Эти задержки с производством перспективных и совершенно необходимых систем оружия обычно связывают с некомпетентностью армейского руководства, уцелевшего после репрессий 37 – 40 годов, и состоявшего, в основном, из бывших военачальников 1-й конной армии времен гражданской войны, лично близких к Сталину: Ворошилова, Буденного, Кулика. Кроме того, арест любого из главных конструкторов вооружения автоматически означал признание его направления работ вредительским, и их прекращение. Так, были прекращены или надолго приостановлены работы по ракетному оружию, САУ, ЗСУ, автоматическим гранатометам, сильно замедлены работы по авиации и танкам. Производственные мощности заводов стрелкового вооружения были заняты производством устаревших трехлинейных винтовок Мосина образца 1891/1930 года, пулеметов Максим образца 1910/1930 года и ручных пулеметов.


Примечание 2. Зенитные средства стрелковых соединений Красной Армии состояли из счетверенных пулеметов Максим калибра 7,62 мм, зенитных пушек калибра 76 и 85 мм. Все они были малоэффективны против пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков. Пушки были слишком массивны и имели низкую скорострельность, а пулеметы калибра трехлинейного калибра слишком слабы. Пулеметов ДШК в войсках было очень мало, автоматических зенитных пушек калибра 25 мм до войны выпустили всего несколько штук, а 37-мм пушек – около 1000 штук. (см. (13) стр. 281-285).


Примечание 3. Довоенный штатный состав стрелковой дивизии включал до 50 танков, 43 бронеавтомобиля, 558 автомашин, 99 тракторов (см. (3) стр. 34). Фактически к началу войны из-за отсутствия ремонтной базы в стрелковых соединениях и отсутствия запчастей большая часть танков была небоеспособной, укомплектованность дивизий грузовиками была крайне низкой.

Примечание 4. В начальный период войны в "реале" инженерной подготовке местности в обороне уделялось совершенно недостаточное внимание. Это было следствием давления наступательной доктрины на сознание командиров всех уровней: для чего копать землю, если в ближайшее время пойдем в наступление. Предвоенные уставы и наставление предусматривали "ячейковую" структуру оборонительный позиций, при котором каждое отделение занимало изолированный окоп – "ячейку". Очевидно, с целью снижения трудоемкости. Что, конечно, затрудняло маневр подразделениями и снижало устойчивость обороны. Рытьем сплошных траншей окопов пренебрегали. Об этом упоминается в мемуаров многих военачальников, в частности К. К. Рокоссовского, Д. Д. Лелюшенко и других. К непрерывным линиям окопов и траншей в РККА перешли в 1942 году.

Примечание 5. Сравнение штатных составов стрелковых дивизий в текущей и альтернативной реальности приведено в Приложении 4. Штатная структура стрелковой дивизии в АИ приведена в Приложении 5.


3.2. ГВС. Танковые войска.


На следующий день на заседании ГВС выступал от рабочей группы по бронетанковым войскам начальник Главного автобронетанкового управления наркомата обороны Д. Г. Павлов. В тезисном виде, его выступление сводилось к следующему.

Немецкая пехотная дивизия имеет на вооружении 75 противотанковых пушек калибра 37 мм и 120 противотанковых ружей. Бронепробиваемость пушек на расстоянии 500 метров составляет 40 мм по нормали. Противотанковые ружья пробивают броню в 20 мм на таком же расстоянии. Танки БТ-7 и Т-26 имеют лобовую броню не более 15 мм, поэтому их бронирование совершенно недостаточно. Атака нашей танковой дивизии на позиции окопавшейся немецкой пехотной дивизии приведет к полному разгрому нашей дивизии.* Следовательно, необходимо срочно провести модернизацию наших танков для усиления их бронирования. Поскольку увеличить броню танков со всех сторон до приемлемого уровня невозможно из-за ее слишком большого веса, следует усилить хотя бы лобовую броню. Танки должны выдерживать попадание в лобовую проекцию бронебойных снарядов немецкой противотанковой пушки калибра 37 мм с расстояния 400 метров. Для этого вертикальные лобовые листы башни и корпуса должны иметь толщину 45 мм, а наклонные лобовые и передне-боковые листы – 25-30 мм. Наркомат тяжелой промышленности по заказу наркомата обороны должен срочно разработать проект модернизации танков, изготовить опытные образцы и провести их испытания.**

