Диеты, диеты, диеты… О них пишут глянцевые журналы, их нам настойчиво предлагают с экранов телевизоров и рекламируют в интернете. Я уже говорила о том, что отчасти это обусловлено необходимостью продать потребителю низкокалорийные продукты, заставить его покупать товары для спорта и фитнес-еду. Но, может быть, я обманываю вас? Ведь не могут же лгать такие уважаемые люди – производители качественных продуктов, заботящиеся о нашем здоровье? Но давайте приведем конкретные примеры! Насколько прочно средства массовой информации «подсадили» людей на мысль о необходимости диет? В качестве наглядной иллюстрации можно привести следующий случай.
Одна москвичка, жаждавшая сбросить лишние килограммы, во время командировки в Латинскую Америку решила прибегнуть к экзотическому способу для обретения стройности. В местной клинике ей имплантировали в рот специальную пластину. С ней женщина не могла есть твердую пищу. Хочешь не хочешь – приходилось ограничиваться жидкими супами и напитками, отчего она скинула несколько килограммов.
Про пластину женщина забыла, пока не почувствовала острую боль во рту. Российские медики ахнули. Воспалительный процесс и нагноение были настолько сильны, что решался вопрос об ампутации языка! Добровольно превратить себя в инвалида, поставить под угрозу свою жизнь ради призрачной возможности лишиться нескольких килограммов веса – это нормальная позиция?
Для того чтобы внедрить в наши головы мысль о необходимости похудения, маркетологи придумывают все новые и новые хитрости.
Несколько лет назад пост британки Рут Клеменс в сети набрал 90 тысяч лайков, 12 тысяч перепостов и 10 тысяч комментариев! Однажды девушка решила купить джинсы популярного бренда. Но в магазине оставалась лишь одна пара самого большого размера. Каково же было удивление девушки в примерочной, когда джинсы оказались ей слишком малы и буквально трещали по швам!
Рут сделала фото и обратилась к производителю на своей страничке в социальной сети: «Я не страдаю ожирением. У меня обычная среднестатистическая фигура. Тогда почему мне так сложно найти подходящую одежду? Я что, очень толстая?» Это сообщение вызвало настоящий резонанс! Выяснилось, что огромное количество людей сталкивается с этой же проблемой. Одежда маркируется заведомо большими размерами, чем она есть на самом деле. Это делается затем, чтобы человек, примеряя ее, ужаснулся своим объемам и принял решение о похудении. Например, костюм помечен размером L. На самом деле он размера М, но производители об этом умалчивают – чтобы у вас при примерке родилась мысль о необходимости худеть. А значит, покупать спортивную одежду, фитнес-еду и прочее.
Вы можете сказать: «Но ведь я же знаю свой размер! Неужели вы думаете, что если я в курсе, что ношу размер S, я могу поверить, что внезапно мое тело увеличилось в объеме?» Нет. Сразу, конечно, вы не поверите в это. Но зерно сомнения будет посеяно, и через некоторое время вы задумаетесь о необходимости похудения…
Опросы 1000 респонденток, проведенные одной большой статистической компанией, показали, что в среднем почти каждая женщина переходит на низкокалорийное питание два раза в год. При этом среди веских причин соблюдать диету оказался шопинг, а точнее примерка нарядов. Неужели производители одежды и «диетического питания» вступили в сговор? Иначе как объяснить, что в мире, где один из трех взрослых людей имеет избыточный вес, а каждый десятый страдает ожирением, шьют одежду не просто на стройных, а на недостижимо худых и при этом сознательно занижают ее размеры?
Многие пользователи интернета после истории с Клеменс требовали привлечь к ответственности ритейлеров, которые маркируют маленький размер под большой. Но пока процесс идет – ничего коренным образом не меняется. Нас продолжают подталкивать к мысли о необходимости сесть на диету.
Я уже говорила о разнообразных чудодейственных чаях и других составах для похудения.
Например, рынок заполонили экзотические новинки для похудения – скажем, зеленый кофе, цена на который в несколько раз выше, чем на классический зерновой. Как говорят эксперты, в нем действительно содержится хлорогеновая кислота, способствующая выведению жиров. Вот только чтобы достигнуть желаемого эффекта, надо выпивать не меньше десяти литров зеленого кофе в день.
