1

Caparrós M. El Hambre, Barcelona: Editorial Anagrama, 2015. P. 694.

2

Crutzen P. J., Stoermer E. F. The «Anthropocene» // Global Change Newsletter. 2000. Vol. 41. P. 17–18.

3

См. также Crutzen P. J. Geology of Mankind // Nature. 2002. Vol. 415. P. 23.

4

Angus I. Facing the Anthropocene. Fossil Capitalism and the Crisis of the Earth System. New York: Monthly Review Press, 2016. P. 53.

5

Антропоцентризм – способ мышления, в котором центром Вселенной считается человек, а наибольшее значение придается тому, что с ним связано. Думаю, можно выделить как минимум четыре основных типа антропоцентризма: когнитивный, онтологический, аксиологический и методологический. Сущность когнитивного антропоцентризма, наименее спорного в этом списке, состоит в том, что мы неизбежно подходим к любым проблемам с человеческой точки зрения. Мы обречены оставаться в рамках человеческой перспективы, идет ли речь о мышлении или о моральном выборе. Онтологический (метафизический) антропоцентризм – концепция, сторонники которой уверены, что человек занимает исключительное, привилегированное место в иерархии живых существ. Они считают, что только человек является существом разумным, наделенным сознанием и самосознанием, и что лишь человека можно назвать нравственным субъектом. Аксиологический антропоцентризм, в свою очередь, касается иерархии наших ценностей, приоритетов и целей, которые мы перед собой ставим. Он неизбежно ведет к оправданию того, что мы всё подчиняем интересам человека. С этой точки зрения сохранение и благополучие человеческого рода – главные, не подлежащие обсуждению цели. Наконец, методологический антропоцентризм присущ таким теориям в сфере гуманитарных и общественных наук, проблематика и аргументы которых строятся вокруг деятельности и роли человека, без учета влияния и самой активности внечеловеческих факторов.

6

Latour B. Politics of Nature. How to Bring Sciences into Democracy. Cambridge, Mass., London: Harvard University Press, 2004; Latour B. Waiting for Gaia. Composing the Common World through Arts and Politics. Lecture at The French Institute, London. November 2011: http://www.bruno-latour.fr/node/446.

7

Castree N. Making Sense of Nature. London, New York: Routledge, 2014. P. 237n.

8

Steffen W. The Anthropocene. TEDxCanberra. 14 November 2010: https://www.youtube.com/watch?v=ABZjlfhN0EQ. См. также Osborne M., Traer M. Generation Anthropocene Is Upon Us. TEDxStanford. 20 June 2013: https://www.youtube.com/watch?v=dAozZds7FRs; Jamieson D. Love in the Anthropocene. TEDxLUISS. 11 June 2015: https://www.youtube.com/watch?v=ZzM5Bwh2ESU.

9

См. Angus I. Facing the Anthropocene.

10

См. https://uk.sagepub.com/en-gb/eur/journal/anthropocene-review; http://www.journals.elsevier.com/anthropocene; https://www.elementascience.org. См. также сайт Стэнфордского университета, где можно найти аудиоматериалы, связанные с проблемой антропоцена, – Generation Anthropocene: http://anthropocene.stanford.edu/, а также Ted Radio Hour, Anthropocene: http://www.npr.org/programs/ted-radio-hour/494774287/anthropocene. Существует и электронный журнал Innovation in the Human Age. Anthropocene (переработанная версия журнала Conservation), который издается при поддержке научного объединения Future Earth, финансирующего исследования, направленные на разработку инновационных подходов в области устойчивого развития. См. http://www.anthropocenemagazine.org.

11

По состоянию на 26 сентября 2017 года.

12

По состоянию на 24 ноября 2019 года.

13

Nixon R. The Anthropocene. The Promise and Pitfalls of an Epochal Idea // Edge Effects. October 2014: http://edgeeffects.net/anthropocene-promise-and-pitfalls.

14

Понятие «среда» еще в XIX веке использовалось как синоним «окружения», «внешней обстановки». В научный обиход этот термин вошел благодаря Герберту Спенсеру. В 70‐е годы ХХ века, когда в США было основано Агентство по охране окружающей среды, а ООН утвердила экологические программы, это понятие стало общеупотребительным. Уже в XVIII веке окружающую среду воспринимали и как нечто опасное, и как то, что само находится в опасности. Существовало общее представление о ее вредоносном для здоровья загрязнении и об опасности, которую связывали с испарениями и дымом в перенаселенных городах, что увеличивало интерес ученых к гигиене и эпидемиям. См. Fressoz J.-B. Losing the Earth Knowingly // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 72–73.

15

Bonneuil C. The Geological Turn. Narratives of the Anthropocene // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 22.

16

Fressoz J.-B. Losing the Earth Knowingly. P. 82–83.

17

Разговор о границах природы явно рифмуется с одним из важнейших событий 70‐х годов ХХ века, когда благодаря публикации подготовленного в рамках Римского клуба доклада (Meadows D. et al. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome’s Project on the Predicament of Mankind. New York: Potomac Assotiates – Universe Books, 1972) началась дискуссия о пределах роста. Представленные в докладе расчеты долгое время недооценивали, полагая, что применение еще неизвестных научных открытий и разработка новых технологий помогут «обойти» проблему истощения природных ресурсов.

18

Wróblewski Z. Natura i cele. Dyskusja argumentu teleologicznego na rzecz ochrony przyrody. Lublin: Wydawnictwo KUL, 2010. S. 19–29.

19

См., например, Dryzek J. S. The Politics of the Earth. Environmental Discourses. Oxford: Oxford University Press, 1997; Asdal K. The Problematic Nature of Nature. The Post-Constructivist Challenge to Environmental History // History and Theory, Theme Issue. 2003. Vol. 42. P. 60–74; Castree N. Making Sense of Nature.

20

См. Proctor J. Saving Nature in the Anthropocene // Journal of Environmental Studies and Sciences. 2013. Vol. 3. P. 83–92.

21

К сожалению, у употребляемого здесь понятия кризиса есть серьезный недостаток: оно не выражает всей сути проблем, с которыми мы столкнулись в XXI веке. Оно отсылает к линейному времени: кризис – это перелом, сложная, напряженная ситуация, из которой можно выйти, и тогда все встанет на свои места. Но, учитывая, что нанесен непоправимый вред, а критические пороги и переходные стадии давно остались позади, в эпоху антропоцена мы не можем «утешать» себя кризисом. Дело приняло очень серьезный оборот.

22

Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. Thinking the Anthropocene // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 5–8; Bonneuil C., Fressoz J.-B. The Shock of the Anthropocene. The Earth, History and Us. London, New York: Verso, 2016. P. 40–42.

23

Терраформирование – изменение климатических условий другой планеты, спутника или какого-либо другого небесного тела с целью сделать их пригодными для обитания человека. – Прим. пер.

24

В книге я говорю о дениализме, подразумевая, как правило, «скептическое отношение к изменению климата». Такое употребление устоялось в польской литературе на эту тему. Однако в некоторых местах речь идет именно о «дениализме» в широком смысле – иррациональных убеждениях, которые строятся на игнорировании выводов науки, их отрицании и нежелании принимать их в расчет.

25

В оригинале автор использует другое слово греческого происхождения – marazm («истощение», «увядание»). – Прим. пер.

26

Эйлин Крист, американский специалист по социологии окружающей среды, придерживается примерно такого же подхода, однако предметом ее внимания являются только естественно-научные работы Крутцена и Стеффена, а также размышления на тему так называемого благого антропоцена. Crist E. On the Poverty of Our Nomenclature // Moore J. W. (ed.). Anthropocene or Capitalocene? Nature, History, and the Crisis of Capitalism. Oakland: PM Press, Kairos, 2016. P. 14–33.

27

См., например, Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015; Moore J. W. (ed.). Anthropocene or Capitalocene? Nature, History, and the Crisis of Capitalism. Oakland: PM Press, Kairos, 2016; Angus I. Facing the Anthropocene; Bonneuil C., Fressoz J.-B. The Shock of the Anthropocene; Hamilton C. Defiant Earth. The Fate of Humans in the Anthropocene. Cambridge, MA: Polity Press, 2017. Французский историк Кристоф Боннёй, например, упоминает следующие основные типы дискурсов, сформировавшихся вокруг идеи антропоцена: 1) натуралистический естественно-научный дискурс; 2) постнатуралистическая критика антропоцена; 3) дискурс экологической катастрофы; 4) экомарксистский дискурс, утверждающий идею капиталоцена (Bonneuil C. The Geological Turn. Narratives of the Anthropocene). Все эти типы учтены в настоящей книге (а кроме того, в ней рассмотрены характерный для экомодернизма дискурс благого антропоцена и риторика геоинженерии). Моя оценка и интерпретация этих дискуссий отличаются от подхода Боннея; к тому же я рассматриваю их более подробно. Приводя примеры, французский историк часто относит несхожие, на мой взгляд, позиции к одному типу дискурса. Например, теории Латура, Ульриха Бека, Энтони Гидденса и дискурс благого антропоцена он называет элементами «большого постнатуралистического нарратива» (см. Bonneuil C. The Geological Turn. Narratives of the Anthropocene. P. 24–25).

