Часть первая Стратегия Воспитания

Концепция воспитания, при которой невротизм у детей развиваться не будет, имеет 4 этапа:

1. Воспитание воспитателей.

2. Воспитание во внутриутробном периоде.

3. Воспитание до 1 года.

4. Воспитание от 2 лет до 5.

По нашим представлениям, после 5 лет процесс воспитания заканчивается, ибо к этому времени складывается система отношений, формируется характер (отношение к себе, близким, людям вообще и к труду). Если хоть в одной из этих позиций формируется отрицательное содержание, то все силы уходят не на прогресс, рост и продвижение, а на стремление удержаться на табуретке, у которой не хватает одной или двух ножек. Отсюда и все невротические черты, описанные выше. Человек уже идет, не продвигаясь вперед, а по кругу. Он попадает в сценарий, играет одну и ту же пьесу, пока не наступает печальный финал. Человек становится рабом этого сценария, как артист становится рабом пьесы. Нет-нет, сам артист – очень хороший человек! Но в соответствии со своим сценарием должен убивать, насиловать, грубить или стесняться, бояться, подчиняться и т. п.

В первые годы это не очень заметно. Декомпенсация начинается уже в школе, которая как проявитель выявляет дефекты неверного воспитания первых пяти лет жизни. Конечно, если бы в школе были психологически грамотные учителя, владеющие техникой перевоспитания, то они с легкостью могли бы исправить дефекты воспитания первых 5–6 лет жизни, точно так же как легко выправить искривленное молоденькое деревце. Но если это не удается, то в критические моменты жизни (18 лет, 23 года, 28 лет, 33 года, 45 и 60 лет) человек неизбежно попадает в критические обстоятельства, из которых выходит искореженным, больным или просто гибнет.

1.1. О главных принципах воспитания

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все через него начало быть, что начало быть. В нем была жизнь…

Иоан., гл.1, ст. 1–4

Мне нравятся эти стихи из Евангелия от Иоанна. В них записано, по каким принципам мы живем. Прежде чем что-то делать, мы вначале должны подумать, составить проект. Потом следует проверить, соответствует ли проект нашей природе, социальным и экономическим законам, правилам общежития и т. п. У животных все проще. Волку думать не нужно. Свинье читать книги необязательно и даже нежелательно. За них думает инстинкт, который диктует им те или иные формы поведения. Животное роет нору, птица вьет гнездо, пчела строит соты без предварительного составления плана. Инстинкт сам подскажет им и место строительства, и форму дома, и глубину или высоту его. Человек вначале должен составить хоть плохонький, но все же проект дома. Но если он хочет построить хороший дом, то он должен составить хороший проект, согласовать его с архитектурным управлением, найти работников, средства и пр. Учитывается также защита дома от бурь, воров, подпочвенных вод и пр. Если же нет соответствующего материального, физического и прочего основания, он откладывает строительство дома, как бы ему этого ни хотелось. Он поступает по разуму и на эмоции не обращает никакого внимания.

И так в любом деле. Но и чувства сбрасывать со счета нельзя. Ведь в конечном счете вся культура наша направлена на то, чтобы лучшим образом удовлетворить наши инстинкты. И живет человек прежде всего чувствами. А дело разума – организовать их так, чтобы потом особенно и думать-то не надо было.

Когда человек пускается в любое деловое предприятие, он его обдумывает, производит кое-какие расчеты, и если что-то не склеивается, то он и не организовывает это предприятие, иначе оно разорится.

Когда же человек строит семью, где контрольный пакет акций за сексом, а побочным продуктом становятся дети, он больше подчиняется своим буйным и неорганизованным эмоциям, которые заглушают голос разума. Вот почему семья, самое сложное предприятие, где в один клубок слились материальные факторы, инстинкты, чувства, социальные проблемы и многое другое, оказывается самым непрочным предприятием, которое нередко терпит банкротство при первых форс-мажорных обстоятельствах, например после рождения ребенка. Это событие многих наших родителей застает врасплох, как снег в начале зимы застает врасплох наши коммунальные службы. Родители нередко совершенно не подготовлены к такому ожидаемому и, как оказывается, совершенно неожиданному событию.

