В начале XXI века идет процесс активного поиска обществом и государством духовно-нравственных ориентиров воспитания и развития современных детей. Современный период в российской истории, в целом, и в образовании, в частности, – это время смены ценностных ориентиров. Данное время отличается нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи, разрушением ценностей старшего поколения, деформацией традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
На нынешнем, новом этапе развития многонационального российского общества, учитываются следующие факторы воспитания: преемственность эпох в воспитании идеала человека; духовно-нравственные ценности в соответствии с российским законодательством; внутренние и внешние вызовы российскому обществу.
Главной составляющей гражданской идентичности является патриотизм, выражающийся любовью к родине, родному языку, истории своего народа, традициям этноса. Этнокультурная идентичность позволяет индивиду воспринимать и осознавать свою общность с самобытной культурой своего этноса.
В монографии изложены результаты педагогического исследования воспитательного потенциала героического эпоса олонхо, как ресурса сохранения духовно-нравственной самобытности народа, раскрыты практические направления педагогики олонхо как этнокультурной составляющей регионального образования.