«…та такое, бывают требования к отчету типа "рассчитать, сколько ворон поместится между разными планетами от земли, и выводить Excel по диагонали", а мы в базе ведем учет варенья».
Переписка между программистами.
Изначально, когда я продумывала содержание книги, данную главу я хотела посвятить описанию работы только с программистами, но по ходу развития своих мыслей и идей я всё-таки пришла к необходимости затронуть в целом все категории сотрудников IT-сферы, и начну я, пожалуй, с директоров IT-департаментов.
Если таковой кадр имеется в компании, то его по важности можно сравнить никак не меньше с директором службы безопасности Белого Дома, а может, даже ещё и выше. Директора IT-департаментов – ребята серьёзные и с виду, и по своим манерам, и по поведению.
Правда, к сожалению, по большей части о спортивной фигуре тут и мечтать не приходится, так как обычно эта категория сотрудников в большинстве своём о собственном здоровье редко печётся. Есть исключения – не спорю. А из-за проблем здоровья, соответственно, и начинают проистекать в дальнейшем проблемы с коммуникацией и общением с клиентами и со своими же сотрудниками компании.
Например, финансовый директор одной достаточно немаленькой компании рассказывала мне, что, трудоустроившись в компанию, она первые четыре дня на рабочем месте не могла пользоваться ноутбуком, потому что IT-департамент времени не находил установить ей учётную запись (конечно же, с подачи IT-директора).
Господа!
Я ведь хочу подчеркнуть факт того, что это – ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР, а не бухгалтер за 200 у.е. месячного пособия (достойной оплатой это сложно назвать).
И всё потому, что для IT-директоров все остальные работники – дармоеды и оболтусы, праздно шатающиеся в офисном пространстве, а вот они – это те самые трудолюбивые, грамотные и незаменимые эксперты, без которых вся эта конторка уже давно бы завалилась.
Главное для таких руководителей, чтобы денно и нощно «железо» бесперебойно работало и не давало никаких сбоев. Именно поэтому они КРУГЛОСУТОЧНО В РЕЖИМЕ 24 НА 7 (без сна и отдыха) бдят за тем, чтобы то, что какими-то неимоверными усилиями ими же было собрано и запущено, работало без технических проблем и сбоев. Так что хлеб свой они отрабатывают, и не смейте в этом даже усомниться.
Кстати, если у вас возникли технические проблемы, при обращении к такого рода руководителям, а в 99,99% это мужчины, взывайте о помощи, так как на попытки что-то затребовать никто и никак не отреагирует. Вообще никак не отреагирует.
Формат обращения приблизительно такой: «Брат Митька помирает… ухи просит».
По-другому никак, проверено лично и не раз.
Они – то самое БДЯЩЕЕ ОКО!
И поэтому при посягательстве на какое-либо изменение в схемах алгоритма работы БЕСПЕРЕБОЙНО РАБОТАЮЩЕГО «ЖЕЛЕЗА» с инновационными предложениями вы можете встретить сопротивление, сравнимое по силе встрече «Титаника» с айсбергом. В роли айсберга в данной ситуации будет директор IT-департамента, ну а вы уже, конечно, понимаете, какая роль будет у вас при этой роковой встрече.
Если авторитетом вас задавить не удастся, а тут в ход может пойти и фигура под 100 кг, и борода, и «пуленепробиваемое» выражение лица, то тогда следующим шагом будет уничижение ваших способностей с попыткой опустить вас морально ниже плинтуса. И делаться это будет так, чтобы вы прочувствовали, что вы в его глазах – гадкая букашка, которая ползла мимо и надумала залезть на его ботинок.
В ходе дискуссий вас будут засыпать специфической терминологией, задавать неоднократно вопрос: «А зачем что-то менять?», смотреть прямо и упорно в ваши глаза и делать вид, как в той песне про храбрых зайцев, «а нам всё равно, а нам всё равно».
Ещё один общеизвестный факт, что именно высокопоставленные чины IT-департаментов обогатились за счёт роста биткоина, потому что только они могли поверить в его мощь и силу.
