе на плечо, и тогда человек якобы получал возможность видеть ведьму, которая к нему ходит.
Также ведьмы воровали молоко, превращаясь в животных. Считалось, что если такое животное убить, то из него польется молоко. Этими животными могли быть не только сами ведьмы, но и их прислуга – ужи, жабы или мелкие черти. Если во время обнаружения удавалось ранить жабу в ногу, то на следующий день хозяева коровы присматривались ко всем женщинам в деревне. Какая из них хромала, та и была ведьмой.
Управление живностью проявлялось и в том, что ведьмы насылали на поля грызунов и насекомых. Помимо коров, колдуньи также портили и кур, так что те переставали нестись.
Люди, которые были обеспокоены пропажей молока, даже ложились ночевать в сарае, чтобы определить вора, ведь они руководствовались простой логикой: где-то убавилось – где-то прибавилось.
Превращение ведьм – достаточно распространенный сюжет. Например, типична такая история. Парень ходит к своей девушке, несмотря на прямой запрет от матери или бабушки. Во время очередного такого похода он встречает свинью, корову или кошку, которая пытается помешать ему. Парень, конечно же, дает отпор скотине, иногда отрезая ей часть тела (например, ухо), а когда возвращается домой, видит свою заболевшую мать, у которой отсутствует эта часть тела.
Вот типичный сюжет с русского севера на эту тему:
«В одной деревне бабка жила, такая старая. Дом у нее стоял далеко от других, ниже от деревни. Говорили люди, что ведьма. Ну вот, раз с танцев шел парень с девушкой, ночь уже, за полночь. Вдруг бежит на них большая свинья, такая здоровая. Девчонка-то испугалась, а парень и ударь ее пряжкой от ремня прямо в лоб. Ну, испугалась свинья, захрюкала и убежала. На другой день парень-то в магазине это и рассказал. Вдруг входит туда эта ведьма-то, а у нее на лбу сияет отпечаток от пряжки».
Воровство могло происходить не только напрямую, физически, но и через мистические силы. Забрав несколько колосков, ведьма с помощью магии могла сделать так, чтобы весь урожай соседей вырос на ее поле.
Это могло быть и личной местью. Ведьма связывала пучок колосьев, надломив его на корню, и такой залом мог повредить как урожаю, так и его хозяевам. Если задеть его во время жатвы, это было чревато плохими последствиями. Чтобы обезвредить ведьмовское оружие, необходимо было обратиться к знахарю, чтобы он сжег этот пучок колосьев на огне из осиновых веток. Ведьма, насылая такую порчу, приговаривала: «Как будешь жать, то будешь больной лежать, как будешь молотить, то будет в голове колотить, как будешь молоть, то будет в груди колоть, а как будешь печь, то будет кровь течь».
Ведьмы воспринимались как проявление чистого зла, поэтому порчу они могли пускать просто «по ветру», чтобы она прицепилась к первому встречному. Если же порча имела конкретную принимающую сторону, то ведьма, как и в случае с коровами, вырезала кусок земли, на который ступал человек, и начинала колдовать. Например, она могла подложить эту землю в чей-то гроб или в печь, чтобы она там высохла, а вместе со следом сох и сам человек. Порча наводилась и через предметы (такое делали и с коровами, подкладывая под них заговоренные вещи). Часто это были змеиные шкуры, кости или мертвые животные, а также нитки и сломанные иглы. В домах, в которые подбрасывали эти вещи, болели и умирали.
Ведьмовские шабаши у русских также были особенными. Например, ведьмы могли просто собираться у кого-то на дому, что отображено в следующем отрывке:
«Ехал один гончар и на ночь попросился переночевать в один дом. Его положили на лавку. Хозяйка думала, что он спит, а он смотрит: пришло много бабок, засветили светильник, а он глаза прикрыл и смотрит. Двери не открываются, а их все меньше и меньше. Когда ни одной не стало, он заглянул в печку, и его затянуло в трубу. И оказался он около дегтярни (где раньше деготь изготавливали) на вербе, куда ведьмы слетались, они на березовых палках прилетели, и он так. Собрались в хату ведьмы и черт с ними, а хозяйкин сын был в это время дома. Ведьмы вместе приготовили горшок с зельем, каждая понюхала и пошла через трубу. Черт сидит, всех ожидает. А этот парень понюхал, схватил ступу и через трубу в воздух унесся».
