Раздел 3 О душе и Высшем, о вере и религии, о смерти, времени и вечности

Душа шире любого представления о ней

– На своём пути каждая душа – первопроходец.


– Искусственное сознание у любого смартфона. Искусственный интеллект – популярное понятие. А вот искусственная душа – бессмыслица.


– Душа шире психики, да и любого другого представления о ней.


– Непростое слово «радость». В нём уживаются и рай, и ад, так что от тебя зависит, чему даёшь перевес.


– Философствовать может и интеллект, но мудрость нужна – душе.


– Хотя может показаться, что главное месторождение открытий – наука, но куда урожайнее на открытия – жизнь души, от которой наука отгораживается представлением о психике.


– Душа способна объять то, что не объять руками или мозгом.

Не обезбоживать душу

– В нашей власти отрицать Бога, но не в нашей власти отменить Его.


– Чтобы жить полноценно без веры в единого Бога, человек должен был бы обладать мощнейшим разумом и глубочайшими чувствами. Но именно развитый разум приводит к постижению единого Бога. Именно глубокие чувства возможны лишь в союзе с чувством веры.


– Не обезвоживай свой организм. Не обезбоживай душу. То и другое не на шутку опасно.


– Человек верующий – не антоним и не синоним человека мыслящего. Вера направляет мысль. Мысль укрепляет веру. Им не из-за чего противоборствовать.


– Опора на разум – это опора на Создателя, который нас им наделил.


– Как идти по пути веры, учат разные религии. А идти – тебе самому.


– Адов много. Наверное, почти у каждого – свой.


– У исповедания себя перед Богом две замены: самооправдание и самоуничижение. Каждую готовы поддержать тёмные силы.

Верить знанием и знать верой

– Созревая духовно, мы когда-нибудь, можем обнаружить, что всё испытываемое нами в жизни – опыт мистический, просто это было незаметно.


– Суть мистического опыта не в нём самом, а в том, о чём он свидетельствует. Крупицы его – как стрелочки, указывающие направление внимания.


– Рискованно считать, что твоя церковь обеспечит тебе возможность быть по-настоящему верующим. За своё чувство веры отвечаешь сам, как и за то, к чьей помощи прибегаешь.


– У человека искренне верующего неминуемы проблемы со своей церковью как с организацией. И неминуема признательность ей как общности перед Богом.


– Верить в Бога – всем своим знанием. Знать о Нём – своей верой.


– Не вздыхай «О, Господи!» с жалобами на жизнь, которую Он тебе предлагает, – но старайся понять предложенное, чтобы вздохнуть с благодарностью.


– В молитве порою осознаёшь: то, о чём ты просишь, уже присутствует в твоей жизни. Просто только сейчас тебе удалось это разглядеть.


– Не проповедуй. Просто делись собой.

Всё сходится к Высшему

– Не надо задирать голову наверх, чтобы искать верхние ориентиры. Все они – внутри тебя.


– Душа не карабкается к Высшему, а возвращается к нему.


– Единое не безлико. Оно бесчисленнолико. Каждое мгновение ты встречаешься с ним в тех или иных его обличиях.


– Высшее всё время с нами, как гора, возвышающаяся над селением, расположенным у её подножья,


– Даже слабая вера, даже почти неверие, но всё-таки уже вера, – это присутствие в душе стремления к Высшему.


– Пути наших вер ориентированы на разные представления о Высшем. Но это не значит, что направления совсем разные. Они к Высшему сходятся.


– Как всё просто! – потому что в основе мироздания и жизни лежит единое начало: Высшее. Но как всё непросто! – потому что смысл всего, с чем имеешь дело, уходит в необозримую глубину и в неизъяснимую высоту.

Образные языки религий и догматы

– Религиозных языков много, как и самих религий. Всё это языки образов. И на всех этих языках жизнь говорит о прикосновении к главному.


– Священные тексты выдерживают переводы и толкования без особого ущерба для сути – в силу того, что они метафоричны и образны.


– Религиозные учения лежат в основе религий, но не исчерпывают их. Религия всегда эмпирична, решающую роль в ней играют чувство веры и духовный опыт.


– В чём помогает человеку ориентироваться его религия? В жизни и в её осмыслении – или в своих догматах?..


– Любой догматической системе, философской, религиозной или идеологической, хотелось бы самой разделять мысли на допустимые и еретические.


– Церковь – хранительница священных текстов и их пониманий. Но не манипуляций с помощью толкований.


– У Церкви не может быть таких служителей, которых надо было бы почитать независимо от их дел, от плодов их веры.

Загрузка...