Этногенез – процесс возникновения и развития этнических групп, вплоть до уровня современных высокоразвитых наций. Этот процесс, естественно, плохо исследован и плохо понимается, поскольку первоначальные этапы возникновения и развития современных этносов своими корнями уходят в темные глубины человеческой истории. Но постепенно история, этнография и этнология, антропология, археология, историческая и этническая психология и другие науки накапливают факты, которые хотя и не позволяют подробно описать полную этническую историю современных наций, не говоря уже о человечестве, однако дают возможность понимать ряд основных механизмов и закономерностей этногенеза.
Этногенез имеет психологические аспекты, поэтому мы можем говорить также об этнопсихологической истории народов, которая совсем еще не исследована и не описана. Этногенез одновременно есть и сложнейший психологический процесс, длящийся годы, столетия и даже тысячелетия. Исходя из этого мы считаем целесообразным до обсуждения этапов этногенеза рассмотреть основные этнические процессы и ознакомиться с тем, как их принято категоризировать.
Целый ряд понятий этнологии и этнопсихологии относится к этническим процессам. Процессуальность – это изменения, развитие, переход какой-либо системы из одного состояния в другое. Любой процесс имеет свое начало, ход и конец и занимает определенный промежуток физического времени. В этом отрезке времени объект изменений, в том числе этнос, переходит из одного состояния в другое и через различные промежуточные состояния доходит до какого-то относительно устойчивого состояния. Конечно, о "конце" процесса можно говорить лишь относительно, так как любой завершившийся процесс может порождать новые процессы. В этом смысле, если этнос не исчезает вследствие истребления или полной ассимиляции в среде более мощного и доминантного этноса, его развитие или деградация продолжается еще долго. Этносы всегда находятся в динамическом состоянии, какими бы медленными ни были претерпеваемые ими изменения.
Поскольку это так, то в этнологии и этнопсихологии должен существовать целый ряд терминов для обозначения и объяснения этнодинамики. Мы предлагаем термин "этнодинамика" в качестве частного случая более широкого термина "групповая динамика", которая широко используется в социальной психологии. А теперь вспомним некоторые из наиболее употребляемых терминов этнологии и этнопсихологии.
Важнейшим из них мы считаем понятие этногенез, которым обозначают процесс возникновения и развития этнической группы, т. е. первоначальный этап этнодинамики, когда, как мы вскоре увидим, род переходит в племя, племя – в племенной союз и т. д. – до уровня наций и национальных государств. Этнодинамический процесс, в результате которого возникает нация, называют нациогенезом. Хотя обычно об этом не говорится, но мы считаем, что существуют подуровни развития нации, которые следует выделять с учетом того, в какой мере различные этносы, превращающиеся в нации, удовлетворяют тому полному набору признаков (маркеров), которыми характеризуется развитая нация. Возьмем, например, такую характерную черту, как государственность. Если нация считает для себя доступной и соответствующей своему достоинству только автономию в составе многоэтнического государства, где доминирует другая нация, тогда она находится еще на предварительном (или первом) этапе развития зрелой нации. А если стремится к полной независимости и созданию своего суверенного государства, тогда это уже нация, имеющая средний подуровень развития (зрелости). Если нация имеет достаточные количественные и качественные параметры, реально добывается независимости на определенной территории и развивает свою самобытную культуру, успешно защищается от врагов, имеет мощную этнопсихическую самозащиту, тогда это уже высокоразвитая зрелая нация. О более высоком уровне зрелости нации можно говорить тогда, когда она, кроме всех вышеназванных признаков, имеет еще и следующие: оказывает значительное культурное влияние на другие этносы, играет заметную роль в международных делах, является весомым этнологическим и этнополитическим фактором в мире и т. п.
Конечно, мы можем проследить уровни и подуровни развития этноса с "момента рождения" до уровня высокоразвитой нации и по другим параметрам (признакам, маркерам), например по признаку обладания собственной территорией (родиной). По этому признаку кочевники (например, цыгане) не являются нацией. Не являются нациями также национальные (этнические) меньшинства, не имеющие ни законного права, ни сил для того, чтобы претендовать на определенные территории в стране проживания (например, евреи или костариканцы в США или Канаде, немцы в России и т. п.). Это этнические группы, находящиеся, по нашей классификации, на первом подэтапе превращения в нацию. Вместе с тем первые переселенцы из Англии (в основном) и других стран Западной Европы в США, уже являются нацией (янки). Но сформировалась ли новая американская нация – это вопрос спорный для страны, в которой живут свыше 90 этнических групп, каждая из которых осознает свою самобытность.
Не образовалась также советская нация (народ)[1], поскольку этническое самосознание народов СССР было достаточно развито для того, чтобы раствориться в таком смутном представлении, как "советский человек".
Этапы развития нации можно проследить и по такому важнейшему признаку, как этническое самосознание. Это сложнейшее и многоуровневое явления мы исследуем в другой книге, хотя оно упоминается нами во многих местах данной книги.
В этнологической литературе встречается также термин этническая мобилизация, смысл которого раскрывается следующим образом: "…это процесс, благодаря которому этнические категории пробуждаются и преобразуются в этнические группы или этнонации. Мобилизация этнонации может вызвать идеологический процесс этнонационализма, в котором мобилизуемые становятся этнонационалистами." (Т. В. Таболина).