Наверное, вы зададитесь вопросом, а по каким поводам и кому это вдруг необходимо встречаться с директорами сторонних IT-компаний, кроме поставщиков «железного оборудования» и интернет-провайдеров?
Поводы могут быть совершенно разнообразные.
Один из примеров, с которым лично столкнулась я, это недовольство навязанным сервисом электронного документооборота, который навязала компания-покупатель. И без этого сервиса даже нос нельзя сунуть поставлять товары важному клиенту.
Я, как человек разумный (такое моё субъективное мнение о себе самой), который, конечно же, не хочет ежемесячно выкладывать сумму кровно заработанных, за которую можно нанять нового бухгалтера для компании (денег ещё и останется). И этот новый сотрудник сам лично может надиктовать данные по телефону другому бухгалтеру покупателя на другом конце провода, чтобы тот на слух вносил данные руками в учётную базу данных для формирования заказа. И это окажется в разы дешевле, чем оплачивать сервис, который призван облегчать, оптимизировать и минимизировать труд человеческий, который уже давно перерос изготовление молотков в каменном веке.
Так вот, я такая вся умная, заявляюсь к руководителям компании-поставщика и провозглашаю:
«Ребята, так дело не пойдёт, я тут не согласна. Зачем мы эту транзакционную прокладку используем? Давайте мы вам напрямую из своей базы данных в вашу базу данные передавать будем через FTP-диск (вид оборудования), который я за 10 у.е. в месяц арендую. Челом бью, прошу помочь».
Но руководство, внимательно выслушав, сразу же меня под белы рученьки направило к директору IT-департамента, мол, он ведь тут у них «железная голова», а они в этом деле ни бум-бум (т.е. в переводе на язык человеческого общения: «моя твоя не понимать»).
А ведь на самом деле это «бум-бум» настолько простое, что если бы каждый пару часов этому в неделю уделил, хотя бы полгода, то очень много денег для своей компании сэкономил. Но так как народ у нас такой, особо вникать не любит в премудрости компьютерные, то этим, поверьте, пользуются те, кто не поленился в этом как следует разобраться.
Далее, в продолжение приключения со мной, история следует по кругу.
Теперь мне надо направиться к начальнику IT-департамента.
Несомненно, вам, например, очень повезёт, если вы его увидите лично (если, как вариант, генеральный директор ваш хороший друг). По большей части приходится общаться с «говорящей головой» посредством канала видеосвязи или, ещё того хуже, с «говорящим голосом» по телефону.
И с первых же минут общения вам дадут понять, что вам тут не рады, и это факт.
Что, в принципе, со мной и произошло.
Реакция директора IT-отдела Пантелеймона (имя, конечно, вымышленное, но история реальная) на меня была как на моль, которая выползла из бумажника.
Мне тут же было сообщено, что никто здесь ничего менять не будет, потому что это тут до вас испокон веков работало и будет работать, а вы тут со своими бредовыми идеями по типу серверов, обменов и ещё всякой ерунды лезете, сами того не понимая, о чём говорите.
В переводе на простой человеческий язык общения донесение было следующим, что «моя же голова со мной же не дружит совсем никак».
– Это же СЕРВЕРА!!! ОГО-ГО!!!
– Это же БЕЗОПАСНОСТЬ!!! ОГО-ГО!!!
– Это вам, батенька (или девонька), не блоху подковать!
Все эти сказки про безопасность – это самые любимые страшные легенды, которыми кормят предпринимателей-собственников бизнеса. На самом деле в 99,9% частных компаний никакой гарантии 100-процентной безопасности данных нет, и она там появится только тогда, когда кому-то и по какой-то причине надо будет что-то гадкое сделать своему конкуренту. Например, сервер «положить», т. е. сделать так, чтобы он уже не заработал, или заработал через очень долгое неопределённое время, или данные постараются удалить. Вот если это произойдёт, тогда безопасность настроят, и по стоимости это будет, как купить новый автомобиль. А в остальных случаях, пока жареный петух в одно место не клюнет, ничего в сфере защиты ваших информационных данных не произойдёт.
Кстати, откуда пошло выражение про «жареного петуха».