Конечно, семью строить должны люди, любящие друг друга, но прежде чем строить семью, они должны обратиться за разрешением к своему царю на брак, и если такое разрешение получено, то в добрый путь. Кто же этот царь? Это наш интеллект. И что же он нам скажет?

Он скажет, что жениться имеет право мужчина, который может прокормить себя, жену и детей, которые появятся от этого брака. Женщина имеет право на замужество, если она может прокормить себя, детей, да и мужа, если с ним что-то непредвиденное случится.

При создании любого предприятия нам нужен офис (в данном случае квартира), стартовый капитал и квалифицированные кадры. Что же мы имеем в действительности? Как правило, в первый брак молодые люди вступают, ничего этого не имея. Поэтому не может выдержать бурю корабль, совершенно не оснащенный для плавания в бурном океане нашей жизни. И получается как в одном английском стишке: «Два мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Будь попрочнее медный таз – длиннее был бы мой рассказ». Но, дорогие читатели, разве вы хотите утонуть со своим любимым или любимой в первый же год совместной жизни?

Как правило, молодые люди, построившие семью, не имеют квартиры, свободных средств и устойчивого заработка. Разве можно им доверять такое важное дело, как воспитание детей? Какой пример они им подадут?

Кроме того, нужно еще уметь воспитывать детей, которые в семье появятся. Конечно, если есть средства, чтобы нанять хороших воспитателей, и если получится их найти в нашей стране, то можно не учиться этому искусству. Но я знаю, что у многих строящих семью свободных средств нет, квартиры нет, да и детей воспитывать они не умеют. У нас сложилась парадоксальная ситуация. Воспитанием детей раннего возраста, когда закладываются основы личности, занимаются люди, не имеющие никакого образования. Далее квалификация педагогов повышается, достигает пика на факультетах совершенствования специалистов. Чтобы допустить хирурга к телу пациента, его десять лет учат в школе, потом шесть лет в институте и еще пять-шесть лет на различных циклах специализации и повышения квалификации. К формирующимся нежным душам ребенка допускаются неквалифицированные любители, даже не осознающие того, что они не умеют воспитывать, а точнее, формировать характер ребенка. У ребенка еще есть шанс вырасти достойной личностью, если родители не слишком лезут в его воспитание. Дерево, если ему не мешать, растет ровным. Но и это встречается крайне редко.

Создание семьи как производства, подчиняющегося законам психологии управления, мы детально рассмотрели в нашей с Викторией Чердаковой книге «Брак по расчету?». Расчет в браке должен быть: расчет на любовь и расчет на разум. И когда есть второе – первое еще крепче.

А на сколько лет, по-вашему, должна быть рассчитана семья? По нашим представлениям, минимум на 50, а лучше на 100 лет. Я сейчас постараюсь объяснить, что это не фантазии, а научно рассчитанные цифры. На сколько лет рассчитан человеческий организм? На 50? на 70, как думают многие? Нет. Физиологами рассчитано, что если бы человек вел здоровый образ жизни, творчески трудился и не дергал бы себе нервы по пустякам, то жил бы до 150 лет, а есть даже данные, что до 200 лет. Вычисляется этот срок просто: срок созревания организма, умноженный на 10. Собака и кошка созревают год – и живут до 10 лет. Вы мне не сможете показать 40-летнюю кошку. Лошадь созревает 3 года – и живет 30 лет. Человек созревает к 15 годам. Умнее, чем в 15 лет, дорогие читатели, вы уже не будете. Вы будете информированнее. Или невротичнее, в зависимости от направленности вашего развития. Вот и получается, что нам с вами положено жить 150 лет. А если я женился в 20, верно выбрал себе жену, а значит, перевыбирать мне ее уже не придется, и прожил хотя бы до 120 лет, – вот и выходит 100 лет вместе. Не верите? Верно делаете. Ведь по нашим невротическим нормам принято жить до 50 лет, а потом еще 20 лет доживать, воспитывая внуков. И это и есть одна из главных догм и установок, от которых желательно, чтобы мы с вами избавились, для успешной семьи и счастливых детей.