Это явление более конкретно мы рассмотрим при обсуждении проблемы мотивации этногенеза, в частности при ознакомлении с некоторыми взглядами Л. Н. Гумилева. Здесь отметим только, что термин "этническая мобилизация" обозначает определенный аспект этнодинамики, а именно: наиболее бурные периоды этногенеза и наиболее активные этапы деятельности нации (этнодинамика на уровне нации).
Конечно, этнодинамические термины названными выше не исчерпываются. Целый класс терминов связан с этнозащитными процессами. В этой сфере употребляются понятия этническая защита или самозащита, защитные механизмы, процессы и стратегии и т. п. Подробно эти термины и обозначаемые ими явления рассматриваются в другой нашей монографии[2].
Другая группа важных терминов этнодинамики связана с межэтническими и внутриэтническими конфликтами. Здесь тоже используемые понятия-термины динамичны, так как сам конфликт, процессы его развития, смягчения или разрешения являются динамическими процессами. То же самое верно и для этнического группового когнитивного диссонанса, самооправдания и других процессов. Ясно также, что эти группы терминов, как и соответствующие им явления, взаимосвязаны.
Мы уже говорили о процессе возникновения нации. Нациогенезом называют именно тот этап этногенеза, на котором формируется нация, стремящаяся к независимой государственности. В области политики это стремление принято называть "сепаратизмом" с отрицательным оттенком, однако при этом не учитывается, что "сепаратизм" свидетельствует о высоком уровне этногенеза, нравится это кому-либо, или нет.
Как мы уже сказали, все этносы изменяются с течением времени. Каждое изменение есть процесс, поэтому мы и говорим об этнических процессах или этнодинамике. Можно выделить ряд типов и разновидностей этнических процессов[3].
1) Этнотрансформационные процессы, в ходе и результате которых этнос переходит в новое состояние. Это качественное изменение этноса и оно происходит тогда, когда этническая группа превращается в нацию (этнонацию). Этнотрансформационные процессы приводят к смене этнического самосознания как на индивидуальном, так и на общеэтническом уровнях. Это скачки в этнодинамических процессах.
2) Этноэволюционные процессы, в ходе которых все основные параметры и признаки этноса претерпевают некоторые изменения, но основные качества и признаки этноса, а также его самосознание, сохраняются. Происходят культурные и психологические изменения, но они не превращают первоначальный этнос в качественно отличное новое этническое сообщество. Например, армянский этнос в течение нескольких тысячелетий существует и претерпевает изменения, но его самосознание, самоназвание и основные черты остаются в основном теми же самыми, какими они были много веков назад.
3) Этносоциальные процессы. Названные выше процессы являются этническими в собственном смысле слова, поскольку в ходе их протекания в той или иной мере изменяются собственно этнические признаки этноса: культура, язык, психические черты, а иногда даже самосознание, религия и т. п. Между тем, как мы уже знаем, каждый этнос состоит из многих субэтнических и социальных групп, в которых тоже протекают различные процессы. В этих группах преобладают социально-этнические процессы, такие как развитие экономики, появление новых социальных групп и классов, даже переходы от одной социально-экономической формации в другую. Во всех этих случаях этнос сохраняется, хотя нельзя сказать, что этносоциальные процессы совсем не влияют на собственно этнические процесы: эти два ряда процессов тоже взаимосвязаны. Но всегда надо иметь в виду, что собственно этнические процессы идут более медленно. Этнические качества и культура более устойчивы и консервативны, чем процессы этносоциальные.
Из всех процессов этнодинамики выделим здесь собственно этногенетические процессы с тем, чтобы в дальнейшем рассмотреть их более подробно.
1) Разделительные этнические процессы, в ходе которых прежде единый этнос делится на два или больше частей. Другой вариант состоит в том, что от единого этноса разделяется одна часть и превращается в самостоятельный этнос.
Разделительные этнические процессы были очень распространены в древние времена и играли важную роль в образовании разных народов. Но таких процессов немало и в XX веке, особенно после распада Османской, Австро-Венгерской, Британской и Советской империй, таких государств, как Индия, Югославия и другие.
В древние времена племена делились на части и расходились из-за увеличения числа их членов и истощения ресурсов той территории, которую они занимали. Вследствие этого происходило расселение племен и народов из центра (или центров!) возникновения "человека разумного" (гомо сапиенс). Массовые миграции иногда принимали огромные размеры. Были в истории времена великих переселений народов.
Начиная с средних веков целые массы европейских народов переселились в Африку, Америку и другие части света. Вследствие этого возникли новые народы и государства, этносы и суперэтносы. Переселение в виде эмиграции в США происходит и в наши дни, но оно регулируется правительством этой страны[4]. После развала СССР начался поток переселенцев из России, Украины, Армении и других стран в Америку, Европу, Израиль и другие, более благополучные в экономическом отношении страны. Мотивация эмиграции – экономические трудности, политические и этнические соображения.
Процессы разъединения и миграции имеют психологические аспекты и в этом смысле являются также этнопсихологическими. Именно данный аспект этнических процессов в первую очередь интересует нас в этой книге.