Петух ассоциировался на Руси с пожарами. «Подпустить красного петуха» – так говорили о разгорающемся пожаре, поджоге из-за его огненного оперения и жаркого характера.
А о человеке, чье жилище пострадало от огня, говорили: «У него жареный петух поселился». Видимо, от этого и пошло выражение про жареного петуха, который символизировал крайнюю степень неприятностей, беду в хозяйстве.
Да и как вы эту безопасность проверите?
Лично сами не знаете, аудит IT-систем очень дорогой, не каждый раскошелится.
На действительную защиту данных зачастую особо не тратятся, все надеются на русский авось.
Очень хочется верить, что ни у кого ничего плохого не произойдёт, но у моих клиентов и базы удаляли, и данные повреждали, в общем, хватало приключений.
Ну да мы отвлеклись от нашей истории.
Возвращаемся к нашим директорам IТ. Они вроде бы как на страже информационной безопасности, но в то же время очень ревностно относятся к изменению всего того, что, по их мнению, и так чудесно работает.
Такие работники стоят дорого, проверить их компетенцию достаточно тяжело, только при критических обстоятельствах можно точно узнать, на что они способны. Один из вариантов – это, например, проверка боем «чёрной пятницей» в интернет-магазине, когда будет точно понятно, настроены ли сервера как надо.
Директора IT противятся любым изменениям, если это тревожит их безмятежное существование.
А что, вы в этом ещё и посмели сомневаться?
«К боевой базе я вас не собираюсь пускать».
Выдержка из реального письма от директора IT-департамента в ответ на послание о необходимости подключиться с обменами к «живой базе». «Здравствуйте» и «с уважением» в этом письме напрочь отсутствовало, а кому они нужны, эти вежливости офисных ботанов.
Ведь у них работы пруд пруди, оптимизация мест на серверах, настройка безопасности.
Вон посмотрите, варвары уже у ворот стоят, ломятся на сервера, хакеры проклятые интернациональные так и норовят на их «железо» запрыгнуть и чего-нибудь там хряпнуть.
Так что, если вы тут пришли к ним с какими-то предложениями сэкономить себе 1000 у.е., вы точно в разряде сумасшедших, ведь на них же вся система держится, а не на вас.
Если вам придётся по роду своей деятельности решать вопросы с директорами IТ, тут могу вам однозначно предсказать, что шансов на успех у вас очень мало, разве что если в этом деле есть их козырный интерес (бубновый только у дам).
Добиться решения вопросов можно двумя способами. Чётко донести информацию до директора IT, в чём тут, собственно, его выгода, и сделать это нужно как можно проще. Если не удалось, то решать через собственника или первого лица управления компании. Но тогда нужно будет им разъяснить, а в чём, собственно, выгода для компании. Это может быть или экономия, или предотвращение потерь, или дополнительная прибыль.
Наверное, вы задались вопросом, а чем всё-таки закончилась моя история?
Возвращением к руководству, написанием челобитной с разъяснением по сути вопроса, всё точно так, как описала выше.
От описания профиля директора IT плавно перейдём непосредственно к самим программистам. И тут нам надо разделить программистов на разные группы.
Первая группа (не путать с сортностью, мы не на базаре) – это фрилансеры, «птицы свободного полёта», «одинокие рейнджеры» на бескрайних просторах полей интернета.
Вторая группа – программисты подневольные, штатные, трудовыми книжками и приказами легализированные, которые работают в компаниях на постоянной основе и выполняют задачи непосредственно самой компании.
Третья категория – разработчики в компаниях, которые оказывают услуги другим предприятиям, т.е. по роду своей деятельности перескакивают с одной задачи на другую, имеют разносторонний опыт и практически не общаются с непосредственными заказчиками технических заданий.
Поговорим о первой категории – фрилансерах.
Кто такие фрилансеры?