Предположим, молодой человек уже научился воспитывать детей. Но теперь нужно составить проект, ибо понятно, что, как и любое дело, воспитание детей нужно начинать с проекта, то есть со стратегии. Вначале решите, какого качества продукт (ребенок) вам нужен. Только при выборе материала не все в вашей власти.

Итак, половину строительного материала (генетического фонда) дает один родитель, вторую половину – другой. С первой половиной вы ничего не можете сделать. Какая есть, такая есть. Но вот подобрать вторую половину исходного материала вы можете. Кое-что можно сделать не наобум. Вот здесь и можно помочь нашей молодежи.

Пока еще наука не может точно определить состояние генного набора. Поэтому приходится руководствоваться внешними критериями, по которым можно судить, что генный набор вашего партнера вам подходит. Это должен быть, прежде всего, как мы уже говорили, физически здоровый, экономически независимый и духовно развитый человек. Тогда можно с известной долей вероятности сказать, что с генетическим набором у него все в порядке. Важность физического здоровья не нуждается в обосновании. Экономическая независимость еще необходима и для того, чтобы быть уверенным, что ваша половина вас любит. Если она материально зависима от вас, то тогда она точно не любит. Не может незрелый человек любить в принципе. А вот духовная зрелость предполагает умение воспитать ребенка.

Духовно зрелого человека можно охарактеризовать как профессионала высокого класса, имеющего систему ценностей и веру, которые определяют направленность его действий. Только духовно зрелый человек сможет достойно воспитать своего ребенка. Следует помнить нашу природу. Человек не рождается человеком. Он рождается обезьяной, которая может стать человеком. Прошу прощения за некоторую резкость в выражениях, но это научный факт. Мы относимся к отряду приматов. И эта обезьяна может стать человеком, если рядом есть пример, с которого можно «собезьянничать» систему ценностей и поведения. Следует помнить, что в первые годы жизни воспитывает пример, а не слова. Если нельзя взять пример со своих родителей, дети ищут его на стороне и не всегда находят то, что им полезно и нужно.

Но все-таки при выборе партнера нельзя ни в коем случае ограничиться разумом. Более того, здесь важно полагаться на чувства. Если чувств нет, то не стоит строить дом под названием «семья».

Однако если ум не санкционирует действия, то лучше отказаться от проекта. Ибо следует помнить указания А. Шопенгауэра, что «конечная цель всех любовных треволнений, разыгрываются ли они на комической сцене или на котурнах трагедии, поистине важнее, чем другие цели человеческой жизни. <…> Именно: то, к чему ведут любовные дела, это ни более ни менее как создание следующего поколения».

1.2. Воспитание воспитателей

Действительно, нужно начинать с воспитания воспитателей. Вот только вопрос в том, как найти воспитателей. Конечно, хочется, чтобы это были воспитатели детских яслей и детских садов. Может быть, уже есть такие дошкольные детские учреждения. Тогда их нужно найти и распространить их опыт. Но хочу подчеркнуть, что мой материал – это люди с искореженной судьбой, а раньше – просто тяжело больные люди, которые заболели в результате неверного воспитания в раннем детстве. Поэтому я могу только рассказать об ужасах семейного и детсадовского воспитания.