28

Говоря о «натуралистических» перспективах или дискурсах, я имею в виду подходы, в основе которых лежит философская и методологическая традиция эмпирического экспериментального естествознания.

29

Подобные методы анализа можно применять в двух других научных областях – экокритике (Clark T. Ecocriticism on the Edge. The Anthropocene as a Threshold Concept. London: Bloomsbury, 2015) и уже упоминавшейся эколингвистике (Stibbe A. Ecolinguistics. Languge, Ecology and the Stories We Live By. London, New York: Routledge, 2015). Однако они не вписываются полностью ни в одно из упомянутых направлений. Экокритика (исследование литературы об окружающей среде) изучает отношения между литературой и окружающей средой. Предметом ее размышлений являются восприятие дикой природы и изображение взаимодействия человека с природной средой в литературе. В свою очередь, эколингвистика, становление которой началось в 90‐е годы ХХ века, анализирует роль языка в отношениях человека с другими видами и экосистемами. Эколингвистика воспринимает человека как элемент природных экосистем. При этом она также поднимает интересующий меня вопрос о том, как сформулировать проблему изменения климата и климатической справедливости.

30

См. Latour B. Anthropology at the Time of the Anthropocene – a Personal View of What is to Be Studied. Distinguished lecture, American Association of Anthropologists, Washington, December 2014. P. 11: http://www.bruno-latour.fr/sites/default/files/139-AAA-Washington.pdf.

31

Elshof L. Changing Worldviews to Cope with a Changing Climate // Irwin R. (ed.). Climate Change and Philosophy. Transformational Possibilities. New York: Continuum, 2010. P. 75–108; Yearley S. Cultures of Environmentalism. Empirical Studies in Environmental Sociology. Hampshire, New York: Palgrave Macmillian, 2005; ср. Bińczyk E., Derra A. (red.). Studia nad nauką oraz technologią. Wybór tekstów. Przekład zbiorowy. Toruń: Wydawnictwo Naukowe UMK, 2014.

32

Castree N. The Anthropocene and the Environmental Humanities // Environmental Humanities. 2014. Vol. 5. P. 234; Adamson J., Gleason W., Pellow D. (ed.). Keywords for Environmental Studies. New York: New York University Press, 2015.

33

См. Dalby S. Framing the Anthropocene. The Good, the Bad and the Ugly // The Anthropocene Review. 2016. Vol. 3 (1). P. 34. «Зеленый камуфляж» (англ. greenwashing) – экологическая подделка, «зеленый» пиар, цель которого – ввести аудиторию в заблуждение, без каких-либо оснований представляя свою деятельность или товары как безвредные для окружающей среды, производимые в экологически чистых условиях или приносящие пользу природе.

34

Понятие биосферы ввел в 1875 году австрийский геолог Эдуард Зюсс, а в 30‐е годы ХХ века популяризовал советский геохимик Владимир Вернадский. Оно подразумевает единство связей между океанами, почвой, свойствами атмосферы и всем живым на планете. Иными словами, биосфера включает в себя гидросферу, литосферу и атмосферу.

35

Критическими порогами (tipping points) в климатологии называют моменты резкого перехода от одного стабильного состояния климата к другому (моменты изменения факторов, критических для состояния климата). Речь идет об относительно небольших изменениях с далекоидущими или необратимыми последствиями. К этому понятию я еще вернусь в следующих частях книги.

36

О генной инженерии как возможной реакции на риск климатической катастрофы речь пойдет в восьмой главе.

37

См., например, Piątek Z. Ekofilozofia. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2008; Tyburski W. Dyscypliny humanistyczne i ekologia. Toruń: Wydawnictwo Naukowe UMK, 2013.

38

Piątek Z. Ekofilozofia. S. 23.

39

Среди мыслителей, внесших наиболее заметный вклад в формирование традиции экофилософии и экологической этики, можно назвать Ральфа У. Эмерсона, Генри Д. Торо, Альдо Леопольда, Холмса Ролстона III, Пола У. Тейлора, Альберта Швейцера, Арне Несса и Генрика Сколимовского.

40

Первым документом ООН, посвященным проблеме деградации окружающей среды, был доклад Генерального секретаря ООН У Тана под названием «Человек и его среда» (1969).

41

Brundtland G. H. Our Common Future. Report of the World Commission on Environment and Development. Oxford: Oxford University Press, 1987.

42

Papuziński A. Filozofia Raportu Brundtland // Sadowski R. F., Łepko Z. (red.). «Theoria» i «praxis» zrównoważonego rozwoju. 30 lat od ogłoszenia Raportu Brundtland. Warszawa: Towarzystwo Naukowe Franciszka Salezego, 2017. S. 132.

43

Tyburski W. Dyscypliny humanistyczne i ekologia. S. 83–91.

44

Ciążela H. Problemy i dylematy etyki odpowiedzialności globalnej. Warszawa: Wydawnictwo Wyższej Szkoły Pedagogiki Specjalnej im. M. Grzegorzewskiej, 2006. S. 52 n.

45

О формировании идеи ответственности за будущие поколения см. Birnbacher D. Verantwortung für zukünftige Generationen. Stuttgart: Reclam, 1988.

46

Об этом я писала раньше в работе, посвященной контролю нежелательных последствий научно-технического прогресса: Bińczyk E. Technonauka w społeczeństwie ryzyka. Filozofia wobec niepożądanych następstw praktycznego sukcesu nauki. Toruń: Wydawnictwo Naukowe UMK, 2012. S. 271–375.

47

Schönfeld M. Field, Being, Climate. Climate Philosophy and Cognitive Evolution // Irwin R. (ed.). Climate Change and Philosophy. Transformational Possibilities. New York: Continuum, 2010. P. 21–23.

48

Тема дестабилизации климата, увы, оказалась отодвинута на второй план и в академических программах по этике науки и техники. Так продолжалось по меньшей мере до 2010 года! Как отмечено в одном из исследований программ по дисциплинам, изучающим связь науки, техники и общества, в пяти англосаксонских странах тема изменения климата упоминалась всего четыре раза в документах общим объемом 1031 страница. Elshof L. Changing Worldviews to Cope with a Changing Climate. P. 105–106.

49

См. Plumwood V. Nature in the Active Voice // Irwin R. (ed.). Climate Change and Philosophy. Transformational Possibilities. New York: Continuum, 2010. P. 34.

50

См. http://faculty.cas.usf.edu/mschonfe. См., например, Coward H., Hurka T. Ethics and Climate Change. The Greenhouse Effect. Ontario: Wilfred Laurier University Press, 1993; Gardiner S. M. Ethics and Global Climate Change // Ethics. 2004. Vol. 114. P. 555–600; Garvey J. The Ethics of Climate Change. London: Continuum, 2008; Gardiner S. M. et al. Climate Ethics. Essential Readings. Oxford: Oxford University Press, 2010; Broome J. Climate Matters. Ethics in a Warming World. New York: W. W. Norton, 2012; см. также журнал Climate Philosophy Newsletter, издававшийся в 2007–2012 годах.

51

Kaniewska M. Etyczno-prawne aspekty zmian klimatycznych. Józefów: Wydawnictwo Wyższej Szkoły Gospodarki Euroregionalnej im. Alcide de Gasperi, 2017.

52

Irwin R. Heidegger, Politics and Climate Change. Risking It All. London: Continuum Press, 2008; Irwin R. (ed.). Climate Change and Philosophy. Transformational Possibilities. New York: Continuum, 2010.

53

Gardiner S. M. A Perfect Moral Storm. Climate Change, Intergenerational Ethics and the Problem of Moral Corruption // Environmental Values. 2006. Vol. 15. P. 397–413; Gardiner S. M. A Perfect Moral Storm. The Ethical Tragedy of Climate Change. New York: Oxford University Press, 2011.

54

Raffnsøe S. Philosophy of the Anthropocene. The Human Turn. Hampshire, New York: Palgrave Macmillan, 2016. P. viii n.

55

Latour B. Anthropology at the Time of the Anthropocene.

56

Термин ввел польский специалист по социологии техники Лех В. Захер. Технологический императив – это убеждение, что еще неизвестные нам открытия и будущие достижения техники станут панацеей от экономических, социальных и экологических недугов человечества: Zacher L. W. Transformacje społeczeństw. Od informacji do wiedzy. Warszawa: Wydawnictwo C. H. Beck, 2007. S. 171. В англоязычной литературе такую позицию называют technological fix («техническое решение проблемы») или technological shortcut («быстрое решение техническими средствами»).