В большинстве своём – это такие одиночки, которые отбились от племени и пытаются заработать на жизнь сами. Никому не подчиняются, устанавливают дедлайны (крайние сроки выполнения задач) сами себе самостоятельно. В обычной повседневной жизни эти ребята чем-то увлечены: или катанием на мотоциклах, или лазанием по горам, или ещё чем-нибудь экстремальным, на что им нужно свободное время в те дни, когда они сами хотят их себе устроить. Конечно, в любой компании им такой вольной жизни не дадут и комфортных условий не предоставят. Поэтому такие одинокие ковбои сами себе режиссёры. Денег просят немного, сроки по большей части не выполняют, ответственности особо не несут. Им, как говорится, день прожить до вечера, ну или до следующего утра. При неоплате им работы будут звонить, истерить, кричать, угрожать, шантажировать, не желая слушать, что их работа выполнена некачественно. В угрозах будут звучать фразы о неких очень влиятельных знакомых, которые устроят «очень большие проблемы», если их счета не оплатят вовремя. На практике «влиятельных знакомых» у них как родственников у волка в тёмном лесу.
Ещё самый большой сюрприз для неосведомлённых клиентов состоит в том, что среди таких фрилансеров находятся предприимчивые умники, типа посредники, которые занимаются поиском клиентов, а сами передают работу на субподряд другим фрилансерам. Подрядчиков они находят на форумах, размещая объявления с задачами, разыскивая тех, кто поиском клиентов особо не желает заниматься. Это, знаете ли, такое посредническое сводничество получается, только вот истинного исполнителя клиент может и не узнать, и не увидеть. Риски в таких сделках достаточно велики, так как ответственности никакой, а вот вероятность «завалить» базу данных или ещё чего-то натворить очень и очень высока.
Для тех, кто не знаком с пониманием, что такое «завалить» базу, рассказываю: это значит, что вы эту свою базу после обновления запустить в рабочее состояние не можете (а ручника тут, как в машине, не предвидится).
Надеюсь, вы предусмотрительно снимаете копии (бэкапы) перед тем как запускаете обновление.
Извольте, не хочу грести всех под одну гребёнку, есть среди фрилансеров, наверное, и хорошие люди, но я таких не встречала, наверное, не везло мне в повседневной рутинной жизни операционной деятельности.
Именно поэтому на все предложения и попытки фрилансеров затесаться в наши ряды отвечаю упорным отказом.
Помню, как-то доставал меня один товарищ фрилансер ежемесячной отправкой на мой почтовый ящик своего резюме, которое он обязательно присылал как отклик на вакансию, которую я размещаю на сайте по поиску новых разработчиков.
На заметку: фрилансера по резюме можно сразу распознать, даже не созваниваясь, достаточно посмотреть опыт работы и названия компаний, если таковых нет, значит, «в свободном полёте».
Не выдержав уже 10 резюме подряд, я всё-таки позвонила Николаю (имя вымышленное, история реальная) и сообщила ему, что в услугах «рыб вольного выпаса» мы не нуждаемся, и озвучила большую просьбу: не отправлять на мои объявления свои данные. Но Николай упорствовал и настаивал, усиленно пытаясь уговорить меня, надавливая то на жалость, то на доброту душевную, просьбой поделиться клиентами, своих-то он, по ходу, наверняка практически растерял. Только из любопытства я попросила сделать тестовую задачу, для понимания, с каким специалистом веду диалог, и в итоге получила на почту корявый код и гиблую разработку. Попытка с моей стороны указать горе-фрилансеру, что код далёк от совершенства, привела к истерике, сходной с той, которую я описала выше при неполучении денег за заказ. Хочу оговориться сразу, что фрилансеры – лица с не очень устойчивой психикой, и очень легко можно вызвать у них истерическую неадекватную реакцию.
Так что дело каждого в отдельности выбирать, с кем работать, тем более когда речь идёт о ценах в два раза ниже, чем в обычной компании. Одно только радует, что негде на этикетке слова «распродажа», или «налетай – подешевело» написать.
Но ведь любой клиент может при желании договориться с компанией о снижении цен на разработку, получив пару предложений от фрилансеров и аргументируя этим, тем самым демонстрируя желание договориться. И поверьте, это будет более рационально, добиться снижения цен, чем бросаться в омут с головой, где потом не найдёшь ни концов, ни края. Особенно когда речь идёт о сложных проектах, а не о желании реализовать печатною форму к документу для бухгалтера Марьи Ивановны (имя вымышленное).
