ЗАЛ БЫЛ ПЕРЕПОЛНЕН. Сотни школьников со всей России съехались на конкурс молодежных стартапов.
В первом ряду сидели члены жюри: организаторы конкурса и потенциальные инвесторы – люди, готовые вкладывать деньги в перспективные проекты. Все они то и дело прерывались на важные звонки и порой говорили на каком-то совершенно особенном языке – русском вперемешку с английским. Федя сидел в зале, страшно волновался и ждал своей очереди.
Он узнал о конкурсе случайно, всего два дня назад. Федю вызвала завуч и предложила выступить с рассказом о его волонтерском проекте «по спасению раненых зверюшек», как она выразилась. Федя воодушевился и решил просить денег на свою мечту.
Он много раз лечил животных, выхаживал, а потом пристраивал в добрые руки. Так у Феди появилась идея: создать ветеринарную клинику, на базе которой будет работать приют. Ему очень хотелось организовать все на самом высоком уровне. Он сделал красивую презентацию с фотографиями старенького спаниеля, кошки с раненой лапой и скворца со сломанным крылом. Всех их вылечили, и о судьбе каждого из них у Феди был готов подробный рассказ.
Наконец его вызвали на сцену. И зал, и жюри слушали очень внимательно, но через пять минут, когда Федя только добрался до жизнеописания кошки, в жюри зазвенел колокольчик. Это означало, что его время истекло. Федя испуганно замер. Молодая женщина из жюри пренебрежительно подняла бровь:
– А где ваш бизнес-план? Чего вы хотите от нас? Только, пожалуйста, очень кратко и по существу.
– Бизнес-плана пока нет… – растерянно ответил Федя. – А хотел бы я денег на открытие ветклиники.
– А на что именно тебе нужны деньги? – мягко спросил один из членов жюри. Он выделялся из всех: одет в обыкновенные джинсы и пуловер, седые волосы заправлены в аккуратный хвостик, в ухе – маленькая серьга.
– На лучшее оборудование: чтобы был и ультразвук, и томограф, и операционная… На самых лучших, профессиональных врачей – хочу платить им достойную зарплату!
– Это замечательно. Но почему ты считаешь, что к тебе придут работать лучшие врачи? Что в твоей клинике будет такого, что их привлечет и чего не будет в других? Почему люди захотят работать именно у тебя? Почему хозяева будут приводить своих животных именно к тебе? Чем ты будешь отличаться от конкурентов? – седой забрасывал Федю вопросами.
– Точно не знаю… – окончательно растерялся Федя.
– Ну, хорошо. Последний вопрос: а сколько денег тебе нужно?
Остальные жюри уже не смотрели на Федю, а тихо переговаривались о чем-то своем.
– Пока не посчитал, – упавшим голосом сказал Федя.
– Вот что, дружище, – подытожил седой. – Дело ты задумал хорошее. И парень ты классный, но пришел к нам с мечтой – а мы работаем с целями. С конкретикой то есть. Понимаешь, у нас не так много времени, чтобы понять, стоит ли твоя идея наших денег. Мы ждали от тебя питч – быстрый и внятный рассказ о проекте, но, кажется, ты сам не совсем понимаешь, чего хочешь. Так что подготовься хорошенько и приходи в следующем году. Пригласите, пожалуйста, следующего участника, – обратился он к организаторам.
И Федя ушел.
Как мы выяснили в прошлой главе, мечтать – это классно. Здорово, когда у тебя есть мечты. Но что с ними делать? Как воплощать в реальность?
Есть такая проблема: не все переходят от визуализации желаний к действиям. Не все превращают мечту в цель. Поэтому у многих людей мечты так и остаются нарисованными на картах желаний.
Именно это произошло с Федей: он отлично мечтал, но не был знаком с целеполаганием, то есть не умел ставить цели. Поэтому давай-ка разберемся, как правильно это делать.