57

Popkiewicz M. Świat na rozdrożu. Katowice: Wydawnictwo Sonia Draga, 2016. S. 393.

58

Понятие климата обладает особым онтологическим статусом и историей. В отличие от погоды, климат представляет собой функциональный континуум окружающей среды и в то же время динамичную, развивающуюся структуру отношений: Schönfeld M. Field, Being, Climate. Climate Philosophy and Cognitive Evolution. P. 24. В эпоху Просвещения о нем писали Христиан фон Вольф (Wolff C. Aerometria Elementa in quibus aliquot aeris vires ac proprietates iuxta methodum Geometrarum demonstrantur. Leipzig, 1709) и Иммануил Кант, хотя работы, где они рассматривали идею климата, не вызвали широкого резонанса. Климат – условие существования всего живого. Поначалу, в XVIII веке, понятие климата ассоциировалось прежде всего с топографией. Интересно, что понятие общепланетарного, мирового климата появилось лишь относительно недавно. В обиход естественных наук оно вошло незадолго до Второй мировой войны, ранее же климат считался региональным явлением. См. Hamilton C. Defiant Earth. P. 11.

59

Edwards P. N. A Vast Machine. Computer Models, Climate Data, and the Politics of Global Warming (Infrastructures). Cambridge, MA: MIT Press, 2010. Без новейших компьютерных технологий создание удовлетворительных климатических моделей оказалось бы попросту невозможным. См. Yearley S. Nature and the Environment in Science and Technology Studies // Hackett E. J. et al. (ed.). The Handbook of Science and Technology Studies. Cambridge, MA: MIT Press, 2008. P. 923.

60

Ср. Pearce W., Grundmann R., Hulme M. Beyond Counting Climate Consensus // Environmental Communication. 2017. Vol. 11 (6). P. 7.

61

См. Collins H. M. An Empirical Relativist Programme in the Sociology of Scientific Knowledge // Knorr-Cetina K., Mulkayr M. (ed.). Science Observed. Perspectives on the Social Study of Science. London: Sage Publications, 1983. P. 85–113. Имеется в виду невозможность подкрепить теорию эмпирическими данными – проблема, на которую указывают многие современные ученые, – и неточность результатов лабораторных исследований, о которой писали с точки зрения социологии научного познания и постконструктивизма. См. Bińczyk E. Technonauka w społeczeństwie ryzyka. S. 92–112.

62

При положительной обратной связи следствия способствуют сохранению причины (самоподдержка), а при отрицательной – противостоят причине (саморазрушение).

63

Ср. Raffnsøe S. Philosophy of the Anthropocene. P. 13.

64

Edwards P. N. A Vast Machine. P. 438–439; см. также Chakrabarty D. The Anthropocene and the Convergence of Histories // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 47.

65

Библиография работ в области точных наук, посвященных перечисленным исследованиям, слишком обширна, чтобы приводить ее здесь. Ее можно найти, например, в подробных отчетах Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Следует отметить, что систематические измерения уровня CO2 в атмосфере проводятся только с конца 1950‐х годов. Среди работ, показывающих катастрофические последствия глобального потепления, заслуживает внимания книга «Изменение климата. Иллюстрированная наука» (Climate Change. Picturing the Science) Гэвина Шмидта – климатолога, сотрудничающего с НАСА. Его соавтором выступил известный фотограф Джошуа Вольф: Schmidt G., Wolfe J. Climate Change. Picturing the Science. New York: W. W. Norton, 2009.

66

IPCC. Climate Change 2007. Synthesis Report. R. K. Pachauri, A. Reisinger (ed.): https://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar4/syr/ar4_syr_full_report.pdf; IPCC. Climate Change 2014: Synthesis Report. Contribution of Working Groups I, II and III to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. R. K. Pachauri, L. Meyer (ed.). Geneva, 2014: http://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar5/syr/SYR_AR5_FINAL_full_wcover.pdf; IPCC. Summary for Policymakers. Climate Change 2014. Impacts, Adaptation, and Vulnerability. Part A: Global and Sectoral Aspects. Contribution of Working Group II to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. C. B. Field et al. (ed.). Cambridge, UK, New York: Cambridge University Press, 2014. P. 1–32.

67

Разумеется, существуют и естественные выбросы парниковых газов, не связанные с деятельностью человека.

68

Yearley S. et al. Perspectives on Global Warming. Book Symposium // Metascience. 2012. Vol. 21 (1). P. 11.

69

Oreskes N., Conway E. M. Merchants of Doubt. How a Handful of Scientists Obscured the Truth on Issues from Tobacco Smoke to Global Warming. New York: Bloomsbury Press, 2010. P. 214.

70

См. http://www.kgeof.pan.pl, вкладка Aktualności i wydarzenia («Новости и события»; в настоящее время вкладка неактивна). См. также http://www.kgeof.pan.pl/images/stories/pliki/Stanowisko_Komitetu.doc. Подобные доводы в пользу тезиса об антропогенных причинах климатических изменений и серьезности этой проблемы предоставили в том числе Всемирная метеорологическая организация, океанографические организации, академии наук (в ряде стран, в том числе Польская академия наук), научные общества и советы, Европейский научный фонд.

71

См. http://www.ipcc.ch. 12 октября 2007 года МГЭИК и Альберт Арнольд Гор-младший были удостоены Нобелевской премии мира «за деятельность по изучению и распространению информации об антропогенных причинах изменения климата» и за работу, нацеленную на борьбу с глобальным потеплением.

72

По оценкам экспертов, уничтожение лесов увеличивает объем выбросов парниковых газов, обусловленных деятельностью человека, на 15–20 процентов, причем почти половина выбросов, связанных с вырубкой лесов, приходится на долю двух стран – Бразилии и Индонезии. Stern N. The Global Deal. Climate Change and the Creation of a New Era of Progress and Prosperity. New York: Public Affairs, 2009. P. 165 ff. Последовательное сведение лесов объясняется высоким спросом на такие товары, как пальмовое масло и соя, которые выращивают на очищенных от леса землях. Как отмечает Спет, за последние полвека Индонезия потеряла более 40 процентов лесов и из‐за частых лесных пожаров заняла третье место в мире по выбросу парниковых газов. Speth J. G. The Bridge at the Edge of the World. Capitalism, the Environment, and Crossing from Crisis to Sustainability. New Haven, London: Yale University Press, 2008. P. 30–31.

73

«С вероятностью Х процентов» – техническая формулировка, употребляемая в докладах МГЭИК.

74

При этом в первую очередь затопило бы Бангладеш и острова в Тихом океане, например Тувалу.

75

См. http://climate.nasa.gov/vital-signs/global-temperature. Результаты исследований НАСА совпадают с выводами отделения климатологии Университета Восточной Англии и Национального управления океанических и атмосферных исследований США.

76

IPCC. Summary for Policymakers. Climate Change 2014. P. 12.

77

Доклады МГЭИК – международные документы ООН, написанные официальным языком. Степень единодушия среди ученых, точности, доверия к результатам, а также подтвержденности указанных обстоятельств эмпирическими данными и выводами из приведенных исследований выражена в документе с помощью таких формулировок, как уже упомянутое выражение «с вероятностью Х процентов», «очень высокая / высокая / средняя / низкая / очень низкая степень вероятности» (или «уверенности», или «единодушия»). Ср. Kaniewska M. Etyczno-prawne aspekty zmian klimatycznych. S. 107. Кроме того, в докладе использованы сокращения, которые, на мой взгляд, смягчают драматизм содержания, придавая сообщению формальную, нейтральную интонацию, ассоциирующуюся с объективностью. Например, мы читаем: «RFC 2 and 4» – то есть данная проблема относится к числу «поводов для беспокойства» (reasons for concern), перечисленных в докладе под номерами 2 и 4. Из-за официального языка, которым написаны доклады МГЭИК, неспециалисты, читая их, не осознают в полной мере опасности климатических изменений: Gifford R. The Dragons of Inaction. Psychological Barriers that Limit Climate Change Mitigation and Adaptation // American Psychologist. 2011. Vol. 66 (4). P. 292.

78

В книге я использую эти выражения как синонимы.

79

Angus I. Facing the Anthropocene. P. 64–70.

80

Zalasiewicz J., Williams M. The Goldilock Planet. The Four Billion Year Story of Earth’s Climate. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 204–205, со ссылкой на: Angus I. Facing the Anthropocene. P. 69.

81

IPCC. Summary for Policymakers. Climate Change 2014. P. 12.

82

См. http://www.kgeof.pan.pl, вкладка Aktualności i wydarzenia (сейчас эта вкладка неактивна). См. также http://www.kgeof.pan.pl/images/stories/pliki/Stanowisko_Komitetu.doc.