2) Объединительные этнические процессы: различные субэтносы или этносы объединяются или сливаются в один этнос. Объединяясь, все эти группы разграничиваются от всех остальных этнических групп. В результате объединительных процессов образуются более крупные народы, хотя не исключено, что такие конгломераты могут вновь распадаться.
С древнейших времен процессы этнического объединения так же широко распространены, как и процессы разделительные. Сближение и слияние этносов (племен и их союзов, народностей и наций) наблюдались во все времена. Исходя из того, к каким результатам они приводят, объединительные процессы делятся на три типа: консолидация, ассимиляция и интеграция. Эти процессы одновременно являются этнопсихологическими и осуществляются с участием различных психологических механизмов и процессов. Но эти процессы, как и в случае разделения этносов, пока что недостаточно глубоко исследованы.
3) Иногда под этногенезом понимают только те процессы далекого прошлого, в ходе которых впервые возникли этносы. Однако такая точка зрения нам представляется устаревшей, поскольку те, кто придерживается ей, по-видимому молчаливо предполагают, будто в наши дни этногенетические процессы прекратились. Но это не так, поэтому словом "этногенез" следует обозначить также многие этнические процессы, протекающие на наших глазах. В частности, следует специально выделить процессы нациогенеза, о которых речь еще впереди. Отметим только, что нациогенез – процесс формирования высшей формы этноса – нации в том ее понимании, которое представлено в данной книге.
4) Этнопсихологические процессы. Выше мы уже сказали, что все основные этнические процессы разъединения и объединения имеют психологические аспекты, протекают с участием психологических механизмов и поэтому по-существу являются этнопсихологическими. Кроме того, в составе сложных этнических процессов есть также "чисто психологические" процессы, например, процесс формирования индивидуального этнического самосознания, процессы психической защиты и другие. Поэтому следует раскрыть разновидности и уровни этнопсихологических процессов, что в определенной степени и постараемся мы делать в данной книге. Этнопсихологическими являются процессы этнической самозащиты, формирования стереотипов и установок, процессы возникновения национальных символов (символизация) и другие.
Этническая история народа – это совокупность этнических процессов возникновения и изменения во времени, начиная с самих ранних этапов его появления, с уровня семьи, рода, племени и т. д.
Из сказанного выше должно быть ясно, что хотя этнические процессы комплексны в том смысле, что в них участвуют этнические, исторические, экономические, генетические и антропологические, социологические и другие факторы, тем не менее мы вправе выделить для отдельного исследования этнопсихологическую историю народа (этноса). Итогом этого исторического этнопсихологического процесса является психический склад этноса и все психологическое содержание его культуры. Этнопсихологическая история народов может стать одной из самых увлекательных и полезных областей науки об этносах.
Этнические процессы имеют иерархический характер. Это означает по крайней мере две вещи: 1) Один и тот же этнический процесс протекает на различных уровнях: индивидуальном, групповом, субэтническом, этническом, межэтническом и даже суперэтническом. Например, одни и те же этнозащитные процессе (агрессивная самозащита, самооправдание с помощью рационализации и т. п.) могут протекать как на индивидуальном, так и на общеэтническом уровнях. Другой пример: процесс ассимиляции обычно протекает как на уровне индивидов, так и семейных и других групп и на уровне всей этнической общности.
2) На различных уровнях этнической иерархии могут одновременно протекать разные, даже обратно (или противоположно) направленные процессы, такие как ассимиляция и дезассимиляция (диссимиляция), консолидация и разъединение и т. п. В этнологической литературе обычно обращают внимание на этот второй случай, тогда как первый, насколько нам известно, даже и не рассматривается. Именно этот второй случай имеют в виду авторы учебника этнографии, когда пишут: "Собственно этнические процессы, подобно этническим общностям, представляют собой иерархическое явление. Иначе говоря, они могут идти как бы на разных ярусах и притом подчас даже в разных направлениях. В результате одна и та же группа людей, принадлежащая к одному этносу, оказывается одновременно как в сфере "внутреннего" развития этого этноса, направленного на укрепление его в качестве самостоятельной системы, так и в сфере процесса, направленного на объединение того же этноса с другими образованиями. Эти в известном смысле противоположные тенденции пронизывают всю этническую историю человечества. Так, характерные для первобытности дивергентные (разделительные) этнические процессы обычно сочетались с консолидацией в рамках союзов племен.”[5]
На каждом этапе длительной истории развития этнос выступает на арену своеобразно, в более или менее оформленных, но качественно различных формах. И хотя этногенез – непрерывная динамика этноса, тем не менее полезно выделять ее этапы (фазы) в виде разных форм этнических общностей.
В этнологии выделяют следующие основные типы этносов, составляющих, образно говоря, вертикальную линию развития этноса: семья – род – племя – племенные союзы (соплеменности) – народ (или национальность) – нация – суперэтнос (объединение нескольких этносов).
Есть и несколько иное представление об общей "линии" этногенеза, а именно: семья – клан – региональная подгруппа – этническая группа. Каждая последующая группа включает в себя предыдущую. И эта схема может работать, но мы будем придерживаться предыдущего представления о последовательности появления этнических групп. Более или менее оформленная и большая этническая группа, тем более нация, действительно включает предыдущие формы или предформы этносов, например семью. Это обстоятельство мы учтем при рассмотрении последующих вопросов.
