Так вот, приехал к нам дед. Все бесконечно обрадовались! Долго целовались и обнимались, много ели, за столом почти кричали, каждый о своём, о наболевшем, и от избытка чувств не слушали друг друга. Но следующий день всех успокоил и, как шутит мой отец, привел «к нормальному бою».
И покатилась наша жизнь прежним курсом и без особых передряг. Родители с утра разбежались по своим работам. Сестра, опять безнадежно проспав, сорвалась на занятия в институт, а я засел за школьные задания, поскольку учусь во вторую смену.
Вообще-то, кто бы возразил, человек я вполне самостоятельный, ведь родителям по-крупному никогда не досаждал. Вот и повелось в семье, что мне во всем доверяют. Но у этой медали есть и обратная сторона. «Коль уж ты такой самостоятельный, то сам всё и решай!» Значит, никто помощь не предложит. Конечно, если сам SOS не подам! Тем не менее, трудностей у меня всегда невпроворот! Тот же – английский! Кто бы знал, насколько он примитивен и противен! И пусть твердят, будто без него теперь никуда, преувеличивают! Так или иначе, но чтобы его учить, мне приходится переступать через себя.
Я вовсе не бездельник – выучу, конечно. И знать буду не хуже остальных ребят, но сей заморский язык, кажется мне, более всего подходит одноклеточным! Всякая буква в нем подленько приспосабливается – там она, видите ли, так звучит, а здесь, в присутствии прочих букв, иначе. Настоящее лицемерие! И зачем эти сложности? Лицезришь одно, читаешь вслух другое, а думаешь, вообще не туда! Заниматься этим настойчиво всегда бывает тошно! Вот и получается, что все школьные предметы мне даются легко и весело, а английский – моя ахиллесова пята, как смеётся мама.
Из-за него при остальных пятерках меня называют банальным лоботрясом. Мол, внушил себе невесть что, из глупого упрямства, и теперь упорствует, будто и впрямь кто-то освободит его от языка. Иногда становится обидно, что не понимают моих патриотических порывов, но зубрить вертлявые слова и прижимать язык к небу всё равно не охота! Лучше технический журнал почитать.
К счастью, я вспомнил, как мама деда как-то нахваливала – мол, любой язык знает на удивление. Я к деду, удобно расположившемуся в кресле, и подкатил:
– Дедуль! Ты эти журналы не читай, устарели они давно, а новые не покупаем. Пустые они! Только время потеряешь…
– Так чем же прикажешь мне заняться, пока твои родители на работе? – отозвался дед, опуская глянцевый журнал на колени. – Да и ты, как вижу, сам серьезным делом занят! Отвлекать тебя я не в праве. Последнее дело, мешать тому, кто работает! А ты, как я понимаю, школьные задания выполняешь! Так?
– Ну, да! Английский остался… Он для меня хуже наказания! Никак себя не преодолею!
После этих слов дед сдвинул свои очки на кончик носа и посмотрел на меня с хитрецой.
– Так ты, стало быть, намерен всех обмануть?
Я, конечно, удивился такой постановке вопроса, но не стал уточнять, к чему он ведет – пусть теперь сам со своими загадками выкручивается.
Только моё молчание деда не смутило, он спокойно вернул очки на прежнее место и продолжил чтение, давая понять, что разговор возобновится лишь после полной и безоговорочной победы над английским. Но я-то рассчитывал, что всё обойдется малой кровью, потому не перестал его донимать:
– Ты, дедуль, какой язык в школе учил?
– Учил-то многие: украинский, даже узбекский и казахский немного, немецкий… Да так и не выучил! А вот другие языки, хоть и не учил, да знаю, говорят, неплохо! Такой вот парадокс, такая загадка природы!
– Вот и я на это надеюсь! Может, с твоими генами и мне перепадет хоть мало-мало! Потому английский всерьез и не учу! Жду такую же, как у тебя, загадку природы.
Дед устремил на меня пронизывающий взгляд и произнес укоризненно, хотя, к концу фразы, уже с усмешкой:
– Так я же сразу догадался, что ты намерен всех обмануть? Только без труда, Сережка, никакое дело не одолеть! Без труда и редьку не сорвешь с пруда! – дед опять усмехнулся.
– Чего не сорвешь? – уточнил я.
– Какая разница? Ничего не сорвешь! – И после долгой паузы, глядя мне в глаза с иронией, дед победно завершил. – И уж, тем более, не поймаешь Золотую рыбку! Ты ведь на нее рассчитываешь? А зря! Знаешь, как в одной умной книжке написано, сначала следует попотеть у разбитого корыта. Тебе ведь учиться надо, парень, а не о рыбке мечтать… В общем, ты и сам это знаешь, да только делом заниматься не хочешь, как я погляжу! А нужные гены к тебе уже давно перешли! Да, видно, в тебе они из-за ненадобности атрофировались!
– Дед! – Не сдержался я. – Мы с твоей философией зря время теряем!
– А я на пенсии, Сереженька, мне спешить некуда. Более того, хорошо бы время потянуть! – дед слегка похихикал, но миролюбиво предложил. – Ладно, уж, показывай свое задание. Помогу, чем смогу!
– Так ты и английский знаешь? Да ты же лучший в мире дед! Вот, гляди, требуется составить рассказик с этими словами. Но, чтобы не менее двадцати предложений вышло. Справишься? – подзадорил я деда.
Работа у нас пошла легко, но записывать рассказ дед отказался, будто иноземные буквы давно позабыл. А я, наверняка, столько ошибок в тетради понаделал, что Фекла мне опять оценку снизит, испортив наши труды. Но когда мы дело завершили, я, по обыкновению, не полез в интернет – с дедом общаться куда интереснее! Спросил его:
– А ты, дедуль, где так классно английский выучил?
Пожалуй, с ответа на этот вопрос и началась моя история!