Политика – одна из сфер человеческой деятельности, которая мало изменилась на протяжении тысячелетий. В 64 году до нашей эры, когда Цицерон баллотировался на должность римского консула, его доброжелатели советовали ему наобещать избирателям как можно больше, всегда окружать себя самыми воодушевленными сторонниками и чаще напоминать публике о сексуальных скандалах своих оппонентов. Двумя тысячелетиями позже политические консультанты получают щедрые гонорары примерно за те же самые советы.
По сравнению с Древним миром и периодом Средневековья сегодняшняя политика стала более идеологизированной и приняла форму традиционного соперничества между левыми и правыми.[1] Правые исторически стояли за свободный рынок и минимальное вмешательство государства в экономику. Левые поддерживали сильное государство, активно регулирующее экономические процессы, и перераспределение национального богатства.
В наше время политических оппонентов разделяет отношение к открытости общества. Одни политики, называющие себя либералами, приветствуют свободную торговлю, иммиграцию, многообразие рас, религий, сексуальных и гендерных предпочтений, индивидуальные права и свободы. Другие, называющие себя консерваторами, относятся ко всем этим процессам и явлениям с подозрением и хотели бы их «отменить» или, по крайней мере, притормозить.
Любое слишком быстрое движение вперед порождает обратную реакцию и желание вернуться в понятный и устоявшийся «золотой век» прошлого: аристократы Нового времени переживали об ушедших в прошлое рыцарских турнирах; луддиты громили машины, пытаясь затормозить индустриализацию; современные политики пытаются повернуть часы назад, обещая «вернуть былое величие» своих давно изменившихся стран. Вникая в особенности прошлых революционных преобразований, Фарид Закария обнаруживает повторяющиеся в веках конфликты между либеральной идеей, прогрессом, разрушением привычного уклада и консерватизмом, с которым исследователь связывает регресс и ностальгию по прошлому.