Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание для специальностей среднего профессионального образования

Введение в дисциплину «Естествознание»

Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.

Введение в дисциплину «Естествознание». Определение Естествознания. «Мировые загадки» естественных наук. Взаимосвязь наук о природе. Комплексность современного естествознания. Иерархическая последовательность естественных наук. Основная задача и цели естествознания. Программа курса «Естествознание» для специальностей гуманитарного профиля СПО.

Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Естественные науки. Физика – объединяющее понятие наук о природе. Двойственность термина «Естествознание». Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. Естествознание – система наук о природе. Физика и ее предмет. Химия и ее научный предмет. Значение химии в решении актуальных проблем современного общества. Биология как совокупность наук о живой природе. Экология и ее предмет. Роль математики в естествознании.

Значение естествознания для профессиональной подготовки. Сферы профессиональной деятельности. Освоение знаний – цель профессиональной подготовки. Овладение умениями применять полученные знания. Развитие профессионально-личностных качеств. Воспитание (формирование) разносторонней личности. Применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности.

Демонстрации:

Мировые загадки.

Расширение Вселенной.

Естественная «сеть» наук о природе.

Комплексный характер естествознания.

Цели Естествознания.

Демонстрация работы ГЭС.

Химический опыт с глицерином.

Демонстрация развития зародыша.

Научный предмет экологии.

Научный предмет географии.


Задание на самоподготовку.


1. Входное тестирование студентов 1 курса, нового набора. Доступ к тесту: http://app.startexam.com/Session/Open/daed17fd-0373-401c-9a5a-c4de65b01867?v=1¢erName=test_aefremov

2. Опорный электронный конспект по теме №1: Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки. Режим доступа: http://www.es-tes.com/#!find-talent/c6v5

3. Самостоятельно ответить на следующие контрольные вопросы:

Сформулируйте определение естествознания как науки.

Обоснуйте естественнонаучные признаки взаимосвязи наук о природе.

В чем проявляется комплексность современного естествознания.

Составьте иерархическую последовательность естественных наук.

Назовите основную задачу и цели естествознания.

Обоснуйте, что физика – объединяющее понятие наук о природе.

Двойственность термина «Естествознание».

Сформулируйте, по каким признакам естествознание рассматривает природу как единую целостность.

Сформулируйте системные критерии естествознания, как науки о природе.

Назовите естественнонаучный предмет физики.

Назовите естественнонаучный предмет химии.

Сформулируйте, какое значение играет химия в решении актуальных проблем современного общества.

Назовите естественнонаучный предмет биологии.

Сформулируйте системные признаки биологии, как совокупности естественных наук о живой природе.

Назовите естественнонаучный предмет экологии.

Определите на практических примерах, какую роль играет математика в естествознании.

Значение естествознания для профессиональной подготовки.

Применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности.

Литература. Интерактивный ресурс.

Тесты А. Ю. Ефремова на STARTEXAM [Электронный ресурс] / КИАС. Естествознание – СПО – Режим доступа: http://app.startexam.com/Center/Web/test_aefremov, вход по паролю. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Естествознание для среднего профессионального образования. Научная школа А. Ю. Ефремова [Электронный ресурс] / Опорные электронные конспекты – Режим доступа: http://www.es-tes.com/#!find-talent/c6v5, вход по паролю. – Загл. с экрана. – Яз. рус.


Тема 2. Основы естественнонаучного познания.

Основы научной деятельности. Главные компоненты естественнонаучных исследований. Наука – сфера человеческой деятельности. Основные критерии (показателями, характеристиками) научной деятельности. Завершающий этап любой научной деятельности. Практическая работа на формирование умений сопоставлять и анализировать.

Структура научного познания. Понятия: закон; научный закон; закон природы. Система множества наук. Определение научного познания. Общие структурные компоненты естественнонаучного познания. Структура естественнонаучного познания. Эмпирическое направление научного исследования. Определение научной теории и смысл наблюдения. Понятие и значение эксперимента. Определение и понятие гипотезы.

