Предисловие

Банк, будучи общественным институтом, возникает вследствие необходимости удовлетворения потребностей людей и неизбежно должен ориентироваться на клиента, демонстрировать в своей производственной деятельности принципы социальной ориентации.

К сожалению, современные банки (отечественные и зарубежные), и прежде всего коммерческие денежно-расчетные институты, ставящие во главу угла интересы получения собственной прибыли, забывают свою роль социально значимых учреждений.

В стремлении к завоеванию потенциальных рынков и получению дополнительных доходов, к преумножению конкурентных преимуществ кредитные учреждения зачастую проводят агрессивную, наступательную политику, навязывают свои услуги, предлагают внешне весьма привлекательные условия обслуживания, сохранения и накопления временно свободных денежных средств. В современной практике нередки случаи неполного, непрозрачного и ложного информирования потенциальных клиентов о положении банка, возможных услугах и продуктах. При этом расхождения между заявленными, номинальными параметрами услуг и их реальной, эффективной ценой всегда нацелены на получение банкирами односторонней выгоды.

К приведенным примерам неэтичного поведения банков можно добавить и частое использование ими чисто технических приемов, таких как задержка в валютировании поступающих в адрес их клиентов платежей, манипуляции с валютными курсами в своих интересах; досудебных и судебных действий, таких как умышленно ускоренные процедуры отчуждения залогов и банкротства клиентов, которые испытывают проблемы с выполнением своих обязательств перед банками, граничащие с рейдерством; а также использование банками информационной осведомленности о делах клиентов, в частности торговлю инсайдерской информацией и коммерческой тайной.

Отдельную проблему представляет присвоенное банками право на особый статус в плане материального стимулирования персонала, работающего в этих кредитных учреждениях. Претензии на «финансовую гениальность» и «суперэффективность» в сочетании с чрезмерными бонусами в сравнении с реальными новациями, приносящими огромную пользу экономике, совершенно неоправданны. Изобретение многих финансовых продуктов, содержание и цель которых непонятны и недоступны абсолютному большинству неспециалистов, чревато самыми серьезными последствиями, что особо проявилось в кризисный период. Столь же пагубны признание и отстаивание топ-менеджерами банков неизбежности, востребованности и выгоды от огромных масштабов спекулятивных и фиктивных операций, которые позволяют перераспределять и манипулировать рисками и при этом не содержат в себе даже толики народно-хозяйственного эффекта, и наряду с этим столь же упорно отстаиваемое ими убеждение, что все беды не результат их необдуманных действий, а следствие объективного влияния рынка, чем оправдывается их уход от личной ответственности на фоне потребовавшейся помощи государства, налогоплательщиков, всего общества.

Очень часто этика банковского дела требует не введения новых правил, а соблюдения существующих, давно сформулированных.

Описанные нарушения этических принципов свидетельствуют о необходимости повышения роли банков как социально-экономических институтов, основывающих свою деятельность не только на базе профессиональной предприимчивости, но и на этических нормах, сочетающих корпоративные и общественные интересы. Представляется, что принципы Базельского соглашения, рекомендуемые им экономические нормы и правила поведения банков должны быть дополнены нормами этического поведения денежно-кредитных организаций. В составе репутационных рисков степень участия банков, в частности, в реализации социальных проектов, экологизации производств и регионов, в защите интересов потребителей, должна учитываться более отчетливо. Выполнение банками их социальной роли должно учитываться и в методиках международных и национальных рейтинговых агентств.

Россия могла бы в международном сообществе (Базельском комитете, в группе 20) инициировать постановку вопросов о повышении ответственности банков за соблюдение ими этических норм и о реализации их роли социально значимых денежных институтов.

Полагаем, что и в разрабатываемых стандартах банковской деятельности соблюдение банками этических принципов также должно найти свое отражение.

Представляется, что настоящее издание поможет вывести этические нормы из определенного забвения, даст возможность молодым банкирам, изучающим банковское дело, правильно понять его суть, а следовательно, быть более успешными на рынке.

Данная книга, эмоционально и искренне написанная немецким профессором Петером Козловски и переведенная О.У. Ависом, доцентом кафедры «Банки и банковский менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, без сомнения, станет прекрасным учебным пособием при изучении одноименной учебной дисциплины, предусмотренной учебным планом.

О.И. Лаврушин,

заведующий кафедрой «Банки и банковский менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, профессор.

Октябрь 2013 г.

Загрузка...