Особенность славянских шабашей состоит также в том, что попасть на них можно было через принятие в пищу специальной каши, об этом ритуале сообщали ведьмы на судебных процессах.
Существует рассказ о солдате, который остановился у вдовы-ведьмы. Подсмотрев, как она мажет подмышки и улетает, он повторил процедуру, но неправильно произнес заклинание, из-за чего во время полета часто бился об деревья. При этом вернулся он цел и невредим. Хозяйка дала ему лошадь, но сказала не говорить коню «но» и «тпру». Однако солдат ослушался и был сброшен конем, который сразу же превратился в березовую палку.
Так как внешние признаки ведьмы (физические уродства) могли приобретаться человеком и без магии, то народ придумывал более специфические методы обнаружения ведьм. Считалось, что можно распознать ведьму, если посмотреть на нее через решето, хомут или осиновую борону, сделанную за один день или найденную в чужом поле. А если посмотреть на женщину через дыру от выпавшего сучка в доске из гроба, то можно распознать ведьму наверняка.
Особенно легко можно было узнать ведьму в те дни, когда нечистая сила была особенно активна, например на Ивана Купала. Причем в это время признаки были чисто поведенческими. Например, ведьмы приходили к купальскому костру, чтобы попросить огня. Считалось, что этот костер их привлекает.
Были и более сложные способы определения ведьм, которые занимали по несколько дней. Перед началом Великого поста люди засыпали с творогом во рту. Этот кусок творога они потом зашивали в пояс и с ним двенадцать раз заходили в церковь. После этого они могли увидеть всех ведьм на пасхальной службе (те должны стоять спинами к алтарю с дойницами на головах).
Пасха была временем, когда ведьмы делали свои запасы силы на год вперед. Чтобы получить ее, необходимо было притронуться к одежде священника. Для охраны от ведьм к священнику даже специально приставляли мужчин, которые должны были следить за одеянием батюшки. Ведьмы также могли трогать замок или ручки церковной двери.
Особенно болезненным для ведьм было слышать, когда священник произносит «Христос воскрес», в это время ведьмы выходили из церкви. Также они не могли участвовать в крестном ходе. Еще на Пасху ведьмы могли видеть дули, которые им крутили в карманах.
Защитой от ведьм служили специальные обереги. Такими были свеча, освященная на Сретенье, коса, нож, крапива, метлы или вилы. Все они ставились на воротах, крышах хлева, около дверей в дом. Магический способ борьбы с ведьмами заключался в том, чтобы обвести круг косой или обсыпать дом освященным маком. Эти ритуалы ведьму не столько останавливали, сколько задерживали. Полагалось, что ведьма сможет пробраться в дом только когда соберет и пересчитает все зерна по одному.
Кроме защиты дома, существовала также и индивидуальная защита. Перед выходом из дома люди втыкали в одежду иголку или клали в карманы полынь. Коров защищали окуриванием травами, что были собраны в ночь на Ивана Купала, к хвосту привязывали красную нитку, а в рогах просверливали дырочку, в которую клали кусочек ладана.
От ведьмы можно было защищаться и врукопашную, но стоило помнить, что это существа хитрые и могут мастерски вводить в заблуждение. Ведьму стоило бить по ее тени, так как считалось, что на самом деле она находится на месте своей тени. Бить стоило только раз и крепко, так как каждый второй удар только прибавляет ей силу. Это работало с любой нечистой силой. В другой «инструкции» по рукопашному бою с ведьмами можно было бить ее сколько угодно, но при этом все время говорить «раз», а ведьма все это время будет искушать тебя сказать «два».