Так как бортовая броня танков все равно будет легко пробиваться противотанковыми пушками и ружьями, атаку танков необходимо поддерживать самоходными артиллерийскими установками (САУ), которые должны подавлять все противотанковые средства противника до выхода наших танков на рубеж противотанковой артиллерии, чтобы исключить возможность поражения танков в борт. Сами танки подавить артиллерию не смогут из-за слабого осколочного действия 45-мм снарядов танковых пушек и плохого обзора из танков. САУ должны двигаться на расстоянии 300-400 метров за танками и расстреливать все средства ПТО противника. Для этого САУ должны иметь как минимум 76-мм пушку длиной 30 калибров и хорошие приборы наблюдения и прицеливания. Наркомат обороны должен срочно утвердить и передать промышленности Техническое задание на разработку САУ на базе устаревших серий танков Т-26, а также БТ-2 и БТ-5. Образцы САУ необходимо в срочном порядке разработать, изготовить, испытать и поставить на производство до 31 марта следующего года.

Для противовоздушной обороны танковых соединений на марше и в бою необходимо срочно разработать самоходную автоматическую зенитную пушку калибра 20-25 мм на шасси танков Т-26 и БТ-7***.

Танковая рота, по предложению рабочей группы, должна состоять из трех танковых взводов по пять танков и взвода САУ в составе трех САУ и одной ЗСУ. В бою одна САУ должна поддерживать взвод танков, а одна ЗСУ должна прикрывать роту танков.

Для повышения боевой устойчивости танковых частей и соединений, а также для обеспечения возможности удержания захваченных в ходе наступления позиций и отражения фланговых контрударов противника, следует иметь в составе танкового батальона две танковых роты и одну мотострелковую роту. В составе танкового полка необходимо иметь два танковых батальона и мотострелковый батальон, а в танковую дивизию включить мотострелковый полк (4*). Мотострелковые подразделения танковой дивизии должны быть укомплектованы автомобилями повышенной проходимости и тягачами на танковом шасси. У мотострелков также должны быть мощные средства противотанковой и противовоздушной обороны.

До тех пор, пока в войска не будут поставлены в необходимом количестве САУ и ЗСУ, можно использовать в качестве САУ средние танки Т-28 и танки БТ-7А, хотя количество их явно не достаточно. Кроме того, можно пока в качестве САУ использовать сцепку устаревшего танка (Т-26 двухбашенный или БТ-2) и дивизионной пушки с артиллерийским расчетом в качестве десанта на броне и боекомплектом пушки внутри танка. При обнаружении противотанковых средств противника, танк должен развернуть пушку в боевую позицию, а расчет пушки – спешиться и открыть огонь на поражение.

Все боевые подразделения танкового полка, не входящие в танковые и мотострелковый батальоны, а именно, артиллерийскую, зенитную, разведывательную, ремонтную и саперную роту, следует для удобства управления объединить в батальон боевой поддержки.

Все вспомогательные подразделения: штабная, хозяйственная, транспортная и санитарная роты объединяются в батальон боевого обеспечения.

Важнейшей проблемой бронетанковых войск является качественный и своевременный ремонт вышедшей из строя и подбитой боевой техники. С целью улучшения обслуживания и ремонта танков необходимо танковые соединения комплектовать из однотипных танков: Т-26 или БТ-7. Все тягачи и вспомогательные машины должны быть изготовлены на шасси основного танка. Кроме основного танка в танковом соединении допустим лишь еще один тип гусеничного шасси для САУ или тягачей (*5).

Что бы колесная техника не отставала на марше по бездорожью, все автомобили в танковом соединении должны быть только повышенной проходимости типа ГАЗ-ААА или ЗИС-6. Промышленность должна разработать полноприводные грузовые и легковые автомобили для сопровождения танковых соединений.

Необходимо усилить ремонтные подразделения танковых полков и дивизий, оснастив их тягачами на шасси основного танка, транспортными гусеничными тячачами и буксируемыми специальными ремонтными прицепами. Следует увеличить возимый ремонтный комплект запасных частей до 15% от имеющейся техники в полку и до 30 % в дивизии. Текущая готовность танков к боевому применению должна быть не ниже 95% в любой момент времени (*6).

