♦ Какие звуки можно услышать на улицах большого города?
На улицах слышатся шум транспорта, голоса людей.
Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие – это стук дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, сердитое завывание ветра.
Для композитора[1] эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.
Послушайте стихотворение.
Композитор музыку слышит
В шуме дождя и грома раскатах,
Ноты в тетрадь композитор запишет,
А музыканты исполнят сонату.
Композитор музыку слышит
В шелесте листьев, в плеске прибоя.
Ноты в тетрадь композитор запишет –
Песню споем мы вместе с тобою!
Должно быть, вы уже знаете, что композитором называют человека, который сочиняет музыку.
Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детским альбомом». Там есть такие музыкальные пьесы, как «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».
«Величайший немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах сочинял музыку для обучения своих детей. И, наверное, не подозревал, что его “музыкальными детьми” на все будущие времена станут дети всего мира.
Ведь музыка Баха до сих пор является прекрасной, незаменимой школой для начинающих музыкантов» (Т. Абрамян).
Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сенсанс. В его знаменитой сюите, написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей. Сюита так и называется – «Карнавал зверей».
Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.
Сергей Прокофьев создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк».
Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты», а его однофамилец Григорий Гладков – к мультфильму «Пластилиновая ворона».
Я думаю, многие из вас знают и любят песни Владимира Шаинского «Голубой вагон», «Песню про улыбку», «Пусть бегут неуклюже» и Дмитрия Кабалевского «Наш край», «Школьные годы» и многие другие.
♦ Как же композитор записывает созданную им мелодию?
Он делает это с помощью особых значков, которые называются нотами. Слово «нота» переводится с латинского как «знак».
♦ Как вы думаете, сколько существует нот?
Правильно! Ровно семь. Называются они так: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ноты располагаются на пяти нотных линейках, которые называются нотным станом.
Представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал ее на листе нотной бумаги.
Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли услышать?
Ее можно спеть или исполнить на каком-нибудь музыкальном инструменте.
♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?
Верно! Скрипка, фортепиано, баян, гитара, балалайка, гусли, арфа, виолончель, флейта… Музыкальных инструментов очень много, но их можно разделить на несколько групп.
Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От них и пошли ударные инструменты – барабан, бубен, треугольник, колокольчики, колокола, ксилофон, тарелки, литавры. Звуки возникают в этих инструментах при ударе рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой.
Послушайте стихотворение.
Я проснулся утром рано
И собрался на прогулку.
Застучал по барабану
Громко-громко, гулко-гулко:
Там-там, там-там,
Веселей бей в барабан!
Удивился дворник Федя:
– Что ж ты встал в такую рань?
Перебудишь всех соседей,
Лучше ты не барабань.
В те далекие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты: кифара, лира, арфа.
Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому, что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.
В Древней Руси музыканты на веселых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно триста лет назад в Испании появился новый струнный музыкальный инструмент, столь популярный и любимый в наши дни, – гитара. Скрипка, виолончель и контрабас тоже струнные инструменты, но звук извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок – это длинная трость с натянутым конским волосом. Смычок держат в правой руке и водят им по струнам.
Послушайте стихотворение.
Смычком коснулся ты струны,
И вот струна запела.
И в нежном голосе слышны
Волшебные напевы.
То грусть, то радость в них звучат
И трогают мне душу,
Я виртуоза-скрипача[2]
Могу весь вечер слушать!
В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке, сделанной из обыкновенной тростинки. Звук такой дудочки певучий, нежный, похожий на журчание весеннего ручейка. Позднее дудочки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет.
Послушайте стихотворение.
Льется флейты голос чистый,
Словно льдинка, серебристый,
В поднебесье[3] он плывет,
Наполняя небосвод.
Слышат флейту лес и нивы,
Слышит спелый желтый колос.
Шепчет колос: «Как красиво
Льется флейты звонкий голос!»
Голос гобоя – чуть приглушенный, а кларнета – чистый, теплый и сочный. Слово «кларнет» означает «ясный».
Послушайте стихотворение.
Слово кларнет означает «ясный»,
Голос кларнета чистый, прекрасный,
Он то протяжный, то нежно-певучий,
То очень теплый, сочный и звучный.
В оркестре русских народных инструментов можно услышать жалейку – небольшую трубку из дерева или тростника. Она напоминает пастуший рожок из бересты, но у рожка трубка расширяется и заканчивается раструбом[4], ау жалейки нижний конец трубы вставляется в раструб коровьего рога. На боковых стопках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты.