Ведьмы у русских были не бессмертными. Умирали они страшно и мучительно, так как расплачивались за свою связь с нечистой силой. Ведьма не могла умереть, пока не передаст кому-то свои знания. Или же для ее спокойной смерти необходимо было разобрать в доме потолок или выломать одну доску из крыши. Возможно, это связано с символом неба, куда улетают все души. Тело ведьмы после смерти разбухало и не помещалось в обыкновенный гроб, а изо рта у нее вытекало сворованное молоко. Хоронили ведьм лицом вниз. Гроб несли задворками, но никогда не шли по главной дороге. Злой дух, который приходит за душой ведьмы, воплощается в жабе или уже, которого нельзя выгнать из гроба. За похоронной процессией часто бегут собаки, которые стараются потом раскопать труп. После смерти ведьмы еще продолжают вредить людям и возвращаются. Выше уже упоминались сибирские обычаи, согласно которым ведьмам забивали в грудь осиновый кол, чтобы уберечь себя от их возвращения.
Белорусский фольклор заметно выделяется на фоне фольклора других восточных славян, но, к сожалению, он не получил особого распространения. Тем не менее белорусам тоже есть что сказать по поводу ведьм. В изучении белорусского ведовства мы будем опираться на этнографические исследования Николая Яковлевича Никифоровского, а именно на его труд под названием «Нечистики».
Рассказывает Н. Я. Никифоровский не только о ведьмах, но и о ведьмаках (рассказы о которых есть и у других этнографов, но они чаще их разделяют), помещая их в одну главу, так что все описываемые признаки и ситуации относятся к обоим полам, кроме специально оговоренных случаев. Правда, он также отмечает, что «мужчины менее восприимчивы к ведьмачеству, чем женщины, а потому и ведьмаков меньше, чем ведьм. Дальнейшее слово преимущественно о сих последних».
Начинает Никифоровский с описания внешности ведьм, называя их карикатурными, после чего описывает их внешнее уродство, не прибавляя никаких новых характеристик к образу, кроме, пожалуй, лишних или недостающих пальцев или того и другого, но на разных руках.
Особое внимание уделяется поведенческим особенностям, по которым можно опознать ведьму. Автор говорит о свирепом и мутном взгляде исподлобья, который может быть сосредоточенным или блуждающим. Ведьмы либо вовсе не улыбаются, либо улыбаются так, что от этой улыбки передергивает. Голос у них хриплый, сами они неразговорчивы. Имеют неудержимую тягу к водке и сигаретам, много пьют и едят, в одежде смешивают роскошь и нищету, спят и работают в таком темпе, чтобы не пересекаться с другими людьми. Нечувствительны к чужому горю или радости, не посещают церковь (по этому признаку позже в Российской империи вычисляли революционно настроенных граждан) или общественные мероприятия. Отстраняются они и от собственной семьи.
Из внешних отличий можно также отметить «фосфорический блеск в глазах», но свой истинный облик они показывают только в сумерках. Действуют они тоже преимущественно ночью, и в этот период их легче обнаружить.
Сразу стоит отметить, что в белорусских представлениях о ведьмах четко прослеживается модель нежелательного поведения. Крестьяне, жившие общинной жизнью, подозрительно относились к людям, которые сторонились других людей и общего труда. Поэтому можно считать большим благом, что на землях Белоруссии не было своей инквизиции, иначе многие поплатились бы жизнью просто из-за плохих отношений с соседями.
Далее не совсем понятно, то ли это представления всех белорусов, то ли самого Никифоровского, но он пишет, что ведьмой можно было стать только «самохотью», то есть волей самого человека, а в некоторых случаях люди приобретали эти способности и вовсе случайно. Это очень странно, если брать во внимание, что у славян обычно существует разделение на обученных и прирожденных ведьм. У белорусов же ведьмы получают свои способности именно от сговора с дьяволом. Видимо, такая ситуация сложилась из-за того, что Белоруссия некоторое время пребывала под польским влиянием и впитала в себя западные традиции.
