О Треугольнике перемен (1) я впервые услышала в 2004 году в Нью-Йорке на научной конференции, посвященной эмоциям и привязанности. В тот день, сидя в аудитории, я внимательно рассматривала проекцию гигантской перевернутой фигуры, где наглядно демонстрировался принцип работы эмоций и психологические последствия, такие как депрессия, к которым они могут привести. Защитные механизмы, тревога и такое важное понятие, как основные эмоции, слились в единую картину, как собранные детали головоломки. Составные части психологического опыта, ранее казавшиеся случайными и хаотичными, вдруг встали по порядку, словно одноцветные стороны кубика Рубика. Я почувствовала себя понятой, испытала облегчение и даже волнение. Учитывая уровень моего научного и психологического образования – диплом Высшей школы наук в Бронксе, степень по биохимии в Уэслианском университете, степень доктора стоматологической хирургии в Колумбийском университете, степень магистра в области социальной работы, а также сертификат по психоанализу, – почему я раньше не замечала настолько простую схему? И вот тогда же у меня родилась еще одна мысль: «Почему эта тема не включена в программу базового образования? Ведь каждый из нас может извлечь пользу из понимания принципов работы эмоций и способов взаимодействия с ними, а значит и улучшить общее самочувствие».
Просматривая видеозаписи психотерапии, ориентированной на эмоции, я заметила у пациентов значительные изменения, причем происходили они не за годы сеансов со специалистом, а за какой-то час. Если честно, меня терзали сомнения: не слишком ли это хорошо, чтобы быть правдой? Неужели мы говорим о научно обоснованном методе, которому можно обучить?
Десятилетие моей психотерапевтической практики дало утвердительный ответ на вышепоставленный вопрос. Скрупулезно изучив последние сто лет развития науки, теоретической психологии и анатомии мозга, я пришла к выводу, что Треугольник перемен будет полезен любому человеку, а не только тому, кто проходит психотерапию. Цель моей работы состоит в том, чтобы воплотить теорию, лежащую его в основе, в доступный и полезный инструмент. Благодаря адаптации клинической литературы и научных данных мне удалось превратить Треугольник перемен в довольно гибкое и простое для понимания средство, применимое в любое время в любом месте. На страницах этой книги я расскажу, как пользоваться этим важным методом для восстановления душевного равновесия.
Жизнь – сложная штука, и все мы, хотим того или нет, испытываем целый калейдоскоп переживаний. Современные люди все чаще сталкиваются с негативными чувствами – стрессом, тревогой, давлением, ощущением пустоты, самоосуждением и депрессией, – но при этом большинство из нас не умеет эффективно с ними справляться. Поэтому, вместо того чтобы их принимать, мы изо всех сил стараемся оградиться, что в конечном итоге приводит к появлению симптомов психических расстройств, таких как депрессия и тревога. Очевидно, что в долгосрочной перспективе такой подход не приносит положительных результатов.
Треугольник перемен – это маршрут, следуя которому вы преодолеете дистресс и начнете больше времени проводить в состоянии покоя и душевного подъема. В его основе лежат последние научные исследования эмоций и мозга, но даже несмотря на сложную научную подоплеку он интуитивно понятен и служит незаменимым для нас ресурсом.
Эмоции – мощная сила, способная в одно мгновение овладеть нами, заставить переживать и болезненно реагировать на происходящее, совершать поступки, о которых впоследствии мы жалеем. В ответ на нежелательную эмоцию мы задействуем те участки сознания, которые, испугавшись возможного негативного воздействия, прячут «плохие» чувства подальше. Вот только мы забываем, что эмоции – это биологические силы, действующие в соответствии с физикой, и их невозможно игнорировать без ущерба для самочувствия. Именно по этой причине в мире все чаще и чаще проявляются симптомы тревоги и депрессии. Наши культурные и образовательные системы не дают возможности получить знания, не предоставляют нам ресурсы и навыки для понимания и работы с эмоциями, хотя обществу очень не хватает базового представления о их биологическом функционировании. Зато чему культура нас хорошо научила, так это отказу от эмоций и уходу от них. Получается, что Треугольник перемен – это своеобразный вызов культурной норме.
