Предисловие

Придумать название для этой книги было очень непросто. Что ни возьми – опять сексизм получается. Звучат либо нотки заигрывания с мужским миром, либо, наоборот, железная поступь феминизма. Изрядно намучившись, мы решили еще раз перечитать все десять историй. И вдруг заметили интересную закономерность: всех наших героинь объединяет вовсе не формальная принадлежность к «слабому полу». Это обстоятельство как раз играет наименьшую роль.

Мы задумались: а если бы нашими героями были мужчины, разве эта книга была бы про мужское предпринимательство? Нет, скорее всего, она держалась бы на чем-то другом – либо на тематике их бизнеса (например, истории айтишников или рестораторов), либо на возрастных различиях (например, предприниматели поколения Y), либо на общей жизненной философии. В общем, так или иначе, это была бы просто книга про бизнес, без всякой «половой принадлежности».

Так почему же, как только речь заходит о предпринимателях-женщинах, мы тут же вязнем в каком-то мимимишном сиропе: ну надо же, она смогла! И тут же начинаем приглядываться: а может, все-таки муж помог? Или папа? Неужели никто? Ну, тогда, значит, перед нами «железная леди», ошибка природы, преступная мать, зацикленная на работе, – в общем, некое исключение, лишь подтверждающее правило.

Всех героинь этой книги тоже объединяет общая жизненная философия, но эта философия внегендерная. Зачем делить истории успеха на мужские и женские – наши предприниматели этого искренне не понимают. И сюжеты, собранные здесь, доказывают: люди если и делятся на подгруппы, то на тех, кто видит несовершенства мира и пытается что-то изменить, и тех, кто продолжает жаловаться на обстоятельства. При чем тут гендер?

«Вы либо принадлежите к психотипу предпринимателя, либо не принадлежите», – говорит создатель и владелец мясоперерабатывающего комбината «Велком» Раиса Демина, которая одних налогов платит больше миллиарда рублей в год. И гендер здесь ни при чем. Здесь только собственный напряженный труд, только желание с помощью своего бизнеса сделать лучше и собственную жизнь, и мир вокруг себя.

В мире уже описан, наверное, миллион «женских историй успеха». В России их пока десятки. Но в большинстве случаев успешная женщина предстает в подобном жанре этаким образцом эмансипации – сильной, независимой, свободной от предрассудков. Но это тоже насилие над реальностью. Наша книга вовсе не о том, что человек человеку бесполое существо. И ее героини своим примером наглядно подтверждают, что вопросы эмансипации для них вторичны. Они не чувствуют себя угнетенными и не воспринимают окружающий мир мужским. Они вообще не смотрят на реальность через призму коллективных обид или достижений. Они остаются женщинами и не видят в этом никакой проблемы. Ходят в салоны красоты, воспитывают детей, а свои гендерные особенности воспринимают просто как человеческие особенности – или даже как конкурентные преимущества.

Например, женщины чувствительны к рискам и в то же время решительны: они не любят ждать перемен, а сами их планируют и претворяют в жизнь. Женщины внимательней мужчин относятся к деталям и в то же время верно чувствуют стратегию буквально на уровне картинки – как Анастасия Татулова, которая свою сеть кафе «АндерСон» сначала придумала и нарисовала в воображении и лишь потом создала. Наконец, в женщинах ярче выражена главная черта хорошего предпринимателя – ненасытность. Как бы высоко они ни поднимались по лестнице успеха, они умеют хотеть большего, а значит – расти.

Именно поэтому женская энергия – это фактор не только эстетический, но и экономический. Россия – страна сильных женщин с характером. Способных зарабатывать деньги и менять систему. Это огромный потенциал, мощный инструмент развития, гораздо более ценный, чем нефть и газ. А наша книга – десять примеров того, как эта энергия находит выражение и делает счастливыми тысячи других людей. Приятного чтения.


Юлия Чайкина, Дмитрий Соколов-Митрич

Лаборатория «Однажды»

Загрузка...