Глава 1 Как сохранять мотивацию

1. Базовые принципы повышения мотивации

Самое важное – это здоровье. Затем – желание, принятие и умеренное эмоциональное возбуждение

Чтобы повысить мотивацию и стимулировать желание активно действовать, прежде всего важно помнить о здоровье мозга.

При любой загруженности учебой или работой оставляйте себе время для сна, просыпайтесь всегда в одно и то же время, чтобы наладить жизненный ритм. Ешьте три раза в день, внесите в свое расписание немного физической активности – она поможет улучшить кровообращение в мозге. Если не создавать мозгу благоприятных условий для решения задач, вы будете слишком пассивны.

Если вы пытаетесь решать проблемы в состоянии, когда голова работает плохо, непростые задачи кажутся вам чрезмерно сложными. В такие моменты эмоциональная система выходит на первый план, подавляя когнитивную, и вам становится труднее принимать взвешенные решения.

В итоге мотивация теряется и мысли путаются.

Запомните, что прежде всего важно выйти из этого состояния.

Следующие по важности три базовые вещи – это:

• желание;

• принятие (нравится/не нравится);

• умеренное эмоциональное возбуждение.

Их следует учитывать, если вы хотите повысить свою мотивацию.

Вам нужно усилить что-то из этих трех пунктов, стимулируя активность мозга.

С желанием все более или менее очевидно.

Вы учитесь и работаете, для того чтобы что-то получить или заработать репутацию, социальный статус. Людям с подобными стремлениями гораздо проще мотивировать себя на деятельность.

Помните также, что легко мотивировать себя тем, кто умеет поощрять себя. В последнее время на эту тему довольно часто пишут, так что здесь я не буду останавливаться на ней подробно.

Если вы хотите как следует позаниматься учебой или поработать, дайте мозгу четко понять, что́ вы получите в результате приложенных усилий. Но поскольку конечная цель может оказаться слишком далеко, лучше разбить ее на несколько этапов и поощрять себя за преодоление каждого из них. Скажите себе, что, допустим, сделав то-то и то-то, вы купите себе часы, которые вам нравятся, а добившись того-то и того-то – отправитесь в путешествие на пару дней. Чтобы мозгу хотелось получить награду, в свободное время стимулируйте эмоциональную систему – к примеру, рассматривая каталоги. Добившись цели, обязательно наградите себя так, как планировали.

Это один из самых понятных способов повысить желание действовать.

Многие, не успев полюбить свою учебу или работу, накапливают негативный опыт неудач и поэтому пасуют перед трудностями.

Конечно, важно, чтобы вам нравилось то, что вы изучаете или над чем работаете. Спортсмены, упорно повторяющие тяжелые упражнения на тренировках, часто говорят, что именно любовь к спорту дает им силы. Попробуйте вспомнить кого-нибудь из своих знакомых, кто с головой погружен в изучение или исследование очень сложной на взгляд окружающих дисциплины. Наверняка такой человек на вопрос о том, почему он этим занимается, ответит, что ему это нравится.

Почему человеку нравится деятельность, от которой не так просто получить удовольствие, например учеба, работа или спорт? Я думаю, причина в том, что в этом деле у него многое хорошо получается и он чувствует уверенность в своих силах.

Чем вы успешнее в каком-либо занятии, тем больше оно вам нравится

Как человек начинает любить какое-то дело, лучше всего видно на примере детей.

Например, если ребенок не понимает арифметики, этот урок для него – сплошные муки. Ничего из того, что учитель пишет на доске, что написано в учебнике и рабочих тетрадях, у него не получается, и он не чувствует уверенности в своих силах.

Если постоянно заставлять ребенка делать то, в чем он не разбирается, его мозг перестанет нормально работать, глаза потускнеют и его единственным желанием будет поскорее сбежать из класса.

В этом случае бесполезно обещать ребенку вознаграждение (например, говорить, что вы купите ему игрушку, если он справится). У него не появится мотивация делать то, что он не может.

Но если родители или учитель после школы объяснят ему для начала хотя бы одну тему, у ребенка уже появится сфера, в которой он разбирается. Тогда на уроке математики его мозг будет активен и постарается решить те задания, которые ему под силу.

Важно, чтобы вам нравилось то, что вы изучаете или над чем работаете.

После успешного опыта самостоятельного решения ребенок захочет взяться за другие задачи, потому что его мозг получил положительное подкрепление (за приятные стимулы отвечает область мозга, которая называется миндалевидным телом).

По мере накопления опыта, который ребенок осваивает, успешно выполняя однотипные задания, нейронные сети, связанные с этим навыком, укрепляются, и со временем он все быстрее и лучше справляется с задачами.


Строение мозга


Одновременно мозг готовится перейти на следующую ступень развития.

Если на новом этапе родители или учитель снова помогут ребенку и объяснят ему еще одну тему, то он сможет решить еще больше задач. Тогда на уроке математики его мозг будет работать еще активней и глаза снова заблестят. У него начнет накапливаться успешный опыт, и миндалевидное тело будет все чаще считать это занятие приятным.

Таким образом, чем легче ребенку дается предмет, чем больше он уверен в своих силах, тем дольше продолжается активная работа его мозга, он испытывает все больше положительных эмоций, и уроки математики начинают ему нравиться. Возникшее чувство принятия будет и впредь помогать ребенку преодолевать трудности, связанные с этим предметом.

Этот принцип, разумеется, работает в любом возрасте.