Наркомату обороны необходимо срочно разработать техническое задание на переоборудование в тягачи танков Т-26 устаревших серий, в первую очередь двухбашенных, а также танков БТ-2 и БТ-5.

С целью улучшения снабжения танковых частей в бою и на марше необходимо разработать трехосные прицепы к танкам для перевозки боекомплекта снарядов и прицепы-цистерны для горючего грузоподъемностью 5 тонн для танков Т-26 и 7 тонн для танков БТ-7, имеющие ширину колеи, совпадающую с шириной гусениц основного танка. Танковые полки должны перевозить с собой на марше 2 боекомплекта снарядов и 1 заправку горючего на гусеничных тягачах. Это позволит обеспечить снабжение частей на любой местности и при любой погоде. Танковая дивизия должна везти с собой на автомобилях повышенной проходимости еще 2 боекомплекта и 1 заправку.

Радиосвязь является основным видом связи в подвижных соединениях. Необходимо срочно усовершенствовать бортовые радиостанции для обеспечения надежной радиосвязи и оснастить танковые части и соединения мощными радиостанциями на шасси высокой проходимости. Должны быть разработаны простые, но в то же время надежные системы кодирования и шифрования радиообмена. Еще в мирное время радиосвязь должна стать основным видом связи.

Наркомату обороны необходимо срочно разработать и обеспечить войска новыми тактическими уставами и наставлениями.

Горячие дискуссии в рабочей группе вызвал вопрос о целесообразном использовании пушечных бронеавтомобилей и легких танков Т-37 и Т-38, имеющихся в войсках в большом количестве. Бронеавтомобили БА-3, БА-6 и самый массовый БА-10 производятся на шасси трехосного грузовика ГАЗ-ААА, вооружены 45 мм пушкой и имеют броню не более 10 мм. В войсках они имеются в количестве около 3 тыс. штук. При появлении на поле боя они будут мгновенно подбиты даже из крупнокалиберных пулеметов (*7). Кроме того, их проходимость на мокром грунте совершенно недостаточна. В итоге, рабочая группа рекомендовала использовать бронеавтомобили в мотострелковых соединениях в качестве самоходных противотанковых пушек для стрельбы по танкам из засад и окопов, а также для разведки и боевого охранения. Группа предложила разработать проект переоборудования части бронеавтомобилей в бронетранспортеры с пулеметным зенитным вооружением для перевозки мотострелков вслед за танками на поле боя и усиления зенитного прикрытия танковых подразделений.

Плавающие танки Т-37 и Т-38, вооруженные пулеметом ДТ калибра 7,62 мм, имеют броню 9 мм, вес 3,2 тонны и предназначены для разведки и боевого охранения. В войсках их имеется около 4 тыс. штук. В то же время, их реальная боевая ценность весьма мала из-за слабого вооружения и тонкой брони (*8). Рабочая группа предложила переоборудовать их в тягачи для дивизионной артиллерии в мотострелковых войсках, оснастив зенитным пулеметом. На первое время можно использовать их для этой цели и без переоборудования. Производство новых пушечных бронеавтомобилей и танков Т-38 рабочая группа рекомендовала прекратить.

Рабочая группа особо настаивала на обязательности полного укомплектования танковых соединений кадрами, вооружением и техникой еще в мирное время, с тем, чтобы обеспечить обучение личного состава, а также сколачивание подразделений и частей до их ввода в бой. Ввод в сражение необученных и не сколоченных частей неизбежно приведет к бессмысленной и бесполезной потере дорогостоящей боевой техники. Из этого следовал вывод, что танковые соединения должны формироваться исходя из уже имеющейся в наличии боевой техники. В военное время танковые части должны формироваться в тылу, и только будучи полностью укомплектованными и обученными, направляться на фронт.

Ввиду очевидной целесообразности и необходимости, все рекомендации рабочей группы были утверждены на заседании без серьезных возражений. Наркомат обороны и промышленные наркоматы получили соответствующие поручения Главного военного совета со сроком исполнения до 30 апреля 1940 года. (*9).