Наш среднестатистический ребенок детство проводит в сказке. Но это скорее не сказка, а фильм ужасов. Родители, с одной стороны, выглядят как добрые волшебники, когда для ребенка неизвестно каким образом они доставляют необходимые блага. Но в иные моменты они выступают как злые волшебники или чудовища, когда вдруг изо рта любимого родителя вылезает дракон, который с диким криком ругает ребенка за то, что он стал неопрятным или много кричит, не желая выполнять требования родителей. Ребенок теряет ориентировку в мире и самого себя; он хочет приспособиться к проживанию с такими родителями. Он старается им угодить, уничтожая лучшее, что в нем есть, становясь «как все». А ведь каждый из нас рожден в одном экземпляре. Ребенок из оригинального становится банальным. А из гения превращается в талант, затем в способного, потом в серятину или тупицу. Но зато приобретает определенное чувство безопасности в этом мире, ибо не проявляет инициативы в деле. Однако нереализованные способности пытаются как-то вырваться наружу и создают иногда очень красивую, часто неизлечимую болезнь с оригинальными проявлениями, непонятными даже светилам медицинской науки. Болезнь невроза.

Еще Марк Аврелий, император времен расцвета Римской империи, писал, что легче всего жить в соответствии со своей природой. Из этого вытекает, что ребенка, скорее, лучше выращивать в соответствии с его природой, чем воспитывать, то есть развивать любые способности, какие бы они ни были, только нужно придать им социально полезный импульс. Так, если ребенок любит драться, то лучше нацелить его на то, чтобы он стал чемпионом мира по боксу. Тогда он разовьет и другие необходимые способности, без которых трудно стать высококлассным боксером, – интеллект, языки, юридические и экономические знания, умение красиво говорить и пр.

К сожалению, в процессе воспитания у нас из помидора стараются вырастить огурец, из огурца – яблоню и пр. Мой опыт педагога показывает, сколько экономистов, математиков, поэтов, артистов и политиков училось в мединституте. Многие потом ушли из медицины. Поэтому воспитание всегда сопровождается ненужным насилием над личностью, искажая ее. В результате многие люди живут не своей жизнью. Давайте чуть подробнее разберем этот воспитательный прием.

Воспитатели будущих детей уже воспитаны не всегда лучшим образом. Их нужно прежде всего перевоспитать, то есть избавить от тех догм, которые управляют их жизнью и к их природе не имеют никакого отношения. Конечно, это возможно только в том случае, если будущие воспитатели хотят перевоспитываться.

Итак, их прежде всего нужно освободить от многих догм.

Самая большая догма – это знание того, «что такое хорошо, а что такое плохо». Это так называемый «первородный грех», которые совершили Адам и Ева, поев яблоко с древа познания добра и зла. «Хорошо» или «плохо» – это эмоциональные понятия, которые не имеют цифрового выражения. А то, что не имеет цифры, то и не существует. Мой рост 172 см. С точки зрения тренера по баскетболу – я маленького роста, с точки зрения тренеров по верховой езде – я высокого роста, для некоторых я среднего роста. И все они правы. А истина заключается в том, что мой рост 172 см. Легче всего решить, что для меня хорошо, а что плохо.

Но не будем сейчас останавливаться на подробностях, а просто перечислим те предубеждения и предрассудки, которые не входят в природу человека, мешают ему жить и которые он получает в процессе воспитания.

1. Национальные предрассудки.

2. Расовые предрассудки.

3. Сословные предрассудки.

4. Возрастные предрассудки.

5. Профессиональные предрассудки.

6. Имущественные предрассудки.

7. Половые предрассудки.

8. Групповые предрассудки.

9. Предрассудки, связанные с образом жизни.

Именно они мешают человеку устроить свою счастливую семейную жизнь, в которую вмешиваются и многие другие предрассудки. Например, раньше устройству семьи мешало отсутствие девственности у любимой женщины. Перечислять можно еще долго. И когда вот эти не имеющие к природе человека никакого отношения предубеждения руководят поведением человека, то вряд ли он сможет стать счастливым и хорошо воспитать, то есть вырастить, своих детей. Да и найти себе пару тоже часто становится невыполнимой задачей, если подобных критериев больше 5–6. Но все эти предрассудки формируются в процессе воспитания. При правильном воспитании (выращивании) эти предрассудки не формировались бы.

Э. Берн говорил, что суть воспитания ребенка – это воспитание сексуальной этики. Может быть, он и прав. Фрейд описал пять стадий формирования сексуальности у ребенка. Практическое значение этих теоретических положений еще до конца не оценено. Позволю себе вкратце повторить эти стадии.