Министерство здравоохранения Бразилии приводит шокирующие данные: почти 50 процентов жителей страны имеют лишний вес, то есть каждый второй бразилец страдает различной степенью ожирения! Удивительно, но именно из этой страны на российском рынке появляется настоящая сенсация – зеленый кофе для похудения! Реклама гласит, что этот напиток использовали для сжигания жира еще китайские императоры. Но если чудодейственные свойства зеленого кофе были известны издревле, почему мы о них узнали только недавно?
Народ верит в сказки. И у нас каждый год появляется какой-то сказочный продукт.
Бразилия выращивает кофе в 3 раза больше, чем все остальные страны вместе взятые. Однако большая часть урожая именно зеленых зерен идет на экспорт в США. В 2010 году известная западная компания приобретает бразильскую фирму по производству зеленого кофе за 60 миллионов долларов! По словам экспертов, западные продуктовые монстры делают все возможное, чтобы усилить свое влияние на рынок зеленого кофе в мире. С тех пор цены на этот продукт изрядно подскочили. Почему не обработанный зеленый молотый кофе стоит в среднем в 4 раза дороже черного, который готовят из того же зеленого? Маркетологи говорят, что это чистой воды рекламный ход.
На обжарку кофе тратится огромное количество электроэнергии – это не выгодно. Если же урожай большой или часть зерен уродились слишком мелкими – куда девать необжаренный кофе? Отдавать его просто так? Выбрасывать? И появляется идея: от зеленого кофе худеют. И все. У производителя начинают покупать этот низкосортный полуфабрикат по цене шикарной арабики.
Сбросить 30 килограммов за три месяца! Страницы сайтов пестрят восторженными отзывами с фотографиями «до и после похудения». Экзотический синий чай (еще его называют «пурпурным») объявляют настоящим чудом для желающих сбросить вес. Цена колеблется от 1800 до 3500 рублей за упаковку. Однако при заказе операторы рекомендуют пропить не один курс, иначе эффекта не будет. Для чая дороговато, но это же «эликсир против лишнего веса» – так думают покупатели, заказывая очередную пачку чудо-напитка! Легенды из Тибета, которыми пестрят аннотации к чаю, только подогревают покупательский «аппетит».
Однако на самом деле этот чай выращивают отнюдь не только в Тибете, но и в других странах Азии, говорят эксперты. Местное население использует его совсем по другому поводу – для того, чтобы снять боль от укусов ядовитых насекомых. И стоит там этот чай копейки! В отелях Таиланда туристам его даже предлагают бесплатно. Так на чем же держится реклама подобных чаев в нашей стране? Ведь как уже говорилось выше, основа действия подобных напитков – быстрый мочегонный эффект, который путают с «похудением». На самом деле из организма просто выводится жидкость.
Возможно, дело в том, что людям нравится думать, будто где-то в далеком Таиланде или Тибете есть чудодейственное средство, нужно только заплатить деньги – и все произойдет как по мановению волшебной палочки! Вера в «заморские эликсиры» у нас и правда очень сильна…
Заставляют поверить в волшебную силу препаратов, по словам психологов, не только убедительные аннотации, но и необычные свойства продукта. Например, синий чай или зеленый кофе – это то, что ломает стереотип. Внимание притягивает в первую очередь необычный цвет напитка! Подсознательно его так и хочется попробовать! Люди начинают испытывать «импульсы ожиданий радости», они начинают испытывать чувство восторга – цвет воздействует на гормональные процессы.
Обмануть человека можно один раз. Вы попробовали очередные чудодейственные семена – не похудели. И никто не похудел. Но разбираться поздно, деньги заплачены, производитель получил прибыль. На следующий год появится что-то еще – например, сок или сушеные плоды, потом еще…
Тема похудения стала особенно актуальной только в последние полвека. Наших предков интересовало другое – как не потерять свой вес и сохранить силы для того, чтобы не болеть и активно работать. Чай пили не для похудения, а для бодрости, лечения или удовольствия. А это значит, что никаких древних рецептов похудения от тибетских монахов или монастырей русского севера просто не может быть. Все это – маркетинговые ловушки!