Примечание 1. Во время боевых действий в Монголии произошел бой у горы Баин-Цаган, когда переправившаюся через реку Халхин-Гол японскую пехотную дивизию атаковали 11-я танковая бригада комбрига Яковлева, вооруженная танками БТ-5 и БТ-7, и 7-я мотоброневая бригада, вооруженная бронеавтомобилями БА-6 и БА-10. Атака производилась с марша без разведки, без поддержки пехоты и артиллерии и имела целью не позволить японцам закрепиться на нашем берегу реки. Так как японские части только что переправились, и еще не успели как следует окопаться, командующий советско-монгольской группировкой комкор Жуков решил выбить их внезапной атакой подвижных соединений.

В результате боя японская дивизия была разгромлена и отступила за реку. Однако, несмотря на относительную слабость противотанковых средств японской пехоты, совсем не имевшей противотанковых ружей, наши бригады понесли тяжелые потери. 11-я бригада потеряла 82 танка из 132 (62%). Большинство танков было подбито огнем 37-мм противотанковых орудий и 70-мм батальонных гаубиц (см. (31) стр. 128). Немецкие пехотные дивизии, по сравнению с японскими, имели значительно больше штатных противотанковых средств, особенно бронебойных ружей и крупнокалиберных пулеметов.


Примечание 2. По результатам боевых действий в Финляндии было принято решении об усилении брони танков Т-28 путем установки дополнительных броневых экранов (см. (31) стр. 172, см. (27) стр.98). Проводились успешные опыты по экранированию танков Т-26. Решений об экранировании всех ранее выпущенных танков Т-26 и БТ по непонятной причине не последовало, хотя такие предложения были (см. (22) стр. 6).


Примечание 3. Уже в ходе войны были разработаны и испытаны (в декабре 1942 года) зенитные варианты танков Т-60 и Т-70, вооруженные спаренным пулеметом ДШК, однако в серийное производство эти танки не пошли, в связи с началом поставок по лендлизу пулеметных ЗСУ М-16 (см. (17) стр. 367 -374). В 1944 году была разработана и выпущена малой серией ЗСУ калибра 37 мм на базе СУ-76 (см. (33) стр. 303).


Примечание 4. Опыт действий танковых бригад в Монголии однозначно показал, что сами по себе танковые части могут лишь потрясти оборону противника, но захватить и удержать за собой территорию без поддержки пехоты не могут (см. (31) стр. 132).


Примечание 5. В 1940 году было принято решение о переоборудовании 1000 танков Т-26 ранних серий в тягачи и транспортеры, но, к сожалению, это решение до начала войны выполнено не было (см. (33) стр.120).


Примечание 6. По разным оценкам, от 19% до 73% танков РККА требовали среднего или капитального ремонта (см. (16) стр. 103). Главной причиной такого положения была острая нехватка запасных частей из-за их недостаточного производства (см. (16) стр. 419).


Примечание 7. В бою у Баин-Цаган, упомянутом выше, 7-я мотоброневая бригада потеряла 33 бронеавтомобиля из 50 (66%), участвовавших в бою. Даже пресловутый маршал Кулик в 1939 году отмечал, что бронеавтомобильные части в пехотном бою малополезны (см. (34) стр. 286). В то же время, в отчете по результатам боев в Монголии отмечалось, что окопанные броневики эффективны в качестве противотанкового средства (см. (34) стр. 270). К сожалению, никаких организационных выводов из этого отчета не последовало.


Примечание 8. Почти 4000 легких плавающих танков Т-37 и Т-38, имевшихся на вооружении РККА к началу войны, исчезли практически бесполезно, оставив очень мало следов в отчетах о боевых действиях. В октябре 1941 года упоминания о них в сводках исчезают совсем (см. (31) стр. 61-65).

Примечание 9. Сравнение штатных составов танковых дивизий в текущей и альтернативной реальности приведено в Приложении 4. Штатная структура танковой дивизии в АИ приведена в Приложении 5.


3.3. ГВС. Мотострелковые войска.


На совещании у наркома обороны Ворошилова 4-го октября комкору Жукову поручили руководить рабочей группой по мотострелковым войскам, поскольку стрелковые войска взял на себя первый замнаркома Тимошенко, а танковые по должности достались начальнику ГАБТУ Павлову. В рабочую группу Жукова от Генштаба вошел Василевский, с которым они великолепно сошлись во взглядах на характер современной войны. Василевский высказал множество полезных идей, даже безотносительно к опыту Халхин-Гола, которые они с общего согласия ввели в текст доклада и итоговый протокол. В самых кратких чертах, выводы группы сводились к следующему.