1. Стадия орального каннибализма. Продолжается до 1 года. Проявляется тем, что ребенок сосет грудь матери. Это полезно для выживания. Застревание на этой стадии может привести к сексуальному расстройству, а в мягкой форме – к болтливости, обжорству, курению, алкоголизации.

2. Стадия анального садизма. Продолжается до 2 лет. На этой стадии ребенок обучается опрятности. Застревание на этой стадии приводит к известному извращению – гомосексуализм.

3. Стадия фаллическая продолжается до 5 лет. Это период половой идентификации. Дети играют половыми органами и демонстрируют их друг другу, и девочки осознают себя девочками, а мальчики – мальчиками. И вот тут-то при неверном воспитании может сформироваться первый и основной предрассудок – половая рознь, на почве которой, с моей точки зрения, происходят все остальные предрассудки. Он особенно легко формируется, если родители ребенка живут в ненависти друг к другу. Усваивается поведение родителей, а не их слова. Все-таки в биологическом плане мы относимся к обезьянам, и в основе воспитания лежит подражание, а не душещипательные беседы. Вот почему крайне важно, чтобы родители были людьми, которым дети хотели бы подражать. Иначе они находят для подражания кого-то в другом месте. Хорошо, если это толковые учителя, хуже, если это дворовые авторитеты.

4. Латентная стадия, в которой отсутствуют сексуальные позывы и которую следует максимально насытить интенсивной и интересной учебой. Если учеба неинтересна, то неизрасходованная энергия проявляется ранней сексуальностью.

5. Пятая стадия – зрелая сексуальность.

В хорошей семье дети быстрее становятся духовно развитыми, экономически независимыми и физически здоровыми. Но, к сожалению, воспитателей приходится перевоспитывать. Если это получается, у них очень хорошо растут дети. Еще раз повторяю, что техника перевоспитания у нас достаточно хорошо разработана.

Если удается уберечь детей от половой розни, то тогда они получают хорошую иммунизацию от других форм розни.

К сожалению, патриархальное сознание разрушается с большим трудом. Страдают от него и победители-мужчины – еще больше, чем побежденные женщины. Ведь каждому человеку необходимо восхищение, а его можно получить только от любимой женщины, жены. Она уже все от тебя имеет. Поэтому ее восхищение искренно. Но оно будет неполноценным, если я считаю женщину существом низшего порядка. Но поскольку это – потребность, то я ее компенсирую в лести и восхищении подчиненных, а они всегда носят корыстный характер. Если у меня отношения в семье хорошие, то мне лесть подчиненных не нужна.

Женщина страдает не столько от того патриархата, который снаружи, сколько от того патриархата, который сидит внутри нее самой. Это приводит к тому, что именно социально активные женщины сдерживают свое развитие, ссылаясь на пол.

Отношения мужчина – женщина правомерны, по нашим представлениям, лишь на биологическом уровне, когда человек выбирает себе сексуального партнера. На социальном уровне имеет значение не пол, а квалификация человека. К сожалению, этот принцип часто нарушается.

1.3. Воспитание в процессе внутриутробного развития

К сожалению, на это у нас мало кто обращает внимание, а ведь состояние будущей матери, когда она вынашивает ребенка, нередко оказывает решающее влияние на его судьбу.