В сказке для программистов поросята спасаются в домике из говна и палок, который они ремонтируют быстрее, чем волк его ломает.
Фрилансеры, вкусив сладкого воздуха свободы, уже практически никогда не пойдут работать во вторую группу программистов, но вот в третью, если времена наступили голодные, не рыбные, и клиенты куда-то подевались, они будут пытаться пробраться. Своими действиями они очень напоминают лису, которой очень нужно в чужой курятник, чтобы там чужих курочек пощупать. И для того чтобы туда попасть, они могут написать резюме настолько неординарное, что неопытные начинающие молодые IT-компании стартапы могут на это повестись. Ключевым словом в резюме будет слово «ведущий», или «эксперт», приписывание стажа работы в данной отрасли чуть ли не с детства, мол, только родился, так сразу исходный код и написал.
Да и что там говорить, лучше привести в пример одно резюме, которое внесёт ясность в то, что я со своей стороны хочу изложить. Имя автора не публикую, кличку кота в резюме изменила, во избежание судебных разбирательств и подачи исков за опубликование имён без согласия представителей и опекунов животного.
Ведущий программист 1С
13 лет 4 месяца
Много разных компаний, торговля, производство, розница, опт, услуги, импорт.
Вполне интеллектуальный парень (почитываю Толстого, 1С-код, если просят – Донцову), с некоторым чувством юмора (зависит от моего кота Супчика и его желания правильно ходить, сами понимаете куда), ищу компанию замечательных, интересных, трезвых людей, готовых тратить деньги (электронные или бумажные), а не тарелки с рисом, пусть хоть и с подливой, на красивого, доброго, умного, неженатого, скромного парня, знающего месторасположение кнопки "Конфигуратор" в окошке запуска 1С (кнопка находится справа, вторая сверху).
Кстати, в 1С попал я не случайно – это был замысел Вселенной! Её, так сказать, стратегический план спасения мира от зла! Правда, почему-то с помощью меня…
Она вела меня к этому, из перерождения в перерождение, все мои предыдущие жизни!
Сначала я воплотился мухой, потом рыжей белкой, потом обезьяной, потом конём (сами видите, я всё развивался и развивался), потом почему-то ослом (видно, я где-то налажал в предыдущем воплощении), потом гаишником (ситуация ещё ухудшилась, лажать ослом, видно, я так и не переставал), потом снова мухой (ситуация наконец-то начала улучшаться, видно, гаишником взятки я не брал, что очень странно), потом мышью, которая, испугавшись кота, спряталась в системном блоке в тот момент, когда 1С-программист пытался первый раз за весь день сохранять написанный им 1С-код. А тут в его системнике что-то коротнуло, задымилось, и его коду с его компьютером и мной, то есть мышью, пришёл капут.
И тут бац! Ура! Я снова родился, но теперь я программист 1С!
Пишу я 1С код уже более 13 лет. Но сохраняю его я каждые 2 минуты, сохраняю, даже если ничего не пишу – так, на всякий случай. Карма ведь тётка вредная – постоянно мне в монитор заглядывает, чего-то поджидает!
А я какой? Хорош! Всегда на стрёме!
Что ещё? Люблю цветы, красивых, нехудых, добрых женщин. Доброта на первом месте! Сыр люблю. Котов не очень. Постоянно трезвый, не пью, никого не бью, сладкое люблю.
Что ещё? Вроде бы всё!
Ах, да! Работаю я удалённо! Это важно! Эх, весело работаю, друзья! Но удалённо и почасово.
Было дело, вместе с другими трезвыми, добрыми, отзывчивыми людьми, умело и весело участвовал в успешно реализованных проектах, и пошло, поехало…
Работаю прозрачно. Предоставляю доступ в онлайн-систему, где отображается ход выполняемых работ с поминутной тарификацией, а также детальное описание: кто, куда, зачем, за что и почему.
Кстати, у меня есть красный диплом программиста! А то!
Просто было время, когда мне казалось, что много знание есть умение думать. Но, теперь я понял, что не мыслям надобно учить, а учиться мыслить. Что думать – это самому создавать новые мысли. Самому делать неожиданные выводы. А не повторять старое.