Основной задачей мотострелковых войск в наступательной операции является вход вслед за танковыми соединениями в уже прорванную оборону противника, зачистка оборонительных позиций от остатков сопротивляющихся частей и подразделений, окружение и уничтожение опорных пунктов противника, обойденных, но не подавленных танкистами, удержание до подхода стрелковых соединений захваченной территории. Важнейшей задачей мотострелков в наступлении будет отражение фланговых контрударов подвижных, прежде всего танковых, группировок противника, которые будут сопровождаться массированным воздействием с воздуха.

В обороне мотострелковые соединения предназначены, для перехвата подвижных группировок врага, прорвавших позиционную оборону стрелковых войск, их дальнейшего окружения и уничтожения совместно с подошедшими стрелковыми соединениями. Поскольку главной ударной силой подвижных группировок противника будут танковые дивизии, то для отражения их атак мотострелковые части должны иметь мощные противотанковые средства, существенно более сильные, чем у обычных стрелковых частей.

Действия ударной группировки противника, несомненно, будет поддерживаться массированными воздушными силами, поэтому мотострелки должны иметь сильные средства ПВО. Марш мотострелковых частей происходит на грузовиках, которые весьма уязвимы для ударов с воздуха, особенно для штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков. По этой причине, зенитные средства мотострелков должны быть скорострельными а, следовательно, малокалиберными и должны быть способны вести эффективный огонь с места и на марше.

Все участники рабочей группы сошлись во мнении, что мотострелковый взвод должен иметь собственное средство ПВО – пулемет ДШК на зенитном станке, который должен на марше устанавливаться в кузове грузовика, а при остановке движения легко переноситься на грунт. Пулемет также должен комплектоваться сменным станком для настильной стрельбы.

Противотанковыми средствами взвода должны стать противотанковые ружья (ПТР) крупного калибра, которыми должно вооружаться каждое отделение. Кроме ПТР, в отделении должен быть ручной пулемет, несколько самозарядных винтовок и пистолет-пулемет у командира отделения. Во взводе должно быть 3 обычных отделения, и одно усиленное, которое после некоторых споров решили назвать «опорным», подчеркивая тем самым, что оно укрепляет оборону взвода. Некоторые члены рабочей группы предлагали назвать отделение «ударным», но, после обсуждения, с учетов главенства оборонительных задач, остановились на названии «опорное» отделение.

В опорном отделении на вооружении были предусмотрены крупнокалиберный пулемет ДШК, станковый пулемет, ПТР, снайперская винтовка, две самозарядные винтовки и пистолет-пулемет у командира отделения. Опорное отделение на марше должно передвигаться на трехтонном грузовике ЗИС-5, а стрелковые отделения – на «полуторках» ГАЗ-АА. Численность стрелкового отделения определяется грузоподъемностью полуторки, равной, как следует из названия 1,5 тоннам, куда входит вес экипажа, амуниции, оружия, двух комплектов боеприпасов и имущества красноармейцев.

Хорошо было бы посадить всех бойцов на трехосные грузовики повышенной проходимости типа ЗИС-6 и ГАЗ-ААА*, но, к сожалению, количество таких грузовиков в народном хозяйстве было совершенно недостаточным. Проходимость двухосных грузовиков по грязи наших грунтовых дорог должны были обеспечить сами бойцы старым методом «тяни-толкай», тем более, что 11 человек экипажа могли вытолкнуть легкую полуторку практически из любой грязи. Командир взвода и его заместитель на марше будут передвигаться с опорным отделением.

Таким образом, мотострелковый взвод становился почти самодостаточным подразделением, способным отбиваться от любого противника. Боевая мощь взвода приближалась к мощи обычной стрелковой роты.

В мотострелковую роту помимо двух обычных взводов включили опорный взвод, состоящий из трех отделений: пулеметного в составе одного пулемета ДШК и двух пулеметов «Максим», минометного в составе четырех ротных минометов калибра 82 мм** и отделения ПТО из 4-х ПТР. Командиры отделений и взвода вооружались пистолет-пулеметами ППД. На марше взвод передвигался на четырех автомобилях ЗИС-5.