83

См. http://www.planetaziemia.pan.pl/GRAF_aktual/Stan_ZO-PAN.pdf.

84

См. Yearley S. Nature and the Environment in Science and Technology Studies. P. 928.

85

Stern N. The Global Deal. P. 32.

86

Интересно, что о возможных климатических изменениях, обусловленных деятельностью человека, говорил еще древнегреческий философ Феофраст (около 370–287 до н. э.). См. Hulme M. The Conquering of Climate. Discourses of Fear and Their Dissolution // The Geographical Journal. 2008. Vol. 174 (1). P. 5–16. В начале XIX века было много написано о климатических катастрофах, причиной которых являются люди, – например, о последствиях вырубки лесов. Французское правительство порекомендовало Парижской академии наук проводить совместно с Королевским обществом в Лондоне исследования вероятных изменений климата, вызванных преобразованием природного ландшафта. Fressoz J.-B. Losing the Earth Knowingly. P. 74–75.

87

Callendar G. The Artificial Production of Carbon Dioxide and Its Influence on Temperature // Quarterly Journal of the Royal Meteorological Society. 1938. Vol. 64. P. 223–240. Каллендар развивал гипотезу, сформулированную в XIX веке Сванте Августом Аррениусом. См. Kaniewska M. Etyczno-prawne aspekty zmian klimatycznych. S. 40–41.

88

Fleming J. R. Fixing the Sky. The Checkered History of Weather and Climate Control. New York: Columbia University Press, 2010. P. 226.

89

Hulme M. The Conquering of Climate. P. 10.

90

Fleming J. R. Fixing the Sky. P. 238. В то время технологии компьютерного моделирования климатических явлений еще только зарождались.

91

Angus I. Facing the Anthropocene. P. 78–88.

92

Ibid. P. 86.

93

McNeill J. R. Can History Help Us with Global Warming? // Campbell K. M. (ed.). Climatic Cataclysm. The Foreign Policy and National Security Implications of Climate Change. Washington, DC: The Brookings Institution, 2008. P. 43.

94

Pearce W. et al. Beyond Counting Climate Consensus // Environmental Communication. 2017. Vol. 11 (6). P. 724.

95

Hansen J. et al. Climate Impact of Increasing Carbon Dioxide // Science. 1981. Vol. 213. P. 957–966.

96

Norgaard K. M. Living in Denial. Climate Change, Emotions and Everyday Life. Cambridge, MA, London: MIT Press, 2011. P. 183.

97

См. Fleming J. R. Fixing the Sky. P. 225.

98

В 1992 году этот документ подписали 154 государства и Европейское экономическое сообщество, а в 1994 году он вступил в силу.

99

Luke T. W. Education at the End of Nature. Learning to Cope with Climate Change // Irwin R. (ed.). Climate Change and Philosophy. Transformational Possibilities. New York: Continuum, 2010. P. 109.

100

Irwin R. Reflections on Modern Climate Change and Finitude // Irwin R. (ed.). Climate Change and Philosophy. Transformational Possibilities. New York: Continuum, 2010. P. 66. Говорить об обратимости таких перемен можно лишь в случае, если мыслить в перспективе сотен тысяч лет.

101

Irwin R. Reflections on Modern Climate Change. P. 49.

102

См. Gillis J. Trzeci dzwonek klimatyczny // Przekrój. 2017. Vol. 2 (3557)/17. S. 136.

103

Gilding P. The Great Disruption. Why the Climate Crisis Will Bring on the End of Shopping and the Birth of a New World. New York: Bloomsbury Press, 2011; Gilding P. The Earth is Full. TED Talks. 2012: https://www.ted.com/talks/paul_gilding_the_earth_is_full?language=pl. В настоящее время (с 2016 года) президентом Республики Кирибати является Танети Маамау.

104

Speth J. G. The Bridge at the Edge of the World. P. 24, 34; Elshof L. Changing Worldviews to Cope with a Changing Climate. P. 80; Norgaard K. M. Living in Denial. P. 185. Билл Маккиббен – американский журналист, занимающийся охраной окружающий среды, – подчеркивает, что за летний период 2012 года мы потеряли 80 процентов постоянного ледяного покрова Арктики. К 2020 году, отметил он, она может растаять полностью. McKibben B. The World in 2050. Creating/Imagining Just Climate Futures. Лекция на онлайн-конференции Environmental Humanities Initiative. University of California, Santa Barbara. 2016: http://ehc.english.ucsb.edu/?p=15197. Авторы фильма «Спасти планету» (Before the Flood, 2016, реж. Ф. Стивенс) считают, что в 2040 году Северный полюс, лишенный ледяного покрова, можно будет переплыть (см. 14–15-ю минуты фильма).

105

Speth J. G. The Bridge at the Edge of the World. P. 40.

106

Ср. Stern N. The Global Deal. P. 4

107

Более ранняя договоренность, достигнутая в 1989 году в Торонто, предусматривала сокращение выбросов CO2 на 20 процентов к 2005 году. К сожалению, ни одно государство этого обязательства не выполнило. Jackson T. Prosperity without Growth. Economics for a Finite Planet. London, Sterling, VA: Earthscan, 2009. P. 135. Note 32.

108

См. McCright A. M., Dunlap R. E. Defeating Kyoto. The Conservative Movement’s Impact on U. S. Climate Change Policy // Social Problems. 2003. Vol. 50 (3). P. 348–373.

109

Irwin R. Reflections on Modern Climate Change and Finitude. P. 61; Lewis J. Beyond Consumer Capitalism. Media and the Limits to Imagination. Cambridge, MA: Polity Press, 2013. P. 30.

110

Jackson T. Prosperity without Growth. P. 174, 184.

111

Elshof L. Changing Worldviews to Cope with a Changing Climate. P. 103.

112

Klein N. This Changes Everything. Capitalism vs. The Climate. New York: Simon & Schuster, 2014. P. 543.

113

Blühdorn I. A Much-Needed Renewal of Environmentalism? // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 156–167.

114

Latour B. Telling Friends from Foes in the Time of the Anthropocene // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 153.

115

Nordhaus W. D. Climate Clubs. The Central Role of the Social Sciences in Climate Change Policy. Harvard University. 4 November 2015: https://vimeo.com/146673776.

116

Irwin R. Introduction // Irwin R. (ed.). Climate Change and Philosophy. Transformational Possibilities. New York: Continuum, 2010. P. 5, 14; Irwin R. Reflections on Modern Climate Change and Finitude. P. 51.

117

См. Haraway D. J. Staying with the Trouble. Anthropocene, Capitalocene, Chthulucene // Moore J. W. (ed.). Anthropocene or Capitalocene? Nature, History, and the Crisis of Capitalism. Oakland: PM Press, Kairos, 2016. P. 71, n. 40.

118

Jacobson M. Z., Delucchi M. A. A Plan to Power 100 Percent of the Planet with Renewables // Scientifc American. November 2009. P. 58–59; ср. Angus I. Facing the Anthropocene. P. 172 n.; Klein N. This Changes Everything. P. 183–184.

119

Stern N. The Global Deal. P. 87.

120

Ibid. P. 86. В силу причин эволюционного характера человеку свойственно принимать во внимание прежде всего опасности и выгоды, которые он различает в настоящем, и игнорировать отдаленные и слишком абстрактные проблемы. О механизмах недооценки риска, расположенного на большом временном и пространственном расстоянии, см. Gifford R. The Dragons of Inaction. P. 290–302.

121

CO2e – эквивалент диоксида углерода для других парниковых газов, таких как метан, фреоны или закись азота. Ppm (англ. parts per million, «частей на миллион») – миллионная доля.

122

Stern N. The Global Deal. P. 48.

123

Как подчеркивает Стерн, бездействие – отсутствие реакции – тоже своего рода выбор. Важно отдавать себе отчет, какова ставка в игре, когда речь идет о цене бездействия в отношении проблемы климата. Вот что пишет об этом, в частности, Марцин Попкевич: «Затопленные порты, островные государства и дельты рек, мертвые океаны, сокращение урожая в Африке на 50 процентов, постоянная засуха в Средиземноморье, голод, от которого пострадают миллионы людей, упадок целых стран, рост терроризма, десятки миллионов отчаявшихся беженцев (из стран, доля которых в общем объеме выбросов ничтожна), которые хлынут в Европу, и, наконец, вымирание множества видов». Popkiewicz M. Polska bez węgla // Polski węgiel. Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, 2015. S. 163. См. также Popkiewicz M. Świat na rozdrożu. Katowice: Wydawnictwo Sonia Draga, 2016.

124

Stern N. The Global Deal. P. 94.

125

Brooke J. L. Climate Change and the Course of Global History. A Rough Journey. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2014. P. 563.