Нежелание испытывать эмоции чревато множеством неприятностей. По сути, мы по собственному желанию отказываемся от путеводителя, который подсказывает, чего мы хотим, в чем нуждаемся, что для нас неправильно. Не использовать эмоции – это все равно что управлять лодкой в бурных водах океана без гидролокатора или компаса. Более того, эмоции связывают нас с подлинным «я» и открывают возможность почувствовать тесную связь с другими людьми. Лишенные эмоциональной составляющей, мы начинаем страдать от одиночества, ибо понимание себя и близких происходит именно благодаря эмпатии – эмоциональному связующему элементу. Еще более глубокая связь с подлинным «я» достигается за счет переживания семи основных врожденных эмоций: печали, радости, гнева, страха, отвращения, волнения и сексуального возбуждения (2), которые с рождения и до самой смерти помогают нам правильно ориентироваться в жизни.
Эмоции – это программа выживания, глубоко заложенная в мозг и не поддающаяся сознательному контролю. Например, перед лицом физической угрозы рождается страх. Представьте, что за вами гонится дикая собака. Что побуждает вас действовать, а не стоять на месте? Страх. Гнев защищает нас, побуждая к самообороне. А печаль – это та основная эмоция, которая возникает при утратах, будь то потеря волос, заветной вещи или близких людей. Находя язык с другими людьми, мы испытываем радость и волнение, подталкивающие к дальнейшему общению. Вот почему люди продолжают развиваться, совершенствоваться и эволюционировать. Эмоции – это немедленная реакция на окружающий мир, резко противоположная интеллектуальной. Если думающий мозг дает нам время на поиск желаемой реакции, то эмоциональный мозг просто берет и реагирует.
Хотя эмоции и необходимы для полноценной жизни, они также имеют тенденцию доставлять нам проблемы. Что за противоречивый конфликт?! С биологической точки зрения мы нуждаемся в эмоциях, но при этом они же и причиняют нам вред.
Человеческий разум настолько эволюционировал, что теперь обладает невероятным навыком игнорировать эмоции ради достижения целей. В сущности, именно благодаря этой способности у нас и получается чего-то добиваться и выполнять стоящие перед нами задачи. Всем нам нужно работать, кормить семью, заботиться о доме и других базовых потребностях. Получается, что защитные механизмы помогают нам не сдаваться и двигаться дальше. Однако исследователи убедились, что подавление эмоций пагубно сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье. Их блокировка приводит к депрессии, тревоге и целому ряду других психологических симптомов, вызванных хроническим стрессом, который, в свою очередь, порождает изменения физического здоровья и увеличивает уровень гормонов стресса, называемых кортикостероидами. Доказано, что эмоциональный стресс приводит к сердечным заболеваниям, болям в животе, головным болям, бессоннице, аутоиммунным заболеваниям (3) и многим другим расстройствам.
Современные вызовы, с которыми сталкиваются люди, – стремление к успеху, желание соответствовать и «не отстать», «синдром упущенной выгоды» (FOMO), жажда полноценных отношений и удовлетворения от работы, – вызывают сочетание эмоций, нередко противоречащих друг другу. Скажем, Фрэнк не мог позволить себе автомобиль, который ему очень нравился. Такая простая вещь, как неисполненное желание, породила смесь печали, гнева, унижения и тревоги. Излишне говорить, что с подобным «коктейлем» трудно справиться без защитных механизмов.
Каждый из нас, исходя из генетики, природных склонностей и пережитого в детстве опыта, справляется с эмоциями по-разному. Характер и количество прошлых трудностей напрямую влияют на сегодняшнее самочувствие, даже если эту связь мы и не осознаем. Вдобавок ко всему, от того, как родители и другие воспитатели реагировали на наши эмоции, зависит наше отношение к собственным эмоциям и эмоциям других людей.
Некоторые из нас отключаются от переживаний – и, конечно же, не без последствий: мы отстраняемся, закрываемся, впадаем в оцепенение, живем, руководствуясь головой, а не эмоциональным компасом. Другие же наоборот не могут отключиться и с головой уходят в эмоции. Люди, страдающие от чрезмерной эмоциональности, тратят огромное количество энергии на управление чувствами, что очень утомительно. Возможно, вы замечаете за собой склонность к гневу или плаксивости. А может, вы часто испытываете страх, хотя и понимаете, что бояться нечего. Некоторые очень легко обижаются или чувствуют себя оскорбленными со стороны других, принимая даже самые незначительные разногласия настолько близко к сердцу, что находиться рядом с людьми становится невыносимо. Порой, находясь под влиянием сильных эмоций, мы реагируем на ситуацию весьма остро, о чем впоследствии сожалеем и еще больше усложняем себе жизнь.