Аналогичным образом, в батальон включили три мотострелковых роты и опорную роту в составе пулеметного взвода из трех пулеметов ДШК и трех станковых пулеметов Максим, артиллерийского взвода из 4-х противотанковых 45-мм пушек, минометного взвода из 4-х 107 мм*** минометов и разведывательного взвода, состоящего из опорного отделения на трехосном автомобиле ЗИС-6 и двух отделений мотоциклистов на 12-ти мотоциклах с колясками, вооруженных ручными пулеметами, ППД и самозарядными винтовками.

В мотострелковом полку, помимо трех мотострелковых батальонов, предусмотрели батальон тяжелого оружия, который решили назвать батальоном боевой поддержки (ББП). Объединение всех тяжеловооруженных подразделений полка в один батальон, по мысли участников рабочей группы, должно было улучшить управление тяжелыми огневыми средствами полка в бою и их подвижность на марше. Как следует из названия, батальон обеспечивает огневую поддержку мотострелковых батальонов в бою.

В состав ББП вошли рота ПТО в составе 15-ти 45-мм противотанковых пушек, артиллерийская рота в составе 3 дивизионных пушек, 6 полковых пушек, 3 дивизионных гаубиц, зенитная рота из 3-х 76-мм и 4-х 37-мм автоматических пушек и 6 пулеметов ДШК, минометная рота из 12-ти 120-мм дивизионных минометов. В каждую артиллерийскую батарею включили по 1 зенитному пулемету ДШК. Саперная рота имела на вооружении 1000 противотанковых мин. Разведывательная рота включала взвод бронеавтомобилей, мотоциклетный и обычный мотострелковый, но на трехосных автомобилях.

Все вспомогательные и обслуживающие подразделения батальона объединили в батальон боевого обеспечения (ББО), куда вошли штабная, транспортная, ремонтная , хозяйственная и санитарная роты. Все грузовые автомобили в батальонах боевого обеспечения и поддержки должны быть трехосными типа ГАЗ-ААА или ЗИС-6.

По предложению рабочей группы мотострелковая дивизия состояла из трех мотострелковых полков (мсп), артиллерийского полка, полков боевой поддержки и обеспечения. Артполк имел обычный для дивизионного артполка состав артиллерийского вооружения, но в него дополнительно включили батальон бронеавтомобилей БА-10 в качестве противотанковых САУ (*4). В полк боевой поддержки вошли разведывательный, саперный, зенитный и ремонтный батальоны. Полк боевого обеспечения состоял из штабного, транспортного, хозяйственного и медико-санитарного батальонов.

В качестве тягачей, в зависимости от веса буксируемых артустановок или прицепов, в дивизии используются транспортные гусеничные тягачи СТЗ-5, тягачи на базе танков Т-37/38 или «Комсомолец». Автомобили, используемые для перевозки грузов – трехосные повышенной проходимости.

Все подразделения, начиная с роты, обеспечены радиостанциями, по которым должна осуществляться текущая связь, даже в мирное время. Наркомату поручено разработать наставление по шифрованию и кодированию радиообмена.

Перед промышленными наркоматами рабочей группой были поставлены задачи по производству ПТР, крупнокалиберных пулеметов, минометов калибра 82, 107, 120 мм, автоматических зенитных пушек. Указана срочная потребность в переоборудовании танков Т-37 и Т-38 в тягачи.

По сравнению с предшествующим штатом мотострелковой дивизии, по рекомендациям рабочей группы, при сохранении численности личного состава, в штат дополнительно введены 150 ПТР, 100 пулеметов ДШК, 3500 противотанковых мин, батальон бронеавтомобилей, значительно усилена противотанковая артиллерия на уровне полка и дивизии, резко увеличено количество минометов и пистолет-пулеметов, сокращена номенклатура транспортных средств. Основными тягачами стали полубронированный «Комсомолец» и танки Т-37/38, унифицированные с «Комсомольцем» по большинству узлов. Танковый полк из штата дивизии исключен.

Комплексные зенитные пулеметные установки на основе счетверенного пулемета Максим рабочая группа признала неэффективными против современных бронированных самолетов и рекомендовала снять их с вооружения и заменить пулеметами ДШК. Освободившиеся пулеметы Максим использовать в стрелковых частях.