Ритуал инициации ведьмы достаточно похож на русский (крест под пяту, надругательство над иконами), но отличается тем, что у белорусских ведьм есть куратор в виде приставленного к ним беса. И отрекаются они не только от Христа и всего святого, но и от своих родителей. Никифоровский сравнивает ведьм с их наставниками-бесами, которые мучают только душу человека, а вот ведьмы не гнушаются и телом.
Во время ночного общения с бесами ведьмы часто превращаются в предметы, обязательно женского рода. Ведьму также можно опознать по постоянно находящемуся при ней венику, на котором она летает. Веник может быть в комбинации с другими средствами перемещения, среди которых есть животные. Правда, в отличие от других ведьм, белорусские на них не летают, а просто ездят.
У белорусов существует иерархия шабашей. Например, самые почитаемые – это Купальский и мясоедный, который наступает на 24-й день после христианского праздника Рождества. На шабашах белорусские ведьмы находят применение украденному молоку – они в нем купаются вместе с чертями. К слову, черти также воруют молоко. Иногда на шабаше закалывают младенца, которого извлекли из материнской утробы. Потом его съедают все участники шабаша. Если та, которую считали ведьмой, однажды появляется в деревне с физическими увечьями, то закономерно считают, что она была наказана на шабаше за какой-то проступок.
Белорусские ведьмы и ведьмаки находятся в сложных отношениях друг с другом. Несмотря на их близость, между ними нет ничего, кроме вражды. Хоть их супружеское сожительство и кажется логичным, но ведьмы предпочитают чертей или других нечистиков, от которых могут иметь детей (их потом съедают вместе с сожителями).
У белорусов также существуют сюжеты о случайном превращении в какое-либо животное. Но если у остальных народов обычный человек мог перевоплотиться, неосторожно используя ведовские мази, то у белорусов ведьма могла сама кого-либо превратить. Причем важно было, чтобы пол животного соответствовал полу жертвы.
Такое превращение не могло быть длительным, от одной ночи до суток. Причем многие люди, вернувшись в обычный облик, сохраняли привычки животного, в которое превращались. Ведьмы могли превращать в животных не только людей, но и других животных.
Подобно русским, в тени ведьмы белорусы видели черта, который мог «передавать» ей удары. При схватке с ведьмой нужно было бить верхней стороной кисти или освященными предметами. Тень можно было проткнуть гвоздем или другим острым предметом из церкви. А для надежности после смерти ведьмы вбить эти предметы в могильный холм.
Считалось, что для порчи молока ведьма могла превратиться в муху и сесть на цедилку. Тогда ее нужно было в эту цедилку завернуть и повесить над печью или же варить в кипятке. Ведьма не могла превратиться обратно и мучилась. Особенно, если дым был от ладана, а вода святая. Если русские просто отрубали конечности ведьмам-лягушкам, которые крали молоко, то суровые белорусы церемонились еще меньше и выкалывали глаза и прокалывали тело булавками. Однако ведьму не убивали. Ей оставляли жизнь, чтобы она продолжала мучиться.
Далее стоит сказать несколько слов о делении, по Никифоровскому, на ведьм и колдуний.
Он говорит, что эти «демоноподобники» (колдуньи) отличаются от ведьм тем, что стоят дальше от бесов и более приближены к людям. Они могут жить среди них, не выдавая себя. Также колдуньи менее негативно относятся к христианству и могут посещать службу и окружать себя христианской атрибутикой. Конечно же, делают они это неискренне и для отвода глаз.
Черти к колдуньям относятся менее доверительно, чем к ведьмам. Но хотя бесы и не уважают колдуний, однако им верны. Они даже могут использовать свою силу во благо, если так прикажет колдунья. Например, полечить кого-то травами, заговорами, привернуть любовь, прибавить удачи. Делают они все это в обмен на душу колдуньи.
Черти являются колдуньям только в своей «облегченной» версии. Во всей полноте колдуньи могут их лицезреть лишь после своей смерти (в аду). Сокрыты им и другие колдуны, которых они не могут узнать по одному взгляду, как это делают ведьмы. Из-за этого колдуньи чаще воюют между собой, а бесы вынуждены им помогать – но только до тех пор, пока «целям бесовства не приносится ущерб».