Если решение задачи состоит из пяти шагов, сначала определите, каким должен быть первый шаг

Для взрослых ситуация принципиально отличается тем, что у нас нет учителя или родителей, которые взяли бы на себя объяснения. Раньше, когда общество было более стабильным, такую роль часто выполняли старшие товарищи или начальники. Но теперь компании, решая вопрос о ценности и зарплате каждого конкретного сотрудника, ориентируются на результаты его труда, а не просто на выслугу лет. Поэтому единственный, кто может тебе помочь, – ты сам.

В наше время важно уметь самостоятельно осваивать что-то новое, постепенно, шаг за шагом, наращивая свою компетентность в сфере, которой вы занимаетесь, чтобы у вас возрастало желание действовать.

Я общаюсь с пациентами, которые жалуются на отсутствие мотивации, и вижу, что для многих людей пока не очевидно, как меняется современное общество. Хорошо бы оно давало нам сначала простые упражнения на вычитание и сложение, как ученикам в школе. Но если бы все было так просто! Думаю, перед современным человеком чаще ставят такие задачи, что он чувствует себя первоклассником, которого заставили сразу умножать и делить, хотя он еще не освоил таблицу умножения. Мало того – таких задач перед ним оказывается слишком много.

Я вижу, как многие теряют мотивацию к работе и учебе, постоянно сталкиваясь с непосильными задачами.

К тому же общество, которому свойственна социальная поляризация, постоянно подгоняет нас: повсюду распространяется информация о том, что успешный человек может быстро построить карьеру и разбогатеть, а те, кто на это не способен, проигрывают. Поэтому человек пытается найти способ сразу прыгнуть выше головы, вместо того чтобы постепенно осваивать что-то, увеличивая свою компетентность шаг за шагом, – и терпит неудачу. Многие, не успев полюбить свою учебу или работу, накапливают негативный опыт неудач и поэтому пасуют перед трудностями.

Когда ко мне на прием приходят люди с подобными проблемами, я говорю им примерно следующее:

«Мне кажется, когда человек начинает самостоятельную взрослую жизнь, он часто сталкивается с задачами, решение которых находится в пяти шагах от него. То есть ваш мозг не может решить эти задачи сразу.

Если вы будете постоянно думать, как решить проблему, от которой вас отделяет целых пять шагов, то вряд ли захотите действовать. Постарайтесь разделить решение на пять этапов и выделите первый, с которым вы можете справиться прямо сейчас. Приложите все усилия, чтобы полностью преодолеть его. Затем приступайте ко второму. Постарайтесь пройти и этот этап до конца. Пока вы продвигаетесь вперед шаг за шагом, нейронные связи в вашем мозге укрепляются, и спустя какое-то время вы уже можете легко выполнять работу, одним махом преодолевая все пять этапов, делая один шаг вместо пяти».

Способность помогать себе, необходимая современному человеку

Очень важно один за другим оттачивать необходимые навыки. Например, если вы продавец, вам можно начать с привычки никогда не опаздывать. Это будет первым этапом. Затем можно научиться вежливому приветствию, чтобы сразу вызвать у клиента доверие, научиться объяснять сложные вещи простым языком. Это второй этап, и так далее.

Вскоре вы начнете совершать эти действия на автомате, и вам легко будет продумать третий и четвертый этап. Например, на третьем можно провести опрос покупателей и учесть их нужды для будущих продаж, на четвертом – постараться лучше понять эти нужды и донести их до компании (скажем, через начальство), на пятом этапе – составить свой проект и презентацию, которая понравится клиентам. Этот процесс помощи себе потребует от вас самостоятельной учебы и тренировок.

Некоторые этапы совершенствования мозга проходят стремительно

Вот что еще важно. Допустим, вы начали с основ и самоотверженно трудитесь. Тогда, даже если на начальном этапе у вас уходит много времени на выполнение нового дела, однажды наступит момент, когда ваш мозг начнет совершенствоваться с большой скоростью.

Нейробиологи в последнее время часто говорят, что нейронные сети работают, когда мозг получает новые знания или полезные навыки.

Нервные клетки мозга (нейроны) образуют отростки, с помощью которых они соединяются с другими нейронами, и между ними передаются электрические сигналы (импульсы) – так нейронная сеть работает.

Такое совершенствование может происходить только поэтапно.

Нужно постепенно заставлять нейронные сети работать. Этот этап может показаться немного муторным и трудным, но однажды вы почувствуете серьезный прогресс, потому что полезные нейронные сети начнут объединяться. Вы будете решать все более сложные задачи, накапливать положительный опыт, что расценивается мозгом как нечто приятное. Постепенно ваше занятие начнет приносить вам все больше положительных эмоций и получаться легко.

На этом этапе вы ощутите, что все ваши умения, которые сначала казались разрозненными навыками, основаны на одной и той же способности мозга.

Сможете ли вы сами дойти до этого уровня – вот что важно для помощи себе в наше время.

Чтобы вам еще активнее захотелось действовать, необходимо вознаграждение. Подумайте, что вы хотели бы купить, если достигнете поставленной цели, какую позицию хотели бы получить, если сдадите экзамен, и так далее (в подобных желаниях нет ничего плохого).

Еще здесь надо добавить кое-что про чувство принятия и непринятия. Дело в том, что вас побуждает к действию не только то, что вам нравится, но и то, что не нравится. Люди могут стремиться что-то изменить, потому что им не нравится то, что есть сейчас, или возможное будущее. Это ощущение противоположно ощущению «мне нравится», и оно тоже мотивирует.

Загрузка...