Эннеаграмма —это больше, чем очередной тест-однодневка . Современная Эннеаграмма, берущая начало еще в XIV столетии, помогла тысячам людей обрести себя и свои жизненные цели. Это не только интересный способ самопознания, но и неиссякаемый источник вдохновения, стимулирующий нас к преображению.
Понимание концепции Эннеаграммы поможет вам научиться принимать важные решения, такие, как выбор подходящей профессии или образа жизни. Узнавая об отличительных чертах своего типа, вы можете осознать , например, что для вас было бы благоприятно более спокойное окружение, или что вашим талантам удалось бы раскрыться в полной мере в работе, предполагающей более тесное общение с людьми. Вы можете обнаружить привычки, которые мешают вам быть самим собой, и с течением времени избавиться от них.
Эннеаграмма также может быть полезна для понимания других людей. Зная их типы личности, вы сможете лучше понимать членов своей семьи, улаживать конфликты с партнером, эффективнее взаимодействовать с коллегами. Содержащийся в Эннеаграмме кладезь мудрости позволяет психотерапевтам, персональным инструкторам, бизнес-консультантам и духовным наставникам использовать эту концепцию для помощи своим подопечным.
В этой главе мы немного расскажем об истории превращения Эннеаграммы из древнего символа в активно применяемый на практике духовно-психологический инструмент, рассмотрим значение разных частей символа . Для получения общего представления о девяти типах Эннеаграммы мы перечислим ключевые мотивации, таланты и трудности, характерные для каждого из них. Читая эту книгу, вы погрузитесь в глубины человеческой психики и узнаете, как использовать полученные знания для собственного личностного роста.
По некоторым сведениям, девятиугольный символ Эннеаграммы пришел к нам из суфизма, мистического ответвления ислама. Он завоевал популярность на Западе в начале XX века благодаря русскому духовному учителю Г. И. Гурджиеву. Он преподносил учение Эннеаграммы как умение понимать движения и изменения, составляющие духовное измерение человеческой жизни. Эннеаграмма легла в основу некоторых из сакральных танцев Гурджиева, которым он также обучал своих наперсников. Эти танцы, состоящие из строго определенных движений, были направлены на формирование в учениках таких качеств, как внимательность и осознанность. При этом центральным аспектом учения Гурджиева было определение «ключевой черты характера» каждого ученика, на которой строилась основная модель психодинамического поведения, препятствующая «пробуждению». Философ использовал эти сведения для индивидуального подхода к ученикам, особым образом направляя каждого из них по пути духовного роста. В результате они должны были достичь баланса умственных, физических и эмоциональных способностей.
В рамках Эннеаграммы боливийский философ и духовный учитель Оскар Ичазо сформулировал теорию о том, что у каждого человека есть слабое место, которое он сам считает недостатком, пороком. В 1950-х годах Ичазо разработал систему типов личности, которая послужила основой для современного учения Эннеаграммы. Его система была основана на противоположностях: каждому из девяти типов личности он присвоил Порок (эмоциональный дисбаланс) и Добродетель.
В 1970-х годах психиатр Клаудио Наранхо продолжил развивать идеи Ичазо. Он описывал психодинамику и индивидуальные патологические склонности каждого типа. Наранхо закрепил за всеми типами личности мотивации, когнитивные предрассудки и невротические тенденции, такие как нарциссизм или сценические черты. Кроме того, он был первым, кто использовал групповой метод обучения Эннеаграмме. Он разделял учеников по типовому признаку и задавал им вопросы. Это позволяло и ученикам, и самому Наранхо больше узнавать о разных типах личности. К примеру, он отбирал группу людей, относивших себя к Первому типу, и задавал им вопросы, которые подчеркивали особенности этого типа. Этот подход к изучению Эннеаграммы широко используется и в наши дни.
В Беркли, штат Калифорния, Наранхо передавал ученикам знания об Эннеаграмме и продолжал работать над ее развитием. Его взгляды просочились в круги студентов-иезуитов и с этого момента начали
распространяться с удивительной скоростью. Первое поколение авторов работ об Эннеаграмме по большей части было воспитано на разработках Наранхо. Мария Бисинг, Роберт Ногосек и Патрик О'Лири опубликовали первую книгу об Эннеаграмме как системе типологии личности в 1984 году под названием The Еппеадгатт. За ней последовали другие книги. О многих из них вы, возможно, слышали—например, о книге Дона Рисо Personality Types и труде Хелен Палмер The Enneagram: Understanding Yourself and
Others in Your Life.