126

Klein N. This Changes Everything. P. 86. Наоми Кляйн – автор важной в контексте моей работы книги «Капитализм против климата. Это меняет все» (This Changes Everything: Capitalism vs. the Climate). См. также Lewis A. This Changes Everything. Tribeca Film Institute, 2015 (фильм). Кляйн состояла в правлении 350.org, организации, которая занимается защитой окружающей среды и одним из основателей которой был уже упоминавшийся Билл Маккиббен.

127

Scranton R. Learning to Die in the Anthropocene. Reflections on the End of a Civilization. San Francisco: City Lights, 2015.

128

Moore J. W. Metabolic Rift or Metabolic Shift? From Dualism to Dialectics in the Capitalist World Economy. 2014. P. 19: https://worldecologynetwork.files.wordpress.com/2016/09/moore-metabolic_rift_or_metabolic_shift-final-2016.pdf. Ссылка дана на последнюю версию текста Мура. Цитируемое предложение содержалось только в черновой версии, в 2014 году размещенной на странице автора: https://jasonwmoore.com.

129

Klein N. This Changes Everything. P. 68.

130

См. Lewis J. Beyond Consumer Capitalism. P. 34–35.

131

Gifford R. The Dragons of Inaction. Благодарю Адриана Вуйчика с кафедры психологии Университета Николая Коперника за то, что он указал мне на эти исследования.

132

Ibid. P. 297.

133

Gifford R. The Dragons of Inaction. P. 293–294.

134

См. Schwägerl C. The Anthropocene. The Human Era and How It Shapes Our Planet. Santa Fe, London: Synergetic Press, 2014.

135

Speth J. G. The Bridge at the Edge of the World. P. 78.

136

Ibid. P. 42.

137

Этот принцип прописан в Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

138

Двойной учет – искажение процедуры, в ходе которой происходит подсчет сокращения выбросов парниковых газов, в рамках системы торговли квотами на такие выбросы. Такое искажение происходит, когда выбросы парниковых газов, являющиеся результатом определенных видов деятельности, приписываются нескольким субъектам в цепочке поставок, вследствие чего объем выбросов, обозначенный в отчете, превышает реальный объем выбросов в результате данных видов деятельности.

139

Ballard G. et al. Special Report on Oil // The Economist. 26 November 2016. P. 5. При этом следует иметь в виду, что исследования, касающиеся предполагаемых запасов ископаемого топлива, всецело находятся под контролем энергетических корпораций. См. Bendyk E. Świat bez węgla // Polski węgiel. Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, 2015. S. 26.

140

Angus I. Facing the Anthropocene. P. 96.

141

Ibid. P. 89.

142

Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. Thinking the Anthropocene. P. 4; Bonneuil C., Fressoz J.-B. The Shock of the Anthropocene. P. 6.

143

PICIRCA. Potsdam Institute for Climate Impact Research and Climate Analytics. 2014. Turn Down the Heat. Confronting the New Climate Normal. Washington, DC: World Bank, 2014.

144

Ср. Klein N. This Changes Everything. P. 23–24.

145

Ср. Latour B. Telling Friends from Foes in the Time of the Anthropocene. P. 145.

146

Angus I. Facing the Anthropocene. P. 181.

147

См. Mooney C. Whatever Trump Decides on Paris, He’s Already Taken the U. S. out of the Climate Game // The Washington Post. 30 May 2017.

148

Gardiner S. M. A Perfect Moral Storm. Climate Change, Intergenerational Ethics and the Problem of Moral Corruption. P. 397–413; Gardiner S. M. A Perfect Moral Storm. The Ethical Tragedy of Climate Change.

149

Junger S. The Perfect Storm. A True Story of Men against the Sea. New York; W. W. Norton & Company, 1997. В 2000 году режиссер Вольфганг Петерсен снял по книге Джангера одноименный фильм.

150

См. Kolbert E. The Sixth Extinction. An Unnatural History. New York: Henry Holt and Company, 2014. P. 97.

151

Gardiner S. M. A Perfect Moral Storm. P. 403. Известно, например, что около 56 миллионов лет назад количество CO2 в атмосфере Земли резко возросло из‐за извержения вулкана либо столкновения с кометой, вследствие чего средняя температура повысилась на 5–9 °C. Процесс абсорбции выброшенного тогда в атмосферу углекислого газа занял целых двести тысяч лет.

152

Как отмечало в 2011 году Международное энергетическое агентство (World Energy Outlook), если к 2017 году не остановить рост объемов выбросов по всему миру, то достаточно пользоваться уже существующей инфраструктурой (электростанциями, шахтами, автомобильным транспортом, авиасообщением, заводами), чтобы перешагнуть критический порог глобального потепления, то есть повышения температуры более чем на 2 °C. Popkiewicz M. Polska bez węgla. S. 157.

153

Hardin G. Tragedy of the Commons // Science. 1968. Vol. 162. P. 1243–1248.

154

Gardiner S. M. A Perfect Moral Storm. P. 402.

155

Ibid. P. 401–402.

156

Ibid. P. 406.

157

Cochet Y. Green Eschatology // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 119.

158

До среднестатистического потребителя информации сведения о глобальном потеплении зачастую доходят в форме сигналов со стороны Голливуда и индустрии развлечений, которая таким образом решает проблему отсутствия зимних пейзажей в таких сериалах, как «Игра престолов» (Game of Thrones), или, еще раньше, в фильме «Выживший» (The Revenant) с Леонардо Ди Каприо.

159

Cochet Y. Green Eschatology. P. 114.

160

Zerubavel E. The Elephant in the Room. Silence and Denial in Everyday Life. London: Oxford University Press, 2006.

161

Cohen S. States of Denial. Knowing about Atrocities and Suffering. Cambridge, MA: Polity Press, 2001; ср. Norgaard K. M. Living in Denial. P. 10; Washington H. W. Human Dependence on Nature. How to Help Solve the Environmental Crisis. New York: Earthscan, Routledge, 2013. P. 91. Добавим, что Коэн не занимался тематикой климатических изменений, а писал о дениализме в контексте нарушения прав человека.

162

Washington H. W. Human Dependence on Nature. P. 93–96.

163

Norgaard K. M. Living in Denial.

164

Norgaard K. M. Living in Denial. P. 12

165

Ibid. P. 178.

166

Ibid. P. 11, 215.

167

Ibid. P. 61.

168

Norgaard K. M. Living in Denial. P. 61.

169

Ibid. P. 120 n., 186–187.

170

На «коварных» проблемах я остановлюсь подробнее в четвертой главе.

171

Norgaard K. M. Living in Denial. P. 190.

172

Norgaard K. M. Living in Denial. P. xix.

173

Ibid. P. 217.

174

Как отмечает Гиффорд, люди понимают, что их индивидуальные усилия, направленные на снижение вредоносных выбросов, на самом деле не дают удовлетворительного результата, из‐за чего и возникает фатализм. Этот фатализм порожден ощущением бессилия. См. Gifford R. The Dragons of Inaction. P. 297. Кроме того, люди настороженно относятся к авторитетам, призывающим их действовать на благо экологии (переходить на возобновляемые источники энергии, отказываться от воздушного транспорта), поскольку видят, что предлагаемые программы по охране окружающей среды часто неэффективны и трудноосуществимы.

175

Исследование, проведенное норвежским биологом Ханно Сандвиком на материале данных из сорока шести стран мира, показало, что готовность населения поддерживать политику снижения выбросов обратно пропорциональна ВВП данного государства и объему уже выброшенных им в атмосферу парниковых газов. Чем выше ВВП страны и ее доля в мировом объеме выбросов парниковых газов, тем меньше энтузиазма ее жители испытывают в отношении проектов, направленных на стабилизацию климата. Sandvik H. Public Concern over Global Warming Correlates Negatively with National Health // Climatic Change. 2008. Vol. 90 (3). P. 333–341.

176

Norgaard K. M. Living in Denial. P. 195. В нарративах об изменении климата, построенных на риторике вины, встречается и другая поразительная метафора – «экологический Холокост». Понятие Холокоста в этом контексте употребляется как синоним абсолютного зла. Craps S. et al. Memory Studies and the Anthropocene. A Roundtable // Memory Studies. 2018. Vol. 11 (4). P. 9.

177

Norgaard K. M. Living in Denial. P. 202.

178

Ibid. P. 177–183.

179

Разумеется, способ подачи материала в СМИ и в заявлениях различных авторитетов в равной мере влияет на то, какие именно темы оказываются вытеснены из публичной сферы.

180

Norgaard K. M. Living in Denial. P. 201.

181

Ibid. P. 208.

182

Norgaard K. M. Living in Denial. P. 221–222.

183

Oreskes N., Conway E. M. Merchants of Doubt.

184

Oreskes N., Conway E. M. The Collapse of Western Civilization. A View from The Future. New York: Columbia University Press, 2014.