Трудно сказать, какое влияние оказывает на будущего ребенка состояние матери: ее переживания по поводу гибели предыдущего ребенка, скандалы с мужем или со свекровью. Некоторые женщины принимают на первых месяцах беременности токсические вещества с целью добиться самопроизвольного аборта. Материал у меня небольшой в этом плане. Но только на всех фотографиях у детей, мамы которых хотели их вытравить, довольно печальное выражение лица чуть ли не в течение всей жизни. В бытовом сознании, да и в науке существует мнение, а точнее миф, что ребенок до рождения, находясь в утробе матери, не подвержен психическим травмам и живет как в раю, что воспитывать его еще не надо. Слава Богу, этот миф начинают уже развеивать. Сейчас в науке существует такое мнение, что неправильное воспитание в первые годы жизни формирует малоадаптивный характер и патологический сценарий, который в лучшем случае приводит к заболеванию неврозом и психосоматическим расстройствам. Но существует взгляд (Станислав Грофф), что психотравмы, а не только соматические болезни, которые переносит мать, когда вынашивает младенца, передаются и ему. Некоторые видят в этом причину более тяжелых заболеваний, чем неврозы, таких как шизофрения, эпилепсия, алкоголизм и наркомания. Они предлагают следующий метод лечения, который в настоящее время имеет название «Второе рождение» (С. Грофф) и «Первичный крик» (В. Янов). При помощи определенных техник (частое дыхание) человек впадает в такое состояние, в котором он был, когда находился в утробе матери. Во время этих сеансов он очищается от «скверны», которой был поражен, когда был в утробе матери, как бы повторно рождается, освободившись от тех комплексов. Одно время этот метод лечения был в моде. Я сам им немного занимался и могу констатировать, что определенные достижения при этом имеются. И сейчас я иногда рекомендую пройти такую процедуру своим подопечным, но сам этим не занимаюсь. Но мои наблюдения позволили прийти к несколько другому выводу. Я думаю, то, что часто называют неврозом беременных, на самом деле является внешним выражением невротичности женщины, которая была компенсирована до беременности. Когда же женщине приходится кормить сразу двоих, а воздействия на нее прежние, она начинает не выдерживать. «Невроз беременных» – это очередной миф, в котором живут многие люди. Но не вызывает сомнения, что у здоровой в психологическом плане женщины больше шансов родить ребенка, здорового не только внешне, но и внутренне. Напрашивается вывод, что ребенка воспитывать следует уже в утробе матери. Этим занимаются некоторые мудрые будущие мамы, которые разговаривают со своими детьми, особенно после 4–5 месяцев, когда те уже начинают шевелиться. Они хвалят своих детей и извиняются, что не могут понять их претензий. Мы нашим воспитанницам предлагаем также задавать в этот период своим детям вопросы и самим давать на них ответы. Когда ответы совпадают с желанием ребенка, дети начинают вести себя спокойнее. У меня пока еще нет достаточного количества наблюдений, доказывающих и статистически обосновывающих такой подход. Но отдельные положительные примеры уже имеются.

Хочу привести такой случай. Молодая женщина Г., 27 лет, посетила несколько наших семинаров вместе с мужем. У них довольно быстро отношения стали хорошими, и они решили завести ребенка. За две недели до родов она пришла к нам на пятидневный семинар. У нее в это время была одна проблема, а именно – не правильное положение плода. Ставился вопрос о кесаревом сечении вместо естественных родов. Стала она разговаривать с ребенком по нашей методике. На третий день положение плода выправилось. Роды прошли обычным порядком и благополучно. Сейчас девочке 6 лет. Воспитывает мать ее по нашим рекомендациям. Ребенок развивается, превосходя среднюю норму. Еще ничем не болел, уже занимается посильной трудовой деятельностью. Не вызывает сомнений, что будущих мам следует воспитывать так, чтобы они избавлялись от признаков невротичности в структуре своей личности, тогда в состоянии беременности они будут спокойны и не нанесут невольно психической травмы своему плоду.

