Введение

1

Для решения проблемы этического критерия человека необходимо преодолеть три трудности.

1) Следует четко осознавать поликультурность исторического человека. Внутри любой многовековой антропологической культуры сохраняется определенная функциональность поведения, в основе которой лежит глобальная рациональность. Поэтому попытка установить однозначный критерий с помощью культур, которые в силу собственной идентичности подчеркивают свою лингвистическую, моральную, религиозную несовместимость, – это просто-напросто утопия.

2) Гегемоническое побуждение колонизировать другие культуры и защита собственного семейного или племенного тела, выступающие conditio sine qua non (лат.: обязательное условие) для существования в качестве индивида-личности[1], требуют противопоставления в виде логики выживания. К этой области относится и планетарное меметическое клонирование, осуществляемое стандартными программами монитора отклонения[2], которые навязывают и усиливают восприятие другого как опасности до тех пор, пока он не будет принадлежать тебе (homo homini lupus est – лат.: человек человеку волк).

3) Поиски единой меры для «установления критерия» на уровне гражданского существования, как права, принадлежащего индивидуальному и коллективному существованию в глобальной констелляции, состоящей из тех, кого можно назвать ответственными индивидами на этой планете. Целью этих поисков было обнаружение той точки, которая могла бы стать логосом очевидности или единой подтвержденной основой всех отношений цивилизованного человека. Прежде всего это касается международного права. Реальность интернета, отличающая эпоху глобализации, а также развивающиеся экономические и политические единицы (Российская Федерация, Европейское сообщество, Меркосул, будущая Арабская Федерация, Африканское сообщество и т. д.) создают неустранимые предпосылки для появления единого критерия, на основе которого будет возможно создание правил поведения. Распределительная и социальная справедливость должны сопоставляться на основе общепринятого критерия. Этого неумолимо требует универсально ориентированная демократия: каждый человек является носителем прав, а совокупность людей, наделенных правами, создает конституцию, которая упорядочивает их отношения друг с другом. Именно носители прав выбирают для себя закон и подчиняются ему в силу своих индивидуальных интересов и ради социальной функциональности. Равенство среди индивидов, равенство среди народов. Многообразие для «изо» (равного) развития и мира. Развитие, как возможность раскрывать собственную идентичность, мир, как функция в отношении другого человека.

Человек представляет собой также и рациональную разумную идентичность, и потому в любой своей феноменологии подразумевает и нуждается в мотивации онтологического смысла. Любая его историческая фонема коренится в причинности, обосновывающей и удостоверяющей его на этой планете, в той мере, в какой он конкретизируется в трансцендентном и имманентном акте, в силу которого и по причине которого существует (в противном же случае его ожидает противоречие, то есть самоуничтожение).

Для того чтобы удостоверять себя в качестве ценности, общепринятый критерий должен ссылаться на основной посыл, предлагаемый жизнью бытию. Жить, чтобы быть Бытием.

В сущности, за рамками целесообразности единства вида (биология и медицина), физического единства (математика и физика), необходимо найти некое формальное единство, способное стать общим знаменателем в отношении всех действий человека как социального и разумного вида. И на основе этого единства установить юридическую рациональность.

2

Всемирный конгресс, как тот, что состоялся в Москве, может оказаться подходящей экосистемой. Онтопсихология располагает формой исследования, позволяющей вобрать в себя важнейшее содержание любой культуры. Кроме того, элементарный принцип, онто Ин-се[3], способен обеспечить единство меры для единства действия человека как такового.

Мне не хватило бы времени, для того чтобы объяснить все это множеству компетентных специалистов, занимающихся данным вопросом. Я предпочел заявить проблему и указать путь ее решения. Моя подготовка в области науки и опыт взаимодействия с разными народами дают мне необходимые инструменты, для того чтобы двигаться дальше.

Так появилась эта небольшая книга, которая, несомненно, сыграет свою роль в развитии гуманизма в ближайшем будущем.

3

В силу того, что объект «человек» является поливалентным субъектом, для обнаружения той точки, которая обеспечивает его общую ценность, несомненно, следует проанализировать его в различных аспектах, обращаясь к разным граням одной единственной интенциональности – индивидуальной и природной одновременно.

Моя подготовка в области истории психологии, а также интерес к онтологии помогли мне распознать простую сущность в череде сменяющих друг друга внешне противоречивых феноменов.

Разумеется, чтобы настичь путника, необходимо знать весь его путь. Если мы говорим о человеке, то его путь не начинается и не заканчивается на этой планете. Тщательно расшифровывая воспоминания, содержащиеся в своем архиве – сознательном и бессознательном, индивидуальном и коллективном, воображаемом и историческом, психологическом и сакральном, – он достигает, благодаря также и логике результатов, проекта константы «Н», гипотезы, без которой невозможно обосновать реальность человека. Константа «Н» не исчерпывает человека в его изначальном принципе, но характеризует и обосновывает его место в универсальном ходе вещей, взаимосвязанных друг с другом.

4

Материал, изложенный в этих одиннадцати лекциях, в полной мере удовлетворяет обозначению соответствующего ракурса исследования и анализа. Это исследование не исчерпывается данными лекциями, но, несомненно, они задают ему направление и обосновывают его. Кто-то будет применять эти знания в историко-политических стратегиях, обновляемых исходя из развивающихся потребностей индивида и общества в глобальном демократическом процессе.

Загрузка...