Рисо и Палмер стали ведущими специалистами в этой области и основателями самой известной в мире школы Эннеаграммы. Дон Рисо дополнил описания психологических особенностей каждого типа. Он сформировал концепцию девяти Уровней Развития Личности, различая здоровое, среднее и нездоровое проявление типов. Они охватывают весь спектр человеческого потенциала, от оптимального функционирования до психологической патологии. Рисо также основал Институт Эннеаграммы и совместно с Рассом Хадсоном работал над развитием своей теории. Современница Рисо, Хелен Палмер, продолжила писать книги о практическом применении Эннеаграммы и основала Нарративную Традицию. В своей школе Палмер вместе с партнером Дэвидом Дэниэлсом усовершенствовала групповой метод обучения Наранхо, который предполагал объединение в группы людей одного типа. Они использовали свои личные истории, что позволяло им лучше узнать собственный тип и способствовало духовному исцелению участников группы. Знания об Эннеаграмме вышли за пределы эзотерического мировоззрения и стали достоянием общественности. По всему миру психотерапевты, консультанты и бизнес-тренеры начали использовать ее в работе с клиентами. Поскольку наша преподавательская деятельность сертифицирована и одобрена Институтом Эннеаграммы, его психодинамический подход сильно повлиял на наше понимание концепции. Мы обучались вместе с другими профессионалами в области Эннеаграммы, которые сегодня применяют ее в различных сферах—от административного коучинга до гипноза. В следующих главах мы расскажем вам о разнообразных областях применения Эннеаграммы.
Несмотря на внешнюю простоту символа Эннеаграммы, состоящего из линий, кругов и цифр, существует множество способов его интерпретации. Большинство из нас знает, как выглядит символ. Давайте же рассмотрим его значение.
КРУГ. Девять точек символа Эннеаграммы (каждая из которых представляет один из девяти типов) расположены на окружности. Круг символизирует единство, показывая, что все девять Эннеатипов связаны друг с другом.
ТРЕУГОЛЬНИК. Расположенный в центре окружности, Треугольник соединяет три точки. Он отображает динамичное взаимодействие трех сил. Две из них противоположны друг другу, третья точка или сила представляет собой синтез или золотую середину, которая их объединяет. В Треугольник входят три типа Эннеаграммы— Третий, Шестой и Девятый.
ГЕКСАДА. Шестиугольная фигура неправильной формы объединяет остальные шесть точек. Она иллюстрирует динамичность и перемены. Несмотря на то что у каждого из нас есть ведущий тип личности, мы находимся в постоянном движении. В состав гексады входят следующие типы: Первый, Второй, Четвертый, Пятый, Седьмой и Восьмой.
ЦИФРЫ. Цифры, расположенные около окружности, представляют собой девять Эннеатипов. У каждого типа есть глубинная мотиващия (Порок), определяющая его поведение. Каждый человек обладает чертами всех типов. При этом один из типов является основным. Основной тип предопределяет восприятие, поступки человека и его отношение к миру.
СТРЕЛКИ ЭННЕАГРАММЫ
Многие из типов Эннеаграммы на схеме связаны между собой с помощью стрелок. Эти стрелки следуют четкой структуре, отражающей переходы в состоянии стресса и комфорта, а также направления личностного роста. Следуя направлению, указанному стрелкой, мы перенимаем некоторые черты этого типа. Движение по стрелкам не имеет ограничений и может происходить несколько раз за день.
Стрелки, указывающие назад, ведут к типам, в которые человек переходит в состоянии стресса или дискомфорта. Переход в Точку стресса дает нам передышку от наших обычных поведенческих моделей и предотвращает переключение на нездоровые уровни развития. Под влиянием сильного стресса некоторые люди могут оставаться в этой точке месяцами и даже годами.
Стрелки, указывающие вперед, ведут к Точкам комфорта, которые позволяют нам использовать модели поведения другого типа в течение некоторого времени . Такой переход обычно происходит в знакомой, безопасной ситуации или когда мы находимся на здоровых уровнях развития. Точки комфорта также называют Точками Интеграции. Мы интегрируем в свою личность качества другого типа, которые помогают нам достичь баланса—такие, как уверенность или организованность. Для достижения духовного роста нам необходимо изо дня в день взращивать в себе эти черты.
Все типы Эннеаграммы могут быть разбиты на несколько различных триад —то есть групп, каждая из которых состоит из трех типов. Триады группируются по принципу сходных черт между типами, таких как их основной вид интеллекта, стиль общения, стиль разрешения конфликтов и объектные отношения. Ниже дано краткое описание триад, их особенностей и значения.
Три центра
Девять типов Эннеаграммы представлены тремя разными центрами интеллекта: Центром Живота, Центром Сердца и Центром Головы. Находясь в состоянии равновесия, мы одинаково хорошо оперируем всеми тремя центрами и используем их, что позволяет нам достичь огромной силы.
В распоряжении каждого из нас находятся все три центра интеллекта. Однако лишь один из них является ведущим и определяет сильные и слабые стороны нашей личности. Ввиду этого с ним связано больше всего злоупотреблений.