Итак, у многих наших больных неблагоприятный сценарий начал складываться еще с момента, когда их родители нашли друг друга, а продолжилось, по-видимому, его формирование в процессе внутриутробного развития. К моменту рождения у этих детей уже могла появиться тенденция к пониженной самооценке (Я—). К близким (ВЫ) формировалось позитивное содержание. Уже сейчас можно предположить: для того чтобы заслужить внимание матери, таким детям придется или хорошо учиться, или часто болеть, а может быть, и то и другое. Кстати, доводы тех, кто выступает против абортов, мне сейчас более понятны. Ведь аборт – как ни крути, а убийство. Убийство Человека. Ведь новорожденный отличается от плода только в количественном отношении. Программа ЖИЗНИ уже полностью создана сразу же после зачатия. Реализовать ее необходимо, она настоятельно требует своей реализации. Мы эти мысли высказывали около 5 лет назад. Сейчас в научной литературе имеются довольно точные сведения о том, что плод уже во второй половине беременности реагирует на музыку, речь и скандалы своих близких. Как-то у Макаренко спросила одна женщина, у которой ребенку было две недели, когда нужно начать воспитывать ребенка. Он ей сказал, что она опоздала на две недели. В свете современных данных можно было бы сказать, что она опоздала на много лет.

1.4. Воспитание в грудном возрасте

Итак, ребенок родился и сразу стал возмущаться. Свое возмущение он выразил криком. И возмущение его можно понять. До этого он находился в утробе матери. Все питательные вещества получал в нужном количестве и в нужной пропорции, ему даже дышать было не нужно. Ему нужно было просто делать себя. Он успешно этим занимался. Но где-то он чувствовал, что если бы он бросил этим заниматься, то матка его выкинула бы еще раньше. После рождения он сразу попал в кризис. Напомню, что такое кризис. Это ситуация, когда рушится прежняя система отношений. Приходится жить по-новому. Пришлось начать самому дышать, питаться и затрачивать на это усилия – хотя бы для извлечения молока из груди матери. В последующем человеку предстоит пройти еще немало кризисов развития. Они неизбежны. К ним нужно готовиться. Это и поступление в школу, и ее окончание. Кризисом является и окончание института, женитьба, рождение ребенка, уход на пенсию и пр., и ко всем кризисам желательно как следует подготовиться, тогда они будут стимулировать прогресс. В противном случае могут стать источником неприятностей и болезней.

Я хочу остановиться только на одной цели воспитания и ее обосновать. Человеком новорожденный становится только в процессе воспитания. И основная цель воспитания – это развить интеллект человека. Когда говорят, что бог, создавая человека, потом вдохнул в него душу, я думаю, что этой душой и оказался интеллект, а точнее – абстрактно-логическое мышление. Вот развитие интеллекта и должно стать основной задачей воспитания. Ум выправит и все остальные нежелательные свойства, а если начинать развивать интеллект с самого детства, то, может быть, потом нечего будет исправлять. Трусливый при развитии интеллекта становится предусмотрительным, скупой – расчетливым, отчаянный – храбрым, ленивый – изобретательным, расточительный – щедрым. Исчезают такие черты характера, как обидчивость, застенчивость и пр. К сожалению, многие запреты делают человека или пассивно подчиняемым, или бунтарем.

Развитие интеллекта способствует реализации и другой цели воспитания – сделать человека независимым и самодостаточным.

Таким образом, развитием интеллекта нужно заниматься уже с грудного возраста. Не буду описывать всю разработанную нами технику. Опишу лишь некоторые моменты.

Во-первых, не нужно ребенку ничего запрещать и ничего предлагать, а нужно ждать, когда он это попросит. В грудном возрасте все его просьбы выражаются криком. Если во время крика не успокаивать ребенка, а задавать ему вопросы, то через какое-то время становится ясно, что ему нужно.