Что для нас важно, так это создать баланс между эмоциями и мыслями. Безусловно, мы должны испытывать чувства – но не настолько, чтобы они брали над нами верх, нарушали нормальное существование и снижали работоспособность. Нам необходимо думать – но не так, чтобы мы игнорировали глубокую и богатую эмоциональную жизнь и жертвовали энергией.
Треугольник перемен – это карта, выводящая из состояния защиты и восстанавливающая контакт с основными эмоциями. Соприкосновение с чувствами, их переживание и преодоление приносит облегчение, снижая тревожность и устраняя депрессию. Когда мы обретаем связь с основными эмоциями, наша жизненная сила, уверенность и душевное спокойствие возрастают, а нервная система перестраивается на новый лад.
Работа с Треугольником перемен позволяет улучшить гибкость мозга, а значит и обрести значительный контроль и силу над чувствами, мыслями и поведением. Изучив его и поняв принципы работы с эмоциями, каждый человек буквально преображается.
Наше психологическое состояние всегда находится в одном из трех углов Треугольника, либо ниже его в состоянии «открытого» сердца.
Хотя впервые о Треугольнике перемен я узнала на конференции, ориентированной на профессионалов, эту карту может без труда освоить каждый из вас и сразу начать ее применять. Уже к концу книги вы не только станете иначе понимать себя, своих близких, друзей и коллег, но и сможете использовать это понимание на практике. Когда речь заходит о работе эмоций, все мы оказываемся в равных условиях, поэтому Треугольник перемен применим абсолютно к каждому. Теперь у вас появится возможность улучшить отношения с собой и другими людьми. Вы почувствуете себя лучше, а ваша жизнь станет легче.
Я родилась в семье фрейдистов, в культуре, где было принято считать, что сознание первично, а материя вторична. Моя мать работала консультантом, а отец – психиатром, и они оба верили, что я могу и должна контролировать чувства с помощью интеллекта. Об эмоциях в доме никто не говорил, а если и упоминал, то лишь в одном контексте – как ими овладеть или «исправить».
Самые ясные воспоминания начинаются где-то с четвертого класса, когда я впервые испытала неуверенность. Мама постоянно твердила, какая я умная и красивая, но лично я считала иначе: мне казалось, что я глупая и неказистая. Глядя в зеркало, я замечала лишь недостатки. На самом деле меня никогда не дразнили, и я дружила с крутыми ребятами, но почему-то всегда чувствовала себя замкнутой и неуверенной. Только повзрослев я поняла, что в те времена столкнулась с тревогой и стыдом.
В средней школе я добилась успехов в учебе – с каждой похвалой и высокой оценкой уверенность только крепла. Во мне зародилась вера, что если я буду упорно трудиться, то достигну еще больших высот и получу признание. Каждая удача, каждое поощрение помогали мне избавиться от чувства незащищенности.
Примерно в то же время – это был класс седьмой – учитель английского языка задал нам почитать Фрейда, и с тех пор я стала одержима психоанализом. Должно быть, мое новое хобби поспособствовало тому, что я наконец научилась управлять ситуацией и стала лучше понимать себя. В старших классах мое увлечение лишь возрастало – настолько, что друзья умоляли меня не оценивать каждый их шаг. Услышав их, я прекратила предоставлять бесплатную – хотя и нежелательную – психологическую помощь и вместо этого плотно занялась чтением на эту тему.
К тому времени я уже окончательно поняла, что хочу стать врачом, как и отец. Поскольку я любила и хорошо разбиралась в науке, а мое решение вызывало огромное одобрение со стороны других, вплоть до младших курсов колледжа я даже не сомневалась в правильности своего выбора – до тех пор, пока не задумалась, как на самом деле выглядит повседневная жизнь врача.