Ну вот, теперь и всё! Ну что вы смотрите? Звоните!
Митрофан Капустин.
Надеюсь, вы не бросились к телефону разыскивать этого доброго и умного парня, со своим своеобразным чувством юмора.
Несомненный плюс фрилансеров, который рушит все сомнения в отношении принятия решения – это дешевизна (ну добавим ещё не оплачиваемые в полном объёме налоги на зарплату, больничные, декретные), как минимум в два раза дешевле, чем услуги разработчиков специализированной компании. Других плюсов я не заметила, хотя есть ещё одна черта, и каждый может воспринимать это как плюс и как минус, – это желание много и ни о чём поговорить. Сначала я думала, что это какая-то случайность, но впоследствии мне стало ясно, что это общенациональная черта фрилансеров. При всём при том, что работы вроде бы невпроворот, но вот если начинать с ними общаться, то разговаривать они могут много, и если разговор самостоятельно не оборвать, то всё это затянется всерьёз и надолго.
Не знаю, как для вас, но для меня общение с человеком более 45 минут, который явно не относится к родственникам первой линии, приравнивается к катастрофе на уровне вселенского масштаба.
Разговоры, конечно же, будут крутиться вокруг и около клиентов, заслуг перед отечеством, в роли отечества опять же те же клиенты, примеры из жизни, хождения по мукам.
Потом разговор перейдёт в плоскость того, что фрилансер:
– занимается ремонтом, а не спортом;
– времени у него особо нет;
– большинство клиентов он отшивает, так как хотят много, а платить, конечно, мало;
– по заслугам, т.е. по часам, явно не желают платить;
– за медали сегодня пахать явно никого днём с огнём не сыщешь, и он к этой категории не относится;
– женщины стали королевны, цены себе не сложат, в ресторане за себя платить не хотят;
– купил новый холодильник, телевизор, и т.д., и т.п.;
– участвовал в крутых проектах, и ещё пять в очереди стоят, с выездом заграницу, а он в раздумьях.
И вот, значит, весь этот каламбур выльется на вашу бедную голову перед стартом работы и принятием решения о сотрудничестве. О подписанном договоре неразглашения информации можете позабыть, так как в жизни (в режиме реального времени) он вам явно совершенно не пригодится. При любой удобной возможности ваша информация пойдёт кочевать по горам, по долам и головам всех интересующихся.
При всех очевидных и неочевидных достоинствах и недостатках фриланса, каждый предприниматель сам себе, как в супермаркете продукты, выберет.
Если девиз компании «А зачем платить дороже, когда мальчик Петя нам всё за три копейки сделает», то аргументировать мне здесь будет нечем, джокер из кармана не достану. Качество кода явно, как и наличие химикатов и вредных веществ, например, в помидорах, также скрыто и не видно, а также визуально не обозримо. Ну помидоры, ну красные, выглядят одинаково.
Вопрос, когда и чем обернётся для вас употребление тех или иных продуктов питания, это ж тоже не сиюминутный момент (хотя и такое бывает у некоторых), это всего лишь вопрос времени.
Только вот в роли организма здесь будет выступать ваша программа, которая должна будет, образно выражаясь, «переварить этот код» и встроить его в свой режим бесперебойной работы. Качество кода вам явно не оценить, даже фраза «принцип инверсии зависимости» уже, наверное, нагнала на вас тоску, так как для этого нужен эксперт.
Так что последствия «дешёвой рыбки» можно будет оценить только в тот момент, когда в программу надо будет вносить очередные изменения, и вот тут возникнут сюрпризы.
И последствия будут в виде непредвиденных бюджетов трат денег за расширение и изменение структуры программного обеспечения, и это я вам гарантирую (не пророчу), а привлечь к ответственности, увы, уже будет некого, так как мальчик Петя уехал на мотоцикле в горах кататься, и это уже совсем другая история.
Перейдём ко второй группе ребят подневольных, работников наёмных, постоянных, штатных, почти родных.
Ну да, а почему бы и нет?
Наёмные сотрудники от частого мелькания в глазах фактически становятся родственниками, пока что не легализованными, но я думаю, что это произойдёт в ближайшее время. Как только великие государственные умы переключатся с проблем глобального потепления и спустятся на землю поближе к собственникам бизнеса.
