Хотя, не скрою, что после смерти папы испытала облегчение и думала, что все мои проблемы на этом закончились.
Но, оказывается, нет.
Все, что мне пришлось пережить в детстве, очень сильно помогло мне. Но чтобы осознать это, мне пришлось тоже пройти немалый путь принятия, доверия, любви и прощения.
Комментарий Элины М.:
●
Люди склонны относиться к своей травме, травматичному опыту одним из двух видов реакций:
Это меня разрушило, лишило всего.
Это мне помогло, закалило.
Второй вариант, безусловно, ресурснее, и оптимистичнее. Но это, скорее, попытка «приручить монстра в своей голове», чем реальное отражение действительности.
Если перестать на какое-то время «обожествлять» травму, отключить фильтр всеобщего принятия и благодарности этой травме, то можно заметить удивительную вещь: не травма создает нас такими, какие мы есть, не она и не тот, кто нас травмирует, закаляют нас.
Напротив, те, кем мы становимся, переживая все неприятности и ужасы жизни – это истинные МЫ. Проживая боль раз за разом, неосознанно берущие на себя ответственность: как реагировать, какие выводы делать, какие решения принимать.
В этом и есть истинное становление личности. Травма лишь создает жесткие рамки, осложняя нам путь к сами себе.
Я уже говорила о том, что уроки в приюте проходили очень своеобразно и никогда не по плану. Они никогда не соответствовали на 100% плану, скорее всего процентов на десять. Но, тем не менее, я, действительно, старалась донести до ребят знания.
Самое страшное – это диктанты, их проверяли в школе, и мне нужно было обязательно отчитываться об успехах детей. Так вот, самое страшное в том, что не все семиклассники умели писать, или писать хоть как-то более-менее грамотно. Это вообще редкость.
Была травля.
Диктант – это всегда огромный стресс для детей, даже в обычной школе, а уж в приюте!
Здесь все авторитеты теряли свой авторитет.
Какой-нибудь ботаник, которого дразнили, получал свой звездный час.
И это был слом всех шаблонов какого-то привычного поведения.
И ребята в этот момент вели себя достаточно агрессивно.
И однажды ситуация практически вышла из-под контроля…
Одна девочка, когда я начала диктовать первые строки, просто бросила ручку и стала демонстративно смотреть в окно. Я спросила, почему ты не пишешь?
И она молчала. Она мне ничего не ответила. Кто-то начал смеяться из класса. Кто-то даже кинул в нее клочок бумажки.
Тогда я сказала: «Ребят, у нас перерыв двухминутный. Вы знаете, что мы здесь все собрались не просто так. У каждого здесь есть своя история, и вы просто не знаете историю этой девочки. Наверняка есть очень серьезная причина, по которой она не хочет писать диктант. И я не спрашиваю ее сейчас об этом, но я кое-что знаю о ее истории».
А история, действительно, была, и я не стала об этом рассказывать публично, но я подозвала эту девочку и посадила за свой стол. И просто сделала так, чтобы никто не видел, что она пишет.
Я дала ей совсем другое задание.
Так вот, эта девочка была вынуждена следить за огородом и за скотиной. Она жила в самой-самой глухой деревне, где была одна лишь школа в 10 километрах от дома. Ей просто некогда было ходить учиться, потому что родители заставляли ее следить за хозяйством. И если она этого не делала, ее очень жестоко били. Поэтому у нее не было никаких перспектив и не было никаких других вариантов, как просто следить за скотиной, огородом и домом. Поэтому девочка совершенно не виновата в том, что она практически не умеет писать.
Мы поговорили с ней на перемене, она была благодарна за индивидуальное задание и потом всегда занималась с большой отдачей, понимая, что над ней больше никто не будет смеяться.
Было сложно готовить детей к сдаче ЕГЭ, потому что многие из них практически ничего не знали. И меня тогда удивил один мальчик… он решил жить не так, как живут его родители. Он пришел и сказал, что его родители страшно пьют, употребляют наркотики и совершают преступления. Мальчик всего этого насмотрелся и четко решил жить не так. Он сказал, что он сдаст ЕГЭ (кстати, он его сдал очень хорошо. Я даже когда уже не работала в приюте, продолжала следить за его историей. Знаю, что он получил жилплощадь как сирота, и смог сдать все вступительные экзамены, поступил в институт. Уверена, что все в его жизни хорошо).
Мы много с ним говорили, и я помню, как сказала ему, что не надо жить наперекор родителям или вопреки, а стоит все-таки
жить полноценно.
То есть быть порядочным и стремиться к саморазвитию, чтобы самому получать удовольствие от своей жизни и иметь уважение к себе как к самостоятельной личности, живущей по законам нравственности, любви и благодарности за прожитый опыт.
Комментарий Элины М.:
В практике я часто встречаю женщин, девушек, которые приходят с запросами следующего содержания: «я не хочу жить, как моя мать, я не хочу такие отношения, как у них с отцом. Я столько сил трачу, чтобы не повторять ее путь». Знаете, в чем главная опасность такой фокусировки и такой постановки цели? Отсутствие понимания «а КАК я хочу?». В итоге, у девушки, женщины могут быть не похожие (на первый взгляд) отношения на родительские, но они никогда в жизни не будут удовлетворять ее на столько, чтоб их хотелось беречь и развивать. По итогу – состояние вечного одиночества, непонятности и непринятия. А именно эти пункты часто и перечисляют как «не нравившиеся» в отношениях между родителями.
Другая сторона медали, когда запрос формулируется как «мне хочется, чтоб моя жизнь и мои отношения были, как у***(какой-нибудь подруги, бабушки, звездной пары и т.д.) Это заведомо недостижимая цель, потому что отношения – это взаимодействие двух уникальных людей, со своими травмами, убеждениями, ценностями, мыслями, целями и мечтами.
Пока мы пытаемся жить «не так как кто-то» или «точно так же, как кто-то», мы не имеем возможности узнать, как по-настоящему хотим мы, как можем жить мы. Допустите, что у вас может быть здорово, но совсем по-другому. Дайте себе шанс жить не чужие жизни, а свою.