В мире реальности ничто не является более ценным или менее ценным. Идея ценности привнесена умом. Ничто не является красивым, ничто не является уродливым. Вещи такие, какие они есть. Но когда вы находитесь на поверхности и смешиваете факты с представлениями, вы как бы начинаете говорить: «Это мое преставление о прекрасном. Это мое преставление об истине, о добре», – и тогда все искажается. Когда вы движетесь к центру и ум оставлен в одиночестве, вы из центра наблюдаете ум и больше не отождествляетесь с ним. Постепенно все преставления исчезают. Ум становится кристально чистым. И в зеркале, в трехмерном зеркале ума, отражается весь мир: познаваемое, познающий и познание, объект, субъект и восприятие; воспринимающий, восприятие и воспринятое.
Вначале ученик не способен выявить различия между настоящими знаниями, знаниями, основывающимися на словах, и знаниями, основывающимися на рассуждениях или чувственном восприятии.
Реальное знание – это знание, которое случается, когда ум вообще не искажает, когда ум полностью исчез. Он стал таким прозрачным, что есть ли он здесь или его нет, не важно. В половинчатом состоянии ученик находится в очень глубоком смущении. Смущение приходит потому, что что-то из реального, что-то из его знания, которое он накопил в прошлом: из слов, писаний, учений, также присутствует. Что-то, исходящее из него самого, рассуждает, что правильно и что неправильно, что истинно и что неистинно, и какая-то информация поступает от его органов чувств – глаз, ушей, носа – и все смешивается в фантасмагорическую картину. В этом состоянии любой может сойти с ума.