Основные методы научного исследования. Эмпирический и теоретический уровни знания. Эмпирические и теоретические методы науки. Определение основных эмпирических методов: Наблюдение. Описание. Сравнение. Определение основных эмпирических методов: Моделирование. Измерение. Эксперимент. Определение основных теоретических методов: Аксиоматизация. Аналогия. Анализ. Синтез. Определение основных теоретических методов: Индукция. Дедукция. Математизация. Определение основных теоретических методов: Абстрагирование. Классификация.

Демонстрации:

Законы природы.

Наблюдение Лунного затмения.

Экспериментальный опыт, подтверждающий Закон Архимеда.

Необычный случай.


Задание на самоподготовку.


1. Тестирование уровня остаточных знаний. Сентябрь-тест. Доступ к тесту: http://app.startexam.com/Session/Open/daed17fd-0373-401c-9a5a-c4de65b01867?v=1¢erName=test_aefremov

2. Опорный электронный конспект по теме №2: Основы естественнонаучного познания. Режим доступа: http://www.es-tes.com/#!find-talent/c6v5

3. Самостоятельно ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Обоснуйте естественнонаучные принципы исследовательской работы

2. Сформулируйте основы научной деятельности.

3. Назовите главные компоненты естественнонаучных исследований.

4. Назовите основные критерии (показатели, характеристики) научной деятельности.

5. Что является завершающим этапом любой научной деятельности.

6. Назовите элементы структуры научного познания.

7. Дайте определения понятиям: закон; научный закон; закон природы.

8. Дайте определение научного познания.

9. Назовите общие структурные компоненты естественнонаучного познания.

10. Что такое эмпирическое направление научного исследования.

11. Назовите основные методы научного исследования.

12. Характеристики эмпирического и теоретического уровней знания.

13. Дайте определение основных эмпирических методов: Наблюдение. Описание. Сравнение.

14. Дайте определение основных эмпирических методов: Моделирование. Измерение. Эксперимент.

15. Дайте определение основных эмпирических методов: Аксиоматизация. Аналогия. Анализ. Синтез.

16. Дайте определение основных эмпирических методов: Индукция. Дедукция. Математизация.

17. Дайте определение основных эмпирических методов: Абстрагирование. Классификация.


Литература. Интерактивный ресурс.

Тесты А. Ю. Ефремова на STARTEXAM [Электронный ресурс] / КИАС. Естествознание – СПО – Режим доступа: http://app.startexam.com/Center/Web/test_aefremov, вход по паролю. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Естествознание для среднего профессионального образования. Научная школа А. Ю. Ефремова [Электронный ресурс] / Опорные электронные конспекты – Режим доступа: http://www.es-tes.com/#!find-talent/c6v5, вход по паролю. – Загл. с экрана. – Яз. рус.


Тема 3. Естественнонаучные законы природы.

Объективные законы природы – основа естествознания. Естественнонаучная картина мира. Системность. Самоорганизация. Эволюционизм. Историчность. Объективные законы природы, как основа естественнонаучной картины мира. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон сохранения энергии, как объективный закон природы. Закон (явление) резонанса. Закон причинно – следственных связей. Закон (состояние) неравновесного равновесия. Закон (принцип) действия и противодействия. Закон (принцип) обратной связи. Закон корпускулярно-волнового дуализма.

Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ. Ведущая идея атомно-молекулярного учения современного естествознания. Молекула. Определение молекулы. Современная модель атома. Понятие электронного облака вокруг атомного ядра. Основные понятия идеи дискретной основы движения и взаимодействия тел и веществ. Атом. Химические свойства элемента и строением его атомов. Протоны, нейтроны и нуклоны. 3 признака дискретной (атомно-молекулярной) основы движения и взаимодействия тел и веществ. Зависимость молекулярного движения от температуры.

Загрузка...