Так вот, о штатных сотрудниках.
Наверное, даже попробуем оценить эту категорию как практически стабильную. Если программист пришёл на второй день на работу опять, то считайте, что он уже тут прижился надолго, клещами не вытяните, даже борщ не поможет.
Но не стабильную для самих программистов. Ведь как оно в жизни-то бывает: то, знаете ли, рынок кипит, бурлит, развивается, а то вдруг бум-с – и что-нибудь случилось. То буржуи заграничные пирамид финансовых настроят, то кредитов ипотечных на выдают, а то и вирус жахнет.
И что по итогу? Сокращения, безработица, депрессия.
И вот в компании, которая себе изначально придумала, что лучше свой программист, родной, так сказать, как своя рубашка к телу, но рыночная ситуация (доллар проклятый вырос) показала, что «голод не тётка», первые под сокращения пойдут именно они, родимые.
IT-проекты свернутся – не до жиру, быть бы живу.
Вот, мол, писали раньше на листиках из-под колбаски, ну вот и будем писать.
И осуждать за это руководство и собственников сложно. Игрушки автоматизированные, конечно, замечательно, но предприятию-то нужно дальше плыть, как кораблю в бушующем океане.
И вот если в условиях кризиса компания не принадлежит к сфере предпринимательства под названием «кому война, а кому мать родна», то все проекты свернутся, и пойдёт разработчик с насиженного места несолоно хлебавши с поникшей головой.
«Кому зарплаты айтишников кажутся слишком высокими, могут сами попробовать вставать к 11, подключаться к созвону в пижаме, пока пьёшь кофе, КОТОРЫЙ КОМПАНИЯ НЕ ОПЛАТИЛА, и слушать полдня, как менеджеры ругаются, а потом менять цвет кнопочек туда-сюда!!!»
Из просторов интернета. Автор неизвестен.
Плюсы этой группы сотрудников для самой компании – во-первых, работник всегда под рукой. Кликни его, и он тут как тут. Во-вторых, всё-таки если человек постоянный, то о программном обеспечении компании он будет беспокоиться и халтурить, по всей видимости, не должен.
Интересный факт: значение слова «халтурщик» в воровском жаргоне –
«воры, похищающие верхнюю одежду из квартир, в которых имеются умершие».
Сама об этом не знала, пока не прочитала книгу В. Пикуля «Каторга».
Очень положительно, если в компании есть целая группа разработчиков, они-то, несомненно, будут стараться друг перед другом не оплошать, да и соревновательный дух тут свою роль тоже сыграть может в положительную сторону.
Товарищеская поддержка по обучению в среде программистов – вещь достаточно распространённая, так как каждый чему-то, от кого-то и когда-то научился.
Подчеркнём минусы данной группы, которые тоже имеют право быть.
Если программист в компании один, то качество его работы может оценить только он сам, единственный и неповторимый, а тут уж сами понимаете, почему бытует в среде программистов такое высказывание: «костыли в программном продукте – это тоже строительный материал».
Также вопрос по времени разработки того или иного проекта. На любую поставленную задачу вы услышите от них один и тот же ответ на поставленную задачу: «Это сложно», и сопровождаться это будет многозначительным мучительным взглядом.
Вы-то сами, поди, особо не разбираетесь, сколько нужно потратить времени на ту или иную программную штуковину, а программисту что – «солдат спит, а служба идёт», зарплата на карточку капает, строго как часы по положенным дням.
А то, что каждый программист в стабильной компании подрабатывает на стороне, так это уже давно всем известно. И знаете, что делает он это не только в выходные, по вечерам и в отпуске, но и в рабочее время тоже.
Ваш не такой?
Не бегает налево?
Ну, значит, плохо смотрите или просто не задаётесь этим вопросом.
А что задавать-то вопросы?
Вон он же, рядом сидит, глазками в монитор хлопает, весь в работе, в код погрузился, сидит, пыхтит и «пилит». И не подойди к нему, а то ещё как гаркнет, и потом весь код улетит к конкурентам проклятым.