185

Ibid. P. 64–66.

186

В повести Орескес и Конуэй к тому же напрямую отсылают к категории антропоцена. Авторы высказывают предположение, что будущее докажет архаичность понятия «окружающая среда», которое безосновательно отделяет человека от того, что вне его.

187

Любопытно, что к аналогичному риторическому приему прибегла и Рейчел Карсон в книге «Безмолвная весна» (Silent Spring), где автор с позиций гипотетического будущего задается вопросом, как получилось, что весна стала безмолвной – не слышно пения птиц: Carson R. Silent Spring. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1962. Русский перевод: Карсон Р. Безмолвная весна. М.: Прогресс, 1965. По тому же принципу строится повествование в парадокументальном научно-фантастическом фильме Фрэнни Армстронг с красноречивым названием «Век глупцов» (The Age of Stupid, 2009), где изображены последствия климатической катастрофы.

188

Oreskes N., Conway E. M. The Collapse of Western Civilization. P. 12.

189

Oreskes N., Conway E. M. The Collapse of Western Civilization. P. 13.

190

Ibid. P. 78.

191

Известно, что у исследователей, занимающихся точными науками, намного больше шансов на внимание скептиков и что они обладают бóльшим авторитетом, нежели представители гуманитарных дисциплин: Castree N. The Anthropocene and the Environmental Humanities. P. 250–251. При этом в академической системе наград недостаточно учитываются заслуги, выходящие за рамки университетской среды, в том числе консультационная деятельность (например, участие в разработке эффективных программ охраны окружающей среды).

192

Oreskes N. Metaphors and Warfare and the Lessons of History. Time to Revisit a Carbon Tax? // Climatic Change. 2011. Vol. 104. P. 223. Пожалуй, особенно трогательны в этом отношении тексты Джеймса Хансена. В книге «Бури моих внуков. Правда о надвигающейся климатической катастрофе и наш последний шанс спасти человечество» (Storms of My Grandchildren. The Truth about the Coming Climate Catastrophy and Our Last Chance to Save Humanity) (Hansen J. Storms of My Grandchildren. The Truth about the Coming Climate Catastrophy and Our Last Chance to Save Humanity. New York: Bloomsbury Press, 2009) он неоднократно размышляет, какие, например, совершил ошибки, пытаясь еще с 1980‐х годов обратить внимание представителей власти и Конгресса США на серьезность проблемы климатических изменений.

193

Bonneuil C., Fressoz J.-B. The Shock of the Anthropocene. P. 41.

194

См. Angus I. Facing the Anthropocene. P. 11, 27.

195

Revkin A. An Anthropocene Journey. 2016: http://www.anthropocenemagazine.org/anthropocenejourney/; ср. Dalby S. Framing the Anthropocene. P. 36.

196

См. Wilson E. O. The Creation. An Appeal to Save Life on Earth. New York: W. W. Norton, 2006; McBrien J. Accumulating Extinction. Planetary Catastrophism in the Necrocene // Moore J. W. (ed.). Anthropocene or Capitalocene? Nature, History, and the Crisis of Capitalism. Oakland: PM Press, Kairos, 2016. P. 116–137; Revkin A. An Anthropocene Journey. Американский экотеолог Томас Берри в другом контексте писал об экозое – эре, «дающей прибежище жизни»: она должна наступить, когда человек будет проявлять подлинную заботу о планете. См. Sadowski R. F. Thomas Berry – prorok ery ekozoicznej // Studia Ecologiae et Bioethicae. 2009. Vol. 7 (2). P. 205–216.

197

См. Steffen et al. The Trajectory of the Anthropocene. The Great Acceleration // The Anthropocene Review. 2015. Vol. 2 (1). P. 81–98. При этом любопытно, что, определяя точку отсчета антропоцена, мы должны учитывать уже начавшиеся необратимые изменения, а их главные последствия (указывающие, в какой мере человек уже вмешался в экологию) мы сможем наблюдать лишь в следующие десятилетия или столетия. Понятно, что, поскольку углекислый газ задерживается в атмосфере на сотни лет, наше безразличие к сегодняшним опасностям серьезно затрудняет решение климатической проблемы нашим потомкам. Stern N. The Global Deal. P. 12.

198

Термин «великое ускорение» (или «период большого ускорения» – Great Acceleration) впервые прозвучал в 2005 году в Берлине на конференции, посвященной истории отношений человека и окружающей среды. Выражение отсылает к названию книги Карла Поланьи «Великая трансформация» (The Great Transformation), в которой описаны процесс формирования и внутренние слабости рыночного общества в Англии XVIII–XIX веков (Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002). Steffen et al. The Trajectory of the Anthropocene. P. 82; McNeill J. R. Has Humanity Pushed Earth into a New Geological Epoch – the «Anthropocene»? 2016. http://www.historicalclimatology.com/interviews/a-conversation-with-j-r-mcnei.

199

Экоцид – антропогенная катастрофа, разрушение экосистем на определенной территории, вызванное человеческой деятельностью (см., например, Hossay P. Unsustainable. A Primer for Global Environmental and Social Justice. London: Zed Books, 2006). Важно подчеркнуть, что дискуссия об антропоцене предполагает концепцию экоцида в масштабах планеты.

200

См. Lewis S. L., Maslin M. A. Defining the Anthropocene // Nature. 2015. Vol. 519. P. 177.

201

В переносном смысле я употребляю слова «эпоха», «эра», «век», «период» как синонимы, когда пишу, например, об «эре разрушения», «эпохе отрицания» или «веке затмения». Однако, говоря об антропоцене с точки зрения геологии, следует использовать термин «эпоха».

202

См. Zalasiewicz J. et al. Are We Now Living in the Anthropocene? // GSA Today. A Publication of Geological Society of America. 2008. Vol. 18 (2). P. 4–8; Steffen et al. The Anthropocene. Conceptual and Historical Perspectives // Philosophical Transactions of the Royal Society. Series A. 2011. Vol. 369. P. 842–867.

203

См. Hamilton C. Defiant Earth. The Fate of Humans in the Anthropocene. P. 1.

204

См. Lewis S. L., Maslin M. A. Defining the Anthropocene. P. 172.

205

См. Waters et al. The Anthropocene is Functionally and Stratigraphically Distinct from the Holocene // Science. 2016. Vol. 351. P. 137–147; Craps et al. Memory Studies and the Anthropocene. P. 2; ср. Bendyk E. Witajcie w antropocenie // Niezbędnik Inteligenta: Wielkie Post, Polityka. 2017. Vol. 1. P. 102–105.

206

Как шутил Бруно Латур на одной из лекций в 2016 году, более семи миллиардов жителей Земли уже не первый год ждут, пока геологи определятся, какой дух времени, Zeitgeist, нам ныне сопутствует. Ирония заключается еще и в том, что заседания РГА в Берлине проходили при частичной поддержке Дома культур мира – международного музея современного искусства. Таким образом, представители творческих профессий финансировали научные дискуссии о сущности духа времени. См. Latour B. Anthropology at the Time of the Anthropocene – a Personal View of What is to Be Studied. Из лекции Бруно Латура: On Not Joining the Dots. Land… Earth… Globe… Gaia… / Radcliffe Institute for Advanced Study. Harvard University, Cambridge, MA. 20.10.2016.

207

Экономист и эколог Кейт Рэйуорт подчеркивает, что РГА состоит в основном из белых мужчин. Так как это симптом более обширной проблемы – угнетения женщин и ущемления их прав, Рэйуорт предлагает альтернативный термин – «мантропоцен».

208

McNeill J. R. Has Humanity Pushed Earth into a New Geological Epoch – the «Anthropocene»?

209

Lewis S. L., Maslin M. A. Defining the Anthropocene.

210

Sandom et al. Global Late Quaternary Megafauna Extinctions Linked to Humans, not Climate Change // Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 2014. Vol. 281: http://rspb.royalsocietypublishing.org/content/royprsb/281/1787/20133254.full.pdf; см. также Diamond J. Guns, Germs, and Steel. The Fates of Human Societies. New York: W. W. Norton & Company, 1997. Ch. 1.

211

Ruddiman W. Plows, Plagues, and Petroleum. How Humans Took Control of Climate. Princeton: Princeton University Press, 2005. Кстати, подобные процессы сопутствовали и гораздо более позднему распространению эффективных сельскохозяйственных практик, таких как севооборот с высаживанием клевера, который в Европе начали применять около 1750 года.

212

Ср., например, Hamilton C. The Anthropocene as Rupture // The Anthropocene Review. 2016. Vol. 3 (2). P. 95.

213

Bonneuil C., Fressoz J.-B. The Shock of the Anthropocene. P. 15.

214

Steffen W., Crutzen P., McNeill J. R. The Anthropocene. Are Humans Now Overwhelming the Great Forces of Nature? // Ambio. 2007. Vol. 36 (8). P. 615.