Колдуньи умирают только своей смертью. Дожив до предельного своего возраста на земле, они ослабевают умом и телом. Бесы уже меньше следят за своими подопечными и просто охраняют их душу или помогают в передаче колдовских знаний другому лицу. Умереть, пока не передаст силу, колдунья не может, а сделать это очень нелегко. Слишком велики их предсмертные муки – желающих себе подобной участи найти сложно. Колдуний мучают бесы, но мучаются они и сами от угрызений совести из-за всего содеянного ими зла. В предсмертных муках колдунья может попросить кипяток для удаления жажды, а в холодную погоду – воды из проруби.
Никифоровский описывает, как белорусы помогают своим колдуньям. Они кладут их посреди избы и на их грудь помещают веревку, которая тянется на двор, чтобы душе было легче выбираться из тела. По всему дому проделывают дыры, открывают все окна и двери, чтобы черти могли забрать обещанное им. На печь кладут хомут, чтобы бесы могли вытащить душу, – считается, что душа у колдуньи рогата и может не пролезать в отверстия. Чтобы черти не унесли вместе с душей и тело, его осыпают освященным маком или солью. После смерти колдуньи начинается плохая погода, от которой люди спасаются, положив в ее могилу крест.
К колдунам было более уважительное отношение. Ни одно празднество не обходилось без колдуна, которого усаживали на почетное место и ухаживали за ним, обращаясь за помощью и советом. Колдуны могли снимать порчу и лечить людей и скотину, зарабатывая себе приличное состояние.
Колдуньи, хотя и обладали меньшей силой, чем ведьмы, но все-таки могли одним своим словом покарать целые семьи или даже деревни. Особо сильными были заклинания на еду, которую должен был съесть недоброжелатель.
Люди, которые хотели получать необходимые лекарства или другую помощь, наблюдали за колдуньями исподтишка и замечали, какие травы они используют, из чего варят свои зелья. Никифоровский приходит к выводу, что многие из используемых веществ имели наркотический характер. Закономерно, что такие «наблюдатели» попадали под влияние наркотика, и в своих видениях летали на палках и посещали шабаши. На следующий день после таких развлечений человек испытывал стыд и физическую немощь. У «вернувшихся» часто начинались проблемы со здоровьем – припадки, глухота, забывчивость.
Белорусские мифы примечательны тем, что в них ведьма – это существо, закрытое от мира, и именно потому воспринимающееся как существо вредное. Тут можно вспомнить теорию английских антропологов о появлении ведьм во время распада сельской общины, которая подходит сюда как нельзя кстати. Такие воззрения вскрывают коллективистскую сущность белорусских крестьян. Само разделение на ведьм и колдуний, где к последней относятся лучше именно из-за ее большей общительности, говорит об этом факте. Для сравнения, у русских, украинцев и европейцев моральный «окрас» ведьмы (добрая – злая) не связан с ее социальностью. И те и другие жили в общине и нормально общались с односельчанами. У Никифоровского же ведьмы даже редких социальных контактов не переносили, не говоря уже о регулярном общении с односельчанами.
Однако из структуры текста можно предположить, что Никифоровский вполне мог как обобщить все полученные им сведения, так и выдать представления только одного села за общенародные. В отличие от исследований Левкиевской, у него слишком мало «или». Также у него чувствуется большее влияние христианства. Это проявляется, например, в тех моментах, где он говорит, что ведьмами становятся, а не рождаются (в основе – христианская идея, что каждый имеет право на спасение и никто не может просто взять и родиться плохим). Хотя во введении в свой труд он признает, что, «стоя отдельно от библейских и вообще религиозных сказаний, предлагаемая повесть сложена из сводных сказаний простонародья», все же сомнительно, что христианство могло так глубоко проникнуть в белорусский фольклор.
Наконец перейдем к украинским ведьмам. Близость народов обусловила схожесть украинских, русских и белорусских ведьм, но постараемся отметить их различия.
