Слово «этнопсихология» имеет древнегреческое происхождение и содержит в себе три самодостаточных корня – этнос, психе, логос. Для глубокого понимания необходимо рассмотреть все три термина по отдельности.
Слово «этнос» означает «народ». Однако в древнегреческом языке помимо этноса есть еще несколько типов объединений людей – демос, лаос, охлос. В чем состоит их отличие?
Французский лингвист Эмиль Бенвенист (Émile Benveniste, 1902–1976) дает следующие определения. «Демос обозначает одновременно и часть территории, и живущий на ней народ <…> лаос – военное сообщество, определяемое по отношению к его главе, “пастырю” или предводителю. Пастырь никогда не царствует над демос, но только над лаос. При этом демос – это общность людей, объединенных только общими социальными условиями, а лаос означает личные связи группы людей с их главой <…> этнос же применяется не только к людям, но и к животным, а также пчелам» (Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. С. 297).
Охлос означает народ в качестве «толпы, скопища и черни» (Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. С. 916). В современных науках, как правило, для определения этноса не берутся в расчет пчелы и животные, а принято относить к этносу только группу людей, имеющих общий язык, культурные традиции и историческое прошлое.
В Септуагинте (собрание переводов текстов Ветхого завета на древнегреческий язык) словом ethne («народы») переводился еврейский термин «гойим», который означал «народы, которые не евреи» (Tonkin E., McDonald M., Chapman M. History and Ethnicity. Р. 11).
В русском языке термин «этнос» ввел в научный оборот русский антрополог и этнограф Сергей Михайлович Широкогоров (1887–1939), который считается основателем русской школы этнологии. Он определял этнос как «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных традицией, отличаемых от обычаев других групп» (Широкогоров С. М. Этнос. С. 30).
Слово «психе» переводится как «душа» и «дыхание». В древнегреческой мифологии ее олицетворением была богиня Психея. Она отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. «Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид» (Психея. С. 344).
В целом, «душа» – сложное понятие философской традиции и религий. Несмотря на множество различий, практически все религиозные доктрины полагают, что душа – это нематериальная и бессмертная сущность, которая облечена в материальную оболочку – физическое тело. После смерти человека душа не исчезает, а может воплотиться в новую оболочку, соединиться с Абсолютом (Богом) или переместиться в другие сферы существования (ад, рай и прочие определения иных пространств). Во время становления психологии под душой понимались совокупность моральных переживаний и внутренний мир человека.
Слово «логос» переводится как «слово, речь, определение, значение». Этот термин очень важен для эллинистической и христианской философии, которые повлияли на европейскую схоластику и становление современной науки.
Вместе эти два термина – «психе» и «логос» – были объединены в одно понятие «психология». Первое развернутое исследование по психологии приписывают древнегреческому философу Аристотелю (384–322 до н. э.), который изложил его в трактате «О душе». Хотя впервые сам термин использовал немецкий протестантский философ Рудольф Гоклениус (Rudolphus Goclenius, 1547–1628) в 1590 г. именно для обозначения науки о душе. Но в современном научном смысле его употребил современник Гоклениуса Оттон Касман (Otto Casmann, 1562–1607). Касман был богословом и натуралистом, а также автором ряда произведений, среди которых «Psychologia anthropologica» (1594). Оттон Касман разделил науку о человеке на две составляющие – психологию и соматологию (на учение о душе человека и учение о его теле).
Есть следующее определение психологии. Это «наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Она объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы» (Психология: учебник для гуманитарных вузов. С. 12).
Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Поэтому вполне закономерно, что вместе с фундаментальной, педагогической, клинической, социальной, дифференциальной, юридической, спортивной, криминальной и другими ее видами появилась этническая психология.
Необходимо отметить, что к зарождению этнопсихологии, или психологии народов, приложил руку известный немецкий ученый Вильгельм Вундт (Wilhelm Wundt, 1832–1920), который одновременно заложил основы и для психологии как науки. Его концепция родилась из критики модели двух других немецких ученых – Мориса Лацаруса (Moritz Lazarus, 1824–1903) и Хеймана Штейнталя (Heymann Steinthal, 1823–1899), которые в 1860 г. трактовали народную психологию (Volkerpsychologie), «народный дух», как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.
Годом ранее, в 1859 г., они основали журнал «Психология народов и языкознание» («Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft»), в котором пытались доказать, что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки – познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.
По мнению авторов, народная психология «заключает в себе следующие задачи: 1) познать психологически сущность народного духа и его действия; 2) открыть законы, по которым совершается внутренняя, духовная или идеальная деятельность народа, в жизни, искусстве и науке; и 3) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа» (Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. С. 19–20).
Вундт придал этому направлению более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев – своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов – это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.
При этом у таких продуктов согласно Вундту была довольно четкая троичная структура – язык, мифы и обычаи. Он указывал, что «язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого… Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия, в свою очередь, делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают» (Вундт В. Проблемы психологии народов. С. 226).
С этого момента этнопсихология начинает развиваться в различных вариациях с помощью разных методик и философских школ.
