Глава вторая

Молодые девицы приведены под надзор царского евнуха, чтобы одна заняла место царицы Астини; Есфирь, после смерти её родителей, была на воспитании у родственника Мардохея; Есфирь вазята под надзор стража жён и приобрела у него благоволение, хотя он не знал её родства; Она становится наложницей царя; Царь полюбил Есфирь более всех других и сделал её царицей вместо Астини; Мардохей узнал о заговоре на жизнь царя; Он доносит об этом Есфири, а она царю.


Шло время, и гнев Артаксеркса улёгся.

Но царское сердце снедает тоска.

Он помнит, что участь Астинь нелегка.

Жалеет, что льстивым советом увлёкся.

Но сказано слово. Астинь не вернуть.

Спокойно правитель не может уснуть.

Ему не милы ни пиры, ни забавы.

Не радует сердце великая слава.

И видя печаль, царедворцы его

решили жену подобрать для него.

Они предложили ему, чтоб повсюду

назначены были чиновные люди,

из самых достойных, доверенных лиц,

которые выберут юных девиц


красивых, весёлых и стройных, как лани.

От дальних окраин Персидской земли,

чтоб в Сузы-столицу красавиц свезли

и здесь в женский дом под надзор их отдали.

Гегай – царский евнух и страж царских жён.

Что нужно для женщин – всё ведает он.

Гегай притиранья им выдаст сполна,

чтоб дева сияла, как в небе луна.

И ту из красавиц, что царскому взору

придётся прекраснее всех, пусть он вскоре

к себе навсегда приведёт во дворец

и царский на деву наденет венец.


И было угодно царю это слово.

Разослан по Персии царский указ,

и в Сузы – столицу, к царю на показ,

отправлены девы из дома родного.

В то время жил в Сузах один Иудей.

Был правнуком Киса седой Мардохей.1

А прадед его из Иерусалима

попал в Вавилон вместе с сыном любимым.

Навуходоносор увёл в Вавилон

семью, где потом Мардохей был рождён.

Он стал воспитателем юной Гадассы.

По смерти родителей, он её сразу,

как дочку, забрал в небогатый свой дом,

и дева, как роза, цвела в доме том.


Гадасса – еврейское имя Есфири.2

Есфирь – на персидских наречьях – звезда.

Так в Сузах её называли всегда.

Под именем этим запомнили в мире.

Есфирь поражала своей красотой

и нравом весёлым, и дум чистотой.

И взор синих глаз, и лица её нежность,

и царственных плеч, милых рук белоснежность,

и чёрных волос, что блестят, как волна…

Своей красотой не кичилась она.

Со всеми была и мила и открыта.

Хозяйство при доме вела деловито.

И голос Есфири повсюду звучал

и пеньем весёлым его наполнял.


Когда повеленье царя объявили,

и в город престольный собрали девиц

со всех областей, городов и столиц,

тогда и Есфирь во дворец проводили.

К Гегаю попала она под надзор.

И старого стража умаслился взор.

Понравилась евнуху эта девица –

прекрасная, словно волшебная птица.

Скромна и спокойна в желаньях своих,

умней и достойней, и краше других.

Ей лучшие выдал Гегай притиранья

и лучшие комнаты в царевом зданьи.

Семь дев к ней приставил, чтоб ей услужить.

Чтоб легче и радостней было ей жить.


И с ним обо всём каждый день говорила

Есфирь при визитах его в женский дом.

Но лишь о родстве и народе своём

Гегаю всей правды она не открыла.

Ей так повелел поступить Мардохей,

чтоб всё о родстве утаить от людей.3

Теперь каждый день он, тревогой ведомый,

являлся сюда, к стенам женского дома.

Здоровье Есфири превыше всего

в те горькие дни волновало его.

А месяцы шли чередою бесстрастной,

и время пришло каждой деве прекрасной

явиться к царю, пред очами его.

Что будет, не знали они ничего.


Полгода втирали им масло из мирры4

Другие полгода – цветов аромат.

Массажи, купанья… и шили наряд,

чтоб радовать взор их царя и кумира.

Весь год подготовка велась и не зря:

девица готова предстать пред царя.

А утром свиданье с царём завершалась.

Наложницей дева в гарем возвращалась.

Надзор Шаатгаза надёжен и строг.

Надёжнее стража царь выбрать не мог.

И больше девица к царю не входила.