Послушайте стихотворение.
Сяду на пень посуше,
Коров соберу в кружок,
Выну из сумки пастушьей
Берестяной рожок.
Коровы рожок услышат,
Протяжно откликнутся: «Му-у-у».
Играя то звонче, то тише,
Я стадо в село поведу.
Дорогие ребята, наверное, вы все видели морскую раковину. Может быть, такая раковина есть у вас дома. Попробуйте дунуть в заостренный конец раковины, и вы услышите протяжный долгий звук. Еще в древности люди знали об этом свойстве морских раковин и делали из них музыкальные инструменты, которые стали называть духовыми. Раньше их изготавливали из раковин, кожи, слоновой кости, а сейчас делают из меди. Ведь медь – «певучий» металл. К наиболее известным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, труба, валторна, тромбон, саксофон и туба.
А об этом музыкальном инструменте мы еще не говорили. У кого-то из вас он есть дома. Его можно увидеть в детском саду и в школе, в концертном зале и в театре!
♦ Догадались, о каком музыкальном инструменте идет речь?
Конечно же, о фортепиано! Этот инструмент, пожалуй, самый популярный в мире. Он является незаменимым помощником и певца и композитора. Слово «фортепиано» происходит сразу от двух слов: форте значит «громко», а пиано – «тихо».
Фортепиано – инструмент полифонический: на нем можно сыграть и мелодию, и аккомпанемент к ней.
Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль. Рояль похож на фортепиано, но массивнее. И на фортепиано, и на рояле можно играть то тише, то громче, то связывать звуки, то играть отрывистое стаккато.
Послушайте стихотворение.
Кап, кап, кап – упали капли.
Застучали: тук, тук, тук.
И узнали сразу цапли
Дождика веселый звук.
Дождик заиграл стаккато,
Как по клавишам рояля,
И, сбегая с крыш покатых,
Капли звонко застучали.
Дождь отрывисто и звонко
Падал в травы там и тут.
Словно пальцами ребенка
Он играл в саду этюд!
Певцы и певицы, исполняющие музыкальные произведения, обладают голосами разного тембра и высоты.
Бас – самый низкий из всех мужских голосов. Имя знаменитого певца-баса – Федор Иванович Шаляпин. Его голос отличался исключительной красотой и богатством.
Высокий мужской голос называют тенором. А мужской голос (между басом и тенором), называют баритоном.
Женские голоса также различаются по высоте и тембру.
Самый высокий и подвижный женский голос – колоратурное сопрано. Колоратурным его называют потому, что он легко исполняет различные вокальные украшения – колоратуры.
Наиболее распространенный голос среди певиц – лирическое сопрано – нежный светлый, легкий.
Многим певицам присущ сильный и яркий голос – драматическое сопрано.
А первым сопрано мира по праву считается великая певица Мария Каллас.
♦ Вопросы
1. Как называют человека, который сочиняет музыку?
2. С помощью чего композитор записывает музыку на листе бумаги?
3. Сколько всего нот? Назовите их. Какие вы знаете музыкальные инструменты?
4. Почему барабан называют ударным инструментом?
5. С помощью чего барабанщик выбивает барабанную дробь?
6. Какие инструменты относятся к струнно-щипковым? Почему их так называют?
7. К каким инструментам относится скрипка? С помощью чего скрипач извлекает звуки, играя на скрипке?
8. Какие музыкальные инструменты называют духовыми? Из чего их делали прежде? Из чего их изготовляют сейчас?
9. От каких слов произошло слово «фортепиано»?
10. Как вы думаете, зачем людям нужна музыка?
Послушайте сказку.
Жила на болоте Лягушка-Квакушка. Она умела очень громко квакать, и потому считалась среди подружек-лягушек лучшей певуньей.
Теплым майским вечером, когда комары-толкунчики весело плясали в лучах заходящего солнца, а лужи болотной водицы блестели в зарослях камыша и осоки, словно осколки большого зеркала, Квакушка забиралась на высокую болотную кочку и начинала петь.
♦ Как вы думаете, о чем пела Лягушка-Квакушка?
В своих незамысловатых песенках Квакушка расхваливала весенние деньки, теплый дождик и родное болото.
Лягушки, собравшиеся на концерт, дружным хором подпевали своей любимице, а после выступления дарили ей букетики болотных цветов и угощали вкусными комариками.