215

Steffen W., Crutzen P., McNeill J. R. The Anthropocene. P. 91–93; Hamilton C. Defiant Earth. P. 15.

216

Crosby A. W. Ecological Imperialism. The Biological Expansion of Europe 900–1900. New York: Cambridge University Press, 2004; Crosby A. W. The Colombian Exchange. Westport: Praeger Publishers, 2003.

217

McNeill J. R. Something New Under the Sun. An Environmental History of the Twentieth-Century World. New York: W. W. Norton & Company, 2000. P. 266.

218

Ibid. P. 252–262.

219

Развитие человеческой цивилизации создало особенно благоприятные условия для размножения таких видов, как крыса, кролик, таракан, воробей, овца, коза и курица, равно как и для множества вирусов, вызывающих простудные заболевания. McNeill J. R. Something New Under the Sun. P. 263–264.

220

Kolbert E. The Sixth Extinction. Ch. 10.

221

Lewis S. L., Maslin M. A. Defining the Anthropocene. P. 175.

222

Hamilton C. Defiant Earth. P. 18.

223

На роль подходящих маркеров «великого ускорения» могли бы претендовать также изотопы олова, микропластик в Мировом океане и даже пыльца генно-модифицированных растений. В таком контексте принято говорить о «техноископаемых» (англ. technofossils). К ним относятся пластик, бетон и другие получаемые промышленным способом материалы.

224

Zalasiewicz J. et al. Are We Now Living in the Anthropocene?; ср. Borowski M., Sugiera M. Postscriptum. Spory o antropocen // Borowski M., Sugiera M. Sztuczne natury. Performance technonauki i sztuki. Kraków: Księgarnia Akademicka, 2016. S. 481.

225

См. Schwägerl C. The Anthropocene. P. 71.

226

Считается, что около 70 процентов ресурсов питьевой воды потребляет сельское хозяйство.

227

Steffen W. et al. Global Change and the Earth System. A Planet Under Pressure. Stockholm: Springer, IGBP Secretariat, 2004. См. http://www.igbp.net.

228

Кроме того, мы потеряли уже 20 процентов всех коралловых рифов, а еще 20 процентам нанесен серьезный ущерб. Angus I. Facing the Anthropocene. P. 35–46. За последние тридцать лет Большой Барьерный риф утратил половину кораллового покрова, а коралловый покров рифов у берегов Карибских островов сократился почти на 80 процентов. В последнем случае дополнительной причиной стала бактериальная инфекция, которую называют «белой чумой». Kolbert E. The Sixth Extinction. P. 107.

229

Hamilton C. The Anthropocene as Rupture.

230

См. Angus I. Facing the Anthropocene. P. 29–32.

231

Hamilton C. Defiant Earth. P. 12. Тем не менее в книге в силу устоявшейся языковой традиции я буду и дальше пользоваться терминами «окружающая среда» и «изучение окружающей среды».

232

См. Lovelock J. Gaia. New York: Oxford University Press, 2000; Lovelock J. The Revenge of Gaia. Earth’s Climate Crisis and the Fate of Humanity. New York: Basic Books, 2006; Lovelock J. The Vanishing Face of Gaia. A Final Warning. New York: Basic Books, 2009; Margulis L. The Symbiotic Planet. A New Look at the Evolution. London: Phoenix, 1999.

233

См. Crist E., Rinker B. H. One Grand Organic Whole // Crist E., Rinker B. H. Gaia in Turmoil. Climate Change, Biodepletion, and Earth Ethics in the Age of Crisis. Cambridge, MA, London: The MIT Press, 2010. P. 4 n.

234

На это, в частности, указывает Изабель Стенгерс в работе «Принимая реальность Геи» (Accepting the Reality of Gaia). Stengers I. Accepting the Reality of Gaia // Hamilton Clive, Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 134–144. По словам Стенгерс, в той мере, в какой гипотеза Геи говорит об оптимизации и стабилизации, ее не следует принимать на веру: существующие на планете системы необязательно всегда возвращаются к прежнему состоянию равновесия.

235

Pimm S. L. et al. The Biodiversity of Species and Their Rates of Extinction, Distribution, and Protection // Science. 2014. Vol. 344. P. 6187. «Массовым» принято называть вымирание не менее чем 75 процентов населяющих Землю видов живых существ. Подобный процесс происходил на нашей планете уже пять раз. Однако отметим, что в силу методологических причин чрезвычайно сложно назвать точное количество всех обитающих на планете видов.

236

Как оптимистично полагают авторы, современный экологический активизм, развивающийся с 1960‐х годов, может задать рамки третьего этапа антропоцена: осознанного, опирающегося на транснациональную коммуникацию и знания об окружающей среде и климатических изменениях. Steffen W., Crutzen P., McNeill J. R. The Anthropocene. P. 618–619.

237

См. Bonneuil C., Fressoz J.-B. The Shock of the Anthropocene. P. 12.

238

Steffen W., Crutzen P., McNeill J. R. The Anthropocene. P. 620.

239

Zalasiewicz J. et al. Where Did the Anthropocene Begin? A Mid-Twentieth-Century-Boundary Level is Stratigraphically Optimal // Quaternary International. 2015. Vol. 383. P. 196–203.

240

Замедление или стабилизация имеют место в случае лишь двух показателей влияния человека на планету – проектов строительства дамб на крупных реках, а также вылова рыбы и добычи морепродуктов в океане. Однако сокращение инвестиций в дамбы объяснялось тем, что не осталось подходящих мест для их строительства. В свою очередь, в 1970‐е годы стабилизировалось количество рыбы и морепродуктов, вылавливаемых в океанских водах, – главным образом потому, что места рыболовного промысла пришли в упадок. Как подсчитал Макнил в 2000 году, около миллиарда людей живут за счет рыболовства и зависят от него. McNeill J. R. Something New Under the Sun. P. 246. Но в ХХ веке локальные промысловые районы претерпели экологический кризис, который истощил их: это касается районов добычи краба, сельди и трески. Этому процессу способствовало внедрение технологий промышленного лова рыбы. Мировой спрос на рыбу и морепродукты на сегодняшний день удовлетворяет морское рыбоводство. В 1970‐е годы аквакультура превратилась в крупный бизнес. Сейчас этот сектор пищевой промышленности развивается наиболее интенсивно, обеспечивая целых пятьдесят процентов поставок рыбы и морепродуктов по всему миру.

241

Hamilton C. Defiant Earth. P. 2; см. также Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. Thinking the Anthropocene. P. 1.

242

Как отмечает Элизабет Колберт, ежедневно среднестатистический американец «добавляет» в Мировой океан три килограмма углерода, понижая pH поверхностных вод. Критической точки, когда pH равен 7,8, что ведет к дестабилизации экосистем в их прежней форме, мы можем достичь уже в 2100 году. Kolbert E. The Sixth Extinction. P. 90–92.

243

Rockström J. et al. A Safe Operating Space for Humanity // Nature. 2009. Vol. 46. P. 472–475.

244

См. http://stockholmresilience.org/research/planetary-boundaries.html.

245

См. Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. Thinking the Anthropocene. P. 3.

246

См. Latour B. Anthropology at the Time of the Anthropocene – a Personal View of What is to Be Studied. P. 12.

247

Chakrabarty D. The Anthropocene and the Convergence of Histories // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 44.

248

Steffen et al. The Trajectory of the Anthropocene. P. 94.

249

Dalby S. Framing the Anthropocene. P. 35.

250

Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. Thinking the Anthropocene. P. 4; Maris V. Back to the Holocene // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 124.

251

Эсхатология – раздел богословия, занимающийся последними событиями в истории человечества и мира. В этой области ставятся вопросы о пророчествах, связанных с концом времен и участью человечества. Эсхатология строится на представлениях о Страшном суде и достижении нового уровня сознания в последние времена.

252

См. Hamilton C. Defiant Earth. P. 6.

253

См. Hamilton C. The Anthropocene as Rupture. P. 96.

254

См. Lewis S. L., Maslin M. A. Defining the Anthropocene. P. 171.

255

Об экомодернизме речь пойдет в следующих главах.

256

Angus I. Facing the Anthropocene. P. 54.

257

Hamilton C., Grinevald J. Was the Anthropocene Anticipated? // The Anthropocene Review. 2015. Vol. 2 (1). P. 59–72.

258

Hamilton C. The Anthropocene as Rupture. P. 101.

259

Veland S., Lynch A. H. Scaling the Anthropocene. How the Stories We Tell Matter // Geoforum. 2016. Vol. 72. P. 1–5.

260

Malm A., Hornborg A. The Geology of Mankind? A Critique of the Anthropocene Narrative // The Anthropocene Review. 2014. Vol. 1/1. P. 63, 66.