Лишь только, когда он её пригласил бы.

По имени звали её во дворец.

Таков был смотринам печальный конец.


Одна только радость снижала печали:

когда в царский дом отправлялась жена

давали ей всё, что попросит она.

Но долго ли радостна будет? Едва ли.

И время настало Есфири идти,

и нет ей на свете другого пути.

Она для себя ничего не просила.

Ей нравилось всё, что обычно носила.

И царские слуги и евнух Гегай

ей с грустью сердечной сказали: «Прощай!

Ты всем полюбилась красой и смиреньем

Пусть царское сердце не знает сомненья:

тебя лишь одну пусть он в жёны возьмёт

и твёрдой рукой на престол возведёт»!


И взяли Есфирь к Артаксерксу в палаты.

Был месяц Тебеф5, год правленья седьмой.

Увидел владыка её пред собой,

и дрогнуло сердце под девичьим взглядом.

Не смог, как обычно, красавицу взять,

рукою привычной красу эту смять.

Была в ней какая-то странная сила

Она с первой встречи царя покорила.

И царь говорил с ней всю ночь до утра

И видит – прекрасна она и мудра.

Одна лишь Есфирь у царя каждый вечер.

И ждёт он, как юноша, радостной встречи.

Оставил наложниц в запале своём,

И всею душой полюбил лишь её.


И царский венец на головку Есфири

своею рукой Артаксеркс возложил.

Царицею сделал он ту, что любил,

своею женою, единственной в мире.

Ту славу достойно Есфирь приняла,

и место Астини она заняла.

Лишь брачного пира закончились речи,

как царь новый пир затевает для встречи

с князьями своими со всех областей

огромной Персидской державы своей.

Он с царственной щедростью делает льготы,

дары раздаёт беднякам и сиротам.

Князья, царедворцы, усердьем горя,

пируют, ликуют и славят царя.


В те дни, когда собраны были девицы,

Сидел у ворот при царе Мардохей.6

Владыка не ведал, что он Иудей.

Не знали об этом и прочие лица.

Есфирь же нигде о народе своём

не молвит ни слова ни ночью, ни днём.

Как в детстве она Мардохею послушна:

что сказано им, то ей выполнить нужно.

Случайно тогда Мардохей услыхал,

как евнух Гавафа дружку прошептал:

«За то, что возвысил над нами еврея,

мы, Фара, властителя не пожалеем.

Сегодня, как только займётся заря,

свершим наше дело – отравим царя».


Царице Есфири об этом, немедля,

сказал Мардохей, к ней явившись тайком.

Царица о деле поведала том

царю, объяснив, кто ей это поведал.

И евнухи взяты. От страха вопят.

В одеждах их найден губительный яд.

Над ними был суд справедливый и краткий:

повесить велел Артаксеркс для порядка

обоих на древе, чтоб видели все

изменников царских в их жалкой красе.

И в книгу царя, что для записей срочных,

которую здесь ежедневно и точно

надёжные люди бесстрастно вели,

дела Мардохея тотчас занесли.

__________________________________

1 Имя Мардохея – вавилонское, а не палестинское, по-видимому, дающее возможность заключить, что и рожден был Мардохей в Вавилоне;

2 Еврейское имя Есфири – Гадасса, что значит мирта. Персидское значение имени Есфирь – звезда. Она была «дочерью дяди» Мардохея Аминадаса, т. е. приходилась двоюродной ему сестрой ;

3 По приказанию Мардохея, Есфирь не сказывает никому «ни о народе своем, ни о родстве своем». Эта предосторожность дает понять, что иудеи и тогда уже должны были считаться с предубеждением против них; тем более в качестве народа пленного им лишь в редких случаях удавалось войти в доверие и расположение высших сословий и особенно при дворе;

4 Масло мирры – бледно-желтая или янтарная маслянистая жидкость с теплым, сладковато-бальзамовым ароматом и немного пряным оттенком. Аромат тонкий, изысканный, терпко-сургучный. Виды коммифоры, которые дают мирру, представляют собой невысокие деревья или кустарники высотой до 10 метров с узловатыми ветвями, ароматными листьями и мелкими белыми цветками. Ствол выделяет природную живицу бледно-желтого цвета, которая застывает в виде красно-коричневых капель. Собиратели мирры надсекают кору, чтобы увеличить выход продукта.

Загрузка...