ЦЕНТР ЖИВОТА отвечает за наше тело и физические инстинкты. Стараясь замечать и правильно трактовать испытываемые нами телесные ощущения, мы повышаем свой соматический интеллект. Когда мы прислушиваемся к своим физическим инстинктам, то чувствуем себя сильными, физически устойчивыми и живущими здесь и сейчас. В то же время, отдаляясь от Центра Живота, мы теряем стабильность и умение отстаивать свои интересы. К Триаде Живота относятся Первый, Восьмой и Девятый типы. В здоровом состоянии эти типы могут похвастаться независимостью и крепкими физическими границами. В нездоровом состоянии им кажется, что они должны защищать свои права, и они ожесточенно воюют с окружающими.
ЦЕНТР СЕРДЦА определяет нашу индивидуальность и наши жизненные ценности. Умение слушать свое сердце подразумевает высокий эмоциональный интеллект. Открывая сердце и прислушиваясь к чувствам, мы учимся сопереживанию и самосознанию, отпускаем боль ушедших дней. Пренебрегая Центром Сердца, мы отрываемся от своих чувств, и нам трудно понять, кто мы есть на самом деле.
В Триаду Сердца входят Второй, Третий и Четвертый типы. В здоровом состоянии они являются воплощением сочувствия и глубокого самоощущения. Выходя же из состояния равновесия, они пытаются развить свою индивидуальность в поисках одобрения окружающих их людей и сами сгорают от стыда за свои стремления и потребности.
ЦЕНТР ГОЛОВЫ отвечает за приобретение знаний и поддержку. Разум в состоянии покоя обеспечивает нам внутреннюю осознанность. Ясный ум дает возможность задействовать внутреннее знание—какой путь мы должны выбрать, двигаясь в будущее. Если Центр Головы недостаточно развит, наш разум будто затуманен, и мы движемся вперед, повинуясь указаниям извне, а не внутреннему путеводителю. Пятый, Шестой и Седьмой типы составляют Триаду Головы. Находясь в здоровом состоянии, эти типы отличаются ясным умом и у них хорошо развит внутренний голос. Теряя равновесие, они ищут безопасности вовне и страдают от повышенной тревожности и беспокойства.
Стили социального реагирования
Триады Хорни, как назвали их Дон Рисо и Расс Хадсон, описывают три стиля социального поведения, которым следуют разные типы Эннеаграммы в повседневной жизни. В основе концепции триад лежит исследование известного психотерапевта Карен Хорни. Она утверждала, что существует три основные направленности при решении конфликтов: против людей, навстречу людям и прочь от людей. Таким образом она выделила три типа: напористые , соответствующие и отстраняющиеся.
ТРИАДА НАПОРИСТЫХ. Третий, Седьмой и Восьмой типы характеризуются направленностью против людей в системе классических социальных стилей Хорни. Типы, использующие этот стиль, деятельны по своей натуре. Они буквально заставляют наш мир вращаться. Им важно предпринимать шаги и разрешать конфликты максимально быстро. Что касается межличностного общения, то благодаря настойчивости им легко вступать в противостояние и открыто высказывать свое мнение другим людям. В результате представителей этого типа порой считают грубыми и не щадящими чужих чувств.
ТРИАДА СООТВЕТСВУЮЩИХ. Первому, Второму и Шестому типам соответствует направленность навстречу людям в повседневной жизни. Представители этой триады очень обязательные и исполнительные, они превосходные «командные игроки». Они всегда стремятся оказать окружающим помощь и поддержку. На межличностном уровне эти люди излучают тепло и стремятся угодить окружающим, они интуитивно угадывают чужие желания и потребности. Иногда эти типы производят впечатление чрезмерно защикленных на сощиальных правилах общения, чем нередко раздражают окружающих.
ТРИАДА ОТСТРАНЯЮЩИХСЯ. Четвертый, Пятый и Девятый типы склонны к направленности прочь от людей. В щентре внимания этих типов находится их внутренний мир—нечто широкое, стратегическое и глобальное. В межличностном общении представители этой триады характеризуются вдумчивостью, наполненностью и часто (но не всегда) большей склонностью к интроверсии, чем представители двух других триад. Зачастую этим типам трудно выражать свое мнение и отстаивать интересы на публике. В результате окружающие попросту не догадываются об их потребностях и желаниях.
Стили разрешения конфликтов
Каждый из нас время от времени сталкивается с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями. Мы неосознанно реагируем на эти события в соответствии со своим типом Эннеаграммы. Выделяют три основных стиля реагирования в ситуациях, связанных с повседневными трудностями. Эти стили—компетентный подход, эмоциональное реагирование и позитивный взгляд—формируют группы, которые Рисо и Хадсон назвали Гармоничными триадами. Каждая из них обладает определенными сильными и слабыми сторонами, связанными со стилем реагирования в ситуации конфликта.