Так вот, неинформированные, хотя в принципе хорошие мамы все время ругают своего ребенка. «Сколько я с тобою еще буду мучиться, когда ты наконец угомонишься?!», или: «Прекрати кричать, ты мне уже всю душу вымотал!», или: «Ты опять обмочил пеленки – никакой одежды на тебя не настачишься!», слышали вы подобное в своем детстве или в окружении? Но давайте подумаем, делает ли что-нибудь грудной ребенок неправильно? Если он оправляется в пеленки, то разве это неправильно? А что, правильно удерживать мочу и кал? Если он при этом кричит или плачет, разве он неправильно поступает? Ведь если он не будет оправляться, то у него лопнут мочевой пузырь и кишечник. А если не будет кричать после того, как оправился, то тогда сопреет кожа. А если не будет кричать, когда голоден, то умрет от голода. Ведь когда ребенку ничего не нужно, он спокоен. Криком он дает знать родителям, что он в чем-то нуждается. Многие родители стараются предупредить желания ребенка, высаживают его на горшок, когда он еще не попросился, кормят, когда он еще не хочет кушать. При таком удовлетворении потребностей до появления желаний будет резко уменьшаться стремление ребенка к росту и совершенствованию. Многие дети, воспитанные в духе такой гиперопеки, уже в 7–8 лет не знают, кем они хотят быть. У ребенка будет формироваться минус в позиции Я и плюс в позиции ВЫ, если на него кричат, и плюс в позиции Я и минус в позиции ВЫ, если предвосхищают его желания. Уже в это время закладывается малоадаптивный характер. Нельзя превращать ребенка в тирана и становиться слугой своего ребенка. Мне страшно становится за судьбу ребенка, который уже в 6–8 лет не знает, кем он хочет быть.

Итак, вам понятно, что ругать ребенка нельзя и предупреждать его желания нельзя тоже. Что же делать? Побыстрее научить ребенка подавать понятные нам сигналы о возникновении тех или иных потребностей. Хочу заметить, что интеллект у ребенка развивается гораздо раньше, чем речь. Он многое уже понимает, но просто сказать не может. Вот это и следует учитывать.

Лучше всего развивается интеллект, когда глаза ученика и учителя находятся на одном уровне. Поэтому, с моей точки зрения, с ребенком нужно разговаривать или взяв его на руки, или опустившись к нему – так, чтобы линия, соединяющая глаза ребенка и матери, была параллельна полу. И разговаривать нужно с ним не сюсюкая, обычным взрослым языком. У ребенка еще не развит речевой аппарат, и он еще или совсем не может говорить, или говорит, не выговаривая отдельных букв и слогов, но он уже хорошо слышит и понимает речь другого и различает, кто говорит правильно, а кто нет. И, я думаю, мы выглядим довольно глупо в глазах нашего ребенка, когда картавим и сюсюкаем, общаясь с ним. Если бы он мог говорить, он сказал бы следующее: «Интересно, почему такая большая тетя, а говорить толком не умеет? И почему, разговаривая с другими, моя мама четко выговаривает слова, а разговаривая со мной – коверкает? Неужели мне искаженное слово легче понять, чем произнесенное правильно?»

Как же говорить с грудничком, когда он плачем сигналит нам о своем неблагополучии? Начинать нужно с похвалы. «Ты правильно сделал, что пописал, и правильно делаешь, что кричишь. Молодец! Ты и тогда, когда хотел писать, тоже подавал какие-то сигналы, но я просто не поняла. Давай ты будешь кричать уже тогда, когда только захочешь что-то сделать». Можно придумать какой-то другой знак. Мамы, которые прошли наши курсы, отмечают, что уже к 7 месяцам дети становятся практически опрятными. Ведь мы хотим, чтобы наши дети стали взрослыми, вот и разговаривать с ними нужно, как со взрослыми. Необходимо взаимовыгодное сотрудничество.

1.5. Воспитание в возрасте от 2 до 5 лет

Дети всегда очаровываются родителями. Ведь родители в их глазах – добрые и всемогущие волшебники. А первое разочарование – это разочарование в родителях. Важно, чтобы этот этап прошел безболезненно. И в этом мое мнение расходится с мнением Фрейда, считающего, что подобная травма при разочаровании неизбежна: «Каждому нужен психотерапевт только потому, что у каждого были родители». Лучше, чтобы родители сами не корчили из себя героев в глазах своих детей, стараясь сойти с пьедестала, не избивая их и не читая им нотации. Но если родители не герои с точки зрения детей, дети найдут героя на стороне. Если они будут идеализировать родителей, превращать их в сказочных героев, когда родители действительно полны достоинств, то и это не приведет ни к чему хорошему. Для чего я это говорю? Ответ вы найдете на следующей странице.

Загрузка...