Для понимания этнопсихологических и культурных различий этносов, в том числе наций, следует учесть, на каком уровне развития находится каждый из этносов, т. е. его формационные особенности. Для этого можно брать за основу точку зрения известного американского этнографа 19-го века Л. Моргана, согласно которому человечество прошло три основных периода развития: 1. Дикость. 2. Варварство, 3. Цивилизация. Каждый из них имел свои подпериоды (или фазы). Так, в период варварства или первобытнообщинного строя существовали следующие фазы: 1) первобытное стадо; 2) материнская родовая община (матриархат – форма ее правления), 3) отцовская родовая община (патриархат). В каждой из них существовали своеобразные формы половых и семейных отношений[6].
Проходя через все эти ступени развития, до наших дней дошли такие формы этнических общностей, как род, племя и племенные союзы, фратрия, национальность и нация. Вскоре мы вкратце рассмотрим основные черты этих этнических групп, число которых в настоящее время исчисляется тысячами[7].
Этапы и фазы этногенеза пока что почти не описаны согласно этнопсихологическим критериям. Такую попытку предпринял Л. Н. Гумилев, который предложил свою концепцию фаз этногенеза. Он описывает эти фазы, поведение этноса в целом, поведение его вождей, характерные для различных фаз поведенческие стереотипы и т. п.[8] Однако эти описания не отличаются четкостью и упорядоченностью. Одна из причин этого недостатка, по нашему мнению, недостаточное использование достижений современной психологии и отсутствие собственно психологических критериев.
Мы считаем, что для каждой фазы этногенеза должны быть указаны: 1) Характерное мировосприятие ведущих индивидов и социальных групп этноса, а также их идеология; 2) Основные или ведущие мотивы поведения; 3) Основные адаптивные механизмы и их комплексы в проблемных ситуациях (особенно при значительных стрессах и фрустрациях); 4) Основные адаптивные стратегии; 5) Основные критерии доблести и геройства, а также другие ценности этноса для данной фазы развития; 6) Типы семьи и семейных отношений, преобладающих в этнической общности; 7) Наиболее типичные формы отношений к чужим этносам, их религии и идеологии, к культуре вообще; 8) Уровень межэтнической и внутриэтнической агрессивности, а также типичные формы агрессивных действий в этих двух типах отношений; 9) Состояние этнического самосознания, этнонима и других этноразличающих признаков (маркеров) и т. д.
Число таких критериев можно, конечно, увеличить. Имея подобные и другие критерии, можно уже систематизировано исследовать этносы, сравнивать их между собой, сравнивать различные фазы развития одного и того же этноса и т. п. Это будет уже научный подход к исследованию этносов, этногенеза и других проблем этнопсихологии.
При обсуждении закономерностей этногенеза возникает вопрос: работают ли, т. е. применимы ли в этой области принципы и закономерности эволюции и, следовательно, можно ли применить теорию эволюции для раскрытия подлинного хода возникновения и развития этносов? Для того, чтобы приступить к серьезному обсуждению этой проблемы, следует вкратце представить здесь основные принципы современной теории эволюции животных и человека. Говоря и "современной" теории мы имеем в виду то, что в свете достижений новых областей биологии, и в первую очередь генетики, принципы дарвиновской теории переосмыслены и углублены современными эволюционистами. Это в первую очередь касается механизмов изменчивости организмов.
Согласно современным представлениям, жизнь зародилась на земле примерно 1000 миллионов лет назад и продолжает развиваться и изменяться до сих пор. Чтобы объяснить процесс этих изменений и возникновение видов животных, в 19-м веке англичанин Чарльз Дарвин на основе анализа огромного количества биологических фактов, выдвинул теорию эволюции. Примерно в это же время сходные идеи предложил другой английский биолог – Альфред Уоллес. В свете развития генетики некоторые положения этой теории были пересмотрены, но в целом она сохраняет свои позиции и объясняет многие биологические и даже психологические факты.
Здесь не место вдаваться в подробности этой теории, которой посвящены многие превосходные труды, в том числе учебники. Поэтому мы очень кратко представим основные принципы эволюции с тем, чтобы в дальнейшем, при обсуждении вопросов расогенеза и этногенеза, опираться на них[9]. Вот основные из них: 1) Все организмы родственны друг другу и имели общих предков на той или иной стадии развития жизни на земле. Органический мир является продуктом единого эволюционного процесса; 2) Организмы претерпевают различные изменения (мутации), большая часть которых вредна для них, а также для вида, но среди этих мутаций бывают и полезные, адаптивные; 3) В борьбе за существование, которая постоянно ведется между видами и внутри видов, побеждают те, кто лучше приспосабливается к условиям существования. Иначе говоря, принцип адаптации – один из главных для понимания эволюционных процессов; 4) Наилучшим образом адаптированы те особи, которые оставляют больше жизнеспособного потомства, вследствие чего их гены сохраняются и распространяются в популяции. Тем самым сохраняются и распространяются наиболее полезные признаки, в результате чего повышается уровень адаптивности и жизнеспособности вида. Это уже принцип естественного отбора в процессе эволюции.