Пока твои желания крутятся в голове, это всего лишь фантазии. Забыть о них легко, а реализовать – сложно.
Чтобы желание превратилось в цель, его обязательно нужно записать.
Записал? Посмотри внимательно на то, что получилось. 50 % успеха в достижении цели – это правильная формулировка, поэтому сейчас мы над ней немного поработаем.
1. Первым делом проверь, не закралось ли в нее какое-нибудь «не»? Например, «хочу не заболеть на каникулах» или «хочу не провалить экзамен». Наш мозг такое не любит – потому что приходится концентрироваться на негативе. Формулируй цель позитивно – пиши, к чему ты хочешь прийти, а не от чего избавиться: «хочу быть здоровым на каникулах», «хочу сдать экзамен на отлично».
2. Затем проверь, что цель относится к тебе и ее достижение зависит от тебя. Хорошая оценка на экзамене – это то, чего ты можешь добиться сам, если будешь готовиться. «Хочу, чтобы родители купили мне новый телефон», – это плохая цель, потому что ее исполнение полностью зависит от родителей. А вот такая цель подойдет: «хочу накопить денег и купить себе новый телефон» – ее исполнение зависит от тебя.
3. Чтобы сделать формулировку еще лучше, используй метод SMART[1]. Согласно этому методу, любая цель должна быть:
Specific – конкретной
Какого результата ты хочешь достичь?
Четко ли ты представляешь себе этот результат?
Например, ты собираешься поставить себе цель: «Сдать хорошо ЕГЭ или ОГЭ по математике». Но что для тебя значит «хорошо»? «Набрать определенное количество баллов» – вот это уже конкретная цель.
Measurable – измеримой
Какие факты и цифры подтвердят, что цель достигнута?
«Набрать 80+ баллов по математике на ЕГЭ» – измеримая цель, потому что ее достижение можно легко проверить
Achievable – достижимой
У тебя уже есть то, что нужно для достижения цели?
Чему нужно научиться?
«Сдать ОГЭ по математике на 22+ баллов» – вполне себе достижимая цель, если знаешь, что нужно для этого сделать. Например, каждый день решать задачи в соответствии с планом подготовки.
Relevant – актуальной, соответствующей другим целям
Для чего эта цель нужна?
Не противоречит ли она другим твоим целям и ценностям?
Если у тебя серьезные планы на будущее, то успешная сдача ОГЭ – важный шаг к осуществлению этих планов. Значит, данная цель релевантна другим.
Time-bound – привязанной к определенному сроку
Чтобы цель точно сработала, обязательно поставь себе сроки, и не забывай про достижимость. Подготовиться к экзаменам можно за две недели, можно за шесть месяцев, а можно «когда-нибудь». Двух недель для такой цели, может, и маловато, шесть месяцев – в самый раз, а вот «когда-нибудь» почти наверняка значит «никогда».
Если ты суперамбициозный, можешь усложнить себе задачу: ставь цели в формате SMARTS. Последняя S означает Stretching – вытянутая, развивающая, напряженная, то есть цель, которая чуть круче, чем ты прямо сейчас можешь достичь. Например, если для тебя подтянуться 20 раз – это уже серьезное достижение, повысь цель до 30 раз. Это здорово мотивирует и позволяет добиться классных результатов. Возможно, ты не подтянешься 30 раз, но подтянешься 25 – а это уже больше, чем 20.
4. После того как запишешь цель по методу SMART, обязательно проверь ее на экологичность. Цель экологична, если от ее достижения никто не пострадает – ни ты, ни другие люди, ни животные.
Не ставь цель «сдать ЕГЭ/ОГЭ на максимальный балл», если понимаешь, что у тебя совсем не останется времени ни на другие предметы, ни на отдых, и это в конце концов плохо скажется на твоем здоровье. Может быть, стоит тогда немного скорректировать цель, например: «Сдать ЕГЭ по математике на 70 баллов». Не ставь цель «завести кошку», если у члена семьи аллергия. Это не обязательно значит, что нужно теперь полностью отказаться от своего желания, – его можно трансформировать. Например, найти гипоаллергенную породу кошек.