Если в 9:00 вы видите программиста на рабочем месте, значит, он здесь ночевал.
Не отличаются очень часто преданностью и верностью также руководители программистов в компаниях.
Вот недавно приходит отклик на вакансию в нашу компанию, и причём на резюме с самой минимальной ставкой. Смотрю по резюме, мужчина больше 40 лет, руководитель программистов, опыт ого-го, проекты ох-ох-хо, и чего это, думаю, его к нам занесло попутным ветром? Может, выгнали нерадивого. По номеру телефона из одного известного приложения узнаю, что и на джипе катается, и теги все по программированию. Звоню, конечно, из любопытства, спрашиваю, чего это такой красавчик с таким портфолио на вакансию новичка претендует, а он мне загадочным голосом сообщает, что времени у него много свободного, вот и, так сказать, готов поработать. Только вот непонятно, компания его вроде как раз работами на сторонних клиентов занимается, и он, значит, на кого-то, совсем в стороне, работать тоже будет, а может, и не сам, и будет это себе в карман складывать. Вот такая заковыристая загадка с этими начальниками-то выходит.
Ну это дело не моё, говорю, что программисты мне на полную ставку нужны, а он меня тут же поучать давай, что за такие деньги никто к нам не придёт, и ребята у него в данной отрасли работают, и всё-то он знает. Спорить с ним не стала, бесполезное это дело, поблагодарила за отклик и отпустила с миром куда подальше. И вот сижу после этого и думаю, может, новый вид бизнеса открыть по отлову праздношатающихся на просторах интернета с предложением подработать тех, кто на другие компании трудятся. Интересно, будет востребована такая услуга или нет?
Знаете, вспомнился на эту тему анекдот, может, и не в тему, но очень напоминает ситуацию.
Муж приходит под утро весь в помаде, пудре и рыжих волосах. Жена:
– Ты где был?
– Не поверишь, дорогая, всю ночь с клоуном дрался.
И смех, и грех, конечно, в этой истории, но вот ситуацию с подработками штатных разработчиков как ничто лучше не объясняет.
Вы ведь обеспечили стабильный денежный поток, не тарифицированный, а там, где-то на стороне, поживиться – так это ж не проблема. Ведь наверняка просили иногда в нерабочее время подработать и не заплатили, конечно, за это, вот и получите. Какая-нибудь обида рано или поздно всегда в оправдание выступит за такие действия.
«Да и скучно, батенька, скучно на одном-то месте. Разнообразия хочется, НОВИЗНЫ».
Солдатик-шоферюга возит командира части. Дважды в неделю он отвозит его к любовнице. Однажды, видя хорошее настроение шефа, он набрался наглости и спросил:
– Товарищ полковник, разрешить задать вам вопрос?
– Валяй!
– У вас такая жена чудесная, а вы к любовнице ездите. Почему?
Полковник нахмурился и ничего не ответил. Солдатик думает: «Ну, все! Мне хана – переведут на ассенизаторскую машину…» Утром приходит авторота на завтрак. Всем, как обычно, овес. А ему, персонально, жареной картошечки с котлеткой, а вместо киселя с бромом – кофе! Так же в обед и на ужин… Через два месяца боец взмолился:
– Товарищ полковник, я эту картошку жареную уже видеть не могу, в глотку не лезет!
– Вот видишь, сынок, тебе за два месяца надоело, а я с женой уже двадцать пять лет живу!
Анекдот, конечно, не о программистах, но что-то похожее в поведении на работе есть, я про подработки.
Программисты люди творческие, им размах нужен. Вот вы себе представляете, что сценарист пишет сценарий к одному фильму 25 лет? Нет, ну конечно, несомненно, улучшения можно производить бесконечно, но вот для человека творческого это смерти подобно.
Полёт мысли, фантазии – вот что нужно разработчикам.
Поэтому вопрос: «Как этого избежать?»
Ответ: «Да никак!»
Ничего не спасёт, ни повышение зарплаты, ни контроль поминутный, это всё равно случится рано или поздно. Может, оно и неплохо, с одной стороны, как-никак опыта наберётся на стороне, что-то новое привнесёт в однообразие работы программы компании.