Эволюция – длительный процесс, совершенствование и развитие организмов в ней происходят обычно медленно, но верно и направленно. Правда, не часто, но бывают также процессы скачкообразных изменений организмов, особенно при быстрых изменениях условий существования. В таких случаях происходят "эволюционные скачки" в процессе развития видов, и эту закономерность следует учесть при исследовании процессов расогенеза и этногенеза.
Обсуждение этого вопроса начнем с одного утверждения Л. Н. Гумилева, своеобразного исследователя, даже спорные мысли которого вызывают творческий подход читателя его трудов. По интересующему нас вопросу Л. Н. Гумилев писал: "Эволюционная теория Дарвина и Ламарка была предложена для объяснения видообразования, а этногенез – процесс внутривидовой и специфический. Уже потому применение принципов эволюции к этническим феноменам неправомерно."[10]
Утверждение это, мягко говоря, излишне категоричное: оно не соответствует реальности, а также современному уровню развития науки.
Применимость теории эволюции для понимания развития человечества в целом, этносов и межэтнических отношений, особенно для понимания процесса этногенеза, можно обосновать с помощью целого ряда аргументов.
После возникновения человека как отдельного вида (получившего в науке название "хомо сапиенс" – "человек разумный") пошло уже возникновение и развитие, дифференциация различных рас и этносов, и нет причин для предположения, будто во всех этих процессах закономерности и механизмы эволюции уже прекратили свое участие. В природе так не бывает, чтобы ее законы с какого-то этапа, образно говоря, "бросили бы на произвол судьбы" свое детище. Человек до сих пор продолжает быть объектом эволюционных закономерностей, хотя одновременно он стал также объектом социальных сил и закономерностей социально-культурного развития. Возьмем, например, процесс расообразования: подчиняется ли он законам эволюции? Естественно. Но ведь невозможно отрывать расовые признаки от этнических: каждый этнос одновременно принадлежит определенной расе или является расовой смесью. Расовой метисации в той или иной степени подвергались все современные народы. Иначе говоря, в любом случае в основе этноса "лежит” раса или расовая смесь со своими еще не до конца раскрытыми психологическими и антропологическими загадками. Что расовость подспудно или явно влияет на психический склад народов – в этом не может быть какого-либо сомнения.
Применимость эволюционных закономерностей и принципов в области этнопсихологии, особенно при объяснении процессов этногенеза, обосновывается, кроме того, следующими аргументами: 1) Эволюция видов есть не только биологический процесс: существовала и ныне продолжается также процесс психологической эволюции видов, в том числе человека; 2) Принципы эволюции работают на видовом и межвидовом уровнях, поскольку между видами имеет место соперничество и т. п.; 3) Принципы эволюции работают и внутри видов, в частности, внутри человечества, так как: а) имеет место соперничество между этносами, а также их группировками, за ресурсы, власть и влияние как на региональном, так и в мировом масштабах. Вся история человечества, и особенно история 20-го века, века национализма и фашизма, убедительное доказательство нашего утверждения; б) победа и выживание наиболее приспособленных и гибель побежденных – повседневно наблюдаемые явления как в межэтнических отношениях, так и на уровне индивидов и групп, т. е. на внутриэтническом уровне. И хотя создание международных организации помощи и разрешения конфликтов оказывают полезную услугу, эти гуманные попытки как раз доказывают, что законы эволюции действуют, и достаточно эффективно. Действия этих организаций – например ООН – попытка смягчить разрушительные действия эволюционных законов, соперничества и агрессии. Другое дело, что сами эти организации нередко (и незаметно для себя) подпадают под влияние эволюционных законов и совершают несправедливость. Так, отношение к сербам, как пример двойного стандарта, является выражением стремления стран НАТО к господству над другими народами; в) Подбор, закрепление и передача удачных форм адаптивных черт, механизмов и стратегий – характерные явления и для этносов. Этносы приспосабливаются как к окружающей среде, так и друг к другу (межэтническая адаптация, которая имеет различные формы субординации, горизонтальной координации и т. п.). Для адаптации этносы претерпевают как структурные, так и функциональные изменения, как и организмы и популяции в процессе биологической эволюции; г) В дальнейшем мы покажем, что как межвидовая и внутривидовая, так и межэтническая и внутриэтническая, агрессия может играть роль этногенетического механизма. Но известна также роль агрессии в процессе эволюции видов (видообразования); д) Побеждают те этнические общности, которые быстро размножаются и захватывают обширные территории.
Вот почему мысль о том, будто процесс этногенеза совсем не подчиняется законам эволюции, просто неприемлема. В развитии человечества и этносов сочетаются законы эволюции, специфические законы и механизмы этногенеза и законы социальной жизни. В этом причина чрезвычайной сложности жизни человека и социальных групп, а также процесса их познания.
В классической теории Дарвина естественный отбор обычно рассматривается на уровне отдельных особей (индивидов): считается, что если особи, составляющие популяцию, хорошо приспосабливаются и оставляют жизнеспособное потомство, тем самым решается также вопрос адаптации популяции.