Другой пример неэкологичной цели – ты хочешь стать пилотом, грезишь о полетах, но твое зрение не позволяет поступить в соответствующий вуз. Ты можешь обмануть приемную комиссию ради мечты, но управление самолетом с таким зрением может обернуться катастрофой и для тебя, и для твоих будущих пассажиров.
Помни: цель хороша тогда, когда она не приносит вреда другим.
Здорово, когда мечту удается разложить на простые и понятные цели – а если не получается?
Вполне возможно, что в твоем «списке 100» появятся желания, которые на первый взгляд кажутся нереальными, например: «хочу стать знаменитым» или «хочу через десять лет стать президентом банка и ездить на Porcshe»… О таких желаниях очень приятно думать, но вот как исполнять? Как к ним подступиться?
Спокойно: любое желание можно превратить в цель. Вопрос только в том, что некоторые из них могут быть:
Разберемся сначала с абстрактными целями: «стать знаменитым», «много зарабатывать», «жить в доме на берегу моря». Перевести их в что-то конкретное и измеримое сложно, очень уж они неопределенные. Значит, надо сделать их более определенными!
Для этого мы предлагаем использовать технику, которая называется веер возможностей.
Веер возможностей позволяет прощупать неизвестное без особых рисков: если в какой-то момент ты поймешь, что идешь не туда, всегда можешь сменить направление.
Абстрактная цель хороша тем, что ее можно достичь разными путями. Если тебе нужна пятерка по русскому, то хочешь не хочешь, а придется готовиться – без вариантов. А вот если решил стать знаменитым, вариантов полно: можно прославиться как артист, как писатель, как блогер, как изобретатель и так далее.
И вот как можно проработать цель «Стать знаменитым»:
1. Шаг первый: перечисли несколько путей, которые могут привести тебя к цели.
Получился «веер» из четырех возможностей, каждая из которых хотя бы немного тебя привлекает. Теперь выбери один из вариантов и разложи его по методу SMART. Например, если пойдешь по пути блогера, цель в итоге может выглядеть так: «За три месяца раскрутить свою страничку в социальной сети до 3000 подписчиков».
2. Шаг второй: выполни действия, необходимые для достижения этой цели.
В прошлом шаге ты превратил абстрактное желание в понятную цель; дальше эту цель нужно будет разбить на еще более мелкие «кирпичики» – задачи. О том, как эффективно работать с задачами, мы подробно поговорим в следующей главе. Если коротко – на этом этапе тебе нужно будет определиться с конкретными действиями и выполнить их.
3. Шаг третий: когда пройдет установленный срок, сверься с результатом.
В нашем случае срок – три месяца. Когда они закончатся, оцени, насколько ты справился с поставленными задачами и приблизился ли к цели. Если все получилось и тебе нравится – продолжай двигаться в том же направлении. Скорее всего, на этом этапе увидишь еще больше возможностей – составь новый веер и выбери следующую цель: освоить новую тему, снять серию роликов или создать сообщество блогеров.
А если тебе совсем не понравилось работать над первой целью, ты можешь изменить траекторию движения и выбрать другой путь из первого «веера». Например, за следующие три месяца разобраться в том, как пишутся интересные книги, и попробовать написать одну главу.
А теперь вернемся к другому нашему примеру: «хочу через десять лет стать президентом банка и ездить на Porcshe». Вроде бы эта цель очень конкретная, но при этом настолько далекая, что не знаешь, как к ней подступиться. SMARTизировать ее сложно, потому что десять лет – очень большой срок. За это время может сто-о-олько всего произойти и поменяться! Возможно, банками уже будут управлять роботы, а Porcshe вытеснят электромобили.