261

Crutzen P. J. Geology of Mankind // Nature. 2002. Vol. 415. P. 23.

262

При этом стоит отметить: Крутцен изначально обращал внимание на то, что за изменения, обусловившие антропоцен, ответственно лишь 25 процентов населения планеты. Ср. Angus I. Facing the Anthropocene. P. 37, 227.

263

Malm A., Hornborg A. The Geology of Mankind? P. 64.

264

Chakrabarty D. The Anthropocene and the Convergence of Histories. P. 4.

265

Angus I. Facing the Anthropocene. P. 112.

266

Steffen W. et al. The Anthropocene. From Global Change to Planetary Stewardship // AMBIO. A Journal of the Human Environment. 2011. Vol. 40. P. 746.

267

Неудивительно, что в рамках этических дискуссий, посвященных ответственности за антропогенные выбросы парниковых газов, помимо доли выбросов «на человека», вскоре стали разграничивать выбросы «ради выживания» и выбросы «ради роскоши», то есть те, причиной которых служит избыточное и неоправданное потребление. Разумеется, не так просто определить, какое именно количество выбросов парниковых газов необходимо для удовлетворения базовых потребностей человека.

268

Malm A., Hornborg A. The Geology of Mankind? P. 63.

269

Fressoz J.-B. Losing the Earth Knowingly. P. 70–71.

270

Malm A., Hornborg A. The Geology of Mankind? P. 65. Однако нельзя не упомянуть, что социально-политические изменения, которые уже привели к «великому ускорению» и могут привести к катастрофе антропоцена, включают в себя и множество процессов, рассматриваемых как значимые достижения: деколонизацию, эмансипацию женщин, развитие социальной справедливости и трудового права во многих странах. Их результатом стал резкий скачок потребления в привилегированных обществах и слоях, связанный с техническим прогрессом. Ср. Chakrabarty D. The Anthropocene and the Convergence of Histories. P. 52.

271

Malm A., Hornborg A. The Geology of Mankind? P. 65–66.

272

См. Hartley D. Anthropocene, Capitalocene, and the Problem of Culture // Moore J. W. (ed.). Anthropocene or Capitalocene? Nature, History, and the Crisis of Capitalism. Oakland: PM Press, Kairos, 2016. P. 157.

273

Crist E. On the Poverty of Our Nomenclature // Moore J. W. (ed.). Anthropocene or Capitalocene? Nature, History, and the Crisis of Capitalism. Oakland: PM Press, Kairos, 2016. P. 32. Note 17.

274

И все же, несмотря на перечисленные затруднения, такие философы, как Латур, возлагают надежду на понятие антропоцена, полагая, что оно поможет нам избежать восприятия сложившейся ситуации как естественной. Latour B. Telling Friends from Foes in the Time of the Anthropocene. P. 145. Здесь, в работе «Как отличить друзей от врагов во времена антропоцена», Латур подчеркивает, что эпоха антропоцена – неподходящее время, чтобы считать естественными процессами «великое ускорение» или алчность и жажду эксплуатации, присущую капиталистической рыночной системе.

275

Steffen et al. The Trajectory of the Anthropocene.

276

Тем не менее следует признать, что социалистические страны наносили окружающей среде не меньший ущерб, чем капиталистические, ставя на первое место материальное благосостояние своих граждан. Ср. Hamilton C. Theories of Climate Change // Australian Journal of Political Science. 2012. Vol. 47 (4). P. 722 n.

277

Moore J. W. Kryzys ekologiczny czy ekologicznie-światowy? // Praktyka Teoretyczna. 2014. Vol. 4 (14). P. 261.

278

По словам Джейсона М. Мура и Альфа Хорнборга, понятие капиталоцена ввел Андреас Мальм на одном из своих семинаров в 2009 году. Moore J. W. (ed.). Anthropocene or Capitalocene? Nature, History, and the Crisis of Capitalism. Oakland: PM Press, Kairos, 2016. P. xi, 5; Hornborg A. The Political Ecology of the Technocene // Hamilton C., Bonneuil C., Gemenne F. (ed.). The Anthropocene and the Global Environmental Crisis. Rethinking Modernity in a New Epoch. London, New York: Routledge, 2015. P. 67. Note 4. С 2012 года его начали употреблять Донна Харауэй и Джейсон Мур.

279

Moore J. W. The Capitalocene. Part I: On the Nature & Origins of Our Ecological Crisis. P. 3: http://www.jasonwmoore.com/uploads/The_Capitalocene__Part_I__June_2014.pdf.

280

См. Castree N. The Anthropocene and the Environmental Humanities. P. 235.

281

Stengers I. Accepting the Reality of Gaia. P. 138.

282

Moore J. W. Introduction // Moore J. W. (ed.). Anthropocene or Capitalocene? Nature, History, and the Crisis of Capitalism. Oakland: PM Press, Kairos, 2016. P. 3. Как отмечает Мур, в 1990‐е годы такой же интерес вызвало понятие глобализации. Думаю, оба понятия – «антропоцен» и «глобализация» – достаточно универсальны, чтобы выполнять функцию унификации.

283

McNeill J. R. Has Humanity Pushed Earth into a New Geological Epoch – the «Anthropocene»?

284

См. Chakrabarty D. The Anthropocene and the Convergence of Histories. P. 50.

285

Hamilton C. Defiant Earth. P. 30–31. Автор обращает внимание и на то, что именно беднейшие слои населения (как в развивающихся, так и в развитых странах) в наибольшей мере ощущают на себе негативные последствия антропоцена. Как саркастически замечает Хэмилтон, замена названия «антропоцен» на «капиталоцен» и даже «ктулуцен» не принесет облегчения живущим в нищете людям в развивающихся странах, которые принимают на себя удар погодных аномалий и другие негативные последствия климатических изменений. Hamilton C. Defiant Earth. P. 65, 93. Нужно что-то более существенное.

286

Hamilton C. Defiant Earth. P. 59.

287

Папа Римский Франциск. Энциклика Laudato Si’. О заботе об общем доме. М.: НО Издательство Францисканцев, 2015. Пункт 217. С. 165.

288

В русскоязычных публикациях нет устоявшегося эквивалента термина wicked problem: можно встретить варианты «зловредная», «коварная», «злая» и т. д. В книге это понятие переведено как «коварная проблема». – Прим. пер.

289

Rittel H. W. J., Webber M. M. Dilemmas in General Theory of Planning. Policy Sciences // 1973. Vol. 4. P. 155–169.

290

IPCC. Climate Change 2014: Synthesis Report.

291

См. http://www.thelancet.com/climate-change.

292

Robinson M. Why Climate Change Is a Threat to Human Rights? TED talks. 2015: http://www.ted.com/talks/mary_robinson_why_climate_change_is_a_threat_to_human_rights#t-675936. Первую резолюцию (№ 7/23) по вопросу прав человека и изменения климата ООН приняла 28 марта 2008 года. Kaniewska M. Etyczno-prawne aspekty zmian klimatycznych. S. 121.

293

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

294

Ср. Irwin R. Introduction. P. 12.

295

См. Carty T., Magrath J. Growing Disruption. Climate Change, Food, and the Fight Against Hunger. London: Oxfam, 2013.

296

Ср. Angus I. Facing the Anthropocene. P. 176.

297

См. Webb D. Thinking the Worst. The Pentagon Report // Cromwell D., Levene M. (ed.). Surviving Climate Change. London: Pluto Press, 2007. P. 59–81; Wright S. Preparing for Mass Refugee Flows. The Corporate Military Sector // Cromwell D., Levene M. (ed.). Surviving Climate Change. London: Pluto Press, 2007. P. 102–122; Dyer G. Climate Wars. Toronto: Random House, 2008; Speth J. G. The Bridge at the Edge of the World. P. 31 n.; Welzer H. Climate Wars. What People Will be Killed for in the 21st Century. Cambridge: Polity Press, 2012; Stern N. The Global Deal. P. 56–57.

298

Crist E., Rinker B. H. One Grand Organic Whole. P. 14.

299

О том, что в плане климатических изменений мы подошли на опасно близкое расстояние к критическому порогу, предупреждают самые заметные сторонники решительной климатической политики, в том числе Джеймс Хансен (см. Hansen J. et al. Climate Impact of Increasing Carbon Dioxide // Science. 1981. Vol. 213. P. 957–966), Джеймс Густав Спет (основатель Совета по защите природных ресурсов, в прошлом – советник Джимми Картера и Билла Клинтона, а также руководитель направления международного развития в ООН, главный экономист и вице-президент Всемирного банка) и Николас Стерн, бывший главный экономист Европейского банка реконструкции и развития. Стерн пишет: «Мы не можем ждать климатического кризиса, а потом пытаться с ним справиться. Чтобы избежать катастрофы, мы должны предупредить ее». Stern N. The Global Deal. P. 3.

Загрузка...