В колледже я записалась на курс «современного психоанализа», но уже в самом начале обучения меня постигла печаль: фактически это был антифрейдистский предмет о феминизме. Первую половину семестра я добросовестно посещала все семинары: я против десяти радикально настроенных феминистов. Убежденная в своей правоте, я горячо доказывала гениальность Фрейда и обоснованность его теорий. Где-то занятий через пять до меня вдруг дошло, что мои аргументы никто не воспринимает. Более того, сокурсники привели несколько весомых контраргументов и исследований, которые показались мне довольно убедительными. Тогда мне пришла в голову мысль: возможно, если я не буду так активно отстаивать свою точку зрения, я даже смогу чему-то научиться.
К концу курса я уже усомнилась во всех своих убеждениях, включая ценности и взгляды родителей, общества и культуры в целом, и впервые задумалась, почему вообще выбрала профессию врача. Как бы мне ни было стыдно в этом признаться, я осознала, что фантазии о работе медика имели отношение к достижению определенного образа жизни и никак не касались желания лечить физические заболевания. Представив работу с тяжело больными людьми, а также необходимость сообщать близким страшный диагноз, я поняла, что такая перспектива не для меня и вызывает тревогу. Меня пугала настолько серьезная ответственность. Более того, я ужасно не хотела ежедневно сталкиваться с такими тяжелыми событиями, как потеря и смерть – темы, которых в моей семье всегда избегали.
Перспектива отказа от медицинского профиля меня слишком пугала – мне требовался немедленный план, иначе я бы сбилась с пути и снова потеряла контроль над собой. С самого детства я руководствовалась желанием свести к минимуму уровень тревожности. Я принимала решения – большие и маленькие, – стремясь разработать долгосрочный и счастливый план жизни. В глубине души у меня таилось множество страхов, от которых, как мне казалось, я могла бы избавиться, если бы просто не сворачивала с пути, ведущего к успешной карьере и поиску хорошего мужа. Поэтому… я решила стать стоматологом.
На тот момент защитные механизмы хорошо справлялись, поэтому у меня отсутствовали симптомы тревоги или депрессии. Но при этом я не осознавала и не испытывала глубинных эмоций.
На стоматологическом факультете я познакомилась с первым мужем. Мне казалось, что все складывалось как нельзя лучше: у меня был потрясающий партнер, я была готова к созданию семьи и успешной карьере. Но потом шаг за шагом все пошло кувырком. Я стала стоматологом, хотя и ненавидела эту профессию и ушла из нее через год после окончания университета. Решение оставить эту стезю ужасно расстроило мужа и его родственников, а заодно и моего отца – я потеряла их одобрение. Спустя шесть лет брака мы с мужем так и не смогли справиться с конфликтами. Мне было тяжело, одиноко и страшно. Парная терапия тоже не помогала. Нам не удалось решить проблемы, и брак в конечном итоге распался.
Так я снова осталась одна, но на этот раз с двумя маленькими детьми и без какой-либо профессиональной деятельности. Все, что раньше казалось мне известным и понятным, теперь перестало быть таковым. Я очень любила своих дочерей, но чувствовала себя потерянной. Впервые в жизни я сбилась с пути и не имела плана на будущее.
Что бы хоть как-то отвлечься от забот, я устраивалась на неинтересные для меня работы: поднялась по корпоративной лестнице до руководящей должности в Maybelline Cosmetics; работала в Швейном квартале; открыла бизнес по продаже витаминов; возглавила отдел продаж в компании по производству медицинского программного обеспечения. Но ничто из этого не приносило удовлетворения, ничто не соответствовало моей сущности.
В то время я очень гордилась и с радостью принимала твердость своего характера и позицию главенства сознания над материей. Когда дела шли неважно, я просто меняла ситуацию, веря, что чувства всегда у меня под контролем. Я гордо отбрасывала страхи, тоску и любые другие эмоции, которые считала бесполезными или контрпродуктивными – так было до тех пор, пока мой бывший муж не объявил, что снова намерен жениться. Хотя в душе я и была за него рада, эмоциональная реакция меня ослепила: я впала в депрессию, оказалась подавлена жизнью. Его брак превратился в символ моего одиночества. Мне стало страшно и одновременно стыдно. В результате этот страх обернулся тревогой и депрессией.
Мне и в голову не приходило, что, делая карьеру, воспитывая детей и разыскивая нового партнера, я потерплю крах и выгорю. Я думала, что все будет в порядке – в конце концов, так было всегда, – однако у моего эмоционального интеллекта имелись другие планы. Я была подавлена, замкнулась в себе. Время шло, апатия усиливалась, и однажды я просто не смогла встать с постели. Я находила убежище под одеялом, лежала в темноте, прячась от людей и повседневных требований жизни. Кровать стала единственным местом, где я чувствовала себя в безопасности.