Но вот однажды в овраге возле болота, в зеленых зарослях ивы и черемухи поселился Соловей. Вечером, когда на землю ложились седые туманы, он пел свои волшебные песни.
Ветер переставал шелестеть листвой, затихало журчание родника, смолкал даже лягушачий хор – все хотели послушать лесного певца.
Только Лягушка-Квакушка не унималась. Наоборот, она старалась квакать еще громче, чтобы заглушить соловьиные трели. Но теперь ее никто не слушал.
– Ах! Какой непревзойденный певец! Какие рулады[5] он выводит! Какой красивый голос! – наперебой расхваливали Соловья звери и птицы.
Послушать виртуозного исполнителя лесных песен приходили дети и взрослые.
Однажды Квакушка услышала, как одна маленькая девочка сказала отцу:
– Какой противный голос у этой лягушки. Своим кваканьем она мешает слушать соловья. Лучше бы помолчала! Тоже мне, певица!
– Пусть себе квакает, – добродушно ответил отец. – Она ведь по-своему весну-красну славит.
– Уж больно голос у нее хриплый и громкий, а пение однообразное. «Ква-ква-ква» – вот и все! – не согласилась с ним девочка.
Лягушке стало очень обидно. Она старается изо всех сил, вся надувается, чтобы квакать как можно громче, а расхваливают только Соловья.
В это время на болотце прилетела хорошенькая веселая Трясогузка и стала, слегка потряхивая длинным хвостиком, расхаживать возле самой кромки воды и ловить мошек.
– Уважаемая Трясогузка, – обратилась к ней Квакушка. – Скажите, пожалуйста, откровенно, кто из нас поет лучше – Соловей или я?
♦ Как вы думаете, что ответила трясогузка?
Трясогузка призадумалась: обижать Лягушку ей не хотелось, поэтому умная птичка ответила так:
– Будет лучше, если Вы, милая Квакушка, спросите об этом у Царевны-Весны. Уж она-то наверняка знает, кто из вас лучше поет. Я могу показать, где живет Весна.
– Пожалуй, Вы правы, – согласилась с Трясогузкой болотная певица и зашлепала вслед за пташкой в лес.
Вскоре они оказались возле терема Весны. Тонкие жемчужно-белые березки, окружавшие терем, шелестели шелковистыми ветвями. Солнечные лучи золотою рябью пробегали по белым стволам и зеленым травам, весело щебетали птицы.
Царевна-Весна с приветливой улыбкой вышла из терема навстречу гостям. Лягушка никогда в жизни не видела такой красавицы!
Сарафан Весны был соткан из бело-розовых яблоневых лепестков, ее голову украшал венок, сплетенный из незабудок и ландышей. Словно легкое разноцветное облачко, кружились над ней бабочки, мотыльки и стрекозы.
Квакушка низко поклонилась Царевне и поведала ей о своей беде. Весна внимательно выслушала болотную певунью и, посадив ее на ладонь, сказала…
♦ Как вы думаете, что сказала лягушке Весна?
– Поверь, милая Лягушка, что мне одинаково дороги и свист иволги, и кукование кукушки, и пение соловья, и твое кваканье! Все вы мои друзья! Всех вас я одинаково люблю и знаю, что вы радуетесь пробуждению природы, теплым весенним денькам. Каждый из вас, как может, своей бесхитростной песенкой славит саму Жизнь! А ваши голоса не мешают друг другу, нет, они сливаются в дружный весенний хор!
– А я сочинил стихотворение, – сказал пестрый Дятел, который сидел на березе и внимательно прислушивался к разговору Весны и ее гостьи.
– Что ж, расскажи его нам, пожалуйста, – попросила дятла Весна.
И Дятел прочел такое стихотворение.
С упоеньем квакает лягушка,
Щелкает в овраге соловей,
Иволга свистит в лесу, кукушка
Нам кукует в зелени ветвей.
Все поют, друг другу не мешая,
И не затевая глупых ссор,
И Весны симфония большая
Голоса сплетает в стройный хор!
♦ Вопросы
1. Кого лягушки считали лучшей певицей?
2. О чем пела Квакушка в своих песнях?
3. Кто поселился в овраге возле болота?
4. Почему обиделась Квакушка?
5. Кого она попросила рассудить, чьи песни лучше?
6. Что посоветовала Квакушке Трясогузка?
7. Что ответила Царевна-Весна на вопрос Квакушки о том, чьи песни лучше?