В последние десятилетия биологи начали обращать больше внимания также на явление отбора на уровне локальной популяции. Чаще всего речь идет об отборе между демами. Под словом "дем” (от греческого слова "демос" – народ) в современной биологии и антропологии понимают в значительной степени изолированные и относительно небольшие (согласно В. В. Бунаку – от 1500 до 4000 человек)[11] этнические и (или) расовые группы, которые размножаются почти исключительно эндогенным путем. Вследствие изоляции и эндогамии члены дема приобретают целый ряд общих антропологических черт. "Демы отличаются от более крупных популяций, расселенных на больших территориях, малым процентом уроженцев других групп, вошедших в состав данной популяции (1–2%); высокой частотой внутригрупповых браков (80–90 %), часто также незначительным приростом населения (около 20 % за 25 лет). Если доля выходцев из других групп не превышает 1 %, количество внутригрупповых браков больше 90 %, а естественный прирост населения за 25 лет меньше 25 %, то такие малые популяции антропологи называют "изолятами" (франц. isolation – разобщение, обособление); численность их обычно менее 1500 человек. Если члены демов и тем более изолятов на протяжении последних четырех поколений (примерно 100 лет) вступали в браки почти исключительно между собой, то почти все они в настоящее время являются троюродными братьями и сестрами. Понятно, что такого рода малые популяции будут наиболее однородными в расово-генетическом отношении." Затем авторы приводят много примеров таких популяций, исследованных специалистами разных стран. В их числе: многие малые народы Крайнего Севера России (лопари в Мурманской области, нганасаны на севере Красноярского края, тюркоязычные тофалары Иркутской области; нивхи, ительмены и юкагиры, азиатские эскимосы, алеуты Командорских островов, ряд горных народов Дагестана, населяющие одно или несколько селений и до недавнего времени эндогамные и другие.
Отдельными демами являются также малые народы Индии: тода, кота, асуры, бирхоры и другие. В. В. Бунак, в качестве демов, описал так называемых семейских русских Забайкаля, "изоляция которых долгое время поддерживалось тем, что они были староверами."[12] Это уже позволяет нам предварительно сказать, что религия может быть этногенетическим механизмом и этническо-расовым маркером.
Такие группы, как уже сказано, состоят главным образом из родственников, поэтому внутри демов отбор является преимущественно отбором родственников (родственным). Одновременно имеет место междемовый отбор, реальность которого уже понимают многие биологи. "При действии такого отбора наименее приспособленные из "островных” (локальных) популяций будут сокращать свою численность и вымирать, возможно, из-за незначительных изменений местообитания, тогда как лучше адаптированные популяции будут распространяться вширь и повсюду замещать вымирающие группы."[13] Но одновременно имеет место индивидуальный отбор внутри таких локальных популяций, вследствие чего они подразделяются на новые группы.
Несмотря на то, что эволюционные закономерности, по нашему убеждению, играют заметную роль в этногенетических процессах и в этнической динамике вообще, было бы ошибкой свести этногенез только к эволюционным механизмам. Только закономерностями эволюции этногенез объяснить невозможно не только по причине существования собственно этногенетических механизмов и закономерностей, как мы это вскоре увидим, но и по следующей причине: в процессе развития этносов периоды постепенного их развития (т. е. их эволюции в собственном смысле слова) иногда сменяются периодами быстрых скачков, разрыва, перехода от одного качественного уровня на другой уровень. Мы считаем, что закономерности этих скачков – иные, не эволюционные в обычном смысле слова. Чтобы конкретизировать проблему, приведем один исторический пример: в этногенезе армянского народа есть загадочный краткий период скачка, совершенного им в VI веке до н. э., когда прежде могущественное государство Урарту исчезло из исторической арены и "вдруг" появилось Армянское царство. Есть вполне вероятное предположение, что Урарту – это и есть Армения (Урарту – Арарат, Араратское царство, как упоминается еще в Библии), все же такой скачок в этногенезе армян в VI веке до н. э. был[14]. Конечно, представление о таких скачках может создаваться вследствие скудости исторических сведений, но все же возвышение на развалинах прежнего царства нового Армянского государства со своим языком и организацией – феномен скачка в этногенезе (по существу, в нациогенезе) народа. Правда, в XX веке, после крушения колониализма, в Азии и Африке очень быстро возникали новые этносы, так что возможность ускорения этногенеза можно считать доказанной. Подобные явления вполне могли иметь место и в прошлом. Однако их надо исследовать с помощью комплексной методологии: следует задействовать принципы как эволюционной теории, так и этногенеза и исторического исследования. Большую роль в подобных исследованиях может играть также историческое и сравнительное языкознание.
Исследуя формы отбора в процессе эволюции, специалисты интересовались также следующей проблемой: бывают ли признаки организмов, полезные для популяции (и вида), но вредные для их носителей-индивидов? Такие признаки называют альтруистическими и они есть даже в животном мире. На поведенческом уровне альтруистическими являются такие действия, как"…дележ пищи, сигналы опасности, кооперирование усилий в колониях общественных насекомых."[15] Есть и другие альтруистические действия. В качестве примера обычно упоминаются рабочие пчелы, которые только трудятся, но не оставляют потомства: эту важную эволюционную функцию выполняют матка и трутни. Рабочие пчелы выполняют функции добывания пищи, защиты улья и выращивания потомства. Они работают для всей колонии[16].