Моя сестра – ее зовут Аманда – посоветовала сходить к психотерапевту, чтобы он помог избавиться от депрессии. Я настолько погрузилась в себя, что даже не думала о возможном расстройстве, но как только Аманда предложила обратиться за помощью, в голове все встало на свои места.
Мой новый психотерапевт посоветовала принимать «Прозак». Она диагностировала у меня ажитированную депрессию – заболевание, при котором сочетаются типичные для депрессивного синдрома признаки и симптомы тревожного расстройства, – и объяснила, что из-за стресса организму становится сложнее вырабатывать химическое вещество, называемое серотонином. Когда уровень серотонина снижается, возникает депрессия. При снятии стресса выработка серотонина увеличивается до прежнего уровня, и депрессия проходит.
«Слава богу, что существует «Прозак»!» – это единственное, о чем я могла думать. Уже через четыре недели я встала на ноги и почувствовала себя как прежде. Теперь я могу сказать наверняка: тот опыт изменил меня навсегда. Впервые я оценила силу эмоций и начала их уважать. Я поняла, что должна обращать внимание на чувства, внимательно слушать, что они сообщают, и предпринимать действия в соответствии с ощущениями. Но даже несмотря на выводы я все равно не до конца осознавала, как с ними обращаться, как их понимать и как правильно действовать.
Спустя шесть месяцев я приступила к психоаналитической психотерапии и прекратила прием препарата (1). Наличие места, где я могла поговорить о себе и своей жизни, принесло неоценимую пользу. В итоге я решила сменить приоритеты: вместо того чтобы выбирать работу по принципу оплаты, я сосредоточилась на карьере, соответствующей моим интересам, а они всегда тяготели к психологии. В итоге я получила степень магистра в области социальной работы, а потом поступила в аспирантуру, где четыре года училась на специалиста в области психоанализа.
Незадолго до начала обучения психоанализу моя подруга предложила съездить на конференцию и послушать выступление психолога, который занимался эмоциями. Диана Фоша разработала новый метод под названием ускоренная экспериенциальная (эмпирическая) динамическая психотерапия (AEDP) (2), где вместо инсайта используется подход, ориентированный на исцеление. Инсайт-ориентированная терапия, такая как психоанализ или когнитивно-поведенческая терапия (КПП), обычно направлена на работу с мыслями человека с расчетом на то, что симптомы облегчатся благодаря обретению «озарения». А вот целительный подход AEDP подразумевает изменение мозга и работу с симптомами на уровне эмоций и тела. Проще говоря, симптомы не купируются, а исчезают сами по себе. AEDP, в отличие от психоанализа, гораздо более директивна; ее методология конкретна, а результаты предсказуемо положительны.
Вообще, слово «исцеление» по отношению к психотерапии вызывало у меня некое недоумение: оно звучало как новомодная идея, над которой мои родители только бы посмеялись. Впрочем, к страданиям людей я никогда не относилась легкомысленно и занялась психотерапией как раз потому, что хотела скорее изменить их жизнь к лучшему. AEDP заинтересовала меня новейшими нейронаучными и клиническими теориям о трансформации и исцелении людей от депрессии, тревоги, травм и многого другого.
В процессе обучения я все глубже погружалась в принципы и теорию нейропластичности, эмоций, травмы, привязанности и трансформации. Передо мной открылся путь к изменениям, который не требовал от меня отстранения и отказа от чувств – качеств, которые, как мне казалось, необходимы хорошему психоаналитику. Благодаря AEDP у меня появился гораздо более широкий спектр возможностей в своем стремлении облегчить страдания людей.
AEDP дала мне свободу быть настоящей и заботливой, сосредоточиться не только на неверных действиях пациентов (или на том, что с ними «не так»), но и на верных. В этом совершенно ином мире присутствовали подлинная связь и трансформация, а эмоции – будь то связанные с трудностями или наоборот с исцелением (сильная сторона AEDP) – занимали центральное и важное место. Чем больше я училась, тем больше понимала, что практика, ориентированная на эмоции, – это не странная причуда. На самом деле ее передовые научные достижения позволили мне предположить, что именно за ней стоит будущее психотерапевтической практики.