В России основателем этой науки считается член Русского географического общества Николай Иванович Надеждин (1804–1856), который предложил термин «психическая этнография» в качестве раздела этнографии, изучающего духовную сторону человека, нравственные установки, характер и моральные категории.
Вместе с этим необходимо учитывать, что к этнопсихологии примыкают смежные дисциплины, такие как этнолингвистика, этнополитика, а подчас и довольно специфические и узконаправленные, как, например, этнозоология.
Этнолингвистика – область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой. Под этнополитикой понимают национальную политику государства по отношению к различным национальностям внутри страны и инструмент управления этнополитическими процессами. Этнозоология изучает то, как различные культуры относятся к животным и используют их для своих нужд.
Особой формой является ксеноэтнография, т. е. «этнография чужих» («ксенос» в переводе с греческого означает «чужой»), яркий пример которой – творчество этнографа и писателя из США Урсулы Кребер ле Гуин (Ursula Kroeber Le Guin, 1929–2018), кодировавшей этнические обряды в фантастические повести и рассказы, где, как правило, говорилось о жителях других планет и встречах с представителями иных цивилизаций.
Органично примыкают к этнопсихологии и другие сравнительные дисциплины, изучающие народы и их поведение. В первую очередь это этнография, этнология и этносоциология. «Этнография ориентирована на изучение материальной культуры, систем родства, жизнеобеспечения, воспитания, социальной и политической структуры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт того или иного народа» (Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. С. 23).
По мнению одного из ведущих российских специалистов по этнической психологии Владимира Гавриловича Крысько (род. 1949), «этнография… в большей мере описательная наука, и этнология является ее теорией. В то же время этнология (этнография) не могла также не исследовать и национальные традиции, привычки и вкусы, специфические особенности поведения и действий представителей различных этносов. Она всегда непосредственно сталкивалась с проявлением в этих феноменах психологического своеобразия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее изучать и описывать» (Крысько В. Г. Этническая психология. С. 12–13).
Этносоциология изучает этнос с помощью социологического аппарата, а поскольку социология рассматривает общество как целое, то и акцент делается на обществе как органичной структуре. Особое внимание уделяется иерархии, которая описывается с помощью социальных страт, а также статусу и ролям. Показательно, что психология как таковая занимается личностью. Поэтому сочетание социального подхода и психологии помогает добиться всестороннего объективного подхода при анализе какой-либо культуры или общественной формации.
Подводя итог, можно сказать, что этнопсихология – это «наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга» (Там же. С. 20). Согласно другому определению, этнопсихология – «междисциплинарная область знаний, изучающая обусловленные культурой особенности психики представителей разных этнических общностей, психологические характеристики самих этнических общностей и психологические аспекты межэтнических отношений» (Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. С. 32).
В ряде стран синонимом этнопсихологии могут выступать культурная антропология, психологическая антропология и кросс-культурные исследования.
Как любая наука, этнопсихология имеет предмет исследования и методологию. В. Г. Крысько утверждает, что ее предметом является «изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей» (Крысько В. Г. Этническая психология. С. 17). При этом внешнее проявление такой психики может быть очень разным. В конце XIX – начале XX вв. было принято считать, что народы делятся на дикие и цивилизованные, и только относительно недавно многие ученые обратили внимание на необходимость пересмотра основных принципов классической науки и выработки множественного подхода.
Существуют два основных исследовательских подхода – эмический и этический. Первый выражает культурно-специфический подход, стремящийся понять явления, и связан с психологической антропологией. Второй – универсалистский подход, объясняющий изучаемые явления, и для него характерна кросс-культурная психология.
При эмическом подходе изучается только одна культура со стремлением ее понять; используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры, а книги, как правило, содержат словарь основных понятий на языке изучаемой культуры; любые элементы культуры изучаются с точки зрения участника; гипотезы невозможны. Соответственно, «предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, являются систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности» (Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. С. 27).
Когда используется этический подход, то изучаются две или более культуры, ставится задача – объяснить сходство и различия между ними; используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния; исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры; структура исследования и гипотезы формулируются ученым заранее. В данном случае «предмет кросс-культурной психологии, опирающийся на etic подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях» (Там же. С. 28).
Методологии этнопсихологии различны. Как правило, выделяют общую методологию, специальную методологию и принцип детерминизма, который направлен на выявление причинно-следственных связей.
В разных странах складывались свои подходы к изучению народов, что привело к зарождению разных школ, связанных с этническими исследованиями, хотя фундаментом для многих из них были греческая философия и история, позднее переосмысленные философами эпохи Просвещения. Это привело к однобокому толкованию многих феноменов и нехватке объективных данных, которые «выпали» из поля зрения западных исследований.
В частности, в большинстве случаев игнорировались философские идеи и культурные традиции народов Африки, Азии и Латинской Америки, которые не нашли должного места в этносоциологических и психологических исследованиях западных школ. Этот недостаток был замечен только недавно, но для его исправления еще будет необходимо провести надлежащую работу по сбору и анализу релевантного (т. е. уместного, актуального в данном контексте) материала и полевых исследований. После этого должна последовать широкая международная дискуссия по защите тех или иных предложений и гипотез.