Особо рабочая группа указала на необходимость переподготовки всего запасного командного состава с учетом новых видов вооружения и новой тактики а также на потребность в увеличении выпуска военных училищ мотострелкового профиля по крайней мере в четыре раза.

Наркомату поручалось срочно разработать и обеспечить войска уставами и наставлениями в соответствии с новыми штатами подразделений.

Рекомендации рабочей группы были в полном объеме утверждены Главным военным советом 23 октября. (*5)


Примечание 1. Трехосные грузовики ГАЗ-ААА и ЗИС-6 имели две ведущих задних оси. Объем их выпуска в предвоенные годы был совершенно недостаточным. Полноприводных грузовиков до начала войны в массовом производстве освоено не было.


Примечание 2. В нашей реальности в качестве самого массового ротного миномета в Красной армии был принят на вооружение 50-мм миномет, снятый с вооружения входе войны из-за своей недостаточной эффективности и малой дальности стрельбы (см. (13) стр. 267).


Примечание 3. Разработанный в 1938 г. 107-мм горно-вьючный миномет в Красной армии состоял на вооружении горнострелковых частей в качестве полкового миномета (см. (13) стр. 273). В альтернативной реальности он был включен и в штат стрелковых полков.


Примечание 4. Отсутствие на вооружении противотанковых САУ считается одним из слабых мест Красной Армии накануне войны. В то же время, использование имеющихся в наличии многочисленных пушечных бронеавтомобилей и легких танков Т-26 в качестве истребительных САУ для стрельбы по танкам противника из засад не предусматривалось. Как это ни странно, впервые в РККА тактику противотанковых засад стала применять бригада Катукова только в ходе битвы под Москвой (М. Е. Катуков. На острие главного удара. Москва. 2003 г.).

Примечание 5. Сравнение штатных составов танковых дивизий в текущей и альтернативной реальности приведено в Приложении 4. Штатная структура танковой дивизии в АИ приведена в Приложении 5.


3.4. ГВС. Авиация.


Самые горячие споры в авиационной рабочей группе вызвал вопрос о целесообразном боевом применении в будущем столкновении с германскими ВВС истребителей – бипланов И-15бис, И-153. Даже более новые И-153 в Монголии не имели преимущества над японскими истребителями, а значит, немецким «Мессершмитам-109» они будут уступать по большинству боевых свойств, прежде всего по скорости и вооружению*. В то же время на Халхин-Голе наши истребители постоянно привлекались для штурмовки войск противника и несли при этом серьезные потери. Штурмующий с малой высоты истребитель уязвим для огня пехотных станковых и ручных пулеметов, а плотность их огня над позициями стрелковых частей противника очень велика.

Не имеющий никакого бронирования, истребитель выводится из строя попаданием в любое уязвимое место (пилот, бензобаки, системы бензо- и маслопитания двигателя) всего лишь одной пули стрелкового оружия. Бомбовая нагрузка истребителя мала, а огонь его пулеметов винтовочного калибра малоэффективен против окопавшейся пехоты. Специального самолета – штурмовика на вооружении ВВС РККА не было, хотя его разработка велась в КБ Ильюшина, КБ Сухого и КБ Неймана.**

Руководитель рабочей группы заместитель начальника Управления ВВС РККА комкор Смушкевич Я. В., лично руководивший действиями авиации в Монголии, предложил, а другие летчики – участники боев, поддержали идею переоборудовать самолеты И-15бис в штурмовики, что сразу же повысит их боевую ценность. В самом деле, парк этих самолетов в ВВС составляет 2200 машин. Кроме того, имеется более 300 двухместных учебно-тренировочных самолетов, изготовленных на базе И-15бис и более 200 аналогичных по характеристикам двухместных истребителей ДИ-6***.

Для увеличения полезной нагрузки можно заменить двигатели М-25 на более мощные М-62 или М-63, имеющие те же габариты. При этом, сохранив скорость на прежнем уровне, можно будет установить на самолеты бронирование кабин летчика и стрелка, заменить металлические бензобаки на протектированные баки из дельта-древесины и увеличить бомбовую нагрузку.

Загрузка...