После той конференции я начала понимать себя совершенно иначе. Теория эмоций помогла разобраться, почему мы впадаем в тревогу и депрессию, а Треугольник перемен подсказал конкретные способы преодоления состояний дистресса. Я не только с энтузиазмом восприняла полученные знания, но и осознала, что хочу немедленно начать применять их на практике. Мне очень хотелось, чтобы мои пациенты имели доступ к этому простому, но меняющему жизнь инструменту.
Треугольник перемен – это карта сознания, с помощью которой можно перейти от состояния дистресса к спокойствию и ясности.
Состояние «открытого» сердца подлинного «я» (Спокойствие, интерес, чувство единения, сострадание, уверенность, смелость, ясность)
Независимо от того, что вас расстраивает, какие симптомы стресса вы испытываете, какие нежелательные модели поведения у вас присутствуют, или какие аспекты личности вы хотите изменить, Треугольник перемен предлагает логичный, научно обоснованный путь к восстановлению. Вместо того чтобы прибегать к дурманящим средствам вроде наркотиков, алкоголя или других защитных механизмов, лишающих нас подлинности и жизненной силы, Треугольник перемен предлагает позитивный путь решения проблем и позволяет разобраться в истинных причинах наших страданий.
Треугольник перемен состоит из трех углов: основные эмоции, тормозящие эмоции и защитные механизмы. Основные эмоции – наши врожденные эмоции самосохранения – сообщают, чего мы хотим, что нам нужно, что нам нравится и не нравится. Тормозящие эмоции, такие как тревога, стыд и чувство вины, блокируют основные эмоции, помогая оставаться «в рамках» и вписываться в те группы, которые мы любим и в которых нуждаемся. Есть у них и другая функция: уберегать от переизбытка ощущений. Защитные механизмы – это способ разума защитить нас от эмоциональной боли и переполнения чувствами.
Основные эмоции – это эмоции самосохранения. Каждая из них имеет определенную врожденную программу, которая вызывает физические изменения в теле и побуждает к немедленному действию, направленному на выживание или развитие. Основные эмоции призваны информировать об окружающей среде, позволяя нам максимально к ней адаптироваться. Я в безопасности или в опасности? Что мне нужно/хочется? Чего я не хочу? Мне грустно? Или обидно? Что приносит мне удовольствие? Что вызывает отвращение? Что меня радует? Поскольку основные эмоции заложены в центральной части головного мозга, они не поддаются сознательному контролю. Да и не могут. Их импульсы срабатывают автоматически, побуждая нас к немедленным действиям. Так задумано природой, что думать мы должны лишь после «голоса» основных эмоций. Именно по этой причине они возникают в той части мозга, которая реагирует быстрее мыслей и не может осознанно их блокировать. Основными эмоциями нельзя управлять с помощью интеллекта – чтобы их проработать, их необходимо внутренне пережить. Более того, они обладают одним гениальным свойством: стоит нам сойти с их пути, как их врожденная программа сообщает нам, что делать дальше для адаптации к жизни.
К основным эмоциям относятся:
• страх
• гнев
• печаль
• отвращение
• радость
• волнение
• сексуальное возбуждение
Наши основные эмоции представляют собой набор физических ощущений. По мере взросления и с помощью эмпатии наших родителей (или тех, кто их заменяет) мы учимся определять и называть переживаемые эмоции: «Мне грустно, страшно, радостно и т. д.» Но что мы испытываем во время грусти – это, например, тяжесть в груди или ощущения в глазах, такие как давление и слезотечение.
Основные эмоции таят в себе и физические импульсы, созданные природой как немедленный и адаптивный призыв к действию. Вы когда-нибудь тянулись к холодильнику и наливали себе стакан молока, не проверив срок годности? Один глоток прокисшего напитка вызывает немедленную реакцию: вы его выплевываете. Вкусовые рецепторы, столкнувшись с угрозой отравления, незамедлительно посылают сигнал в эмоциональный мозг – лимбическую систему, – вызывая отвращение. А уже отвращение – одна из основных эмоций – порождает физическую реакцию организма в виде тошноты.
Отвращение провоцирует импульс к действию, затрагивающий многие мышцы: язык втягивается, круговая мышца рта напрягается. А бывает и так, что оно воздействует и на мышцы желудочно-кишечного тракта, вызывая рвоту.