ТРИАДА КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА. Типы компетентного подхода—Первый, Третий и Пятый— обладают врожденным умением решать проблемы. Сталкиваясь с конфликтом или трудностями, они не теряют головы и мгновенно находят решение. Этим типам блестяще удается долгосрочное планирование. Они с упорством идут к намеченной цели и ведут к ней свою группу, не давая ей сбиться с пути. Недостаток этих типов состоит в их излишней сосредоточенности и эмоциональной закрытости. Разрешая конфликты аналитическим способом, они избегают как выражения эмоций, так и позитивного взгляда на ситуацию. Следовательно, при поиске решения эти типы не принимают во внимание эмоциональную сторону и широкий контекст происходящего. Из-за этого некоторые их решения оказываются менее эффективными, чем могли бы быть.
ТРИАДА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ. Типы эмоционального реагирования—Четвертый, Шестой и Восьмой – иску сны в проявлении чувств и эмоций. В сложной, конфликтной ситуации им требуется прежде всего выплеснуть чувства, обозначив свои потребности, и получить эмоциональный отклик от окружающих. Это позволяет им избавиться от накопившегося напряжения и освободить путь для движения вперед. Обратной стороной медали являются трудности, испытываемые этими типами в процессе движения. Проявление эмоций, безусловно, продуктивно в качестве первой реакции на конфликт. Однако велика вероятность попадания в спираль бесконечных переживаний и эмоций, мешающих найти правильное решение или увидеть ситуацию в позитивном свете.
ТРИАДА ПОЗИТИВНОГО ВЗГЛЯДА. Типы позитивного взгляда – Второй, Седьмой и Девятый— способны обернуть любую трудность себе во благо. Их отличает широта взглядов—ни одна проблема не кажется им стоящей переживаний. Видя во всем позитивные моменты и сохраняя надежду в трудные времена, они никогда не падают духом и продолжают идти вперед. Однако у этого подхода есть и негативный аспект—типы позитивного взгляда зачастую отрицают само наличие проблемы. Отрицание мешает им осознать свои чувства и найти ее решение. Со временем конфликт только усугубляется и разрешить его становится гораздо сложнее чем если бы это было сделано сразу при его возникновении.
Триады объектных отношений
Все мы определенным образом относимся к окружающим нас людям. Это отношение в основном закладывается в нас с детства на бессознательном уровне. Впервые виды объектных отношений были описаны в рамках психодинамической теории и разделены на три группы: привязанности, отвержения и огорчения. В каждой из триад превалирует определенный вид отношения к людям. Когда он начинает преобладать над нашим разумом, нам становится трудно вести себя в отношениях осознанно. Узнав, какой вид объектных отношений является для нас ведущим, можно понять, когда мы ведем себя осознанно , а в каких случаях нашим поведением управляют психологические механизмы самозащиты.
ТРИАДА ПРИВЯЗАННОСТИ отражает наше желание удержать то, к чему мы привыкли и чего желаем. Третий, Шестой и Девятый типы сосредоточены на сохранении определенного внутреннего состояния . Это может быть как внимание к чужим желаниям, так и стремление к одобрению и поддержке и ощущение внутреннего спокойствия. Защитные механизмы этих типов направлены на сохранение привычного порядка вещей.
ТРИАДА ОТВЕРЖЕНИЯ отражает стратегии, применяемые для выживания в мире. Второму, Пятому и Восьмому типам кажется, будто бы они отвергнуты миром и должны принести другим какую-либо пользу. Они предлагают людям свои любовь и помощь, знания и опыт, силу и защиту. Защитные механизмы этих типов направлены на получение одобрения и принятия, но при этом предполагается, что достичь этого так и не удастся.
ТРИАДА ФРУСТРАЦИИ описывает попытки получить желаемое от мира. Первый, Четвертый и Седьмой типы постоянно испытывают огорчение, поскольку их желания никогда не бывают в полной мере удовлетворены. Причиной расстройства могут стать аморальность этого мира, несовершенство окружающих людей или недостаток радости и удовольствий. Защитные механизмы представителей триады огорчения влекут их к недостижимому идеалу, вместо того чтобы наслаждаться происходящим.
ПРОХОЖДЕНИЕ ТЕСТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕГО ТИПА
В этой книге нет теста на определение типа личности. Зато в ней содержится краткое описание каждого из Эннеатипов, которое, вероятно, сможет указать на ваш тип. Если вы еще не знаете, к какому типу относитесь, то можете воспользоваться перечисленными ниже ресурсами, прежде чем продолжить читать эту книгу.