Когда особь-донор выполняет альтруистический акт, его собственная "дарвиновская" приспособляемость снижается. Он приносит себя в жертву и увеличивает выживаемость (и приспособленность) реципиента, коим является вся колония или группа. Причем альтруистическое поведение, часто в сочетании с кооперированием, встречается в группах родственников. Если это так, и поскольку мы знаем, что на первых этапах своего развития этносы (роды, племена или их союзы) преимущественно состоят из родственников, то ясно, что альтруизм является одним из важнейших механизмов этногенеза. Он сплачивает семью, род, племя, весь этнос и увеличивает его конкурентоспособность в борьбе за выживание, в соперничестве с другими этническими группами. Когда войны идут в бой и спасают свою нацию, то их гибель и победа, безусловно, являются альтруистическими действиями.
Есть здесь, однако, проблема, которую следует в дальнейшем еще исследовать: если индивиды, отличающиеся альтруизмом, идут на жертвы и не оставляют потомства, то каким образом в популяции животных или в этнических группах людей сохраняются гены альтруизма? Кто, кроме них, является еще носителем генов альтруизма в этносе, и почему число таких индивидов, по-видимому, со временем не уменьшается?
Прежде чем рассмотреть механизмы возникновения этносов, т. е. этногенеза, полезно получить общее представление об основных разновидностях этносов и о последовательном их появлении в ходе истории. Причем рассмотрение этих двух вопросов целесообразно сочетать: разновидности этносов мы рассмотрим в том порядке, в каком они, согласно современным представлениям, возникли. Каждый новый вид этноса есть новый и более высокий уровень его развития. Этническая группа является "межпоколенной", т. е. поколения людей сменяются, а группа остается. Она независима от своих сегодняшних членов. Этническая группа и этническая идентичность передаются от поколения к поколению. Этому способствует и то, что в этносе одновременно живет несколько поколений.
Кроме того, с самого начала следует иметь в виду, что все или некоторые разновидности этносов могут существовать не только в хронологическом порядке (как последовательно появляющиеся исторические типы), но и диахронически. т. е. как одновременно сосуществующие типы, если не в одном обществе (и стране), то в разных странах и обществах. Например, в современной России, Индии или США фактически сосуществуют все основные типы этносов.
Имея в виду высказанные только что принципиальные соображения, перейдем к рассмотрению исторических (хронологических) типов этносов: семьи и рода, племени и племенных союзов, национальностей, наций, а также соотношений некоторых из них.
По отношению к этносам, нациям и государствам семья, безусловно, является первичной социальной группой, той базой, на которой развиваются все остальные формы этносов и обществ. Семья, по-видимому, выделяется из первобытного стада предлюдей и является первой структурированной социальной общностью. Некоторые основные формы человеческих отношений, в том числе и стиль управления (например, авторитаризм) вначале появились в семье и лишь затем перешли в сферу племени, рода, нации и государства. Это обстоятельство знал К. Маркс, который писал о том, что семья в зачаточном состоянии содержал в себе как рабство, так и крепостничество, поскольку с самого начала семья имела отношение к земледелию. Она в миниатюрном виде содержит в себе все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и государстве[17].
Про семью и его разновидности имеется обширная литература. Поэтому мы не будем исследовать здесь проблемы семьи подробно. Назовем лишь основные типы семьи, которые возникали исторически, да и сейчас встречаются одновременно: а) ядерная семья; состоит из родителей и рожденных от их брака детей; б) расширенная семья; кроме членов ядерной семьи включает также других родственников: бабушек и дедушек, двоюродных братьев и т. д; в) патриархальная семья, включающая в себя патриарха (главу семьи), ядерные семьи его сыновей, родственников и т. п. Роды состоят из семей.
Хотя мы рассматриваем род в качестве этноса, в этом вопросе у специалистов есть сомнения. Некоторые считают, что первый простейший этнос – это племя. Как бы то ни было, пропустить ступень рода в нашем обзоре нельзя. Род вне племени существовать не может: роды входят в состав племен и состоят из людей, между которыми существуют кровное родство и брачные связи.
Роды существовали еще в предплеменах, т. е. в таких племенах, в которых структура власти едва лишь намечается. В качестве примера этнографы приводят австралийские племена. "Представляя собой совокупность экзогенных родов или групп, связанных общими чертами культуры и сознанием общего происхождения, такие племена обычно не имеют единых органов власти… у некоторых австралийских племен уже появились подобия общеплеменных советов, составленных из главарей отдельных родов, и общеплеменные главари, власть которых еще основывалась преимущественно на личном авторитете, но уже становилась наследственной."[18]
Возникновение родов сопровождалось экзогамией (от греческих слов эксо – вне и гамос – брак, супружество), т. е. таким порядком, когда брак можно было заключить только с представителями других родов. Внутри рода заключение брачных связей запрещалось, т. е. на такие браки существовал табу.
Возникновение родового строя имело место, по-видимому, в среднем палеолите (так называемом мустье), примерно 200 тысяч лет тому назад, когда жили палеоантропы – неандертальцы. Этот период существования человечества характеризуется изобретением жилища, усовершенствованием орудий охоты и труда, возникновением религиозных и эстетических воззрений, о чем свидетельствуют, например, наскальные рисунки. Преобладала кремниевая техника, появились ее местные варианты.
