– На своём пути каждая душа – первопроходец.
– Искусственное сознание у любого смартфона. Искусственный интеллект – популярное понятие. А вот искусственная душа – бессмыслица.
– Душа шире психики, да и любого другого представления о ней.
– Непростое слово «радость». В нём уживаются и рай, и ад, так что от тебя зависит, чему даёшь перевес.
– Философствовать может и интеллект, но мудрость нужна – душе.
– Хотя может показаться, что главное месторождение открытий – наука, но куда урожайнее на открытия – жизнь души, от которой наука отгораживается представлением о психике.
– Душа способна объять то, что не объять руками или мозгом.
– В нашей власти отрицать Бога, но не в нашей власти отменить Его.
– Чтобы жить полноценно без веры в единого Бога, человек должен был бы обладать мощнейшим разумом и глубочайшими чувствами. Но именно развитый разум приводит к постижению единого Бога. Именно глубокие чувства возможны лишь в союзе с чувством веры.
– Не обезвоживай свой организм. Не обезбоживай душу. То и другое не на шутку опасно.
– Человек верующий – не антоним и не синоним человека мыслящего. Вера направляет мысль. Мысль укрепляет веру. Им не из-за чего противоборствовать.
– Опора на разум – это опора на Создателя, который нас им наделил.
– Как идти по пути веры, учат разные религии. А идти – тебе самому.
– Адов много. Наверное, почти у каждого – свой.
– У исповедания себя перед Богом две замены: самооправдание и самоуничижение. Каждую готовы поддержать тёмные силы.
– Созревая духовно, мы когда-нибудь, можем обнаружить, что всё испытываемое нами в жизни – опыт мистический, просто это было незаметно.
– Суть мистического опыта не в нём самом, а в том, о чём он свидетельствует. Крупицы его – как стрелочки, указывающие направление внимания.
– Рискованно считать, что твоя церковь обеспечит тебе возможность быть по-настоящему верующим. За своё чувство веры отвечаешь сам, как и за то, к чьей помощи прибегаешь.
– У человека искренне верующего неминуемы проблемы со своей церковью как с организацией. И неминуема признательность ей как общности перед Богом.
– Верить в Бога – всем своим знанием. Знать о Нём – своей верой.
– Не вздыхай «О, Господи!» с жалобами на жизнь, которую Он тебе предлагает, – но старайся понять предложенное, чтобы вздохнуть с благодарностью.
– В молитве порою осознаёшь: то, о чём ты просишь, уже присутствует в твоей жизни. Просто только сейчас тебе удалось это разглядеть.
– Не проповедуй. Просто делись собой.
– Не надо задирать голову наверх, чтобы искать верхние ориентиры. Все они – внутри тебя.
– Душа не карабкается к Высшему, а возвращается к нему.
– Единое не безлико. Оно бесчисленнолико. Каждое мгновение ты встречаешься с ним в тех или иных его обличиях.
– Высшее всё время с нами, как гора, возвышающаяся над селением, расположенным у её подножья,
– Даже слабая вера, даже почти неверие, но всё-таки уже вера, – это присутствие в душе стремления к Высшему.
– Пути наших вер ориентированы на разные представления о Высшем. Но это не значит, что направления совсем разные. Они к Высшему сходятся.
– Как всё просто! – потому что в основе мироздания и жизни лежит единое начало: Высшее. Но как всё непросто! – потому что смысл всего, с чем имеешь дело, уходит в необозримую глубину и в неизъяснимую высоту.
– Религиозных языков много, как и самих религий. Всё это языки образов. И на всех этих языках жизнь говорит о прикосновении к главному.
– Священные тексты выдерживают переводы и толкования без особого ущерба для сути – в силу того, что они метафоричны и образны.
– Религиозные учения лежат в основе религий, но не исчерпывают их. Религия всегда эмпирична, решающую роль в ней играют чувство веры и духовный опыт.
– В чём помогает человеку ориентироваться его религия? В жизни и в её осмыслении – или в своих догматах?..
– Любой догматической системе, философской, религиозной или идеологической, хотелось бы самой разделять мысли на допустимые и еретические.
– Церковь – хранительница священных текстов и их пониманий. Но не манипуляций с помощью толкований.
– У Церкви не может быть таких служителей, которых надо было бы почитать независимо от их дел, от плодов их веры.