Образ украинской ведьмы довольно эффектен. Певец украинской ночи Николай Васильевич Гоголь оставил нам как жутковатую панночку, так и колоритную Солоху. В дальнейшем не он один возвращался к образу чернявой девушки в сорочке с алой вышивкой со сводящими с ума карими очами.
На Украину влияла русская, польская, турецкая и крымская культуры, но вместе с тем сохранились еще и нетронутые уголки Карпат, где народ веками сохранял свои традиции. К сожалению, украинские села вымирают, а вместе с ними уходят и народные представления. Мифы, литература и научные исследования – последние места, где можно наблюдать ведьм. Оттого еще интереснее, что же думали наши предки об этой страшной силе.
Первая же отличительная черта украинской демонологии – то, что в ней существует разделение на ведьм и знахарок. У знахарок, например, отсутствует способность к превращению. Но у ведьм и у знахарок общим является символ пиковой шестерки, которая составляет важный элемент гадания. Кроме того, ведьмы с помощью этой карты могли не только предсказывать будущее, но и совершать превращения. Чтобы обычный кусок бумаги стал магическим артефактом, необходимо было провести специальный ритуал. На Светлый праздник Пасхи ведьма брала с собой в церковь эту карту, положив ее в карман. Когда на богослужении священник выходил из алтаря с крестом в руке и говорил прихожанам «Христос воскресе!», а те ему отвечали «Воистину воскресе!», ведьма шепотом произносила: «У меня в кармане карта есть». Так она делала после каждого «Христос воскресе!». Таким образом с помощью этого кощунства ведьма подзаряжала карту.
«Инициация» в знахари происходила через контакт с ведьмами. Если у человека случалась беда с коровой, то он, по совету старших, садился в засаду на ведьму, надеясь ее изловить. Если ему это удавалось, его начинали считать знахарем, если же нет, говорили: «Не зная броду – не суйся в воду». Считалось, что это не ведьма не явилась, а человек не имеет достаточных знаний и умений, чтобы ее поймать.
Также в представлениях украинцев ведьмаки не воюют с ведьмами, а управляют ими, однако только «учеными» ведьмами, которых называют упырями. Хотя такое название по отношению к ведьмам достаточно редко и чаще относится к блуждающим по ночам душам мертвецов.
Основными отрицательными персонажами ведьмовского фольклора, как это часто бывает, были ведьмы ученые, назначенные народом виновными во всех бедах человечества. Любым событиям жизни, особенно негативным, было необходимо дать оценку, персонифицировав явление в образе ведьмы. В этом отразились представления о добром и злом началах, которые находятся в постоянной борьбе.
Если обученная ведьма заведомо считалась злой, то природная могла быть и доброй. И, к слову, не все неодобряемые крестьянами действия ведьм были обязательно плохими. Например, на шумных гулянках, которые сельская молодежь устраивала на праздники, ведьмы могли напугать юношей, чтобы они своим весельям не нарушали тишину. Здесь есть некоторое противоречие, ведь сами ведьмы на своих шабашах отнюдь не вышивали. Скорее всего, рассказы о ведьмах, которые могут причинить вред гуляющей молодежи, придуманы их родителями, которые таким образом хотели оградить своих детей от распутства.
Интересно, что аморальным поведением тогда считались многие обычные для современного человека вещи. Например, ведьмы могли напугать девушку, которая просто выходила на улицу слишком поздно.
Еще одним странным «грехом» было для молодой девушки пойти одной… на церковную службу. В таких случаях юной бунтарке объясняли, что ведьмы могут превращаться в ее подругу. Лучше понять это можно на одной истории.
Две подруги договорились вместе пойти в церковь на службу. И вот к одной из подруг ночью приходит вторая и зовет ее. Собираясь, первая подруга заметила, что у гостьи на ногах полно шерсти. Когда они выходили, девушка сказала, что забыла дома платочек и, вернувшись за ним, захлопнула за собой дверь. Девушка вместе с родителями помолилась Богу за то, что тот спас ее. На следующий день и сама подружка подтвердила, что не приходила к ней, так как ее не отпустили.