Трудность выделения рода из племени состоит в том, что иногда племя тоже определяют на основе критерия родственных связей. Например, Ю. В. Бромлей, указывая на то, что именем "племя" обозначают самые разнообразные общности – начиная от австралийских аборигенов до аравийских бедуинов, пишет: "Ученые, однако, уверенно выделили одну общую черту для всех известных им племен и предплемен, черту, которая отличает их от всех известных народностей, т. е. определили, грубо говоря, рубеж, пролегающий между племенем и народностью. Всякое племя состоит из родственников (пусть иногда, строго говоря, мнимых), близких, дальних и очень дальних.”[19] – Но тогда возникает вопрос: чем отличаются роды от племен, только ли числом людей и величиной занятой территории? Эти авторы пишут: "Обычно племя делится на роды, мужчины каждого из которых не могут жениться на женщинах своего рода, но обязаны брать в жены женщин или любого другого рода, или только одного из других родов, заранее определенного строгими обычаями."[20] Например, ирокезское племя сенека состоит из восьми родов, которые носили животные имена: Медведя, Волка, Бобра, Черепахи, Оленя, Кулика, Цапли и Сокола.
Таким образом, если племя – это "огромная семья", все члены которой связаны между собой родственными связями, то более компактной семейной группой являлись роды: в них преобладали первичные психологические связи.
Когда в племени много родов, возникает промежуточная структура, которую этнографы называют фратрией (что по-гречески означает "братство"). Фратрия – это объединение нескольких родов (генос) внутри племени (филы). Члены одной фратрии обязаны брать в жены женщину из другой фратрии. Например, в гомеровские времена на территории Аттики (с центром в Афинах) жили четыре племени. Каждое из них делилось на три фратрии, а каждая фратрия состояла из тридцати родов[21]. Мы думаем, что для понимания этнической истории каждого народа следует выяснить подобные структуры, существовавшие в различные истерические времена. Без этого невозможно также понять этнопсихологические аспекты этой истории.
Фактически фратрия – это не что иное, как маленькое племя в составе большого, но с одним важным различием: как на род, так и на фратрию, распространилось право экзогамии. Получается, что внутри одной фратрии роды уже не могли обменяться женщинами. Это очень интересно, но для психологии важнее всего выяснить мотивацию создания таких структур, запретов и установления границ между группами. Знали ли древние люди, или хотя бы люди гомеровских времен, что от близкородственных браков рождается больше детей с наследственными дефектами?
А теперь рассмотрим племя, о котором мы были вынуждены говорить уже при рассмотрении семьи и рода. Племя возник в раннем палеолите и по-существу является первым полноценным типом этноса. Первые племена состояли из архантропов (древнейших людей), живших до появления неандертальцев. Племена занимали определенную территорию. Их члены вели совместное хозяйство и говорили на одном языке, имели сходный быт. Все это обусловило также психологическое сходство людей. Люди, составлявшие племя, или действительно имели родственные связи или верили в то, что являются родственниками. В племенах еще не было антагонистических социальных классов, поэтому культура племени была единой[22]. Все же в племенах, наверняка, существовала внутренняя дифференциация ролей.
Различия между разными племенами архантропов, как считают специалисты, в культурном и других отношениях были невелики. По-видимому, между племенами не было комплексов различий, как в настоящее время существуют между этносами. Однако уже существовали различия в языке (речи) и бытовой культуре. "Эти стада-сообщества были включены в цепь культурной и языковой непрерывности. Сама такая диффузность, непрерывность культуры, по мнению С. А. Арутюнова, уже снимает вопрос о возможности каких-либо этнических делений в столь отдаленную эпоху."[23]
Такие племена, обладавшие лишь "неустойчивым и аморфным” подобием этнических общностей, специалисты называют протоэтносами, т. е. прототипами, самыми первоначальными видами этносов. Правда, даже при сходстве бытовой культуры разные племена могли иметь духовные и религиозные различия[24]. В племенах уже существовала организация власти, куда входили военачальники, верховный вождь, народное собрание, совет старейшин и другие властные структуры. Племена имели общий диалект, общие религиозные представления и мифологию, имя и обряды.
Племена состоят из фратрий, которые, в свою очередь, как мы уже видели, делились на роды. Это означает, что племена имели довольно сложную структуру. Считается, что племена были древнейшими этническими общностями людей современного вида[25]. Но более правильно было бы сказать, что в древнем мире чаще всего встречались, в качестве этносов, племенные союзы (соплеменности).
Важным шагом в этногенезе и развитии современных наций явилось появление союза племен, который некоторыми авторами обозначается также одним словом: соплеменность. Такие образования обычно создавались как адаптивные ответы на новые ситуации жизни, для разрешения стоящих перед племенами трудных задач, которые отдельные племена в одиночку решать не могли. Речь идет, в первую очередь, о необходимости защиты от более мощных врагов. Необходимость создания племенных союзов особенно остро стояла тогда, когда племена переходили к земледельческой и скотоводческой деятельности. Накапливались богатства и враги, особенно кочевники, узнавали об этом. Эти хищники из рода человечества всегда были готовы на разбой и погромы. Земледельчество и богатство делают племена более уязвимыми и они должны объединить свои усилия для надежной самозащиты. К созданию соплеменностей толкает племена также возрастающая плотность населения, более частое общение между племенами, осознание их вождями своих общих целей. В первую очередь в подобных ситуациях объединяются родственные племена. Они совместно воюют не только для защиты, но и с целью грабежа.